Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 14:15, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучить основные теоретические аспекты олигополистического рынка, а также осуществить анализ существующей ситуации на рынках олигополии.
Задачи, которые выполнялись для достижения поставленной цели:
- определялась сущность и особенности олигополии;
- рассматривалось взаимодействия фирм на рынке олигополии;
- изучались модели ценообразования на рынке олигополии;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...….......3
1. Теоретические аспекты вопроса олигополистического рынка
1.1. Сущность олигополии…………………………………………………………..4
1.2. Взаимодействие фирм на рынке в условиях олигополии…………………….6
1.3. Модели ценообразования в олигополии……………………………………....9
2. Анализ олигополистических рынок в России
2.1. Олигополия на рынке промышленного производства……………………....12
2.2. Олигополия на рынке сотовой связи………………………………………....16
2.3. Олигополия на рынке автомобильной промышленности…………………...20
3. Перспективы развития конкуренции рынка в России…………………..…….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………......30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….31
Производительность труда в крупном бизнесе растет опережающими темпами и превосходит средний бизнес в 1,5 раза. В нефтегазовой сфере производительность труда составляет 2300 тыс. руб./ чел. в год, когда, например, в производстве строительных материалов 400 тыс. руб. в год. Это можно списать на высокие цены на сырье и эффект масштаба. Но не только, сегодняшние средние и мелкие фирмы недостаточно используют свое преимущество быстрой реакции на изменения рынка, лишь пищевая промышленность выглядит особняком (производительность 1600 тыс. руб./чел) [10].
Для начала рассмотрим металлургический сектор производства России.
Металлургическое производство одно из наиболее трудоемких и технологически сложных. Особенности добычи сырья и производства продукции металлургии определили географию размещения металлургических баз. На данный момент на рынке представлено более 20 фирм, но 80% рынка держат 7 металлургических компаний. Несмотря на ощутимый рост за последние 5 лет, объемы производства продукции остаются низкими.
Черная
металлургия России включает в себя
три металлургических базы – уральскую,
центральную и сибирскую. Сложившаяся
удаленность производства черной металлургии
от конечного потребителя
Таблица 3
Темпы роста металлургического производства
Период |
Темп роста металлургического производства, в % к предыдущему периоду. |
2008 г. |
102,2 |
2009 г. |
107,5 |
2010 г. |
101,8 |
2011 г. |
94,8 |
Темпы роста отрасли последние два года снизились, при этом падение объемов производства произошло и в натуральном исчислении.
Учитывая спад в отраслях потребления данной продукции, в частности, уменьшение показателей строительной отрасли, снижение объемов выпуска вполне закономерно. Кризисная ситуация 2009-2010 года сказалась на большинстве предприятий черной металлургии. Так, Магнитогорский металлургический комбинат - один из крупнейших комбинатов России, относящийся к Уральской металлургической базе, снизил в 2010 году объемы выпуска готового проката на 10,6% по отношению к 2009 г.
Производство готового проката металлов основными предприятиями представлена ниже [9].
Таблица 4
Производство готового проката металлов, тыс.тонн
Предприятие |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
ОАО Оскольский электрометаллургический комбинат |
2 346 |
2 567 |
2722 |
2732 |
ОАО «Уральская Сталь» |
2 875 |
2 852 |
2852 |
2635 |
ОАО «Магнитогорский |
11 385 |
12 205 |
10911 |
11914 |
ООО УК «Мечел» - Челябинский металлургический комбинат |
3 310 |
3 515 |
3413 |
31745 |
ОАО «Северсталь» - Череповецкий металлургический комбинат |
10 254 |
10 705 |
10031 |
11885 |
ОАО «Нижнетагильский металлургический комбинат» |
5 007 |
5 207 |
4400 |
4895 |
ОАО «Новокузнецкий металлургический комбинат» |
1 684 |
1 709 |
1424 |
1248 |
Рост
объемов выпуска готового проката
можно отметить только на ОАО «Оскольский
электрометаллургический
Наибольшее снижение объемов производства готового проката за 2011 г. произошло на ОАО «Новокузнецкий металлургический комбинат», входящего в международную компанию «Евраз». Производство сократилось на 16,7% к 2010 г.
В целом, по итогам 2011 года, объемы производства готового проката металлов составили 56,6 млн. тонн. Снижение заказов со стороны предприятий нефтегазовой, машиностроительной и других отраслей обусловило также и уменьшение выпуска стальных труб, широко применяемых в данных отраслях.
Что касается отдельно взятой отрасли цветной металлургии, то отрасль разнородная по составу и по самой продукции. Можно сказать, что данная отрасль наиболее близка к монополии, так как большинство фирм специализируются на разных видах продукции (медь, цинк и т.д.).
Крупнейшие компании цветной металлургии: «РусАл», «Норильский никель», «УГМК-Холдинг», «СУАЛ», группа «ВСМПО-Ависма» [9].
В отечественной алюминиевой отрасли сложилась ситуация разделения сфер деятельности между двумя крупными компаниями – «Русским Алюминием» и «Сибирско - Уральским Алюминием». «РусАЛ» входит в тройку крупнейших мировых алюминиевых компаний, уступая только американской «Alcoa» и канадской «Alcan». На его долю приходится более 80% российского и около 10% мирового производства первичного алюминия. Холдинг «СУАЛ» производит 90% российских бокситов, 60% глинозема, 20% первичного алюминия. Т.е данные компании не вступают друг с другом в непосредственное конкурентное взаимодействие. На некоторых рынках других цветных металлов в России имеются заметные лидеры, имеющие долю выше 90% от всей продукции. Так, например, в выплавке медно-никелевых руд олигополистическим лидером является РАО «Норильский никель» - около 60% добычи и 95-96% выпуска металлического никеля.
Далее подробней рассмотрим ситуацию на нефтяном рынке.
В данный
момент является определяющей для всей
Российской экономики. От цен на нефть
зависит и дефицит
На рынке нефти сложилась парадоксальная ситуация - рост доходов при заметном росте издержек компаний. Рост доходов связан с высокими ценами на нефть.
Ситуация с издержками связана с все большим ужесточением налогового законодательства и укреплением рубля. Можно отметить факт, что для нефтяных компаний, все равно если цены на нефть будут больше 25$ за баррель, так как больше этого уровня они вряд ли смогут заработать. Увеличение налогового бремени крайне негативно сказалось на инвестициях в сферу нефтедобычи. Укрепление рубля также понижает реальную прибыль компаний. Кроме того при экстенсивной добычи нефти старые месторождения заметно уменьшают отдачу, а разработка новых в силу разных (в том числе климатических) причин влечет дополнительные сверхиздержки.
2.2. Олигополия на рынке сотовой связи
Следующий пример олигополии в России – это рынок операторов сотовой связи.
Прошедшее
десятилетие для российского
рынка сотовой связи стало
этапом становления и бурного
развития. На протяжении этого времени
сегмент являлся основным драйвером
роста российского рынка
Отметим,
даже в кризисном 2009 году российский
рынок продемонстрировал
На текущий момент эксперты отмечают, что российский сотовый рынок близок к насыщению по числу абонентов. В данных условиях и без того сильная конкуренция между игроками рынка только обостряется.
В конце 2010 года в России было зарегистрировано 219 млн. абонентов сотовой связи, что соответствует уровню проникновения 151%. За год количество SIM-карт увеличилось на 5.4% (прирост составил 11.4 млн.). Благодаря активному росту абонентской базы операторов в Москве и Санкт-Петербурге проникновение здесь впервые превысило отметку 200%.
Рассмотрим позиции крупнейших операторов сотовой связи в России (рис. 2.) [14].
Лидирует компания «МТС», у которой количество абонентов в России на конец 2011 года составило 71,4 млн. человек. Абонентов «МегаФона» в России на конец прошлого года насчитывалось 56,6 млн. человек, абонентов «Билайна» - 52 млн. человек. Таким образом, «МегаФон» увеличил свой отрыв от «Билайна». Четвертым крупным игроком в России является «Tele2» с 18,44 млн. абонентов, что на 3,99 млн. больше, чем в конце 2010 года.
На всех остальных региональных операторов сотовой связи России приходится около 20,7 млн. абонентов, что на 2.95 млн. меньше, чем на 31декабря 2010 года.
Приведенный
рейтинг крупнейших компаний по размеру
абонентской базы свидетельствует
о том, что российский рынок сотовой
связи на данном этапе развития представляет
собой олигополию, как и большинство
мировых рынков, где ключевую роль
играют 3-5 операторов. Но еще одной
его особенностью является то, что
он не существует как единое целое:
в каждом субъекте РФ конкурентная
ситуация сугубо индивидуальна и
характеризуется различной
В качестве примера на рис. 3. приведено долевое распределение по количеству абонентов крупнейших операторов на рынках Москвы и Санкт-Петербурга. Данные регионы значительно отличаются по присутствию основных игроков и их весу как друг от друга, так и от общероссийских показателей [14].
В качестве
тенденции отметим приближение
российского рынка сотовой
Рис.4. Динамика российского рынка
сотовой связи в 2003-2010 гг., млрд. руб.
Но в данном случае нельзя говорить о линейной зависимости денежных (выручка операторов) показателей рынка от натуральных (количество абонентов), поскольку существенной особенностью рынка сотовой связи является отсутствие на нем как таковой цены услуги. Абоненту предлагаются различные по сути и себестоимости сервисы: голосовая связь, сообщения, мобильный Интернет, мобильный контент и т.д.
По итогам 2011 года объем рынка сотовой связи составил 890 млрд. руб. с НДС, увеличившись на 14% по сравнению с предыдущим годом
Итак, в целом можно сказать, что на сегодняшний день лидерами на рынке услуг сотовой связи по-прежнему остаются компании «большой тройки». Данные из открытой финансовой отчетности операторов о результатах деятельности в 2011 году позволяют оценить рыночную долю «МТС» в 32% в стоимостном выражении, «МегаФон» – 28.1%, «Билайн» – 28%. По итогам года «Билайн» так и не смог восстановить позиции, его «мобильная» выручка в России составила 207,4 млрд. руб. против 207, 8 млрд. у «МегаФона». Компания «МТС» по итогам года сохранила лидерство по выручке от сотового бизнеса (236,7 млрд. руб.). Продолжает активно развиваться на российском рынке шведский оператор «Tele2». Компания занимает четвертое место с долей 5.9%. Доля компании «SkyLink» и всех остальных игроков на рынке экспертно оценивается на уровне 1% и 5% соответственно [14].