Британская карикатура XVIII - начала XIX вв

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:48, доклад

Краткое описание

Карикатура явилась специфической особенностью английского искусства 18 и начала 19 вв. Англий никогда еще не достигала такого самостоятельного значения в искусстве, как в этой области.
Распространение карикатуры связывают с королем Георгом III, правившим с 1760-1820 гг.

Файлы: 1 файл

Английская карикатура XVIII- начала XIX вв.docx

— 24.73 Кб (Скачать)

Британская карикатура XVIII – начала XIX  века

Карикатура явилась специфической  особенностью английского искусства 18 и начала 19 вв. Англий никогда еще  не достигала такого самостоятельного значения в искусстве, как в этой области.

Распространение карикатуры связывают с королем Георгом III, правившим с 1760-1820 гг. В народе он прослыл тупым и ограниченным человеком. Но все же он старался активно вмешиваться в политику государства, что, в основном, приводило к печальным последствиям. Он послужил толчком, если не виновником, отделения штатов от Англии. В остальном же, все значимые события прошли мимо него: промышленный переворот, Великая французская революция, война с Наполеоном, зарождение классовой борьбы, обострение классовой борьбы. Его тупоумие и скупость, мелочное любопытство и нелепые выходки послужили пищей для бесчисленного количества карикатур.

В первой половине XVIII в изобразительном искусстве на борьбу с аристократическими условностями выступает крупнейший представитель буржуазного искусства Уильям Хогарт. Его целью было перевоспитание общества при помощи моральный поучений, рассказанный в длинных сатирических сериях картин и гравюр. Одной из наиболее удачной карикатурой Хогарта стал портрет Джона Уилкса – его бывшего друга, между которыми возникла полемика. На портрете были подчеркнуты все моральные и физические недостатки Уилкса. На ближайшие двадцать лет именно такой упрощенный портрет становится господствующем в жанре.

Джеймс Гилрей

Особенно распространены были портретные карикатуры Джеймса  Гилрея. Английские буржуазные критики называли его «принцем карикатуры». Среди масс неподписанных карикатур того времени его рисунки можно было с легкостью отличить от других по силе и своеобразию рисунка и оригинальности замысла. Он вырос в бедной семье, учился на резчика по металлу, потом сбежал с труппой бродячего цирка и вернулся уже учеником Академии художеств.

С конца 1770-х годов Гилрей почти полностью переключается на карикатуру, посвящая большую часть своего творчества политической сатире. Его листы печатались и продавались по преимуществу у лондонской издательницы Х.Хемфри. Очень быстро за ним закрепляется слава излюбленного карикатуриста англичан. Общепонятность, прямолинейность и здоровый грубоватый юмор делали его карикатуры доступными в понимании всем. Его картины постоянно привлекали множество народа. Толпы людей собирались у издательского дома миссис Хемфри, чтобы посмотреть на новое произведение. 
 
1780-1800-е годы были насыщены важнейшими историческими событиями: это и промышленный переворот в Англии, и Великая французская революция, и война Англии с революционной Францией. Нужно учесть и специфику английского общества, во главе которого стояли Георг III, не обладавший почти никакой властью, и фактический правитель - премьер-министр Уильям Питт Младший, лидер партии тори. Бунтарские, порой революционные настроения, волновавшие англичан, находили своеобразный выход в карикатуре, служили формой протеста. 
 
Среди многочисленной и разнообразной продукции Гилрея можно выделить, например, лист "Грех, Смерть и Дьявол" (1791), в основе которого лежит знаменитая иллюстрация Г. Фюсли 1776 года к "Потерянному раю" Мильтона. Но если в своем романтическом изображении Фюсли говорит высоким языком античных образов, то у Гилрея действуют три ужаснейших персонажа, наделенных чертами портретного сходства: премьер-министр Питт - Смерть, в короне, королевской мантии и со скипетром вместо копья, королева Шарлотта - Грех на чешуйчатых хвостах вместо ног и со змеями на голове и канцлер Тэрлоу - Сатана, со щитом и булавой, увенчанной короной. Битва происходит у преддверий ада, откуда клубами валит дым. Разумеется, два сановника борются за власть в государстве, а королева бросается разнимать их, в то же время, заслоняя Питта. Лист содержит развернутый пояснительный текст. 
 
На начитанного зрителя рассчитана и другая карикатура 1791 года, также использующая иллюстрацию Фюсли, на этот раз к "Макбету" У. Шекспира. Она даже имеет посвящение Фюсли. "Три ведьмы" - владычицы тьмы, в которых нетрудно узнать трех главных членов правительства: все того же Питта в центре, его друга Дундаса, правителя Шотландии, и Тэрлоу. На их лицах озабоченность и раздумье, пальцы приложены к губам. Восходящая луна воплощает собой королевскую чету: темная ее часть - с лицом Георга III, погруженного в сон (намек на душевную болезнь), и тонкий серп с ласковой улыбкой королевы. В этом листе, при его литературности, гораздо более полно и объемно выражен замысел, чему способствует и отсутствие мелких деталей. 
 
Король и его семья часто служили объектом насмешек за политическое ничтожество и житейские недостатки. Известен лист Гилрея под названием "Пороки, не предусмотренные в новой прокламации", то есть в королевской прокламации против "изменнических сборищ и вредных писаний". Лист разделен на четыре части, и в каждой представлен один из пороков, воплощенный в образе члена королевской семьи ("Скупость", "Пьянство", "Игра", "Разврат"). 
 
Продолжала существовать и идущая от Хогарта традиция создания циклов гравюр назидательного содержания, где действие развивалось, как в театральной пьесе, от листа к листу с одними и теми же лицами. Этот прием, любимый веком Просвещения, применялся и Гилреем. 
 
Вскоре после того, как Англия, воспользовавшись казнью Людовика XVI, объявила Франции войну, появилась сюита из четырех гравюр под названием "Карьера Джона Булля" (1793). Вначале он показан в кругу семьи безмятежно дремлющим у очага с кружкой пива. Но вот объявлена война, и толстяк Булль, нарядившись в мундир, с ружьем в руке, покидает дом, смешно вышагивая и мечтая о славе, плачущая семья напрасно пытается его удержать. В его отсутствие военные налоги окончательно разоряют семейство, и под заклад идет весь домашний скарб. И, наконец, возвращение "героя" в опустошенное жилище - постаревшая жена и худые дети с ужасом отшатываются от стоящего в дверях истощенного одноногого и одноглазого калеки. Четыре листа серии никак нельзя назвать карикатурами - это очень меткие, колоритные изображения, полные юмора и глубокого сочувствия к персонажам. Гилрей здесь обошелся без аллегорических намеков. Избежал он и хогартовского недостатка - многословия в деталях. Лаконизм сюиты относится к ее достоинствам. 
 
В своем творчестве Гилрей касался различных сторон жизни Англии - ее внешней и внутренней политики, модных развлечений, туалетов, житейских коллизий. Масштаб и самобытность таланта позволили ему создать много по-настоящему точных, остроумных гравюр, которыми можно было бы проиллюстрировать рассказ об английском обществе последней четверти 18 - самого начала 19 века. Если же говорить о его политических взглядах, то это были взгляды человека, происходящего из самых низов общества. Однако радикализм его не был последовательным и не шел слишком далеко, что видно из работ, посвященных событиям французской революции.

Джордж Крукшенк

Крукшенк родился в Лондоне. Его отец, Исаак Крукшенк, был одним из ведущих карикатуристов конца 1790-х годов и Крукшенк начал свою карьеру как ученик и помощник своего отца. Ранние работы Крукшенка составляли, в основном, карикатуры, но в 1823 году, в возрасте 31 года, он начал фокусироваться на книжной иллюстрации.

В начале карьеры Крукшенк был известен своей социальной карикатурой на английскую жизнь для популярных изданий. Он достиг быстрого успеха, сотрудничая с Уильямом Хон в его политической сатире Политический Дом, который построил Джек (1819).

Его первая крупная работа - жизнь Пирс Иган в Лондоне (1821). За этим последовали Юмористический Альманах (1835-1853) и Омнибус (1842). Старый Людовик XVIII примеряет сапоги Наполеона (1823).

Также приобрели известность с его политической офорты, которые насмехались над королевской семьей и ведущими политиками. В 1820 году он получил королевское взятку в 100 фунтов стерлингов на обещание «не рисовать Его Величество" (George IV) "в любой неподобающей ситуации".

Крукшенк сменил, Джеймса Гилрея, как самый популярный сатирик Англии. Сатирический материал он брал из всех общественных событий - войн за рубежом, враги Англии (он был очень патриотической), развлечений, среди прочих качеств, таких, как страх и необычное в обычной жизни. Его враждебность по отношению к врагам Англии и жестокий расизм проявляется в его иллюстрациях поручено сопровождать История Уильяма Максвелла ирландского восстания в 1798 (1845), где его зловещие изображения инцидентов в восстании были характерны изображением ирландских повстанцев, похожих на обезьян .

Томас Роулендсон

Родился 4 июля 1756 в Лондоне. Хотя его имя в свое время было широко известно, о жизни мастера  сохранилось мало сведений. В 16 лет  благодаря состоятельным родственникам  он отправился изучать искусство  в Париж. Роулендсон искусно писал портреты и пейзажи, но бросил живопись ради карикатуры, дававшей ему средства к существованию. В его карикатурах социальные темы преобладают над политическими. Первые работы художника в этом жанре датируются 1774. Роулендсон много путешествовал по Англии и Европе, изучая жизнь таверн и игорных домов, которую запечатлел в своих произведениях. Выработанный им стиль позволял подчеркнуть объемность форм, а также острее выявить особенности характеров персонажей. Свои слегка подкрашенные акварелью рисунки он делал тростниковым пером. Роулендсон писал также акварельные пейзажи и жанровые сценки. Его офорты имели вид беглых набросков, он использовал акватинту, раскраску и другие приемы.

Среди наиболее значительных работ Роулендсона – офорты  Лондонский микрокосм (1808, вместе с Пьюджином); Путешествие доктора Синтакса в поисках живописного (1812); Английская пляска смерти(1815–1816).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_____________________________________

*Прим. Офорт (фр. eau-forte — азотная кислота, буквально — «крепкая вода»), также аквафорте (итал. acquaforte) — разновидность гравюры на металле, техника станковой графики глубокой печати, позволяющая получать оттиски с печатных форм («досок»), в процессе работы по созданию изображения на которых производится травление поверхности кислотами.


Информация о работе Британская карикатура XVIII - начала XIX вв