Венчурное инвестирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 00:59, курсовая работа

Краткое описание

Перспективы развития России в XXI веке в огромной степени зависят от состояния научно-технического сектора экономики - уровня прикладных исследований и возможностей промышленной реализации передовых технологий, рыночного потенциала производимой продукции, инновационных проектов.

Файлы: 1 файл

инвестиции.doc

— 611.00 Кб (Скачать)

Мировая практика работы венчурных ярмарок ведет  свою историю с 60-х годов прошлого столетия. В настоящее время они  широко распространены в США и  некоторых странах Европы и нацелены на построение конструктивного диалога между инвесторами и менеджментом новых быстро растущих компаний сектора технологических инноваций.

Зарубежный  опыт проведения подобных мероприятий  был перенесен на российскую почву  в 2000 году по инициативе и при активном участии Российской Ассоциации Прямого и Венчурного Инвестирования (РАВИ). По словам известного публициста и предпринимателя, специализирующегося на секторе высоких технологий, Юрия Амосова, «Из многих проектов, которые предпринимались РАВИ, самым удачным следует считать венчурные ярмарки, призванные обеспечить контакт инвесторов и предпринимателей. Ярмарки произвели в развивающемся венчурном сообществе неожиданный побочный эффект. На них стала формироваться среда общения и дискуссий. Это не единственный российский форум, посвященный технологической и венчурной проблематике, но лидерство программы «Ярмарок» очевидно. Сейчас венчурные ярмарки РАВИ являются событием года, посещаемым практически всеми видными деятелями венчурного сообщества ради возможности неформального общения и обсуждения докладов и выступлений. Благо- даря этому общению появляется возможность составить вполне объективное представление о текущей ситуации в венчурной индустрии и скорректировать собственные планы на будущий год».

Российская  Венчурная Ярмарка проходит ежегодно и является местом встречи профессиональных инвесторов, отечественных и зарубежных профессионалов венчурного бизнеса, работающих или планирующих работать в России.

Организаторами  Ярмарки традиционно выступают РАВИ и Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука), в лице которого государство демонстрирует свою заинтересованность не только в развитии новых финансовых и инвестиционных механизмов, но и в смещении вектора интересов профессионального инвестиционного сообщества в сектор высоких технологий.

Российская  венчурная ярмарка –единственная  на сегодняшний день российская площадка, на которой целенаправленно осуществляются презентации перспективных проектов представителей малого инновационного бизнеса, заинтересованных в привлечении венчурного капитала для развития своего дела. В рамках Ярмарки работают, специализированные площадки: по стадиям развития компаний («Start-up», «Expansion» и более поздние стадии) или по секторам деятельности (Промышленное оборудование, Нано- и Био-технологии, IT etc).

Прежде чем  попасть в экспозицию ярмарки, компании проходят определенную селекцию. Ведущие  специалисты венчурного инвестирования и эксперты инновационного предпринимательства  оценивают проекты с точки зрения перспективности привлечения венчурного капитала. Примечательно, что к конкурсу допускаются любые компании вне зависимости от региона и сферы деятельности. Кроме того, для топ-менеджеров участников Ярмарок проводится ряд специальных тренинговых мероприятий (коучингов), нацеленных на повышение эффективности взаимодействия компаний с потенциальным инвестором при презентации перспектив развития своего бизнеса.

Деловая программа  Венчурной Ярмарки представлена широким спектром различных мероприятий, посвященных анализу опыта, накопленного венчурными капиталистами в России и за рубежом, переводу российской экономики на инновационный путь развития. Развитие индустрии прямых и венчурных инвестиций в России, государственно- частное партнерство, поиск перспективных компаний и инициация сделок в технологической сфере, стратегии выхода, риски и наиболее оптимальные варианты, международное сотрудничество в сфере развития высоких технологий – вот лишь немногие темы, которые лежат в основе дискуссий Российской Венчурной Ярмарки.[3]

 

  1. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЕНЧУРНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ В РОССИИ

 

Эффективным механизмом развития неформального рынка венчурного капитала в России может стать  создание сетей бизнес-ангелов на базе консалтинговых служб, предоставляющих  услуги малым предприятиям в научно-технической сфере. Во-первых, они могли бы стать для бизнес-ангелов источником информации о перспективных проектах, требующих инвестиций. Во-вторых, они могли бы способствовать доведению технологических разработок до стадии продуктов, готовых к коммерциализации, и установлению контактов между предпринимателями и инвесторами. В-третьих, они могли бы осуществлять тщательный отбор участников сети, как со стороны потенциальных инвесторов, так и со стороны предпринимателей, нуждающихся в финансовых ресурсах.[2]

Среди трудностей, с которыми сталкиваются венчурные  фонды и частные инвесторы  в России, можно назвать следующие:

Недостаточное число компаний для венчурного финансирования:

Малое количество привлекательных инновационных  проектов с требуемой фондами доходностью и темпами роста.

Низкий уровень  культуры корпоративного управления в  малых компаниях, непонимание особенностей стратегий инновационного развития и возможностей его финансирования.

Необходимость получения инвестиций в компании на стадии seed и start-up, когда большинство из имеющихся источников финансирования из-за сверхвысоких рисков закрыты.

Готовность  большинства фондов инвестировать  преимущественно в компании на поздних  стадиях – роста и расширения.

Недостаточное присутствие венчурных фондов в регионах России.

Низкая осведомленность  или неверное представление об особенностях деятельности и подходов венчурных  фондов, особенно в регионах страны.

Недостаточное количество специалистов с соответствующей  квалификацией и опытом инвестиционного менеджмента для работы в управляющих компаниях фондов, а также их перегрузка из-за необходимости проведения экспертизы большого количества представляемых для инвестирования проектов.

Трудности с  привлечением частного капитала в фонды  из-за несовершенства правовой формы ЗПИФ и несовершенства законодательства в области доверительного управления (отсутствия понятия фидуциарной ответственности).

Малый размер капитала некоторых фондов, что делает их непривлекательными для управляющих  компаний международного уровня, не видящих возможности покрытия управленческих затрат (повышенных за сет использования формы ЗПИФ), что приводит к использованию специалистов недостаточной квалификации.

В последние  годы российская экономика становится все привлекательнее для фондов прямых и венчурных инвестиций. Приоритетные направления государственной политики, нацеленные на формирование благоприятной среды для развития малых и средних компаний (в том числе высокотехнологичных), а также положительная в целом динамика развития российской экономики, приводят к созданию все более выгодных условий для деятельности прямых и венчурных инвесторов в России.

Проблемы отечественного венчурного инвестирования[18]

В качестве основных проблем, стоящих на пути развития российской венчурной индустрии, можно выделить:

- несовершенство  законодательной базы;

- недостаточное  количество проектов с высоким  экономическим потенциалом, привлекательных  для венчурных инвесторов;

- низкую активность  банков, пенсионных фондов и страховых  компаний в венчурном инвестировании;

- недостаточную  надёжность механизмов защиты  прав инвесторов;

- отсутствие  налоговых стимулов перехода  малых и средних предприятий  на инновационный путь развития;

- отсутствие  развитой системы коммерциализации  и защиты интеллектуальной собственности;

- недостаточную  информационную поддержку венчурной  индустрии.

В большинстве  российских регионов либо слабо развита, либо полностью отсутствует инфраструктура венчурного инвестирования, наблюдается  острый дефицит квалифицированных  специалистов, способных управлять венчурными проектами.

В целях эффективного развития системы венчурного инвестирования в России Совет считает необходимым  рекомендовать принять следующие  меры по развитию системы венчурного инвестирования в Российской Федерации и его законодательного обеспечения

Активизировать  разработку и принятие федерального закона об инновационной деятельности в Российской Федерации.

Внести изменения  в законодательство об инвестиционных фондах, отражающие особенности деятельности венчурных инвестиционных фондов с учетом мирового опыта, в том числе особенности их формирования, перечисления средств со стороны инвесторов, принятия инвестиционных решений, переоценки их активов и др.

Рассмотреть вопрос о включении новых и расширении состава существующих мероприятий федеральных целевых программ, направленных на развитие инфраструктуры поддержки инновационной деятельности и венчурного предпринимательства, в частности, Федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы" выделения в её рамках определенной доли средств, целевым образом предназначенных для финансирования малых и средних инновационных предприятий.

Активизировать  работу по совершенствованию законодательства о защите интеллектуальной собственности, в части чёткого определения правил осуществления прав на результаты научно-технической деятельности, полученные полностью или частично за счет средств федерального бюджета.

Внести изменения  в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, в федеральные законы о хозяйственных обществах и рынке ценных бумаг в части совершенствования механизмов разрешения корпоративных споров.

Активизировать  разработку законодательных и нормативных  актов, регулирующих права государственных высших учебных заведений, научных учреждений и унитарных предприятий на распоряжение объектами интеллектуальной собственности и результатами научно-технической деятельности, созданными в ходе научной деятельности данных учреждений, а также регламентировать их право на участие в капитале малых инновационных компаний.

Внести изменения  в гражданское законодательство, регламентирующие правовой статус договоров  между участниками хозяйственных  обществ о порядке осуществления  прав участника (акционера) и прав на акции.

Внести изменения  в гражданское законодательство в части ограничения права  свободного выхода участника из общества с ограниченной ответственностью.

Для представления  интересов российского сообщества венчурных предпринимателей и инвесторов рассмотреть вопрос о включении в состав Совета директоров Российской венчурной компании (РВК) представителя Российской Ассоциации прямых и венчурных инвестиций (РАВИ).

Оказывать всестороннюю поддержку в проведении Российского  венчурного форума и Ярмарки бизнес-ангелов и инноваторов «Российским инновациям - российский капитал», как мероприятиям федерального значения.[16]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В результате проведенного исследования можно сделать определенные выводы.

Индустрия прямого и венчурного капитала в России занимает важную позицию в комплексе мер по переходу на модель инновационного развития и повышению конкурентоспособности на глобальном рынке. Она способствует стимулированию экономики путем активного инвестирования и поддержки бизнеса с высоким потенциалом роста в существующих и новых секторах промышленности и сферы услуг.

Анализируя  процессы формирования института венчурных  инвестиций в России на основе партнерства  общества и бизнеса, можно сделать  некоторые выводы:

Спецификой российского пути развития венчурного инвестирования является осознание государством своей роли в этом процессе, которая стала значительной в 2006-2007 годы.

Государство должно научиться включать частный бизнес в решение своих приоритетных задач за счет создания привлекательных условий: венчурной инфраструктуры, изменений в законодательстве, регулирующих трастовые отношения и введение фидуциарной ответственности; введения поправок в закон об инвестиционных фондах, закон об акционерных обществах и т.п.; изменений соотношения риск-доходность и других.

В России впервые  создается модель государственного стимулирования инноваций и создания института венчурного бизнеса такого масштаба.

Частному бизнесу  целесообразно адаптироваться к  глобальной венчурной модели - научиться увеличивать стоимость инновационных компаний и ориентироваться на капитализацию как главный критерий успеха.[16]

Наиболее эффективными с точки зрения стимулирования развития венчурного предпринимательства в  России могут быть следующие виды государственной поддержки:

Государственные прямые инвестиции в приоритетные проекты.

Страхование и  другие формы обеспечения инвесторов венчурных фондов, вкладывающих средства в эти компании.

Поддержка развития финансирования ранних стадий, например, путем покрытия некоторых расходов фондов, таких как расходы на экспертизу или текущие расходы, что поможет увеличить доход от портфельных инвестиций и снизить риски инвестирования.

Интегрированная, четкая и эффективная система  по защите прав на интеллектуальную собственность.

Обучение и  подготовка предпринимателей, формирование эффективной коммуникативной среды.

Если говорить о перспективах дальнейшего партнерства  государства и общества, то представляется, что государству, обществу и бизнесу  целесообразно уже сегодня приступить к формированию среднесрочной стратегии развития венчурного предпринимательства как одного из существенных источников финансирования инновационного сектора в России и/или ее отдельных регионов.

Информация о работе Венчурное инвестирование