Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 13:49, реферат
1. Развитие народного образования в Казахстане
2. Научное изучение края и наука Казахстана.
3. Казахская письменная литература
4. Музыкальное наследие казахского народа
5. Материальная культура казахов
Новым этапом научной
деятельности Чокана Валиханова стала
конфиденциальная поездка в Кашгарию
в 1858 г. он написал знаменитый труд:
«О состоянии Алтышара, или шести
восточных городов Китайской
провинции Нан Лу (Малой Бухарии)
(1858—1859 гг.).» Труд был высоко оценен востоковедами
России и за ее пределами и вскоре издан
на английском языке. Тяжелые условия
путешествия, нервное напряжение и лишения,
встретившиеся в пути, сказались на здоровье
молодого ученого. По возвращении домой
Ч. Валиханов заболевает. В 1860 г. по вызову
Военного министра исследователь Кашгарии
приезжает в Петербург, где был встречен
как отважный путешественник и знаток
жизни народов Средней Азии и Казахстана,
награжден орденом и повышен в чине.
Недолговременное
пребывание в Петербурге (он пробыл там
год) духовно обогатило Валиханова и укрепило
его демократические взгляды. Он окунулся
в гущу общественной жизни и развернул
широкую деятельность, работал в Военноучетном
комитете Генерального штаба, Азиатском
департаменте и Географическом обществе.
Составление карт Средней Азии и Восточного
Туркестана, подготовка к изданию трудов
Риттера, сотрудничество в издании энциклопедии
(где впервые была его известная статья
«Аблай»), изучение восточных рукописей,
чтение лекций по истории Востока в Русском
географическом обществе — все это составляло
содержание его жизни в Петербурге. Большое
влияние на Чокана в этот период оказали
профессор А. Н. Бекетов, редактор «Записок
Русского географического общества» востоковед,
дипломат и публицист Е. П. Ковалевский,
известные ученые-ориенталисты В. В. Григорьев,
В. П. и В. В. Вельяминов-Зернов. Постоянную
поддержку и дружеское расположение оказывал
Валиханову вице-президент Русского географического
общества П. П. Семенов-Тяньшанский. В Петербурге
Валиханов вновь встретился со своим другом
Ф. М. Достоевским. Среди его петербургских
друзей были поэты А. Н. Майков и Я. П. Полонский,
братья В. С. и Н. С. Курочкины, состоявшие
членами общества «Земля и воля». Разночинная
литературная среда расширяла кругозор
казахского ученого, помогала ему лучше
разобраться в событиях общественной
жизни России в период революционной
ситуации.
Влажный петербургский
климат пагубно отразился на здоровье
Чокана Валиханова. Он вынужден был
покинуть столицу. Переехав в Омск, Валиханов
принял непосредственное участие в мероприятиях
правительства по реорганизации местного
управления степи, внес ряд практических
предложений и рекомендаций. Основные
мысли изложены им в ряде «Записок», поданных
на имя властей: «О мусульманстве в степи»,
«О кочевниках киргизах», «Записка о судебной
реформе». Весной 1864 г. Валиханов участвует
в экспедиции Черняева, целью которой
было присоединение к России территории
Южного Казахстана. В чине штаб-ротмистра
он служил переводчиком при главном командовании,
где, исполняя служебные обязанности,
способствовал установлению дружественных
взаимоотношений русских властей с местным
населением, а также справедливому решению
споров из-за пастбищ между казахами и
киргизами. Но деятельность Чокана на
этом поприще была недолгой. Летом 1864 г.
он вынужден был покинуть отряд, возвратиться
в Верный, а затем уехать в аул Тезека,
старшего султана казахов рода албан.
Вероятно, уже в этот период Валиханов
не мог переносить тяготы походной жизни.
Ч. Валиханов умер
в апреле 1865 г. в ауле Тезека, в урочище
Кочен-Тоган, у подножья Алтын-Эмельского
хребта. Научное наследие Ч. Валиханова
охватывает широкий круг проблем Казахстана
и других народов, в решении каждой и них
проявился его могучий научный талант.
Во второй половине
XIX— начале XX в. научная жизнь
казахского общества обогатилась творениями
М. К. Бабажанова, К. Халиди, М. Чорманова,
А. Байтурсынова и др.
Выпускник Оренбургского
кадетского корпуса М. К. Бабажанов
опубликовал ряд историко-
Широко образованным
человеком для своего времени
был Ш. Кудайбердыев. Он знал несколько
восточных языков, работал в библиотеке
и архивах Стамбула и Парижа. Круг его
научных интересов охватывал вопросы
истории, философии, музыки, литературы,
религии. Исторические взгляды Ш. Кудайбердыева
наиболее полное выражение нашли в книге
«Родословная тюрков, киргизов, казахов
и ханских династий», увидевший свет в
1911 г. В книге систематизированы основные
сведения о родах Среднего жуза, династии
ханов и тюркских народов Азии. Ш. Кудайбердыев
высоко ценил роль науки, знание в жизни
общества и человека. Он избирался членом
Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского
отдела Русского географического общества,
совершил хадж в Мекку.
Целая полоса истории
казахской культуры, науки и народного
образования связана с именем
А. Байтурсынова. Родился он в ауле
№ 5 Тосынской волости Тургайского
уезда. В 1886—1891 гг. обучался в двухклассном
русско-казахском училище, в 1891—1895 гг.
— в Оренбургской учительской семинарии.
Годы учебы были сопряжены с многочисленными
трудностями, материальными лишениями.
Педагогическую деятельности Байтурсынов
начал и аульных школах, затем продолжил
б двухклассных училищах Актюби некого,
Кустцнаи-ского и Каркаралинского уездов.
Как педагог и просветитель Байтурсынов
глубоко переживал невежество народа.
Именно в приобщении к образованию, науке,
культуре видел он путь к свободе народа.
За участие в составлении петиции царю
каркаралинской группой казахской интеллигенции
Ахмет Байтурсынов, работавший заведующим
Каркаралинским двухклассным училищем,
был арестован (июль 1909 г.) вместе со своими
единомышленниками. Восемь месяцев без
суда и следствия находился в Семипалатинской
тюрьме. После освобождения ему разрешили
проживание только за пределами Казахстана,
что приравнивалось к ссылке. Как за политически
неблагонадежным за Байтурсыновым был
установлен полицейский надзор.
С марта 1910 г. вплоть
до Октябрьской революции Байтурсынов
жил в Оренбурге.
В 1900 г. в Петербурге
вышла в свет его книга «Кырык
мысал» (Сорок басен) — басни И.
Крылова в переводе на казахский
язык и несколько собственных
произведений, написанных в том же
духе. В 1911 г. в Оренбурге вышла вторая
книга «Маса» (Комар). В эти же годы он занимается
вопросами реформы казахского алфавита,
педагогики, методики, обучения и др. С
1913г. Байтурсынов стал редактором газеты
«Казах». Статьи Байтурсынова по вопросам
просвещения, литературы, языка знакомили
читателей с культурным наследием казахов,
призывали их к овладению знаниями, духовному
совершенствованию.
А. Байтурсынов
— один из первых среди казахских
мыслителей определил значение и
место Абая как поэта, философа, ученого.
Призывал широко проанализировать духовное
наследие и идеи «главного поэта казахского
народа». В образованности и культуре
он видел решающий фактор социального
прогресса. Для того, чтобы школьное образование
было на должной высоте, считал он, нужны
три условия: нормальное финансирование
школы, обеспечение учащихся соответствующими
учебниками и учебными пособиями, подготовка
высококвалифицированных учителей.
Наука дооктябрьского
Казахстана, хотя и достигла, определенных
результатов, не вошла в жизнь
и быт широких слоев населения. Многие
ее направления находились на стадии зарождения.
3. Литературные
процессы шли по двум
Сохранились
несколько произведений
Жырау
мечтал о сильном
Сочинения
Бухара, который, благодаря своему таланту,
пользовался большим авторитетом не только
среди ханов, султанов и крупных феодалов,
но и народе, явились могучей идеологической
силой, оказавшей благотворное воздействие
на общественное сознание казахов XVIII
в.
Песни
других жырау – Таттикары, Умбетея, Шала,
Котеша – сохранились отрывочно. Известна
жоктау- поминальная песня Умбетея, посвященная
смерти батыра Богембая, в которой акын
воспевает его подвиги в сражениях с джунгарами.
Он создает яркий, впечатляющий образ
Богембая. Богембай в жоктау Умбетея –
идеальный образ защитника народа.
Крупным певцом
– импровизатором и сказителем XVIII
в. был Таттикара. Поэт участвовал в
качестве рядового воина во многих
сражениях. В стихах, рожденных в
походах, он призывал воинов не склоняться
ни перед какими трудностями в борьбе
за свободу.
Певцы
Шал, Котеш, Жанкиси- жырау,
жившие в начале XIX в., в своих
песнях изобличали социальное неравенство,
насилие ханов над народом. Жанкиси с гневом
и горечью указывал на жестокость и насилие
кокандских беков.
Песни акынов –
импровизаторов исполнялись на понятном,
доступном для народных масс языке.
Актамберды
– жырау (1675-1768гг.) был акыном эпического
жанра. В своих песнях он восхищался героизмом,
доблестью батыров.
Акын призывал
современное ему молодое
Бухар,
Жанкиси, Татикара, Актамберды и
другие певцы – импровизаторы и сказители,
чьи песни и сказания дошли до нас,
являются зачинателями индивидуального
поэтического творчества в казахской
литературе. Их песни во многом отличались
от эпоса и обрядово- бытовой поэзии предшествующей
эпохи. В этих произведениях сильнее, чем
раньше, проявлялись гражданские мотивы,
полнее раскрывалась жизнь народа, несмотря
на противоречия, характерные для творчества
многих жырау XVIII- начале XIX вв., они занимают
видное место в истории казахской литературы.
Песни этого
периода по художественной форме совершеннее,
чем песни более раннего времени. В этих
песнях, сохранивших все основные черты
и традиции устного творчества казахов,
уже имелись элементы, свойственные письменной
поэзии.
В многочисленных
айтысах (состязаниях) XIX — начала XX в.
отличались острословием, находчивостью,
импровизацией, глубоким знанием обычаев,
традиций, языка акыны Жанак, Шоже, Акан
Сере, Суюнбай, Жамбыл, Сара Тастанбекова,
Асет Найманбаев, Биржан сал.
В XIX в. началось
зарождение казахской прессы. 28 апреля
1870 г. вышел первый номер газеты «Туркестан
уалаяты». Она издавалась на казахском
и узбекском языках. На ее страницах печатались
материалы о Чокане Валиханове, восстании
казахов Мангыстау 1870 г.
В 1911 г. увидел свет
первый казахский журнал «Айкап», за
четыре года существования которого вышли
88 номеров. В 1913—1918 гг. издавалась газета
«Казах». «Айкап» и «Казах» освещали все
стороны жизни общества. Они выступали
за переход казахов к оседлому образу
жизни и овладение земледельческой культурой,
в то же время, не отрицая значения и места
кочевничества, смело поднимали женский
и национальный вопросы, распространяли
медицинские, агрономические знания, поддержали
идею созыва Всеказахского съезда.
Расширялось издание
книг казахских авторов. В Петербурге,
Казани, Оренбурге, Ташкенте вышли произведения
Абая Кунанбаева, Чокана Валиханова, Ибрая
Алтынсарина, Ахмета Байтурсынова, Мыржакыпа
Дулатова, Абубакира Диваева и многих
других. В 1912 г. в Семипалатинске была создана
типография «Жардем» («Помощь»), специализировавшаяся
на выпуске книг на казахском языке. До
Октябрьской революции на казахском языке
было издано приблизительно 700 названий
книг (не считая переизданий).
В начале XX в. опубликовали
свои первые произведения С. Сейфуллин,
И. Жансугуров, Б. Майлин, А. Ауэзов, ставшие
впоследствии основоположниками казахской
литературы советского периода.
Однако не все
духовные ценности и достижения культуры
доходили до народа. Сказывались массовая
неграмотность населения, малочисленность
культурно-просветительных учреждений,
колониальная политика царизма.
Основоположникам
казахской письменной литературы является
А. Кунанбаев. Он родился (1845—1904) в Чингисских
горах Семипалатинской области
в семье старшины тобыктинского
рода. Получил первоначальное образование
дома, у наемного муллы. Абай затем был
направлен в медресе Семипалатинского
имама Ахмет-Ризы. Однако, не дав Абаю закончить
учение в городе, отец вернул его в аул
и начал постепенно готовить к судебной
и будущей административной деятельности
главы рода. Абай постиг приемы ведения
словесных турниров, в которых главным
оружием служило отточенное красноречие,
остроумие и находчивость. Судебное разбирательство
велось на основе веками существовавшего
обычного права казахов. В течение двадцати
лет Абай, уже зрелый человек, изучал народное
поэтическое творчество, восточных поэтов
и русскую классическую литературу. В
1886 г. в 40 лет Абай написал свое стихотворение
«Лето», последующие двадцать лет жизни
прошли в поэтической деятельности.
Информация о работе Культура Казахстана в XVIII - нач. XX вв