Культура Казахстана в XVIII - нач. XX вв

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 13:49, реферат

Краткое описание

1. Развитие народного образования в Казахстане
2. Научное изучение края и наука Казахстана.
3. Казахская письменная литература
4. Музыкальное наследие казахского народа
5. Материальная культура казахов

Файлы: 1 файл

КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА В XVIII.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА В XVIII - нач. XX вв. 

Вопросы 

1. Развитие народного  образования в Казахстане 

2. Научное изучение  края и наука Казахстана. 

3. Казахская  письменная литература 

4. Музыкальное  наследие казахского народа 

5. Материальная  культура казахов 

  

1. Разрушение  традиционных устоев казахского  социума и складывание новых  общественно-политических отношений  привели к изменениям  в культурной  и духовной жизни народа. В  период, когда Казахстан стал  объектом интересов России, Англии, Франции и других государств, возросло экономическое освоение края, в общественном сознании прочно утвердилось понимание необходимости овладения достижениями науки, техники, культуры. 

Наиболее просвещенные представители народа добровольно  взяли на себя великую миссию учителей, своими знаниями способствовали развитию культуры края. Просторы для сохранения и воспроизводства прежних обычаев, традиций, нравов были значительно ограничены, но в тоже время появились новые социокультурные ценности и ориентиры. 

В Казахстане народное образование развивалось по двум направлениям: религиозному и светскому. Религиозное направление представляли мектебы и медресе, содержавшиеся на средства родителей. Обучение велось на арабском алфавите. Еще в XIX в. Ч. Валиханов с горечью писал о тяжелом положении аульных мектебов, где учительствовали в основном татарские муллы: «Чудовищная фанатика, мертвая схоластика и ни одной реальной мысли». 

В начале XX в. мектебы  перестали удовлетворять возросшие  запросы времени. Началось движение за реформирование конфессиональной школы, организаторами которого выступили джаддисты. Они предлагали заменить буквослагательный метод обучения звуковым, доказывали необходимость преподавания в мектебах светских дисциплин — арифметики, географии, естествознания, истории и др. Тем не менее новометодные мектебы не получили широкого распространения. 

В системе религиозного образования большим влиянием пользовались медресе. Они готовили мулл, преподавателей мектебов и функционировали, как  правило, при мечетях. В зависимости  от типа медресе определялся срок обучения — от трех до четырех лет. Наряду с изучением ислама учащиеся получали сведения по философии, астрономии, истории, лингвистике, медицине, математике. 

Из этой среды  вышли крупнейшие деятели казахской  культуры А. Кунанбаев, С. Торайгыров, М. Жумабаев, Б. Майлин и др. 

Учебные заведения  светского характера открылись  после присоединения края к России. Они готовили чиновников для колониального  аппарата, переводчиков, учителей, медиков. Так, в 1786 г. в г. Омске открылась  Азиатская школа, в 1789 г. — правительственная школа при меновом дворе г. Оренбурга. Эти учебные заведения обучали детей, в том числе и казахских, профессиям переводчика, писаря. Военных специалистов и административных чиновников готовили Неплюевский кадетский корпус, открытый в 1825 г. в г. Оренбурге и Омский кадетский корпус, основанный в 1846 г. 

Первая казахская  светская школа начала функционировать  с 1841 г. в Букеевской Орде по инициативе хана Джангира. Ученики этой школы  изучали русский язык, математику, географию, восточные языки, а также религию — ислам. Следующим учебным заведением для казахских детей стала семилетняя школа при Пограничной комиссии в г. Оренбурге. 

В 1850 г. при Оренбургской Пограничной комиссии открылась  другая светская школа. За 19 лет существования она выпустила 48 человек. В 1857 г. школу успешно закончил И. Алтынсарин. 

В последней  трети XIX в. открылись городские училища, приходские училища, прогимназии, русско-казахские  и русско-туземные училища и школы, аульные школы и школы первоначальной грамотности. Они содержались за счет государства и выполняли роль начальных учебных заведений. В Букеевской Орде создавались старшинские школы. Учителями в них были казахи, окончившие курс двухклассного училища и сдавшие экзамен в учительской семинарии на звание учителя. С 1898 по 1914 г. количество начальных школ в Казахстане выросло с 730 до 1988, а численность учащихся в них — с 29,1 тыс. до 101 тыс. человек. 

Медленно расширялась  сеть средних учебных заведений  — реальных училищ, мужских и женских гимназий. В 1914 г. их насчитывалось 12 с численностью учащихся 4 тыс. человек. Прогрессивным явлением в постановке школьного дела стало развитие женского образования. Благодаря стараниям И. Алтынсарина в 1887 г. было открыто женское училище в Иргизе. В 1890—1896 гг. открылись русско-казахские женские училища в Тургае, Кустанае, поселке Карабутак, в Актюбинске. 

Глубокий след в истории просвещения и национальной школы оставил Ибрай Алтынсарин. Родился он в Кустанайской области. Рано потеряв отца, воспитывался у деда— бия Балхожи Жанбурчина, войскового старшины Оренбургской пограничной комиссии. 

После окончания  школы Алтынсарин около трех лет  работал писарем у своего деда, а затем в Оренбургском правлении  в качестве переводчика. В 1860 г. областное  правление поручило ему открыть начальную школу для казахских детей в Оренбургском управлении (Тургай) и назначило учителем русского языка. 

Воодушевленный  просветительскими идеями, он разъезжал  по аулам, разъясняя населению значение светского образования. Собрав у казахского населения средства, он приступил к строительству школы, торжественное открытие которой состоялось 8 января 1864 г. В школу записались 16 мальчиков, при школе был создан интернат. 

В 1879 г. Алтынсарин получил назначение на должность  инспектора. По его инициативе и при непосредственном участии была создана в Казахстане сеть народных светских школ, в частности центральные училища во всех уездных городах области. С этой целью он ездил по казахским аулам Тургайской области, собирал у населения средства, а затем открыл двухклассные русско-киргизские училища в Иргизском, Николаевском, Тургайском и Илецком уездах; уком­плектовал их учителями и учениками. Особое значение Алтынсарин придавал оборудованию училищ, созданию библиотек при каждой школе. Много сил и энергии он потратил на открытие ремесленных и сельскохозяйственных училищ, придавая исключительное значение в подготовке специалистов из среды коренного населения. 

Сам И. Алтынсарин написал для учащихся русско-казахских  школ два учебных пособия: «Киргизская хрестоматия» и «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку». В переводах из русских классиков, в оригинальных произведениях на казахском языке он пропагандировал идеалы демократического просветительства, плодотворно трудился для развития национальной литературы и культуры, в области формирования казахского литературного языка. 

Расширение школьного  образования и сдвиги в социально-экономическом  облике казахского общества, как никогда  остро поставили вопрос о подготовке кадров специалистов. Первыми профессиональными учебными заведениями были Туркестанская учительская семинария, основанная в 1879 г., и Оренбургская казахская учительская школа (1883 г.) Позже учительские семинарии открылись в Актюбинске, Верном, Семипалатинске, Уральске. Эти учебные заведения подготовили за весь дооктябрьский период 300 учителей-казахов. 

В XIX в. открылись  сельскохозяйственные и фельдшерские школы, откуда выходили специалисты  со средним образованием. 

  

2. С принятием  казахами российского подданства научное изучение края прочно вошло в круг деятельности центральных государственных структур и различных отрядов исследователей. В Казахстане сложилась, хотя и разрозненная, сеть научных учреждений. Сближение и взаимопроникновение культур России и казахского народа обогатили в конечном счете общечеловеческую цивилизацию новыми открытиями, идеями и именами. Общение с передовыми представителями российской науки способствовало становлению Ч. Валиханова как ученого мирового уровня. Многие русские исследователи создали свои фундаментальные труды на основе материалов казахского фольклора, музыки, устной историографии, этнографии. 

Первые попытки  комплексного изучения Казахстана, предпринятые Россией в XVIII в., связаны с именем М. В. Ломоносова. Он был инициатором организации экспедиционных исследований территории края и создания его географических карт, способствовал проведению научных поисков по истории, лингвистике, экономике и этнографии казахов. 

В 1769 г. одну из первых экспедиций возглавил П. С. Паллас. Маршрут ее проходил через Симбирск, Оренбург, Илецк, Орск, Яицкий городок, Гурьев,  Уфу. Результатом экспедиции стал труд П. С. Палласа «Путешествие по разным провинциям Российской империи» в трех частях (Спб. 1773). В 1769—1772 г. И. Рычков провел в составе войск работу по сбору сведений на территории Кара Тургая, Тургая, Тирсаккана, Ишима, крепостей Усть-Уйская, Крутоярская, Троицкая. Позднее вышел его труд «Дневные записки путешествия капитана И. Рычкова в киргиз-кайсацкие степи в 1771 г.» (1772). 

Аналогичная работа проводилась и в последующие годы. Она позволила собрать сведения по самому широкому кругу проблем, связанных с принятием казахами русского подданства, торговлей, развитием производительных сил края, скотоводства и земледелия, социальной структурой казахского общества и его политическим устройством. 

Крупным итогом изучения Казахстана русскими учеными  явился выход в свет книги А. И. Левшина «Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких орд и  степей» в трех частях (1832). Казахская  проблематика занимала значительное место в работах В. В. Вельяминова-Зернова, И. В. Мушкетова, В. В. Радлова, П. П. Семснова-Тян-Шанского и многих др. 

Разностороннюю  деятельность по изучению Казахстана развернули научные общества. В 1867 г. было открыто Оренбургское отделение Русского географического общества, где сотрудничали А. Алекторов, И. Алтынсарин, А. Добросмыслов, И. Крафт и др. Отделение занималось изучением географии, истории, этнографии, естествознания и статистики края, издавало «Записки» и «Известия». При нем работала библиотека, постоянно пополнявшаяся за счет обмена изданиями из других городов и государств. 

Во второй половине XIX в. изучением Туркестанского края активно занимались Общество сельского  хозяйства, кружок любителей археологии и истории Востока, Общество любителей естествознания, антропологии и востоковедения, а также образовавшийся в 1896 г. Туркестанский отдел РГО. В 1877 г. было основано Западно-Сибирское отделение РГО, позднее — его Семипалатинский подотдел, с которым сотрудничал А. Кунанбаев. 

Выдающимся исследователем нового поколения стал Ч. Ч. Валиханов (1835—1865). До 12 лет Чокан учился в  частной школе. Уже тогда проявились его способности. Осенью 1847 г. Чокан  поступил в Омский кадетский корпус, где учащиеся получали знания по многим общеобразовательным дисциплинам: географии, истории (России и всеобщей), русской и западной литературе, основам философии, зоологии и ботанике, физике, математике, геодезии, строительному искусству и основам архитектуры. Здесь он познакомился с произведениями Палласа, Рычкова и других исследователей. В период пребы­вания в Омске неизгладимое впечатление произвела на него встреча с выдающимся русским писателем Ф. М. Достоевским и его другом революционером-демократом С. Ф. Дуровым. 

В 1853 г. после  окончания кадетского корпуса Ч. Валиханова направляютна службу в Сибирское казачье войско. Вскоре в качестве адъютанта он сопровождал генерал-губернатора Западной Сибири Гасфорта в поездке от Омска до Заилийского Алатау, во время которой он собрал и записал большое количество исторических преданий, легенд и песен. 

Весной 1856 г. Ч.Ч,Валиханов  знакомится с П. П. Семеновым, высоко оценившим его научные интересы и направившим их на изучение актуальных проблем востоковедения. В том  же году Чокан Валиханов участвовал в двух экспедициях от Ала-Куля к Центральному Тянь-Шаню, на озеро Иссык-Куль; в Кульджу с дипломатическим поручением. 

В 1857 г. Валиханов  вновь совершает поездку к  алатауским киргизам, где находясь среди кочевий, изучал их жизнь и  обычаи, историю, этнографию, устное народное творчество. В этой поездке он записал отдельные части киргизского эпоса «Манас». Во время экспедиции на Иссык-Куль, Валиханов, наряду с научными данными, собрал большую коллекцию древностей. Результатом поездок явились законченные историко-этнографические произведения: «Дневник поездки на Иссык-куль», «Западная провинция Китайской империи и г. Кульджи», «Записки о киргизах». Научная деятельность Валиханова привлекла внимание Русского географического общества, которое в феврале 1857 г. избрало его действительным членом. 

Информация о работе Культура Казахстана в XVIII - нач. XX вв