Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 10:49, реферат
Представители интеллигенции стали той социальной базой, на основе которой в конце XIX - начале XX в. формировались радикальные политические партии: социал-демократов и эсеров. Они оформились раньше либерально-оппозиционных партий, так как признавали возможность использования нелегальных методов борьбы, а либералы стремились действовать в рамках существовавшей политической системы.
Первые социал-демократические партии начали возникать в 80-90-х годах XIX вв национальных районах России: Финляндии, Польше, Армении. В середине 90-х годов в Петербурге, Москве и других городах образовались «Союзы борьбы за освобождение рабочего класса».
Введение 2
1. Развитие права в конце XIX - начале XX вв. 3
2. Оформление конституционной монархии 4
3. Политические партии 6
4. Государственная Дума в России 8
5. Правовая политика Витте и Столыпина …………………………….……...10
6. Изменения в государственном аппарате в годы первой мировой войны 13
Заключение 15
Список использованной литературы 16
Содержание
Введение 2
1. Развитие права в конце XIX - начале XX вв. 3
2. Оформление конституционной монархии 4
3. Политические партии 6
4. Государственная Дума в России 8
5. Правовая политика Витте и Столыпина …………………………….……...10
6. Изменения в государственном аппарате в годы первой мировой войны 13
Заключение 15
Список использованной литературы 16
Введение
В конце XIX - начале XX вв. Россия одновременно с передовыми капиталистическими странами вступает в новую стадию развития. Это было результатом бурного капиталистического роста, проходившего в стране в пореформенный период. Следует отметить к тому же, что русские капиталисты, используя накопленный опыт других стран, строили свои заводы и фабрики на новейшей технической основе.
По степени концентрации и централизации промышленного производства Россия в начале XX в. достигла первого места в мире. Она пытается и вывозить капитал в другие страны, например в Индию, Персию. Россия вступает в борьбу за рынки и сферы влияния.
Основными движущими силами
революционно-демократического лагеря
были пролетариат и трудовое крестьянство.
На рубеже XX в. возникает социал-
Система источников права в начале XX века пополняется новыми элементами - постановлениями Совета министров и мнениями Государственного совета. Эти формы, хотя и носили подзаконный характер, однако имели обязательную силу для всех исполнительных органов. Появляется большое число актов, именуемых "временные правила".
Наряду с постановлениями Совет министров издавал также положения, носившие статусный, правоустанавливающий характер и часто определявшие структуры и функции новообразуемых органов власти и управления.
При реформировании системы государственных органов или создании новых принимались акты, носившие название учреждений. В 1882 г. указом была учреждена комиссия для составления Гражданского уложения, которая подготовила к 1905 г. два проекта, учитывающих новый характер торгово-промышленных отношений. Как общее правило поведения для всех граждан закон в рассматриваемый период становится главным источником права. Закон в материальном смысле отличается от закона в формальном смысле, т.е. распорядительной меры, принимаемой в конкретном случае. Правовое регулирование экономики становится одной из основных задач законодателя, развитие юридической техники в этом направлении указывает на актуальность этой задачи.
Подробно разрабатывается понятие юридического лица. Они подразделялись на публичные и частные. В качестве таковых могли быть соединения и учреждения. Юридические лица образовывались путем соглашения нескольких лиц, концессионным, явочным порядком. Товарищества подразделялись на полное, по вере и акционерное. Впервые в юридической терминологии и в качестве субъекта хозяйственной деятельности и торгового оборота появляется "торгово-промышленное предприятие".
Изменения в судебном праве, происходившие в начале XX века своими корнями уходили в постреформенный период. Законодатель после периода контрреформ вновь обратился на путь либерализации судебного процесса. Уже в 1885г. была отменена публичная казнь, в 1886 г. расширяется право присяжных в процессе - они получают возможность вновь участвовать в постановке вопросов. С 1899 г. в судебных палатах вводится обязательное назначение защитника. В 1909 г. в русском законодательстве появляется институт условно-досрочного освобождения, с 1910 г. время, проведенное арестованным в предварительном заключении стало зачитываться в срок заключения. В 1913 г. суду предоставляется право восстановления в правах или реабилитация.
В годы войны с 1914 г. процессуальное и судебное право подвергается изменениям, вызванным чрезвычайными обстоятельствами.
Судопроизводство в военно-
Новым явлением стала административная
юстиция - прототип арбитража, появление
которой было обусловлено развитием
административно-хозяйственных
2. Оформление конституционной монархии
Крепнущая российская буржуазия претендовала на политическую роль в обществе, встречая противодействие дворянства и государственной бюрократии. В политической сфере выявились сторонники и противники промышленной модернизации и политических реформ. Государство поощряло частное предпринимательство: в 1891 г. был установлен протекционистский таможенный тариф, в 1900-1903 гг. предпринимателям были выделены значительные субсидии. Правительство стремилось воздействовать на зарождавшееся рабочее и крестьянское движение. Под эгидой полиции в крупных промышленных центрах создавались общества рабочих.
Летом 1904г. был убит эсерами министр внутренних дел В.К.Плеве. С осени 1904г. начинается период "политической весны". Печать начала обсуждение коренных политических реформ. Правительство издает в декабре 1904г. Манифест, в котором обещает ряд уступок: уравнивание крестьян в правах с другими сословиями, издание закона об уравнении в правах евреев и раскольников, самостоятельность суда, ограничение исключительных законов. В Манифесте были, однако, отвергнуты притязания земцев на вхождение в Государственный совет. Расстрел демонстрации 9 января 1905г. и поражение в войне с Японией послужили толчком к углублению революционного кризиса.
Летом 1905г. образуется большое число профессиональных союзов, часть которых объединилась в "Союз Союзов", выставивший политические требования: демократические преобразования и созыв Учредительного собрания. В Москве образуется Всероссийский крестьянский союз, находившийся под сильным влиянием эсеров, по стране прокатывается волна аграрных беспорядков. В Петербурге создается Совет рабочих депутатов для руководства стачечным движением, переросшим осенью 1905г. во всеобщую забастовку. Манифест 17 октября 1905 г. провозгласил введение гражданских свобод и организацию законодательного органа, ограничивающего монархическую власть. В октябре 1905 г. Совет министров становится постоянно действующим органом. Функции упраздненного в апреле 1906 г. Комитета министров передавались частично Совету министров, частично Государственному совету. Министры были ответственны только перед царем и им же назначались, правительство еще не приобрело характера "буржуазного кабинета". Происходила достаточно частая смена председателей Совета министров: октябрь 1905 г. - апрель 1906 г. - Витте, апрель 1906 г. - июль 1906 г. - Горемыкин, июль 1906 г. - сентябрь 1911 г. - Столыпин.
3. Политические партии
С 1900 г. земская оппозиция, не обращая внимания на правительственные учреждения, регулярно проводит свои съезды. Начались переговоры о создании тайной оппозиционной организации, в 1902 г. возникает "Союз Освобождения", на основе которого позже организуется партия кадетов. Программа партии конституционных демократов была утверждена на учредительном съезде в октябре 1905 г. Предлагалось сформировать двухпалатный парламент, вторая палата которого состояла бы из представителей органов местного самоуправления. Должны быть восстановлены принципы уставов 1864 г., упразднено административное вмешательство в судебные дела, отменена смертная казнь. В финансовой области партия выступала: за отмену выкупных платежей для крестьян и развитие прямого обжалования; за отчуждение государственных и частновладельческих земель и наделение ими нуждающихся; развитие аренды земли. В области трудовых отношений отстаивались право на забастовку, выборные инспекции труда, восьмичасовой рабочий день, запрет ночного и сверхурочного труда, государственное страхование, уголовная ответственность за нарушение законов о труде.
"Союз 17 октября" полностью
базировался на принципах "
В области рабочего законодательства - за социальное обеспечение и страхование, регулируемые законом стачки. В сфере местного управления - за создание бессословного земства в качестве мелкой территориальной единицы, выборное начало в местной юстиции, невмешательство администрации. В сфере промышленности предлагалось освободить предпринимательство от правительственной опеки.
Все народности делились на дружественные и враждебные русскому народу. Враждебными они считали финнов, поляков, кавказцев, а особенно евреев. Для разжигания антисемитизма в массах черносотенцы обвиняли евреев в ритуальных убийствах. В доказательство существования "жидо-масонского мирового правительства" они распространяли фальшивку "Сионские протоколы".
Черносотенцы обещали, что
поднимут вопрос о создании еврейского
государства и будут
В ноябре 1905г. возникает "Союз русского народа", объединивший ряд других черносотенных объединений. Союз располагал местными органами и возглавлялся Главным советом.
Черносотенцы совершили сотни кровавых погромов, особенно в октябре 1905 г. Николай II помиловал 1713 погромщиков, отказав лишь 78-ми. Черносотенная идеология предвосхищала фашизм тем, что делала ставку на широкие социальные слои, возбуждаемые шовинистическими и демагогическими лозунгами. Социалистические партии в России образовывались на основе народнической и марксистской идеологии.
В 1898 г. представители "Союза борьбы за освобождение рабочего класса", групп "Рабочей газеты" и "Бунда" провели съезд в Минске, провозгласив образование Российской социал-демократической партии. На втором съезде партии в 1903 г. произошел ее раскол на "большевиков" и "меньшевиков", тогда же были приняты Программа и Устав партии.
В 1901 г. на политическую арену
выходит партия социалистов-революционеров,
считавшая себя идейной преемницей
революционной народнической
4. Государственная дума в России
11 декабря 1905 г. во время
вооруженного восстания в
Депутаты избирались избирательными собраниями, состоящими из выборщиков от каждой губернии и ряда крупных городов. Выборщики избирались четырьмя отдельными куриями избирателей: землевладельцами, городскими жителями, крестьянами и рабочими. Землевладельцы с полным земельным цензом непосредственно участвовали в уездных съездах землевладельцев, голосовавших за выборщиков от губернии. Мелкие землевладельцы выбирали уполномоченных в уездный съезд по одному на каждый полный ценз. Городское население малых городов голосовало за выборщиков в губернские избирательные собрания; крупные города имели собственные избирательные собрания, наравне с губернскими. Крестьянские выборы были четырехстепенными: сначала выбирали представителей на волостной сход, затем - на уездный съезд уполномоченных от волостей, на съезде избирались выборщики в губернское избирательное собрание. Рабочие выбирали съезд своих уполномоченных, на котором избирались выборщики на избирательное собрание губерний или крупного города.
Представительство от горожан и рабочих было трехступенчатым. 20 февраля 1906 г. вышло "Учреждение Государственной думы", в котором определялось ее компетенция: предварительная разработка и обсуждение законодательных предложений, утверждение государственного бюджета, обсуждение вопросов о строительстве железных дорог и учреждение акционерных обществ.
23 апреля 1906 г. были изданы
"Основные государственные
Весной 1906 г. Дума начала работу. Источник будущих коллизий был заложен в самом устройстве русской конституции, давшей Государственному совету одинаковые законодательные права с Думой. В своем адресе царю депутаты первой Думы потребовали: отмены исключительных законов, принудительного отчуждения частновладельческих земель, полной амнистии политзаключенным, отмены смертной казни. Большинство в Думе получили кадеты и трудовики. Черносотенцы на выборах провалились. В Думе царизм поддерживала лишь кучка октябристов.
Премьер-министр П.А.Столыпин сообщил о мерах, принятых в период между первой и второй думами. В соответствии со ст.87 Основных законов правительство провело: Закон о военно-полевых судах», август 1906г. Указ об уравнении крестьян в правах с другими сословиями от 5 октября 1906 г., Указ от 9 ноября 1906 г. о праве крестьян закреплять за собой их наделы, превращая в свою личную собственность. Глава правительства изложил программу будущих реформ: крестьянское равноправие и крестьянское землеустройство, бессословная самоуправляющаяся волость в качестве мелкой земской единицы, реформа местного управления и суда, передача судебной власти мировым судьям, избираемым населением, легализация профсоюзов, ненаказуемость экономических стачек, сокращение рабочего времени, школьная реформа, финансовая реформа.
Информация о работе Развитие права в начале XIX - начале XX вв