Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 14:15, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучить основные теоретические аспекты олигополистического рынка, а также осуществить анализ существующей ситуации на рынках олигополии.
Задачи, которые выполнялись для достижения поставленной цели:
- определялась сущность и особенности олигополии;
- рассматривалось взаимодействия фирм на рынке олигополии;
- изучались модели ценообразования на рынке олигополии;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...….......3
1. Теоретические аспекты вопроса олигополистического рынка
1.1. Сущность олигополии…………………………………………………………..4
1.2. Взаимодействие фирм на рынке в условиях олигополии…………………….6
1.3. Модели ценообразования в олигополии……………………………………....9
2. Анализ олигополистических рынок в России
2.1. Олигополия на рынке промышленного производства……………………....12
2.2. Олигополия на рынке сотовой связи………………………………………....16
2.3. Олигополия на рынке автомобильной промышленности…………………...20
3. Перспективы развития конкуренции рынка в России…………………..…….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………......30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….31
2.3. Олигополия на рынке автомобильной промышленности
Также рассмотрим показатели рынка автомобильной промышленности, который можно отнести к олигополистическим.
Автомобильная промышленность является одной из самых «больных» отраслей Российской экономики. На производстве автомобилей занято более 1 млн. человек, предприятия как правило являются градообразующими. Однако продукция автопрома чаще всего неконкурентоспособна не только на внешнем рынке, но и на внутреннем. Единственное в большинстве своем преимущество отечественных автомобилей перед импортными - преимущество в цене постепенно нивелируется [13].
Особенно это касается «Автоваза», который постепенно уменьшает выпуск дешевых моделей, расчищая нишу для отечественных производителей («ИЖавто») и для иностранных конкурентов, в первую очередь корейских компаний. Все же «Автоваз» несомненный лидер в производстве легковых автомобилей от 70 - 75 % всех произведенных ежегодно. Объем реализации продукции составляет несколько миллиардов долларов, для сравнения у «ГАЗа» - чуть более одного миллиарда долларов. Государство проводит активную протекционистскую политику по отношению к автопрому. Благодаря высоким пошлинам на иномарки и стабильному росту спроса на внутреннем рынке, «Автоваз» остаётся в лидерах. Однако в 2012 году каждый второй купленный в России автомобиль – иномарка [13].
На примере рынка легковых автомобилей можно проследить ситуацию лидерства в ценах, когда один самый крупный производитель диктует цены на продукцию остальным. В данном случае таким производителям является «Автоваз». Именно данная компания является основным переговорщиком с правительством по поводу защиты отрасли. Превосходя конкурентов по объемам продаж в 8 - 10 раз, имея положительную рентабельность, вследствие масштаба производства «Автоваз» является безусловным лидером
Итак, подводя итоги данной главы работы, можно сделать определённые выводы. Во-первых, рынок олигополии в России явно выражен во многих ведущих отраслях. Ряд отечественных компаний становятся похожи некоторыми чертами на иностранные олигополистические корпорации. Это и космополитизация, приобретение активов за рубежом, появление иностранных собственников, черты ТНК. Во-вторых, для него присущи два абсолютно противоположных процесса - увеличение доли концентрации фирмы в отрасли. Увеличение концентрации связано со слиянием компаний для получения большей выгоды от масштабов производства (черная металлургия, автопром). В-третьих, российские олигополисты сильно зависят от государства. Нередко государство является крупнейшим акционером.
Наиболее явными олигополистическими рынками в России на сегодняшний день можно назвать нефтяной рынок, рынок сотовых операторов и цветной металлургии.
3.
Перспективы развития
Представим некоторые меры развития рынков в России в отдельных отраслях [13].
Для начала рассмотрим перспективы развития олигополии в нефтяной отрасли. В результате приватизации региональные рынки нефтепродуктов разделены между вертикально-интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК) по территориальному признаку. Потенциально конкурентный сегмент оптового рынка нефтепродуктов искусственно сужен: ВИНК, владеющие более чем 80% ресурса нефтепродуктов, не торгуют друг с другом нефтепродуктами, не конкурируют в регионах и устанавливают дискриминационные условия для независимых участников рынка. ВИНК осуществляют поставку нефтепродуктов в «свои» регионы по неэффективной логистике.
Дополнительные издержки перекладываются на конечного потребителя. Кроме того, отсутствие конкурентных отношений приводит к неэффективному использованию транспортной инфраструктуры: перекрестные и встречные потоки поставок при снабжении ВИНК «своих» регионов дополнительно загружают дефицитные мощности железнодорожного и трубопроводного транспорта.
Оптовая реализация и распределение объемов нефтепродуктов между покупателями осуществляется ВИНК по непрозрачным процедурам. Отсутствие открытых торгов по продаже нефтепродуктов и ограничение свободного доступа иных участников рынка к объемам ресурса ВИНК препятствует развитию конкуренции на оптовом рынке нефтепродуктов, не позволяет сформировать общепризнанные ценовые индикаторы как рынка нефти, так и рынка нефтепродуктов.
Доступ участников рынка к оперативной информации о показателях состояния рынка (производство, потребление, запасы ресурсов), необходимых для формирования ожиданий и принятия бизнес-решений, ограничен, ценовые индикаторы отсутствуют.
Развитие
малых независимых добывающих компаний,
которые в основном осуществляют
добычу на малопривлекательных
В целях развития конкуренции необходимо существенно увеличить объемы реализации нефтепродуктов на открытых торгах, обеспечить свободный и равный доступ всех участников рынка, в том числе иных ВИНК к купле-продаже произведенных ВИНК нефтепродуктов на всех сегментах рынка, а также к оперативной информации о показателях состояния рынка, для чего необходимо принять федеральный закон, включающий в себя в том числе следующие положения.
Во-первых, стимулирование нефтяных компаний к реализации части нефтепродуктов на открытых торгах, в том числе с использованием биржевых технологий в целях вовлечения в оборот дополнительных объемов нефтепродуктов и обеспечения доступа к ним всех участников рынка на основе прозрачных рыночных процедур.
Во-вторых, разделение видов деятельности ВИНК между различными юридическими лицами в рамках одного холдинга для вовлечения в оборот на основе конкурентных отношений между поставщиками и покупателями (в том числе между ВИНК) дополнительных объемов нефтепродуктов на сегментах опт-розница.
В-третьих,
сформировать перечень показателей
состояния рынков и информации о
деятельности нефтяных компаний, в
том числе планы и фактический
выпуск нефтепродуктов, наличие свободных
мощностей по переработке нефти
и хранению нефтепродуктов, остаток
топливных ресурсов и другую необходимую
для формирования ожиданий и принятия
бизнес-решений участниками
Также необходимо создать условия для развития независимых от ВИНК компаний в добыче и переработке нефти, в том числе за счет стимулирования развития независимой от ВИНК переработки, определения порядка недискриминационного доступа к транспортной инфраструктуре в целях вовлечения в разработку дополнительных объемов запасов сырья. Это позволит сформировать конкурентный объем нефтепродуктов на рынке, который создаст условия для развития конкуренции между ВИНК и независимыми участниками рынка в оптовом и розничном сегментах реализации нефтепродуктов.
Кроме того, необходимо провести анализ и исключить избыточные административные барьеры при проведении работ по разведке, добыче, хранении и транспортировке нефти, при получении разрешений и выделении участков под строительство автозаправочных станций.
Далее рассмотрим особенности функционирования рынка газа в Российской Федерации. Основной участник рынка природного газа – ОАО «Газпром» владеет как Единой системой газоснабжения, так и добывающими, сбытовыми, газораспределительными организациями.
Несмотря
на то, что действует достаточное
количество нормативных документов
определяющих взаимоотношения между
участниками рынка, приняты они
были более 10 лет назад и не отражают
текущую ситуацию (разработаны исходя
из существования единственного
поставщика газа), не содержат необходимых
для формирования полноценного рынка
институтов (принципы балансировки газа
в системе, ответственность
При этом существенной проблемой для рынка является заниженная регулируемая стоимость газа, которая приводит к дефициту газа и, соответственно, возникновению вопросов при его распределении. Мерами ликвидации указанного дефицита должно стать поэтапное развитие рынка путем постепенного расширения свободного и сокращения регулируемого его секторов.
К существенному неоправданному завышению стоимости подключения к газотранспортным и газораспределительным сетям, и, следовательно, ограничениям для входа на рынок приводит отсутствие нормативной базы для ее регулирования.
Для формирования эффективной конкуренции на рынке природного газа необходимо реализовать следующие меры [13].
Во-первых,
создание условий для формирования
недискриминационного доступа к
системе магистральных и
Во-вторых, внесение изменений в правила поставки газа в целях обеспечения баланса интересов поставщиков и потребителей газа, а также гарантий защиты прав потребителей газа.
В-третьих, отмена нерыночных механизмов регулирования, в том числе согласование газа в качестве топлива, «балансовых заданий поставки сжиженных углеводородных газов населению, а также приведение действующего законодательства о газоснабжении в соответствие с текущей ситуацией, уточнение ключевых понятий.
В-четвертых, развитие инфраструктуры внутреннего рынка газа для перехода на реализацию газа на основе развитых рыночных механизмов (биржевые технологии, перепродажа газа).
В-пятых, постепенное повышение цен на газ на внутреннем рынке до уровня рыночных (равнодоходности с экспортными ценами), формирование условий для межтопливной конкуренции (газ – мазут – уголь - возобновляемые источники энергии).
Что касается
развития конкуренции в сфере электроэнергетики,
то
в результате реформирования электроэнергетики,
бывшей ранее монопольной отраслью, выделяются
конкурентные виды деятельности – производство
и купля-продажа электрической энергии,
и естественно монопольные – передача
электрической энергии и диспетчеризация
энергосистем.
С целью
обеспечения постепенного перехода
от тарифного регулирования цен
к свободному ценообразованию, во избежание
резких колебаний цен, а также
недопущения монополизации
Развитие
конкуренции в области
Во-первых,
скорейший запуск конкурентного
рынка перспективной
Во-вторых, создание условий для развития конкуренции на розничном рынке электрической энергии с учетом обеспечения системы коммерческого учета электрической энергии на розничном рынке.
В-третьих,
создание стимулов для гарантирующих
поставщиков на розничном рынке
электроэнергии в оптимизации затрат
на покупку электроэнергии с оптового
рынка в целях снижения стоимость
транслируемой нерегулируемой цены
на электрическую энергию
В-четвертых,
обеспечение информационной открытости
для потребителей деятельности инфраструктурных
организаций электроэнергетики, в
том числе с учетом необходимости
опубликования информации о наличии
свободных мощностей для
Теперь
рассмотрим состояние рынка
Внутренний
рынок металлургического сырья характеризуется
дефицитом качественных марок, который
в ближайшем будущем не может быть покрыт
даже за счет ввода в эксплуатацию новых
шахт и месторождений и исключения данных
марок угля из экспорта в полном объеме.
Кроме того, отсутствует достаточное количество
разведанных и предлагаемых к разработке
запасов металлургического сырья.
Желание потребителей компенсировать
имеющийся дефицит за счет импортных поставок
сопровождается недостаточной развитостью
портовой инфраструктуры. Это, в совокупности
с достаточными мощностями для экспорта
угля, «закрывают» российский рынок для
импортеров, и являются причиной превышения
цен на уголь на внутренним рынке над уровнем
мировых цен.