Культура Казахстана в XVIII - нач. XX вв

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 13:49, реферат

Краткое описание

1. Развитие народного образования в Казахстане
2. Научное изучение края и наука Казахстана.
3. Казахская письменная литература
4. Музыкальное наследие казахского народа
5. Материальная культура казахов

Файлы: 1 файл

КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА В XVIII.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

Абай был носителем всего нового, прогрессивного в казахском обществе. По его мнению, каждый мыслящий человек должен был выработать свое сознательное отношение к окружающей действительности. Он хотел видеть человеческое общество благим и разумным, прогрессивно развивающимся. 

Стремление к  прогрессивному развитию общества, где  человека возвышают «разум, наука, воля», было одним из главных направлений  творчества Абая. Пути служения человеческому  обществу каждым человеком в отдельности  Абай Кунанбаев видел прежде всего  в труде, как средстве достижения и расцвета материальных и духовных благ общества. 

Все творчество Абая пронизано идеями непримиримости к бездействию. Человеческий характер, по его мнению, закаляется лишь в  борьбе с трудностями, в их преодолении. Поэт глубоко верил в творческие силы народа, хотя и понимал, что при современных условиях общественной жизни народные массы не имеют возможности полностью пользоваться плодами своего труда. 

Пути улучшения  жизни трудящихся масс Абай видел  в изменении экономической основы общества. Прогрессивное развитие казахов Абай неразрывно связывал с развитием земледелия, ремесла и торговли. Эти три рычага развития экономики являются предметом постоянного внимания казахского просветителя, на них, по его мнению, и должны ориентироваться народные массы. 

У Абая была четко  выработанная точка зрения на взаимоотношение  с другими народами, населяющими  Россию. Основной принцип, которым он руководствовался при этом, был принцип  уважения, дружбы и равноправия. 

XIX — начало XX в. был периодом небывалого подъема музыкальной культуры казахского народа. Композиторы Курмангазы, Даулеткерей, Дина Нурпеисова, Таттимбет, Казангап, Сейтек, Ихлас создавали бессмертные кюи. Вся казахская степь пела песни Биржан сала, Ахан сэре. Mухита, Абая, Балуан шолака, Жаяу Мусы, Мади, Ибрая, Естая и др. Творчество народных композиторов отражало горячую любовь человека к родному краю, воспевало красоту природы, заклю­чало в себе нравственные и эстетические ценности. Оно запечатляло рост социальной напряженности в обществе, желание простых людей жить в мире и благополучии. Так, первое музыкальное произведение Курмангазы «Кишкентай» было посвящено восстанию Исатая и Махамбета, а события 1916 г. послужили причиной создания кюя Дины Нурпеисовой «Набор». Если песня «Гакку» Ибрая стала своеобразным гимном любви, то «Зауреш» Мухита, по определению академика А. Жубанова, настоящий «Реквием». Песни Абая и Жаяу Мусы отличались насыщенностью элементами европейской музыкальной культуры. 

  

4. Органичной  частью духовной культуры, входившей в быт, общественную жизнь и трудовую деятельность казахского народа, являлась музыка. Было распространено традиционное исполнительство – сольное пение и сольная игра на музыкальном инструменте, редко – унисонное хоровое исполнение; основными формами произведений являлись песни и  кюи (инструментальные пьесы). 

   Бытовало  более 20 разных музыкальных инструментов, одни из них – шертер, жетиген,  сазсырнай, кепшек, шанкобыз, дангыра,  асатаяк и другие, позволявшие  извлекать только небольшое количество  звуков однообразного тембра, - перестали удовлетворять профессиональным требованиям и постепенно исчезли. Другие же, поддающиеся усовершенствованию звуковых качеств, составили основной музыкальный инструментарий. Это домбра – щипковый деревянный, с двумя или, реже, с тремя струнами из жил животных, инструмент, с овальным (грушевидным), плоским, треугольным или четырехугольным корпусом; кобыз или кылкобыз – смычковый двухструнный инструмент, имеющий полый деревянный чашеобразный корпус и выгнутый гриф; сыбызгы – продольная флейта из дерева, пустотелого тростника или металла с 4-6-ю пальцевыми отверстиями; дауылпаз – ударный инструмент в виде небольшого деревянного или металлического котла с натянутой сверху кожей. Позднее появились сырнай, так называли двухрядные гармоники, привозимые купцами из России на меновые дворы и ярмарки. 

    Песни  икюи начинали свадьбы, предворяли  совещания аксакалов, отмечали  откочевки на жайлау и возвращение  на кыстау; в песнях воспевались  ловчие птицы и прославленные  скакуны, а звонкоголосые хабаршы разъезжали по аулам и в речитативных распевах сообщали важные новости. Женщины пели, устанавливая юрты, во время доения, когда взбивали шерсть, пряли, ткали ковры, баюкали детей. 

    Музыкальные  произведения по содержанию и  сложности исполнения были различны. Песни, исполняемые во время трудовых процессов и бытовых ритуалов, а также колыбельные и детские песни отличались лаконичностью, выразительностью мелодий небольшого диапазона, традиционностью содержания текста. Их пели все. А песни и кюи, особенно на лирические и социальные темы, на исторические, эпические и легендарные сюжеты, имели мелодии широкого диапазона с ладовыми перепевами, сложными формами и переменными метроритмическими структурами. Они входили в репертуар профессионалов, которых в зависимости от тематики исполняемых произведений называли акын, жырау или жыршы и т. д. 

  Одаренность  профессиональных музыкальных деятелей  выявлялась на специальных айтысах  в присутствии многочисленнных  зрителей. Такие музыкально-поэтические  состязания проводились по праздникам, по случаю откочевки на жайляу, во время свадеб и по поводу других семейных событий. 

  

5. Жилище –  замечательный памятник материальной  культуры. Оно делилось на зимнее  и летнее, отличаясь величиной  и конструкцией. В летнее время казахи жили в легких переносных жилищах, зимой — в постоянных теплых помещениях: «агаш уй», «жер уй», «кара там». Юрта — разборное жилище, изготовленное из дерева и войлока, состояло из «кереге» — остова (деревянная решетка), сферического купола — «шанырак», радиально расположенных жердей (уык). Размер юрты зависел от количества крыльев — канат (частей кереге). Юрта, состоящая из 12 крыльев, имела площадь в 100—120 кв. м. 12,-15,-18 — канатные юрты существовали с XII в. до начала XIX в. 

Каждая решетка (кереге) состоит из 36 планок — «саганак», изогнутых посередине. Решетки бывают двух видов: из массивных планок мелкой квадратной сеткой — «тор коз» и тонких планок крупной сеткой —«жел коз». Вход в юрту, обращенный обычно на юг, имеет форму прямоугольного проема. Двустворчатые двери часто покрывались резьбой. Решетка каркаса юрты снаружи обкладывалась циновками из тростника — шымши. Поверх циновок каркас юрты покрывался войлоком. От середины свода до земли юрту покрывали туырлыки, от шанырака до низа свода— узуки. Войлочные покрытия скреплялись с корпусом веревками и узорными лентами — бельдеу. Свод юрты украшался подвесными ковровыми дорожками, полосками и лентами с бахромой и кистями из разноцветных шерстяных нитей. 

По своему назначению юрты делились на три основных типа. Парадные юрты, предназначенные для приема гостей, отличались большим размером и богатым убранством. Парадные юрты состояли минимум из двенадцати канатов, покрывались белыми войлоком и шелком. Наиболее богатыми по убранству были свадебные юрты — отау. Юрты, служившие жилищем, были меньшего размера. Маленькие походные юрты могли перевозиться на одном верблюде или даже на лошади. Кроме того, были юрты, использовавшиеся как склады и другие подсобные помещения. 

Походные юрты можно отнести к типу специализированных, предназначавшихся для военных походов или пастухов и табунщиков. Наиболее простым переносным жилищем был шатер — «курке», состоявший из уыков, поставленных конусом и покрытых войлоком. Чаще использовались в походах юрты «жолама уй», состоявшие из трех-четырех решеток — кереге и уыков. 

Кроме того, казахи во время кочевок использовали вместительные  подвижные жилища на колесах куйме. Они покрывались тканью, войлоком или кожей разнообразной окраски. В куйме жили дети и женщины. 

Центр юрты — ошак — служил местом приготовления пищи и обогрева в холодное время. Напротив входа находилось почетное место юрты — тор — для гостей и заслуженных людей. Пространство у двери называлось «босага». Направо от входа располагались утварь и посуда, слева — конская сбруя. Направо от босага стояла кровать хозяев дома, отделенная занавеской — шымылдык. 

Убранство юрты состояло из различных деревянных и  кожаных предметов, изделий из войлока, циновок и ковров. Широко распространены были войлочные ковры текемет, войлочные ковры с аппликациями — сырмык, менее — тканые ковры клем. Существовало два вида ковров — безворсовые — такыр клем — и ворсовые — тукти клем. Богатые войлочные настенные ковры, орнаментированные аппликациями, инкрустацией и вышивкой, назывались «тускииз». 

Утварь и посуда хранились в подвесных сумках (аяк-кап), войлочных коробках (шабдан), ковровых сумках (коржын), состоящих  из двух равных карманов и соединяющих  их переметной частью. Непременным  атрибутом каждой юрты были сундуки. Деревянные предметы — подставки — (жук аяк), коробы для продуктов (адалба-кан) украшались художественной резьбой. 

Во многих районах  Казахстана были распространены постоянные жилища из дерева, камней, сырцового  кирпича и дерна. По материалу  изготовления их называли «агаш уй», «жер уй», «кирпиш уй». Площадь дома зависела от материального состояния хозяина и состава семьи, но в целом оно было максимально приспособлено к кочевому образу жизни. 

В народном костюме  казахов отразились древние традиции, связанные с этническими, экономическими и климатическими условиями. Одежда изготавливалась из сукна, шерстяных и шелковых тканей, войлока и меха. Особой ценностью у казахов пользовались шкуры куланов, сайгаков и тигров, мех енота, соболя, куницы, горностая. Из шкур шились шубы (тон). Шубы из меха пушных зверей назывались «ишик» и различались по покрытию: меховая шуба, покрытая шелком — бас тон, синим сукном — кок тон, парчой — барша тон. Удлиненные шубы с воротом из шкур жеребячьих— жаргак тон. Из козьих шкур выщипывали длинные волоски, оставляя лишь подшерсток, и шили шубы «кылка жаргак». 

Штаны шились из замши, сукна, армячины, украшались богатой  вышивкой. В XV—XVII вв. особой популярностью  пользовались легкий плащ без рукавов  — кебенек и халат из тонкого  белого войлока — каттау. К старинным видам одежды относится также шекпен — длинный плащ из верблюжьей шерсти. Основным видом мужской и женской верхней одежды был халат — шапан, шившийся из шерстяных и шелковых тканей. 

Комплект мужской  одежды состоял летом из нательной  рубахи, штанов и распашного халата, женской — из туникообразного платья (койлек) и безрукавки (женсиз камзол). Для приготовления женской одежды использовались хлопчатобумажные и шелковые ткани, бархат. 

Мужские и женские  головные уборы отличались многообразием. Наиболее старинный и традиционный мужской головной убор — калпак — из тонкого войлока. Высокие шляпы из белого войлока назывались ак калпак, шляпы с широкими, загнутыми наверх полями — аир калпак. Весной и осенью казахи носили шапки борик, круглые по форме с высоким конусообразным верхом, обязательно отороченные мехом. Зимние шапки — треухи назывались «тымак». 

Борик девушки  украшался подвесками и перьями  филина, цапли или павлина. Отороченные  бобровым мехом девичьи шапки  назывались «камшат борик», вышитые  золотом — «алтын борик», украшенные кораллами — «калмаржан борик». Летние легкие шапочки из бархата или парчи — «такия» — украшались пучками перьев, вышивкой серебром и золотом. 

Из женских  головных уборов наиболее оригинальным был свадебный убор саукеле —  высокий, конусообразный, украшеный золотыми и серебряными монетами, кораллами и жемчугом, диадемами и подвесками. С рождением первого ребенка молодая женщина носила головной убор из белой ткани — кимешек. 

Мужская и женская  обувь также отличались разнообразием. Мужские сапоги на очень высоких каблуках с голенищем выше колен назывались «шонкайма етик», мягкие сапоги с загнутым кверху носком, легкие, удобные для верховой езды — бир така, а также ичиги — маси — из козлиной юфти и калоши — кебис — из более плотной кожи. Зимой носили саптама етик, бедняки — шокай и шарке. 

Женская обувь  отличалась от мужской изяществом, богатым орнаментом. Повседневной обувью были туфли — кебис. Богатые женщины  носили орнаментированные сапоги —  кестели етик, туфли на высоких  каблуках из зеленой кожи — кок сауыр, украшенные узорным шитьем и серебряной инкрустацией. 

Обязательной  деталью казахского костюма были пояса из кожи, бархата, шерсти и  шелка — белдик. Пояса из кожи, украшались тиснением, фигурными накладками из серебра с инкрустацией, полудрагоценными камнями, резными костяными пластинами. Такие наборные пояса назывались кисе. У юношей пояса не были наборными и не имели подвесок. Женские пояса были более широкими и нарядными и шились в основном из шелка и бархата. Носили также мягкие кушаки — кур. 

Информация о работе Культура Казахстана в XVIII - нач. XX вв