Венчурные инвестиции

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 14:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучить основные теоретические аспекты олигополистического рынка, а также осуществить анализ существующей ситуации на рынках олигополии.
Задачи, которые выполнялись для достижения поставленной цели:
- определялась сущность и особенности олигополии;
- рассматривалось взаимодействия фирм на рынке олигополии;
- изучались модели ценообразования на рынке олигополии;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...….......3
1. Теоретические аспекты вопроса олигополистического рынка
1.1. Сущность олигополии…………………………………………………………..4
1.2. Взаимодействие фирм на рынке в условиях олигополии…………………….6
1.3. Модели ценообразования в олигополии……………………………………....9
2. Анализ олигополистических рынок в России
2.1. Олигополия на рынке промышленного производства……………………....12
2.2. Олигополия на рынке сотовой связи………………………………………....16
2.3. Олигополия на рынке автомобильной промышленности…………………...20
3. Перспективы развития конкуренции рынка в России…………………..…….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………......30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….31

Файлы: 1 файл

oligopolia_v_ek.docx

— 367.32 Кб (Скачать)

 

2.3. Олигополия на рынке автомобильной промышленности

Также рассмотрим показатели рынка автомобильной  промышленности, который можно отнести  к олигополистическим.

Автомобильная промышленность является одной из самых  «больных» отраслей Российской экономики. На производстве автомобилей занято более 1 млн. человек, предприятия как правило являются градообразующими. Однако продукция автопрома чаще всего неконкурентоспособна не только на внешнем рынке, но и на внутреннем. Единственное в большинстве своем преимущество отечественных автомобилей перед импортными - преимущество в цене постепенно нивелируется [13].

Особенно  это касается «Автоваза», который постепенно уменьшает выпуск дешевых моделей, расчищая нишу для отечественных производителей («ИЖавто») и для иностранных конкурентов, в первую очередь корейских компаний. Все же «Автоваз» несомненный лидер в производстве легковых автомобилей от 70 - 75 % всех произведенных ежегодно.  Объем реализации продукции составляет несколько миллиардов долларов, для сравнения у «ГАЗа» - чуть более одного миллиарда долларов. Государство проводит активную протекционистскую политику по отношению к автопрому. Благодаря высоким пошлинам на иномарки и стабильному росту спроса на внутреннем рынке, «Автоваз» остаётся в лидерах. Однако  в 2012 году каждый второй купленный в России автомобиль – иномарка [13].

На примере  рынка легковых автомобилей можно  проследить ситуацию лидерства в  ценах, когда один самый крупный  производитель диктует цены на продукцию остальным. В данном случае таким производителям является «Автоваз». Именно данная компания является основным переговорщиком с правительством по поводу защиты отрасли. Превосходя конкурентов по объемам продаж в 8 - 10 раз, имея положительную рентабельность, вследствие масштаба производства «Автоваз» является безусловным лидером

Итак, подводя  итоги данной главы работы, можно  сделать определённые выводы. Во-первых, рынок олигополии в России явно выражен во многих ведущих отраслях. Ряд отечественных компаний становятся похожи некоторыми чертами на иностранные олигополистические корпорации. Это и космополитизация, приобретение активов за рубежом, появление иностранных собственников, черты ТНК. Во-вторых, для него присущи два абсолютно противоположных процесса - увеличение доли концентрации фирмы в отрасли. Увеличение концентрации связано со слиянием компаний для получения большей выгоды от масштабов производства (черная металлургия, автопром). В-третьих, российские олигополисты сильно зависят от государства. Нередко государство является крупнейшим акционером.

Наиболее  явными олигополистическими рынками  в России на сегодняшний день можно  назвать нефтяной рынок, рынок сотовых  операторов и цветной металлургии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Перспективы развития конкуренции рынка в России

Представим  некоторые меры развития рынков в  России в отдельных отраслях [13].

Для начала рассмотрим перспективы развития олигополии в нефтяной отрасли. В результате приватизации региональные рынки нефтепродуктов разделены между вертикально-интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК) по территориальному признаку. Потенциально конкурентный сегмент оптового рынка нефтепродуктов искусственно сужен: ВИНК, владеющие более чем 80% ресурса нефтепродуктов, не торгуют друг с другом нефтепродуктами, не конкурируют в регионах и устанавливают дискриминационные условия для независимых участников рынка. ВИНК осуществляют поставку нефтепродуктов в «свои» регионы по неэффективной логистике.

Дополнительные  издержки перекладываются на конечного  потребителя. Кроме того, отсутствие конкурентных отношений приводит к  неэффективному использованию транспортной инфраструктуры: перекрестные и встречные потоки поставок при снабжении ВИНК «своих» регионов дополнительно загружают дефицитные мощности железнодорожного и трубопроводного транспорта.

Оптовая реализация и распределение объемов  нефтепродуктов между покупателями осуществляется ВИНК по непрозрачным процедурам. Отсутствие открытых торгов по продаже нефтепродуктов и ограничение  свободного доступа иных участников рынка к объемам ресурса ВИНК препятствует развитию конкуренции  на оптовом рынке нефтепродуктов, не позволяет сформировать общепризнанные ценовые индикаторы как рынка нефти, так и рынка нефтепродуктов.

Доступ  участников рынка к оперативной  информации о показателях состояния  рынка (производство, потребление, запасы ресурсов), необходимых для формирования ожиданий и принятия бизнес-решений, ограничен, ценовые индикаторы отсутствуют.

Развитие  малых независимых добывающих компаний, которые в основном осуществляют добычу на малопривлекательных низкодебитных месторождениях, затруднено: отсутствует либо ограничен доступ к инфраструктуре и мощностям по подготовке, транспортировке (в том числе на экспорт) и переработке нефти. Существуют избыточные административные барьеры при проведении работ по разведке, добыче, хранению и транспортировке нефти. Объемы нефти, добываемые независимыми компаниями, являются основным ресурсом для производства объемов нефтепродуктов, реализация которых на свободном рынке формирует рыночную цену.

В целях  развития конкуренции необходимо существенно  увеличить объемы реализации нефтепродуктов на открытых торгах, обеспечить свободный  и равный доступ всех участников рынка, в том числе иных ВИНК к купле-продаже  произведенных ВИНК нефтепродуктов на всех сегментах рынка, а также к оперативной информации о показателях состояния рынка, для чего необходимо принять федеральный закон, включающий в себя в том числе следующие положения.

Во-первых, стимулирование нефтяных компаний к  реализации части нефтепродуктов на открытых торгах, в том числе с  использованием биржевых технологий в  целях вовлечения в оборот дополнительных объемов нефтепродуктов и обеспечения  доступа к ним всех участников рынка на основе прозрачных рыночных процедур.

Во-вторых, разделение видов деятельности ВИНК между различными юридическими лицами в рамках одного холдинга для вовлечения в оборот на основе конкурентных отношений  между поставщиками и покупателями (в том числе между ВИНК) дополнительных объемов нефтепродуктов на сегментах опт-розница.

В-третьих, сформировать перечень показателей  состояния рынков и информации о  деятельности нефтяных компаний, в  том числе планы и фактический  выпуск нефтепродуктов, наличие свободных  мощностей по переработке нефти  и хранению нефтепродуктов, остаток  топливных ресурсов и другую необходимую  для формирования ожиданий и принятия бизнес-решений участниками рынка  информацию, и определить порядок  ее опубликования уполномоченными организациями.

Также необходимо создать условия для развития независимых от ВИНК компаний в добыче и переработке нефти, в том числе за счет стимулирования развития независимой от ВИНК переработки, определения порядка недискриминационного доступа к транспортной инфраструктуре в целях вовлечения в разработку дополнительных объемов запасов сырья. Это позволит сформировать конкурентный объем нефтепродуктов на рынке, который создаст условия для развития конкуренции между ВИНК и независимыми участниками рынка в оптовом и розничном сегментах реализации нефтепродуктов.

Кроме того, необходимо провести анализ и исключить избыточные административные барьеры при проведении работ по разведке, добыче, хранении и транспортировке нефти, при получении разрешений и выделении участков под строительство автозаправочных станций.

Далее рассмотрим особенности функционирования рынка газа в Российской Федерации. Основной участник рынка природного газа – ОАО «Газпром» владеет как Единой системой газоснабжения, так и добывающими, сбытовыми, газораспределительными организациями.

Несмотря  на то, что действует достаточное  количество нормативных документов определяющих взаимоотношения между  участниками рынка, приняты они  были более 10 лет назад и не отражают текущую ситуацию (разработаны исходя из существования единственного  поставщика газа), не содержат необходимых  для формирования полноценного рынка  институтов (принципы балансировки газа в системе, ответственность газотранспортной организации, определения понятия  коммунально-бытовые и социальные нужды граждан).

При этом существенной проблемой для рынка  является заниженная регулируемая стоимость  газа, которая приводит к дефициту газа и, соответственно, возникновению  вопросов при его распределении. Мерами ликвидации указанного дефицита должно стать поэтапное развитие рынка путем постепенного расширения свободного и сокращения регулируемого его секторов.

К существенному  неоправданному завышению стоимости  подключения к газотранспортным и газораспределительным сетям, и, следовательно, ограничениям для  входа на рынок приводит отсутствие нормативной базы для ее регулирования.

Для формирования эффективной конкуренции на рынке  природного газа необходимо реализовать следующие меры [13].

Во-первых, создание условий для формирования недискриминационного доступа к  системе магистральных и распределительных  газопроводов, предусматривающих, в  том числе, порядок подключения  к таким сетям и порядок  раскрытия информации их владельцами. Также в этих целях необходимо уточнение понятия «свободной мощности»  в законодательстве о газоснабжении.

Во-вторых, внесение изменений в правила  поставки газа в целях обеспечения  баланса интересов поставщиков  и потребителей газа, а также гарантий защиты прав потребителей газа.

В-третьих, отмена нерыночных механизмов регулирования, в том числе согласование газа в качестве топлива, «балансовых  заданий поставки сжиженных углеводородных газов населению, а также приведение действующего законодательства о газоснабжении  в соответствие с текущей ситуацией, уточнение ключевых понятий.

В-четвертых, развитие инфраструктуры внутреннего  рынка газа для перехода на реализацию газа на основе развитых рыночных механизмов (биржевые технологии, перепродажа газа).

В-пятых, постепенное повышение цен на газ на внутреннем рынке до уровня рыночных (равнодоходности с экспортными ценами), формирование условий для межтопливной конкуренции (газ – мазут – уголь - возобновляемые источники энергии).

Что касается развития конкуренции в сфере электроэнергетики, то 
в результате реформирования электроэнергетики, бывшей ранее монопольной отраслью, выделяются конкурентные виды деятельности – производство и купля-продажа электрической энергии, и естественно монопольные – передача электрической энергии и диспетчеризация энергосистем.

С целью  обеспечения постепенного перехода от тарифного регулирования цен  к свободному ценообразованию, во избежание  резких колебаний цен, а также  недопущения монополизации крайне важным является создание условий развития конкурентной среды на рынках, образующихся в результате реформирования субъектов  естественных монополий.

Развитие  конкуренции в области электроэнергетики, с учетом необходимости привлечения  инвестиций в создание новой электроэнергетической  инфраструктуры, в целях преодоления  наметившегося дефицита генерирующих и сетевых мощностей и формирования новой системы институтов либерализованного рынка электроэнергии будет обеспечено за счет реализации следующих основных направлений.

Во-первых, скорейший запуск конкурентного  рынка перспективной генерирующей мощности, предусматривающий заключение долгосрочных договоров на генерирующую мощность по свободным (нерегулируемым) ценам.

Во-вторых, создание условий для развития конкуренции  на розничном рынке электрической  энергии с учетом обеспечения  системы коммерческого учета  электрической энергии на розничном  рынке.

В-третьих, создание стимулов для гарантирующих  поставщиков на розничном рынке  электроэнергии в оптимизации затрат на покупку электроэнергии с оптового рынка в целях снижения стоимость  транслируемой нерегулируемой цены на электрическую энергию розничным потребителям.

В-четвертых, обеспечение информационной открытости для потребителей деятельности инфраструктурных организаций электроэнергетики, в  том числе с учетом необходимости  опубликования информации о наличии  свободных мощностей для присоединения  к электрическим сетям, информации о ходе исполнения инвестиционной программы.

Теперь  рассмотрим состояние рынка металлургического  сырья.

Внутренний рынок металлургического сырья характеризуется дефицитом качественных марок, который в ближайшем будущем не может быть покрыт даже за счет ввода в эксплуатацию новых шахт и месторождений и исключения данных марок угля из экспорта в полном объеме. Кроме того, отсутствует достаточное количество разведанных и предлагаемых к разработке запасов металлургического сырья.  
Желание потребителей компенсировать имеющийся дефицит за счет импортных поставок сопровождается недостаточной развитостью портовой инфраструктуры. Это, в совокупности с достаточными мощностями для экспорта угля, «закрывают» российский рынок для импортеров, и являются причиной превышения цен на уголь на внутренним рынке над уровнем мировых цен.

Информация о работе Венчурные инвестиции