Венчурные инвестиции

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 14:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучить основные теоретические аспекты олигополистического рынка, а также осуществить анализ существующей ситуации на рынках олигополии.
Задачи, которые выполнялись для достижения поставленной цели:
- определялась сущность и особенности олигополии;
- рассматривалось взаимодействия фирм на рынке олигополии;
- изучались модели ценообразования на рынке олигополии;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...….......3
1. Теоретические аспекты вопроса олигополистического рынка
1.1. Сущность олигополии…………………………………………………………..4
1.2. Взаимодействие фирм на рынке в условиях олигополии…………………….6
1.3. Модели ценообразования в олигополии……………………………………....9
2. Анализ олигополистических рынок в России
2.1. Олигополия на рынке промышленного производства……………………....12
2.2. Олигополия на рынке сотовой связи………………………………………....16
2.3. Олигополия на рынке автомобильной промышленности…………………...20
3. Перспективы развития конкуренции рынка в России…………………..…….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………......30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….31

Файлы: 1 файл

oligopolia_v_ek.docx

— 367.32 Кб (Скачать)

Существенной проблемой является отсутствие информационной открытости во взаимоотношениях продавцов и покупателей. В отличие от мировой практики крупнейших производителей металлургического сырья, в России основные производители не публикуют цены реализации. При этом, отсутствие взаимозаменяемости между маркам приводит к существованию взаимозачетных отношений между вертикально-интегрированными холдингами. Холдинги обмениваются продукцией по трансферным ценам, искажая рыночную среду. В ситуации высокой экономической концентрации производства и продукции это приводит к возникновению «серых» схем реализации металлургического сырья.

Для развития конкуренции на рынке необходимо реализовать следующие мероприятия.

Во-первых, стимулировать создание портовой инфраструктуры для транспортировки металлургического  сырья, что позволит более тесно  интегрировать российский рынок  в мировой и повысит конкурентоспособность  российских производителей.

Во-вторых, стимулировать недропользователей к долгосрочному освоению и разведке новых месторождений металлургического сырья, в том числе путем предоставления налоговых льгот, «каникул».

В-третьих, создать условия для повышения  информационной открытости рынка путем  опубликования основных параметров реализации металлургического сырья (цен, объемов, характеристик), в том  числе используя биржевую регистрацию  договоров, а также инструменты  антимонопольного контроля.

Приведём  общие инструменты развития конкуренции  на рынках для сокращения олигополии и создания здоровой конкуренции.

1. Таможенно-тарифное и нетарифное  регулирование.  
Установление таможенных пошлин является весьма действенным инструментом влияния на состояние конкурентной среды.  
Во-первых, в целях повышения эффективности таможенно-тарифного регулирования необходимо провести анализ и ревизию действующих импортных и экспортных пошлин с точки зрения их влияния на конкуренцию.  Во-вторых, необходимо принимать во внимание, что введение мер торговой защиты внутреннего рынка может существенно ограничивать импорт, что в условиях высокой концентрации отечественного производства может привести к искажению условий конкуренции на соответствующих товарных рынках. Решение о введении таких мер должно приниматься в целях необходимости повышения глобальной конкурентоспособности российских предприятий и с учетом последствий для конкуренции внутри страны.

В-третьих, целесообразно рассмотреть возможность  при распределении импортных  или экспортных квот более широкого использования конкурентных механизмов распределения (например, аукционы).

2. Налоговая политика – важный фактор регулирования деловой активности и формирования инвестиционно-привлекательной среды.  
В условиях глобальной экономики важную роль играет налоговая конкуренция между государствами. В целях повышения конкурентоспособности российской налоговой системы необходимо реализовать следующие меры.  Во-первых, продолжить работу по снижению общего налогового бремени с учетом возможностей бюджета и задач по диверсификации экономики. Во-вторых, упростить форму и процедуры представления налоговой отчетности.  В-третьих, сократить срок возмещения НДС по итогам камеральных налоговых проверок для налогоплательщиков, регулярно представляющих налоговую отчетность и исполняющих законные обязательства по уплате налогов. В-четвертых, предусмотреть налоговое стимулирование для предприятий, направляющих средства на развитие технологий, обеспечивающих повышение их конкурентности и расходы на снижение уровня издержек.

3. Государственные программы развития  инфраструктуры и отдельных отраслей.

Программы и планы развития отдельных отраслей или сфер экономической деятельности могут быть эффективным инструментом конкурентной политики. Так, стратегия  и программы по развитию транспортной инфраструктуры включают в себя конкретные объекты строительства, которые  могут быть скорректированы с  учетом потребностей бизнеса, планов перспективного развития территорий. Подобный подход к планированию повысит эффективность  управления экономического развития и, соответственно, конкуренции.

4. Государственные закупки. Действующая в Российской Федерации система государственных закупок направлена на повышение их эффективности, минимизации затрат и коррупции. Благодаря своей прозрачности и открытости для участников она способствует развитию конкуренции. Данные о результатах проводимых торгов свидетельствуют о расширении круга их участников и ужесточении конкурентной борьбы за поставку товаров бюджетным организациям. Значительное влияние на экономику в целом и формирование конкурентной среды обусловлено общими размерами бюджетных средств, освоенных в рамках размещения государственного заказа.

Развитие  системы государственных закупок  направлено на расширение возможностей поиска информации потенциальными участниками  размещения государственного заказа о  торгах, проводимых органами власти субъектов  Российской Федерации и муниципальными заказчиками.

Совершенствование системы государственного заказа должно предусматривать следующие меры. Во-первых, создание единого общероссийского сайта по государственным и муниципальным закупкам.  
Во-вторых, переход на электронную форму аукционов при размещении заказов.

5. Регулирование естественных монополий. Состояние конкурентной среды в значительной степени обусловлено стоимостью услуг субъектов естественных монополий, состоянием инфраструктуры и наличием возможности беспрепятственного к ней доступа.

Для совершенствования  системы регулирования естественных монополий необходимо реализовать  следующие мероприятия.  
Во-первых, внесение изменений в федеральный закон «О естественных монополиях», предусматривающих уточнение понятия субъекта естественной монополии, определение статуса реестра субъектов естественных монополий,- определение порядка контроля экономической концентрации (устранение дублирующих определенных антимонопольным законодательством обязанностей), разграничение полномочий органов регулирования естественных монополий, введение метода экономически обоснованной доходности инвестированного капитала в качестве одного из методов тарифного регулирования субъектов естественных монополий и организаций коммунального комплекса. Во-вторых, внедрение в систему государственного регулирования ряда отраслей метода экономически обоснованной доходности инвестированного капитала, метода сравнительного анализа и других «квази-конкурентных» механизмов. В-третьих, обеспечение эффективности закупочной деятельности субъектов естественных монополий путем установления обязательных требований к проведению торгов по закупкам товаров и услуг. Такие процедуры должны обеспечивать прозрачность и состязательность проведения торгов, что сократит издержки субъектов естественных монополий и будет способствовать снижению роста тарифов.

6. Развитие  малого и среднего предпринимательства. Роль небольших компаний в формировании конкурентных отношений является крайне важной.  Такие свойства малого и среднего бизнеса, как гибкость, многочисленность, способность к быстрому обновлению позволяют ему в целом составлять серьезный противовес крупным фирмам, стимулировать их эффективность. Конкурентное давление со стороны небольших компаний – один из основных инструментов повышения неустойчивости картельных сговоров, препятствие установлению монопольно высоких цен. Для экономики в целом деятельность небольших компаний оказывается важным фактором повышения ее конкуретноспособности.

В целях  создания максимально благоприятных  условий для ведения малого и  среднего бизнеса, необходимо, осуществление следующих специальных мер. Во-первых, принятие пакета законопроектов по снижению административного давления на малый бизнес. Во-вторых, упрощение процедуры государственной регистрации, ликвидации, банкротства субъектов малого предпринимательства. В-третьих, дальнейшее упрощение налоговой отчетности и бухгалтерского учета субъектов малого предпринимательства. В-четвертых, расширение доступа малых и средних предприятий к государственному заказу, заказам естественных монополий и госкорпораций.

Итак, в  целом можно сделать вывод, что  для создание здоровой конкуренции на рынках России, а также снижения количества олигополий необходимо принять следующие меры. Следует существенно снизить издержки входа на рынок, в том числе путем снижения административных барьеров и проведения «точечных» мероприятий в отраслях с ярко выраженными препятствиями входа. Также при осуществлении контроля, в том числе антимонопольного, необходимо сместить акцент с контроля за действиями хозяйствующих субъектов в сторону более тщательного контроля за действиями органов власти. Необходимо упростить доступ к инфраструктуре естественных монополий. Для этого следует, в частности, ввести ускоренную процедуру рассмотрения нарушений правил недискриминационного доступа к услугам естественных монополий, установить ответственность за их нарушение в форме дисквалификации виновных должностных лиц.  Кроме того, необходимо расширение поддержки малого бизнеса путем сокращения административного давления на предприятия малого бизнеса, обеспечения доступа предприятий малого бизнеса к кредитным ресурсам и возможности проектного кредитования, упрощения доступа к инфраструктуре, в том числе снижение платы за технологическое присоединение к электрическим сетям и упрощения процедуры присоединения, расширения рынка сбыта продукции предприятий малого бизнеса за счет увеличения возможности участия в проведении специализированных торгов по государственным закупкам.

Также следует  использовать формирование эффективной, максимально доступной и прозрачной конкурсной системы размещения государственных заказов, заказов госкорпораций и естественных монополий, в том числе путем расширения практики размещения заказов на электронных аукционах, установления обязанности размещения заказов на поставку товаров и услуг для государственных корпораций и естественных монополий на конкурсной основе.

В целом  можно сказать, что в настоящее  время все мероприятия государственных  органов направлены на сокращение количества олигополий  в России и создание здоровой конкуренции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В первой главе работы рассмотрели основные теоретические аспекты вопроса. Выявили, что олигополия – вид рыночной монополии, синоним конкуренции между немногими фирмами. Признаки олигополии: немногочисленность участников конкуренции; объём производства каждой фирмы может влиять на отраслевое предложение; олигополии могут производить как однородные, так и дифференцированные продукты; вход в отрасль крайне ограничен различными барьерами; спрос на продукцию при олигополии очень похож на спрос при монополии. Основное отличие рынка олигополии от совершенной конкуренции связано с динамикой цен. Положительная оценка олигополий связывается с достижениями научно-технического прогресса. Негативная - определяется всеми недостатками монополий и возможностью сговора. Общая оценка олигополий выявляет их неизбежность и реальность существования. Также в данной главе были рассмотрены основные модели ценообразования и рассмотрено взаимодействие фирм на рынке олигополии.

Во второй главе работы проанализировали рынок олигополии в России. Определили, что он явно выражен во многих ведущих отраслях. Ряд отечественных компаний становятся похожи некоторыми чертами на иностранные олигополистические корпорации. Также для него присущи два абсолютно противоположных процесса - увеличение доли концентрации фирмы в отрасли. Увеличение концентрации связано со слиянием компаний для получения большей выгоды от масштабов производства (черная металлургия, автопром). Кроме того, российские олигополисты сильно зависят от государства. Нередко государство является крупнейшим акционером. Наиболее явными олигополистическими рынками в России на сегодняшний день можно назвать нефтяной рынок, рынок сотовых операторов и цветной металлургии.

В третьей  главе работы были приведены перспективы  развития олигополистического рынка  в России. Было выявлено, что следует существенно снизить издержки входа на рынок, необходимо сместить акцент с контроля за действиями хозяйствующих субъектов в сторону более тщательного контроля за действиями органов власти, упростить доступ к инфраструктуре естественных монополий, необходимо расширение поддержки малого бизнеса. Также следует использовать формирование эффективной, максимально доступной и прозрачной конкурсной системы размещения государственных заказов, заказов госкорпораций и естественных монополий, в том числе путем расширения практики размещения заказов на электронных аукционах, установления обязанности размещения заказов на поставку товаров и услуг для государственных корпораций и естественных монополий на конкурсной основе.

В целом  можно сказать, что в настоящее  время все мероприятия государственных  органов направлены на сокращение количества олигополий  в России и создание здоровой конкуренции.

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Антонов, С.В. Мировая экономика. – М.: Юнити, 2009. – 410 с.
  2. Бабаев, В.С., Васильев Ю.Д. Экономика. – М.: Юрайт, 2008. – 394 с.
  3. Гусев, М.М. Экономика. – СПб: Питер, 2010. – 344 с.
  4. Друкер, П. Экономическая теория. М.: ФАИР-Пресс, 2005. – 288 с.
  5. Егоров, Е.В. Мировая экономика. – М.: Велби, 2009. – 331  с.
  6. Карельский, И. А. Экономическая теория для бизнес-школ: учебник. — М.: Эксмо, 2010. – 309 с.
  7. Сычев, Н. В. Политическая экономия. Курс лекций. - М.:ИКФ «Экмос», 2012. – 176 с.
  8. Тумаков, О.А. Макроэкономика. – М.: Юнити, 2012. – 297 с.
  9. Филатова, А.А. Олигополия в России// Экономика в России. - №10. – 2012.
  10. Якушев, В.В. Промышленный рынок России // Экономикс. - №11. – 2011.
  11. http://www.government.ru
  12. http://www.gks.ru
  13. www.minfin.ru
  14. http://adindex.ru/publication/analitics/conjuncture/2011/06/2/66757.phtml

Информация о работе Венчурные инвестиции