Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 14:15, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучить основные теоретические аспекты олигополистического рынка, а также осуществить анализ существующей ситуации на рынках олигополии.
Задачи, которые выполнялись  для достижения поставленной цели:
- определялась сущность  и особенности олигополии;
- рассматривалось взаимодействия  фирм на рынке олигополии;
- изучались модели ценообразования  на рынке олигополии;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...….......3
1. Теоретические аспекты вопроса  олигополистического рынка
1.1. Сущность олигополии…………………………………………………………..4
1.2. Взаимодействие фирм на рынке  в условиях олигополии…………………….6
1.3. Модели ценообразования в  олигополии……………………………………....9
2. Анализ олигополистических рынок в России
2.1. Олигополия на рынке промышленного  производства……………………....12
2.2. Олигополия на рынке сотовой  связи………………………………………....16
2.3. Олигополия на рынке автомобильной  промышленности…………………...20
3. Перспективы развития конкуренции рынка в России…………………..…….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………......30
СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….31
2.3. Олигополия на рынке автомобильной промышленности
Также рассмотрим показатели рынка автомобильной промышленности, который можно отнести к олигополистическим.
Автомобильная промышленность является одной из самых «больных» отраслей Российской экономики. На производстве автомобилей занято более 1 млн. человек, предприятия как правило являются градообразующими. Однако продукция автопрома чаще всего неконкурентоспособна не только на внешнем рынке, но и на внутреннем. Единственное в большинстве своем преимущество отечественных автомобилей перед импортными - преимущество в цене постепенно нивелируется [13].
Особенно это касается «Автоваза», который постепенно уменьшает выпуск дешевых моделей, расчищая нишу для отечественных производителей («ИЖавто») и для иностранных конкурентов, в первую очередь корейских компаний. Все же «Автоваз» несомненный лидер в производстве легковых автомобилей от 70 - 75 % всех произведенных ежегодно. Объем реализации продукции составляет несколько миллиардов долларов, для сравнения у «ГАЗа» - чуть более одного миллиарда долларов. Государство проводит активную протекционистскую политику по отношению к автопрому. Благодаря высоким пошлинам на иномарки и стабильному росту спроса на внутреннем рынке, «Автоваз» остаётся в лидерах. Однако в 2012 году каждый второй купленный в России автомобиль – иномарка [13].
На примере рынка легковых автомобилей можно проследить ситуацию лидерства в ценах, когда один самый крупный производитель диктует цены на продукцию остальным. В данном случае таким производителям является «Автоваз». Именно данная компания является основным переговорщиком с правительством по поводу защиты отрасли. Превосходя конкурентов по объемам продаж в 8 - 10 раз, имея положительную рентабельность, вследствие масштаба производства «Автоваз» является безусловным лидером
Итак, подводя итоги данной главы работы, можно сделать определённые выводы. Во-первых, рынок олигополии в России явно выражен во многих ведущих отраслях. Ряд отечественных компаний становятся похожи некоторыми чертами на иностранные олигополистические корпорации. Это и космополитизация, приобретение активов за рубежом, появление иностранных собственников, черты ТНК. Во-вторых, для него присущи два абсолютно противоположных процесса - увеличение доли концентрации фирмы в отрасли. Увеличение концентрации связано со слиянием компаний для получения большей выгоды от масштабов производства (черная металлургия, автопром). В-третьих, российские олигополисты сильно зависят от государства. Нередко государство является крупнейшим акционером.
Наиболее явными олигополистическими рынками в России на сегодняшний день можно назвать нефтяной рынок, рынок сотовых операторов и цветной металлургии.
3. 
Перспективы развития 
Представим некоторые меры развития рынков в России в отдельных отраслях [13].
Для начала рассмотрим перспективы развития олигополии в нефтяной отрасли. В результате приватизации региональные рынки нефтепродуктов разделены между вертикально-интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК) по территориальному признаку. Потенциально конкурентный сегмент оптового рынка нефтепродуктов искусственно сужен: ВИНК, владеющие более чем 80% ресурса нефтепродуктов, не торгуют друг с другом нефтепродуктами, не конкурируют в регионах и устанавливают дискриминационные условия для независимых участников рынка. ВИНК осуществляют поставку нефтепродуктов в «свои» регионы по неэффективной логистике.
Дополнительные издержки перекладываются на конечного потребителя. Кроме того, отсутствие конкурентных отношений приводит к неэффективному использованию транспортной инфраструктуры: перекрестные и встречные потоки поставок при снабжении ВИНК «своих» регионов дополнительно загружают дефицитные мощности железнодорожного и трубопроводного транспорта.
Оптовая реализация и распределение объемов нефтепродуктов между покупателями осуществляется ВИНК по непрозрачным процедурам. Отсутствие открытых торгов по продаже нефтепродуктов и ограничение свободного доступа иных участников рынка к объемам ресурса ВИНК препятствует развитию конкуренции на оптовом рынке нефтепродуктов, не позволяет сформировать общепризнанные ценовые индикаторы как рынка нефти, так и рынка нефтепродуктов.
Доступ участников рынка к оперативной информации о показателях состояния рынка (производство, потребление, запасы ресурсов), необходимых для формирования ожиданий и принятия бизнес-решений, ограничен, ценовые индикаторы отсутствуют.
Развитие 
малых независимых добывающих компаний, 
которые в основном осуществляют 
добычу на малопривлекательных 
В целях развития конкуренции необходимо существенно увеличить объемы реализации нефтепродуктов на открытых торгах, обеспечить свободный и равный доступ всех участников рынка, в том числе иных ВИНК к купле-продаже произведенных ВИНК нефтепродуктов на всех сегментах рынка, а также к оперативной информации о показателях состояния рынка, для чего необходимо принять федеральный закон, включающий в себя в том числе следующие положения.
Во-первых, стимулирование нефтяных компаний к реализации части нефтепродуктов на открытых торгах, в том числе с использованием биржевых технологий в целях вовлечения в оборот дополнительных объемов нефтепродуктов и обеспечения доступа к ним всех участников рынка на основе прозрачных рыночных процедур.
Во-вторых, разделение видов деятельности ВИНК между различными юридическими лицами в рамках одного холдинга для вовлечения в оборот на основе конкурентных отношений между поставщиками и покупателями (в том числе между ВИНК) дополнительных объемов нефтепродуктов на сегментах опт-розница.
В-третьих, 
сформировать перечень показателей 
состояния рынков и информации о 
деятельности нефтяных компаний, в 
том числе планы и фактический 
выпуск нефтепродуктов, наличие свободных 
мощностей по переработке нефти 
и хранению нефтепродуктов, остаток 
топливных ресурсов и другую необходимую 
для формирования ожиданий и принятия 
бизнес-решений участниками 
Также необходимо создать условия для развития независимых от ВИНК компаний в добыче и переработке нефти, в том числе за счет стимулирования развития независимой от ВИНК переработки, определения порядка недискриминационного доступа к транспортной инфраструктуре в целях вовлечения в разработку дополнительных объемов запасов сырья. Это позволит сформировать конкурентный объем нефтепродуктов на рынке, который создаст условия для развития конкуренции между ВИНК и независимыми участниками рынка в оптовом и розничном сегментах реализации нефтепродуктов.
Кроме того, необходимо провести анализ и исключить избыточные административные барьеры при проведении работ по разведке, добыче, хранении и транспортировке нефти, при получении разрешений и выделении участков под строительство автозаправочных станций.
Далее рассмотрим особенности функционирования рынка газа в Российской Федерации. Основной участник рынка природного газа – ОАО «Газпром» владеет как Единой системой газоснабжения, так и добывающими, сбытовыми, газораспределительными организациями.
Несмотря 
на то, что действует достаточное 
количество нормативных документов 
определяющих взаимоотношения между 
участниками рынка, приняты они 
были более 10 лет назад и не отражают 
текущую ситуацию (разработаны исходя 
из существования единственного 
поставщика газа), не содержат необходимых 
для формирования полноценного рынка 
институтов (принципы балансировки газа 
в системе, ответственность 
При этом существенной проблемой для рынка является заниженная регулируемая стоимость газа, которая приводит к дефициту газа и, соответственно, возникновению вопросов при его распределении. Мерами ликвидации указанного дефицита должно стать поэтапное развитие рынка путем постепенного расширения свободного и сокращения регулируемого его секторов.
К существенному неоправданному завышению стоимости подключения к газотранспортным и газораспределительным сетям, и, следовательно, ограничениям для входа на рынок приводит отсутствие нормативной базы для ее регулирования.
Для формирования эффективной конкуренции на рынке природного газа необходимо реализовать следующие меры [13].
Во-первых, 
создание условий для формирования 
недискриминационного доступа к 
системе магистральных и 
Во-вторых, внесение изменений в правила поставки газа в целях обеспечения баланса интересов поставщиков и потребителей газа, а также гарантий защиты прав потребителей газа.
В-третьих, отмена нерыночных механизмов регулирования, в том числе согласование газа в качестве топлива, «балансовых заданий поставки сжиженных углеводородных газов населению, а также приведение действующего законодательства о газоснабжении в соответствие с текущей ситуацией, уточнение ключевых понятий.
В-четвертых, развитие инфраструктуры внутреннего рынка газа для перехода на реализацию газа на основе развитых рыночных механизмов (биржевые технологии, перепродажа газа).
В-пятых, постепенное повышение цен на газ на внутреннем рынке до уровня рыночных (равнодоходности с экспортными ценами), формирование условий для межтопливной конкуренции (газ – мазут – уголь - возобновляемые источники энергии).
Что касается 
развития конкуренции в сфере электроэнергетики, 
то 
в результате реформирования электроэнергетики, 
бывшей ранее монопольной отраслью, выделяются 
конкурентные виды деятельности – производство 
и купля-продажа электрической энергии, 
и естественно монопольные – передача 
электрической энергии и диспетчеризация 
энергосистем. 
С целью 
обеспечения постепенного перехода 
от тарифного регулирования цен 
к свободному ценообразованию, во избежание 
резких колебаний цен, а также 
недопущения монополизации 
Развитие 
конкуренции в области 
Во-первых, 
скорейший запуск конкурентного 
рынка перспективной 
Во-вторых, создание условий для развития конкуренции на розничном рынке электрической энергии с учетом обеспечения системы коммерческого учета электрической энергии на розничном рынке.
В-третьих, 
создание стимулов для гарантирующих 
поставщиков на розничном рынке 
электроэнергии в оптимизации затрат 
на покупку электроэнергии с оптового 
рынка в целях снижения стоимость 
транслируемой нерегулируемой цены 
на электрическую энергию 
В-четвертых, 
обеспечение информационной открытости 
для потребителей деятельности инфраструктурных 
организаций электроэнергетики, в 
том числе с учетом необходимости 
опубликования информации о наличии 
свободных мощностей для 
Теперь 
рассмотрим состояние рынка 
Внутренний 
рынок металлургического сырья характеризуется 
дефицитом качественных марок, который 
в ближайшем будущем не может быть покрыт 
даже за счет ввода в эксплуатацию новых 
шахт и месторождений и исключения данных 
марок угля из экспорта в полном объеме. 
Кроме того, отсутствует достаточное количество 
разведанных и предлагаемых к разработке 
запасов металлургического сырья.  
Желание потребителей компенсировать 
имеющийся дефицит за счет импортных поставок 
сопровождается недостаточной развитостью 
портовой инфраструктуры. Это, в совокупности 
с достаточными мощностями для экспорта 
угля, «закрывают» российский рынок для 
импортеров, и являются причиной превышения 
цен на уголь на внутренним рынке над уровнем 
мировых цен.