Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 14:15, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучить основные теоретические аспекты олигополистического рынка, а также осуществить анализ существующей ситуации на рынках олигополии.
Задачи, которые выполнялись для достижения поставленной цели:
- определялась сущность и особенности олигополии;
- рассматривалось взаимодействия фирм на рынке олигополии;
- изучались модели ценообразования на рынке олигополии;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...….......3
1. Теоретические аспекты вопроса олигополистического рынка
1.1. Сущность олигополии…………………………………………………………..4
1.2. Взаимодействие фирм на рынке в условиях олигополии…………………….6
1.3. Модели ценообразования в олигополии……………………………………....9
2. Анализ олигополистических рынок в России
2.1. Олигополия на рынке промышленного производства……………………....12
2.2. Олигополия на рынке сотовой связи………………………………………....16
2.3. Олигополия на рынке автомобильной промышленности…………………...20
3. Перспективы развития конкуренции рынка в России…………………..…….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………......30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….31
Временем расцвета картелей был период с конца XIX до конца 30-х годов XX в., когда они имели легальную форму и были широко распространены. Картели тогда смогли создать монополистическую структуру рынка в ряде ведущих отраслей в международных масштабах и на длительное время.
Специфика истории сговора в нашей стране состоит в том, что в царской России картели были запрещены уже в те годы, когда в других странах их деятельность разрешалась. Но русские олигополисты нашли обходной путь, создав синдикаты. Формально между олигополистами не было соглашений, и нельзя было и применить антикартельное законодательство. Но все члены синдиката совместно владели одним дочерним обществом - конторой. Последняя не занималась производством продукции, а только торговала ею. «Изюминкой» организационной структуры синдиката, превращавшей его в сговор, были стандартные соглашения, подписывавшиеся на двусторонней основе каждым из участников синдиката и конторой. Согласно этому соглашению участник синдиката уполномочивал контору быть единственным продавцом своей продукции. В итоге контора продавала всю продукцию, изготовленную олигополистами, став монополией.
Не разрешено создание картелей и по современному законодательству РФ. В настоящее время картели преследуются в мире как тайные сговоры. Легально они допускаются лишь в некоторых особых сферах экономики (например, в «умирающих» отраслях или в экспортной деятельности) под контролем государства.
В силу юридического запрета официально картели в современной России не существуют. Однако практика разовых ценовых сговоров распространена широко.
Нередко также функции, близкие к картельным, пытаются осуществлять на более постоянной основе разнообразные ассоциации: импортеров чая, производителей соков и т.д. Однако еще большие опасения вызывает в этом смысле будущее. Высокая концентрация производства, неумение завоевывать клиентов рыночными методами, сложившиеся в еще дореформенную эпоху тесные контакты всех предприятий основных отраслей и ряд других факторов благоприятствуют массовому возникновению картелей. Если развитие событий действительно пойдет по этому сценарию, экономике может быть нанесен крупный ущерб. Его предотвращение поэтому является важной задачей государственной экономической политики.
Компромисс между
Наиболее часто употребляемым
приемом «игры по правилам» является
лидерство в ценах. Все крупные
изменения цен сначала проводит
одна фирма (обычно самая крупная), а
затем они повторяются в
Другим распространенным вариантом картелеподобной структуры рынка является ценообразование по схеме «издержки плюс» [6, с. 117]. Оно предполагает, что фирмы отрасли ориентируются на примерно одинаковый, «нормативный» процент прибыли по отношению к издержкам. Поскольку за долгие годы противоборства на рынке каждый олигополист успевает хорошо узнать уровень издержек конкурентов, он легко предсказывает и их цены. Появляется и четкий критерий оценки степени агрессивности ценообразования. Как только процент прибыли какой-то компании резко снижается по сравнению с принятым в отрасли, фирмы-конкуренты воспринимают это как «объявление войны» и начинают ответные действия. Оставаясь же в рамках общепринятого уровня прибыльности, фирма сводит возможность неожиданной реакции конкурентов до минимума.
Таким образом, общественная эффективность олигополии как особого типа рынка различна для разных её форм. В форме картеля олигополия крайне неэффективна: это фактически групповая монополия. При нескоординированной олигополии и «игре по правилам», где конкуренция несравнимо сильнее, чем в картелированных отраслях, есть все недостатки несовершенной конкуренции. Из-за значительного контроля над рынком недостатки проявляются при олигополии много сильнее, а переход отрасли в олигополистическое состояние сопровождается резким увеличением производительности в связи с экономией на масштабах производства.
Итак, экономисты выделяют три принципиальные возможности поведения фирмы на олигополистическом рынке.
Общественная эффективность олигополии как особого типа рынка различна для разных её форм. В форме картеля олигополия неэффективна более всего.
1.3.
Модели ценообразования в
Рассмотрим для начала модель дуополии. Дуополия – это олигополистическая ситуация, когда на рынке действуют только две конкурирующие между собой фирмы. Выручка и прибыль, которую получит фирма, зависит не только от ее решений, но и от решений фирмы-конкурента, также заинтересованной в максимизации своей прибыли.
Первая модель дуополии была предложена французским экономистом О. Курно в 1838 году. Анализируется поведение фирмы-дуополиста исходя из допущения, что ей известен объем выпуска продукции, который ее единственный конкурент уже выбрал для себя. Задача фирмы в том, чтобы определить собственный размер производства, сообразуясь с решением конкурента как с данностью.
Объем производства в условиях олигополии больше того, что установился бы при чистой монополии, но меньше, чем при совершенной конкуренции [1, с.190].
QM<Qolig<Qc
Действительно, две фирмы в сумме выпускают 75 ед., тогда как монополия выпустила бы только 50 ед.
Цены при олигополии при олигополии ниже монополистических, но выше конкурентных:
РM> Рolig> Рc
Экономический механизм таков, что ограничивая производство и завышая цены, монополия оставляет неудовлетворенной часть рыночного спроса. Этот остаток и служит рынком сбыта для второго дуополиста, позволяя ему выпустить дополнительную продукцию, если его цены будут ниже монопольного уровня.
Теперь рассмотрим олигополистические прибыли [1, с.192].
Суммарные олигополистические прибыли дуополистов окажутся ниже тех прибылей, которые на том же рынке получила бы единственная фирма-монополист, хотя тенденция к получению положительных экономических прибылей сохранится:
πм > πolig > 0
Наличие экономических прибылей при олигополии неизбежно, но в меньших размерах, чем при чистой монополии.
Рассуждения, проведенные применительно к выпуску второй фирмой 0 ед. и 50 ед. продукции, можно повторить применительно к самым разным уровням производства этой фирмы. На графике, в частности, показана кривая спроса на продукцию фирмы № 1 (см. D3), которая возникнет при выпуске фирмой № 2 ровно 75 ед. продукции. В этом случае оптимальный объем производства для самой фирмы № 1 составит 12,5 ед. (пересечение MR3 и МС).
Очевиден и общий вывод из анализа краткосрочного равновесия в модели Курно: каждому уровню выпуска одного из дуополистов соответствует особая кривая спроса на продукцию второго дуополиста. Иными словами, для любого олигополиста объем рынка не является постоянной величиной, а прямо зависит от решений конкурентов.
Под равновесием Курно понимается такое сочетание объемов выпуска каждой из фирм, при котором ни у одной из них нет стимулов для изменения своего решения: прибыль каждой фирмы максимальна при условии, что конкурент сохранит данный объем выпуска. Или: в точке равновесия Курно ожидаемый конкурентами объем выпуска продукции любой из фирм совпадает с фактическим и при этом является оптимальным.
Итак, можно сделать вывод по данной главе работы, что первая модель дуополии была предложена французским экономистом О. Курно. Она анализирует поведение фирмы-дуополиста исходя из допущения, что ей известен объем выпуска продукции, который ее единственный конкурент уже выбрал для себя. Перебирая разные возможные уровни цен, мы будем получать и разные уровни потребности рынка в продукции фирмы.
При олигополии объем производства больше того уровня, который установился бы при чистой монополии, но меньше, чем сложился бы при совершенной конкуренции. Цены при олигополии ниже монополистических, однако превышают конкурентные. Суммарные олигополистические прибыли обоих дуополистов ниже прибылей, которые на том же рынке получила бы единственная фирма-монополист, хотя тенденция к получению прибылей сохранится.
Для любого олигополиста объем рынка не является постоянной величиной, а прямо зависит от решений конкурентов. Однако существует и точка устойчивого равновесия Курно - это такое сочетание объемов выпуска каждой из фирм, при котором ни у одной из них нет стимулов для изменения своего решения: прибыль каждой фирмы максимальна при условии, что конкурент сохранит данный объем выпуска. Решающее значение для достижения равновесия имеет понятность (предсказуемость) действий партнера-конкурента и готовность его к кооперативному поведению с соперником.
Далее проведём анализ современной ситуации рынков олигополии России.
2.
Анализ олигополистических
2.1.
Олигополия на рынке
Российский рынок имеет ряд особенностей в некоторых отраслях промышленности и услуг. Экономическая обособленность от других государств, большой перевес в сторону производства средств производства и ВПК над производством средств потребления, всеобщая концентрация ради упрощения управления хозяйствующими субъектами привели на данный момент к высокой доли отдельных компаний в различных отраслях народного хозяйства. В результате рынок олигополии является очень важным, так как многие фирмы-олигоолисты являются ключевыми для нашей экономики. Это, например «АвтоВаз», «Газпром», нефтеэкспортеры и «металлурги» и многие другие. Если взять производство основных видов промышленной продукции, то на долю олигополистических отраслей приходится 40% , а по некоторым данным все 60%. Фирмы олигополисты являются крупнейшими в России по объему реализации. Представим это в табл.1 [10].
Таблица 1
Крупнейшие компании по объёму реализации продукции
Крупнейшие компании по объему реализации продукции | |||||||
Компания |
«Газпром» |
«ЛУКойл» |
«Сургутнефтегаз» |
«ТНК» |
«Сибнефть» |
«Русал» | |
Объем реализации млн.$ |
19571,0 |
15449 |
6407,7 |
6075,4 |
4776,7 |
3960 |
По мнению многих экономистов, в России крупный бизнес по-прежнему обеспечивает более высокую рентабельность и производительность труда нежели средний и малый. Крупные предприятия устойчивее по отношению к так называемым неэкономическим проблемам, которые существуют в нашей стране. Это и высокий уровень коррумпированности чиновников, криминализация общества, нерыночная конкуренция и т.п. Крупные фирмы, в большинстве своем олигополисты, являются основным локомотивом экономического роста России [10].
Представим это в таблице 2.
Таблица 2
Рост рентабельности отраслей промышленности
Рост рентабельности отраслей промышленности | |
Отрасль |
Рентабельность в % |
Нефтегазовая промышленность |
21,5 |
Промышленность драгоценных |
15,5 |
Табачная промышленность |
15,5 |
Пищевая промышленность |
10 |
Лесная и деревообрабатывающая промышленность |
7 |
Черная металлургия |
8 |
Машиностроение |
5,5 |
Электроэнергетика |
7,5 |
Химическая промышленность |
9 |
Цвет. Мет. |
7 |
Угольная промышленность |
3 |