Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 14:15, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучить основные теоретические аспекты олигополистического рынка, а также осуществить анализ существующей ситуации на рынках олигополии.
Задачи, которые выполнялись для достижения поставленной цели:
- определялась сущность и особенности олигополии;
- рассматривалось взаимодействия фирм на рынке олигополии;
- изучались модели ценообразования на рынке олигополии;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...….......3
1. Теоретические аспекты вопроса олигополистического рынка
1.1. Сущность олигополии…………………………………………………………..4
1.2. Взаимодействие фирм на рынке в условиях олигополии…………………….6
1.3. Модели ценообразования в олигополии……………………………………....9
2. Анализ олигополистических рынок в России
2.1. Олигополия на рынке промышленного производства……………………....12
2.2. Олигополия на рынке сотовой связи………………………………………....16
2.3. Олигополия на рынке автомобильной промышленности…………………...20
3. Перспективы развития конкуренции рынка в России…………………..…….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………......30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….31
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. Теоретические аспекты вопроса олигополистического рынка
1.1. Сущность олигополии……………………………
1.2. Взаимодействие фирм на рынке
в условиях олигополии…………………….
1.3. Модели ценообразования в олигополии……………………………………....9
2. Анализ олигополистических рынок в России
2.1. Олигополия на рынке
2.2. Олигополия на рынке сотовой связи………………………………………....16
2.3. Олигополия на рынке
3. Перспективы развития конкуренции рынка в России…………………..…….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
Введение
Работа посвящена раскрытию вопроса олигополии в рыночной экономике.
Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время олигополия является наиболее распространенным типом рыночной структуры. Большинство современных исследователей утверждают, что сегодня олигополия стала преобладающей формой рынка, при которой несколько фирм продают стандартизированные или дифференцированные товары; куда доступ для других фирм затруднён, и контроль над ценами на продукцию ограничен взаимозависимостью фирм, и где действует сильная неценовая конкуренция. Главной причиной формирования олигополии является экономия от масштаба производства - все хозяйствующие субъекты стремятся сэкономить на издержках, получив большую прибыль.
Олигополия является формой несовершенной
конкуренции и может
Цель курсовой работы - изучить основные теоретические аспекты олигополистического рынка, а также осуществить анализ существующей ситуации на рынках олигополии.
Задачи, которые выполнялись для достижения поставленной цели:
- определялась сущность и особенности олигополии;
- рассматривалось
- изучались модели
- проводился анализ рынка олигополии в России;
- выявлялись основные перспективы развития олигополии в России.
Объектом курсового исследования является группа компани-олигопоий.
Предметом исследования является финансовая деятельность компаний-олигополистов.
Методами исследования являются: горизонтальный, вертикальный, сравнительный анализ; системный, комплексный подход.
Структура работы состоит из введения, основной части, состоящей из трёх разделов, заключения и списка использованных источников.
В работе были использованы
учебно-методические материалы, данные
официальных маркетинговых
1. Теоретические аспекты
вопроса олигополистического
1.1. Сущность олигополии
Термин «олигополия» в научный аппарат ввел английский экономист Э. Чемберлин [3, с. 291]. Ряд исследователей считает, что его создателем был Т.Мор. Но сущность олигополии исследователи определяют одинаково.
Олигополия – это синоним конкуренции между немногими. Олигополия дословно означает «несколько продавцов» (греч. «oligos» – несколько, «poleo» - продаю, торгую) [4, с. 253]. Это вид рыночной монополии.
Определим основные признаки олигополии [2, с.227]:
По концентрации продавцов на одном и том же рынке олигополии подразделяются на «плотные» и «разряженные». К «плотным» относят отраслевые структуры от 2 до 8 продавцов. Если хозяйственных субъектов более 8, это разряженные монополии. Такая градация позволяет по-разному оценивать поведение предприятий в условиях «плотной» и «разряженной» олигополии. В первом случае в силу ограниченного числа продавцов возможны сговоры в отношении их поведения на рынке, а во втором случае это практически невозможно.
Немногочисленность фирм способствует их монополистическим соглашениям: по установлению цен, разделу или распределению рынков или по другим способам ограничения конкуренции между ними [2, с. 230]. Конкуренция на олигополистическом рынке тем интенсивней, чем ниже уровень концентрации производства (большее число фирм), и наоборот.
Таким образом,
важную роль в характере конкурентных
отношений при олигополии играют
объем и структура информации
о конкурентах и условиях спроса:
чем информации меньше, тем более
конкурентным будет поведение фирмы.
Основное отличие рынка олигополии
от совершенной конкуренции
В современных
условиях, когда действует
В связи с наличием антитрестового законодательства открытое картелирование, базирующееся на письменных соглашениях, невозможно, что зафиксировано на высшем государственном уровне [6, с. 126]. Соглашения в таких случаях заключаются неординарно и устно на конфиденциальных встречах. В результате у потребителей, наблюдателей и контролирующих органов создается иллюзия ценовой конкуренции между олигополистами. Это достигается согласованными действиями фирм в рамках относительно долгосрочных периодов, которые, осуществляя поочередные манипуляции с ценами на свою продукцию, получают равновеликие прибыли на вложенный капитал каждым из олигополистов.
Именно
циклическое чередование
Поведение олигополистов в рамках тайных соглашений предопределяется необходимостью выбора золотой середины: они вынуждены слишком в больших масштабах максимизировать прибыль, и получение умеренной прибыли либо сведение ее к нулевому значению позволяет олигополистам блокировать проникновение в отрасль новых производителей.
Положительная оценка олигополий связывается с достижениями научно-технического прогресса. Они обладают значительными финансами и лобби в политических и экономических кругах, что позволяет им участвовать в реализации выгодных проектов и программ, финансируемых нередко из общественных фондов, например, участие банков в государственной программе ипотечного кредитования населения [7, с. 68]. Небольшие конкурентные фирмы не обладают достаточными средствами для не привлекательных стимулов при реализации имеющихся разработок.
Негативная оценка олигополий определяется следующими моментами. Олигополия близка к монополии, и можно ожидать таких же отрицательных последствий, как и при рыночной власти монополиста. Но, если монополизированный рынок оказывается под контролем и регулируется государством, то олигополия получает возможность заключения тайных соглашений и уходит из-под контроля государства и создает видимость конкуренции [7, с. 78]. В итоге это сказывается на снижении эффективности использования имеющихся ресурсов и ухудшении удовлетворения потребностей общества. Другим негативным моментом может служить то, что несмотря на значительные финансовые ресурсы, сосредоточенные в олигополистических структурах, большая часть новых продуктов и технологий разрабатываются независимыми изобретателями, а также небольшими и средними исследовательскими фирмами, не имеющими достаточных технологических возможностей и капитала для полной практической реализации своих достижений.
Общая оценка олигополистических структур выявляет их неизбежность и реальность существования. Положительная оценка олигополистических структур связывается с достижениями научно-технического прогресса.
Таким образом, олигополия – вид рыночной монополии, синоним конкуренции между немногими фирмами. Признаки олигополии: немногочисленность участников конкуренции; объём производства каждой фирмы может влиять на отраслевое предложение; олигополии могут производить как однородные, так и дифференцированные продукты; вход в отрасль крайне ограничен различными барьерами; спрос на продукцию при олигополии очень похож на спрос при монополии.
Основное отличие рынка
1.2. Взаимодействие фирм на рынке в условиях олигополии
Выделяют три возможности
1) Нескоординированная олигополия - когда фирмы не вступают в контакты друг с другом и не пытаются найти точку устраивающего всех равновесия.
2) Картель (или сговор) фирм, ориентирующихся не на достижение равновесия Курно, а на долгосрочное монополистическое равновесие. Цены и объем производства устанавливаются на том уровне, который избрала бы монополия. После достижения цели участники картеля делят между собой полученную монополистическую прибыль.
3) Картелеподобная структура рынка («игра по правилам»), при которой фирмы сознательно делают поведение понятным и предсказуемым для конкурентов, чем облегчают достижение равновесия Курно или близкого к нему состояния. Фирмы получают при этом олигополистическую прибыль [3, с. 221].
Все эти возможности существуют не только в теории, но породили на практике три основных разновидности олигополистических рынков. Рассмотрим более подробно каждую из них.
Проявляя упорство в снижении цен, фирма-олигополист рискует вызвать цепную реакцию ответных мер конкурентов и снижения спроса, уменьшив прибыль. То же самое происходит и при повышении цен. Только в этом случае фактором неопределенности являются уже не «санкции» конкурентов, а возможная «поддержка» с их стороны. Те могут присоединиться к повышению цен и тогда потеря клиентов данной фирмой будет невелика.
Таким образом, при изменении цен кривая спроса на продукцию фирмы в условиях нескоординированной олигополии имеет ломаный вид. До активной реакции конкурентов она следует по одной траектории, а после него - по другой.
Что касается картелей, то немногочисленность основных участников олигополистического рынка благоприятствует заключению между ними соглашения. Главная идея подобного сговора состоит в установлении объема производства и цен на таком уровне, который обеспечивает максимальную прибыль для всей группы договаривающихся компаний в целом (монопольную прибыль). Далее этот объем делится между участниками картеля определением либо квоты (доли) каждого из них в общем производстве, либо географическим закреплением рынков. Нередко картели выравнивают уровни издержек своих членов и договариваются предлагать поставщикам за закупаемые ресурсы одинаковую цену. Таким образом, картель предполагает установление между фирмами соглашения: о единых ценах; о размерах (квотах) производства или разделе рынков; о единой политике с поставщиками ресурсов, чаще всего по отношению к профсоюзам [1, с. 181].