Лизинг как метод финансирования инвестиционной деятельности в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 11:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение лизинга как метода финансирования инвестиционной деятельности в РФ.
Основными задачами данной курсовой работы являются:
- Изучение теоретических основ лизинга;
- Анализ лизинга как метода финансирования инвестиционной деятельности в РФ в период 2003-2010 гг;
- Изучение современного состояния лизинга и факторов, влияющих на развитие лизинга в России;

Оглавление

Введение…………………………………………………………..………………3
Теоретические основы лизинга
Источники и методы финансирования инвестиций……………....5
Лизинг. Виды лизинга…………………………………………..…..8
Преимущества и недостатки лизинга……………………………12
Правовое регулирование лизинга…………………………………15
Анализ финансового лизинга в России
Анализ финансового лизинга в России за период 2003 – 2010 гг…………………………………………………………………….17
Современное состояние финансового лизинга в РФ...…………....................................................................................23
Факторы, влияющие на развитие лизинга в России……………26
Перспективы развития лизинга в России. Практика других стран ……………….………………………………………………….…..29
Заключение…………………………………………………………………....…36
Список использованных источников литературы………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 141.02 Кб (Скачать)

На фоне роста объемов сделок и высокого спроса на лизинг лизингодатели  активно расширяли филиальные сети. За отчетный период число филиалов участников исследования (без учета  головных офисов) увеличилось с 390 до 510. Наибольший вклад в столь быстрый  рост внесли «ВЭБ-лизинг» (+43 филиала), «Сбербанк Лизинг» (+23 филиала), «Carcade Лизинг» (+19 филиалов).

Несмотря на значительное расширение объемов новых сделок, наблюдается  снижение показателей рентабельности лизинговых компаний. За 9 месяцев 2011 г. как снижение, так и увеличение рентабельности отметили равное число компаний — участниц опроса. При этом рост рентабельности зачастую был обусловлен увеличением объемов сделок, а также отмечался в компаниях со значительной долей собственных средств. Такие предприятия имели возможность повышать лизинговые ставки вслед за инфляцией и ростом ставок по банковским кредитам.

В то же время рассчитанные «Эксперт РА» на основе российской бухгалтерской  отчетности среднерыночные показатели свидетельствуют о снижении всех коэффициентов рентабельности в 2011 году (см. таблицу 4). В частности, если темпы прироста чистой прибыли за девять месяцев 2011 года составили 11%, то сумма активов лизингодателей увеличилась  за тот же период на 55,2%.

Таблица 4. Показатели рентабельности лизинговых компаний.

Показатель

9 мес. 2008 г.

9 мес. 2009 г.

9 мес. 2010 г.

9  мес. 2011 г.

Коэффициент рентабельности основной деятельности (отношение чистой прибыли к выручке, (%)

5,2

2

6,2

5,2

Рентабельность активов (%)

1,3

0,5

1,6

1,3

Рентабельность капитала (%)

22

14,5

13,9

12


Самое серьезное понижающее влияние  на рентабельность лизинговых компаний сегодня оказывают сильная ценовая  конкуренция и общее постепенное  увеличение процентных ставок по заемным  ресурсам. В основном это отражается на уровне ценовых предложений для  клиентов крупного и среднего бизнеса, где присутствует прямая конкуренция, и менее заметно — в сегменте малого бизнеса.

В борьбе за повышение доходности лизинговым компаниям, с одной стороны, необходимо повышать диверсификацию пассивов (для возможности выбора наиболее привлекательного инструмента заимствования  в конкретный момент времени), с другой стороны — искать новые ниши для  развития, расширять набор сервисных  услуг, предлагаемых клиентам.

 

2.3. Факторы, влияющие на развитие лизинга в России

Факторы, стимулирующие  развитие лизинга в России:

- продолжающийся экономический рост и макроэкономическая стабилизация. В последнее время российские банки проявляют все больший интерес к предприятиям реального сектора экономики. Вложения в производство в той или иной форме постоянно растут, и параллельно с этим растет заинтересованность банков в лизинговой деятельности.

- внесение изменений в закон "О финансовой аренде (лизинге)" - был существенно либерализован целый ряд его положений. В результате принятия нового закона большинство препятствий для развития внутреннего лизинга ликвидировано, и следует ожидать бурного развития этого вида деятельности в ближайшее время ввиду его очевидной привлекательности для лизингополучателей в качестве инструмента финансирования бизнеса и с налоговой точки зрения. В то же время международный лизинг остается малопривлекательным из-за того, что вопрос таможенного регулирования остается нерешенным.

- положение об отнесении лизинговых платежей на себестоимость продукции, что позволяет снизить налогооблагаемую базу. Дополнительно к этому, снижаются налог на имущество (2%) и налоги субъектов Федерации, так как используется ускоренная амортизация оборудования с коэффициентом до 3.

Опыт показывает, что любому предприятию  проще получить имущество по лизингу, чем ссуду на его приобретение, поскольку лизинговое имущество  выступает в качестве залога. Что  же касается лизингодателя, то для него при инвестировании в форме имущества, в отличие от денежного кредита, снижается риск невозврата средств, поскольку сохраняется право  собственности на передаваемое имущество.

Факторы, препятствующие развитию лизинга в России:

- кредитование в России крайне ограничено, и улучшение в этой области зависит от всей российской экономики в целом и развития внутренней банковской и финансовой систем в частности. Развитие лизинговых компаний сдерживается ограниченным доступом к "длинным и дешевым" инвестиционным ресурсам. Для решения этой проблемы необходимо разработать схему разделения лизинговых рисков.

- лизинговые компании все еще испытывают серьезные трудности с возвратом оборудования в случае нарушения лизингополучателем условий договора лизинга. За редким исключением лизингодатели по-прежнему не верят, что суды смогут защитить их право собственности. Укрепление уверенности кредиторов (включая, в первую очередь, лизингодателей) в том, что их права будут защищены, является главным условием обеспечения дальнейшего роста кредитования.

- сама лизинговая отрасль все еще относительно невелика, ей не хватает хорошо подготовленных профессионалов, и, кроме того, лизинговый механизм не совсем понятен потенциальным лизингополучателям (т.е. всем предприятиям и предпринимателям).

- рост рынка лизинга оборудования также серьезно ограничен неразвитостью вторичных рынков оборудования. Это создает большие трудности для лизинга, т.к. ни лизингополучатель, ни лизингодатель не испытывают доверия к остаточной (или перепродажной) стоимости лизингового оборудования.

Несмотря на принятие закона "О  финансовой аренде (лизинге)" в новой  редакции, законодательство, касающееся лизинга, все еще недостаточно согласовано. Недостаточно согласованы между  собой вопросы, регулирующие организацию  лизинга, включая юридические, экономические, финансовые, таможенные, налоговые  и бухгалтерские вопросы. Недостаточно четко и документальное регламентирование  лизинговых отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Перспективы  развития лизинга в России. Практика других стран

Для сохранения положительной  динамики показателей российского  рынка лизинга необходима экономическая  и политическая стабильность в стране.

Несмотря на то, что острая фаза мирового кризиса пройдена, еще  довольно длительный период будут ощущаться  его последствия. Значительная часть  предприятий и организаций проводит консервативную политику в части  осуществления затрат на модернизацию действующих и реализацию проектов по вводу новых производств. Это  обстоятельство, а также негативные правовые аспекты регулирования  лизинговой деятельности, сложности  с финансированием сделок сроком более 3 лет, ухудшение финансового  состояния клиентов сдерживают сегодня  дальнейшее развитие рынка лизинга.

В конце мая 2010 года Минфин РФ опубликовал «Основные направления  налоговой политики Российской Федерации  на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», в которых предлагается поставить под сомнение целесообразность применения ускоренной амортизации  по всем группам имущества. Это означает в данном случае лишение договоров  лизинга имеющихся у них преимуществ. Лизингодатели могут пострадать и от технических особенностей отмены ускоренной амортизации. В частности, в случае принятия соответствующего нормативного акта и придания ему  обратной силы масса лизинговых компаний будут вынуждены провести работу по переоформлению графиков лизинговых платежей, а также пострадают в  результате убытков от увеличения налоговой  нагрузки из-за невозможности ускоренного  списания затрат. Вероятность принятия закона, полностью отменяющего возможность  ускоренной амортизации, пока оценить  трудно. Заинтересованной стороной такой  отмены могут быть Минфин и Федеральная  налоговая служба РФ, предполагая  повышение налоговых сборов. «Минфин  расценивает в качестве двойной  выгоды лизинговых компаний одновременное существование введенной амортизационной премии и ускоренной амортизации. Также появление подобной инициативы может быть обусловлено стремлением представителей фискальных властей реализовать принцип справедливости и равномерности налогообложения» [8]. Согласно этому принципу договор финансовой аренды (лизинга) не следует отделять от прочих видов договоров и наделять преимуществами в налогообложении. Важно, чтобы подобные инициативы не реализовывались без соответствующего глубокого анализа последствий, а также, чтобы была обеспечена прозрачность общественной дискуссии по вопросам законодательного регулирования лизинговой отрасли.

В настоящее время отмена повышающих коэффициентов к норме  амортизации при лизинге противоречит курсу страны на модернизацию экономики. Именно лизинговые компании способны обеспечивать финансирование проектов модернизации производственных мощностей, предоставлять долгосрочные ресурсы. Для ряда инфраструктурных отраслей (транспорт, энергетика, связь, сельское хозяйство) лизинговое финансирование является основным источником средств  модернизации бизнеса. Кроме того, для  малого и среднего бизнеса лизинг — практически единственная возможность получить долгосрочное финансирование, в котором банки ему зачастую отказывают.

Высокая степень износа основных фондов в России означает необходимость  поддержки механизма лизинга  государством. Безусловно, развитие государственных  программ и лизинговых компаний—  это очень правильный инструмент экономической и промышленной политики. Но не менее важно сохранить и  простимулировать рыночный сектор лизинга.

«Минэкономразвития планирует  внести изменения в Закон о  финансовой аренде. В частности, поправками предполагается упростить порядок  изъятия предмета лизинга, узаконить  повторный лизинг, а также ввести понятие лизинга для физических лиц» [7]. Ожидается, что новации в законодательстве приведут к росту рынка. За счет узаконивания вторичного лизинга рынок увеличится, так как по сути это альтернатива кредитованию под залог основных средств, но с меньшими рисками для кредитора. Также изменения порядка взыскания позволят снизить затраты лизинговых компаний, что сделает более доступными их услуги. По проекту Минэкономразвития поправки упрощают процедуру возврата предмета лизинга, если клиент неоднократно нарушит условия договора, тогда лизинговой компании достаточно только исполнительной подписи нотариуса, чтобы изъять предмет лизинга.

Минусов от планируемых законодательных  поправок также достаточно. Изменения  процесса изъятия предмета лизинга— процедура, предлагаемая взамен существующей, по своей специфике несколько  сложнее, чем та, что есть сейчас, это приведет к росту издержек лизингодателей. Что касается повторного лизинга, то  возможные поправки открывают поле для широкой трактовки лизинга, превращая его в некий механизм аренды, то есть переведет лизинг из инвестиционного вида деятельности, действующего на особых условиях, в сферу аренды или проката. Это может послужить поводом к отмене существующих налоговых преференций для лизингополучателей и сведет к нулю все преимущества лизинга как средства обновления основных средств.

«В среднесрочном периоде  рынок лизинга для малого бизнеса  будет расти, но устойчивость этого  роста остается под вопросом в  связи с недостатком у государства  финансовых средств для стимулирования и преобразования экономики и инертностью бизнеса» [1].

На фоне неблагоприятных  изменений инвестиционного климата, общего сокращения деловой активности государственное вмешательство  и регулирование рынка лизинговых услуг может сыграть стабилизирующую  роль. Есть два пути такого регулирования. Первый— связан общей поддержкой рынка, с предоставлением льгот  и привилегий всем его участникам. Здесь могут использоваться разнообразные  формы и методы, они включают и  налоговые, и финансовые, и административные рычаги. К этой же группе следует отнести и общие меры стимулирования инвестиционной активности, которые опосредованно повлияют и на лизинговую деятельность. Второй путь предполагает прямое бюджетное финансирование полностью государственных или государственно ориентированных лизинговых компаний, то есть он связан с селективной поддержкой отдельных участников рынка. Именно этот вариант по существу и реализуется. Такая форма поддержки со стороны государства представляется оправданной и объяснимой в сложившихся обстоятельствах, она во многом соответствует существующим традициям. Однако она не может оказать существенного стимулирующего воздействия на рынок в перспективе. Компании с участием государства очень зависимы от условий предоставления и размеров бюджетного финансирования. Их деятельность не всегда является эффективной, такие фирмы не могут быть названы полностью рыночно ориентированными. Их присутствие оказывает определенное влияние на структуру рынка, но не способствует формированию и развитию конкуренции на нем. Оживляющую и стимулирующую роль могли бы сыграть меры, направленные на поддержку более широкого круга фирм (независимо от формы собственности и структуры капитала) или отдельных видов лизинговых операций.

Прогнозируют, что лизинговой отрасли в ближайшие несколько  лет будут свойственны следующие  основные черты:

- укрепление позиций компаний  с государственным участием (напрямую, любо через материнский банк);

- уход с рынка части  мелких лизинговых компаний;

- появление новых участников  лизингового рынка, в том числе  с иностранным участием (например, стран Азии);

- обострятся проблемы  с возмещением НДС;

- в структуре сделок  возрастет роль государственных  учреждений и крупных компаний.

Несмотря на положительную динамику и высокие темпы роста, объем  рынка лизинга России по-прежнему сопоставим разве что с Бразилией, тогда как на первом месте находится  Европа, а на втором – США. С другой стороны, если сопоставить темпы  роста, которые наблюдаются в  мире и в России, то налицо значительное превышение темпов роста лизинговых услуг в нашей стране по сравнению  с более развитыми странами, и  в частности, с Европой.

Информация о работе Лизинг как метод финансирования инвестиционной деятельности в РФ