Развитие права в начале XIX - начале XX вв

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 10:49, реферат

Краткое описание

Представители интеллигенции стали той социальной базой, на основе которой в конце XIX - начале XX в. формировались радикальные политические партии: социал-демократов и эсеров. Они оформились раньше либерально-оппозиционных партий, так как признавали возможность использования нелегальных методов борьбы, а либералы стремились действовать в рамках существовавшей политической системы.
Первые социал-демократические партии начали возникать в 80-90-х годах XIX вв национальных районах России: Финляндии, Польше, Армении. В середине 90-х годов в Петербурге, Москве и других городах образовались «Союзы борьбы за освобождение рабочего класса».

Оглавление

Введение 2
1. Развитие права в конце XIX - начале XX вв. 3
2. Оформление конституционной монархии 4
3. Политические партии 6
4. Государственная Дума в России 8
5. Правовая политика Витте и Столыпина …………………………….……...10
6. Изменения в государственном аппарате в годы первой мировой войны 13
Заключение 15
Список использованной литературы 16

Файлы: 1 файл

ИОГП.docx

— 36.17 Кб (Скачать)

Поводом для роспуска Думы послужило спорное дело о сближении  думской фракции социал-демократов с "военной организацией РСДРП", которая готовила вооруженное восстание в войсках. Вместе с Манифестом о роспуске Думы было опубликовано новое Положение о выборах. Изменение избирательного закона было проведено с очевидным нарушением Манифеста 17 октября 1905 г., который подчеркивал, что "никакие новые законы не могут приниматься без одобрения Государственной думой".

В июне 1912 г. издаются законы о социальном страховании рабочих: при потере трудоспособности от несчастных случаев полностью пенсии оплачивали владельцы предприятий, для выплаты  пособий по болезни учреждались "больничные кассы", взносы в которые  делали рабочие и предприниматели. Дума по инициативе правительства принимала законы о введении земского самоуправления в южных и западных губерниях. По настоянию Столыпина проект был проведен в порядке ст.87 Основных законов. Государственный совет отклонил проекты о введении земств в Сибири, на Дальнем Востоке, Архангельской губернии, а также проект о введении волостных земств.

 

5. Правовая политика Витте и Столыпина

В ноябре 1905 г. был принят "Манифест об улучшении благочиния и облегчения положения крестьянского  населения", уменьшавший выкупные платежи со всех крестьян на 50%, а  с января 1907 г. вовсе их отменивший. В октябре 1906 г. принимается указ "Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных сословий". Провозглашались единые права для всех податных в отношении государственной службы. Крестьяне освобождались от "увольнительных приговоров" для поступления на службу или на учебу. Отменялся порядок обязательного исключения крестьян из сельского общества при поступлении их на гражданскую службу, получении ордена, ученой степени, при окончании курса учебного заведения, производстве в чин, приобретении ими высших прав состояния.

"Столыпинский" указ "О  дополнении некоторых постановлений  действующего закона, касающегося  крестьянского землевладения и  землепользования", принятый 9 ноября 1906 г., провозглашал свободный порядок  выхода из общины и закреплял  наделы в собственность в любое  время. Финансирование реформы  обеспечивал указ "О выдаче  Крестьянским Поземельным банком  ссуд под залог надельных земель", принятый в ноябре 1906 г. По указу  отменялся запрет отдавать в  залог частным лицам и частным обществам надельные земли.

Аграрные указы были закреплены в законах, принятых третьей Думой. В июне 1910 г. принимается закон "Об изменении и дополнении некоторых  постановлений о крестьянском землевладении". Он закреплял право крестьян выделять свои наследственные наделы, сохранив право на недра за общиной. Переход  всего общества к отрубному владению осуществлялся при участковом владении по решению простого большинства, а  при общинном владении - по решению  двух третей сельского схода.

В ноябре 1905 г. принимается  указ "О временных правилах о  повременных изданиях", которым  отменялось предварительная цензура  и административные взыскания, устанавливался судебный порядок решения дел  о печати. Регистрацию открывающихся  изданий осуществлял губернатор. Арест на отдельные номера изданий  мог налагаться только при условии, что имеются признаки уголовного деяния, и только в судебном порядке. Указ содержал перечень оснований для  наложения ареста и штрафов. В 1906г. было принято два указа, распространявших эти положения на периодические издания, а также положение Совета Министров "Об установлении уголовной ответственности за восхваление преступных деяний в речи или печати"

В августе 1906 г. Совет министров  принял "Положение об учреждении военно-полевых судов". Они вводились  в местностях, объявленных на военном  положении или положении чрезвычайной охраны. Учредителями судов были генерал-губернаторы  и главнокомандующие. Процесс проходил при закрытых дверях и в течение  не более двух суток. Приговор был  окончательным и приводился в исполнение не позже суток. Суду могли быть подвергнуты и гражданские лица. В период декабрьского восстания 1905 г. был принят указ "О временных правилах, о наказуемости участия в забастовках на предприятиях, имеющих общественное или государственное значение". Виновные наказывались лишением свободы на срок от восьми месяцев до полутора лет. Участие в "преступном сообществе" влекло наказание на срок до четырех лет. Зарплата за период забастовки не выплачивалась, возмещение пострадавшим от забастовки уплачивалось казной или предприятием.

 В феврале 1906 г. было издано "Мнение Государственного совета об установлении уголовной ответственности за распространение ложных сведений о деятельности правительственных установлении и должностных лиц". Объективная сторона этих преступлений заключалась в распространении сведений, "возбуждающих в населении враждебное к ним отношение; "возбуждающих общественную тревогу слухами о правительственных распоряжениях, общественных бедствиях"; "возбуждающих вражду между классами населения, между сословиями, хозяевами и рабочими".

В марте 1906 г. издается указ "О временных правилах, об обществах и союзах". Министерству внутренних дел предоставлялось право закрывать общества, если "их деятельность представляется ему угрожающей общественному спокойствию и безопасности". Государственные служащие могли образовывать только благотворительные и культурные, но не политические общества. Начальство могло запретить чиновникам участие в других обществах. Заявление о регистрации общества подавалось губернатору, а затем в присутствие по делам об обществах. Общество могло быть закрыто губернатором, если "оно носит явно антиобщественный характер", это решение санкционировалось Присутствием.

 

6. Изменения в государственном аппарате в годы первой мировой войны

Война с Германией обусловила милитаризацию экономики России. Государственное регулирование  экономики приобрело чрезвычайные формы. Правительство стало осуществлять курс, разделяемый большей частью российской буржуазии, - на победу в  войне и мобилизацию капитала. Происходило сокращение посевных площадей и товарооборота, финансовые трудности  были связаны с резким повышением налогов, увеличением эмиссии и  государственных займов. Транспортные затруднения правительство пыталось регулировать путем создания межведомственных комиссий. На съезде представителей промышленности и торговли в мае 1915 г. впервые была сформулирована идея о создании военно-промышленных комитетов, целями которых были и организация экономики, и участие в управлении государственной политикой.

Для координации работы отдельных  ведомств с лета 1916 г. начинают создаваться  особые совещания по обороне. Состав этих органов "определялся Государственной  думой и утверждался императором. В задачи новых органов входило: требовать от частных предприятий  принятия военных заказов  и отчетов  по их выполнению; отстранять директоров и управляющих государственных  и частных предприятий; ревизовать торговые и промышленные предприятия всех видов и секторов.

Осенью 1916 г. параллельно  с государственно-промышленными  органами стали создаваться общественные организации, объединившиеся в Союз земств и городов. Своей задачей они ставили оказание помощи раненым, распределение заказов мелким предприятиям.

Одним из главных направлений  регулирования экономики была борьба с дороговизной и дефицитом продовольствия. По действующему законодательству таксы  на сырье и продовольствие могли  устанавливаться городскими управами. Февральским указом 1915 г. командующим  войсками предоставлялось право  запрещать вывоз из вверенного им района продовольственных запасов, устанавливать фиксированные цены и осуществлять меры по реквизиции.

В мае 1915г. создается Главный  продовольственный комитет, в компетенцию  которого входили требования сведений о запасах продовольствия от всех учреждений и лиц, установление плана  перевозок продовольствия и заготовительная  деятельность. В ноябре 1916 г. принимается постановление о введении продовольственной разверстки, устанавливаемой уполномоченными особых совещаний или земской управой.

Начало первой мировой  войны было встречено демонстрацией  единения большинства Думы с правительством. Трудности военного времени и  поражения русской армии обусловили раскол этого единства. Летом 1915 г. звучала  резкая критика действий правительства, и выдвигалось требование создать Министерство общественного доверия, ответственное перед Думой. В августе 1915 г. в Думе образовался Прогрессивный блок, в который вошли три четверти ее депутатов. Программа блока требовала создания Министерства общественного доверия, проведения ряда реформ и политической амнистии. В январе 1916 г. председателя Совета Министров Горемыкина сменяет Штюрмер, в ноябре Штюрмера сменяет Трепов, Трепова - Голицын. Оппозиция требует ухода и этого правительства в отставку.

В декабре 1916 г. правительство  начало наступление на политическую оппозицию: прерывается заседание  Государственной думы, запрещается  деятельность Земгора, проводятся аресты рабочих групп военно-промышленных комитетов, члены которых обвинялись в саботаже. В свою очередь, оппозиционная  буржуазия начинает все активнее проникать в военно-промышленные органы, различного рода союзы и  общественные организации, активизируется "прогрессивный блок" в Думе.

 

 

Заключение

Представители интеллигенции  стали той социальной базой, на основе которой в конце XIX - начале XX в. формировались  радикальные политические партии: социал-демократов и эсеров. Они оформились раньше либерально-оппозиционных партий, так как признавали возможность использования нелегальных методов борьбы, а либералы стремились действовать в рамках существовавшей политической системы.

Первые социал-демократические  партии начали возникать в 80-90-х годах XIX вв национальных районах России: Финляндии, Польше, Армении. В середине 90-х годов в Петербурге, Москве и других городах образовались «Союзы борьбы за освобождение рабочего класса».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Цечоев В.К., Власов В.И., Степанов О.В. История отечественного  государства и права. Ростов-на-Дону. 2003.

 

2. История государства  и права России. Учебник / Под  ред. Титова Ю.П. М. 2002.

 

3. История государства  и права России. Учебник / Под  ред. С.А. Чибиряева. М. 2002.


Информация о работе Развитие права в начале XIX - начале XX вв