Лизинг как метод финансирования инвестиционной деятельности в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 11:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение лизинга как метода финансирования инвестиционной деятельности в РФ.
Основными задачами данной курсовой работы являются:
- Изучение теоретических основ лизинга;
- Анализ лизинга как метода финансирования инвестиционной деятельности в РФ в период 2003-2010 гг;
- Изучение современного состояния лизинга и факторов, влияющих на развитие лизинга в России;

Оглавление

Введение…………………………………………………………..………………3
Теоретические основы лизинга
Источники и методы финансирования инвестиций……………....5
Лизинг. Виды лизинга…………………………………………..…..8
Преимущества и недостатки лизинга……………………………12
Правовое регулирование лизинга…………………………………15
Анализ финансового лизинга в России
Анализ финансового лизинга в России за период 2003 – 2010 гг…………………………………………………………………….17
Современное состояние финансового лизинга в РФ...…………....................................................................................23
Факторы, влияющие на развитие лизинга в России……………26
Перспективы развития лизинга в России. Практика других стран ……………….………………………………………………….…..29
Заключение…………………………………………………………………....…36
Список использованных источников литературы………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 141.02 Кб (Скачать)

Вместе с тем и в  Законе о лизинге, и в ГК РФ сохранено  ограничение, что предметом лизинга  могут быть любые непотребляемые вещи, используемые для предпринимательской  деятельности. Тем самым исключается  возможность приобретения основных фондов некоммерческими организациями, что тормозит развитие наиболее незащищенных в экономическом плане учреждений (научно-исследовательских, образовательных  и т.д.). Целесообразно было бы расширить  применение данной нормы, указав, что  предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, имущество, которое можно использовать для  предпринимательской и иной профессиональной деятельности. [6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ финансового  лизинга в России.

2.1. Анализ финансового  лизинга в России за период 2003 – 2010 гг.

Таблица 1. Общая стоимость договоров финансового лизинга, заключенных организациями, осуществляющими деятельность в сфере финансового лизинга в Российской Федерации (в фактически действовавших ценах)

 

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

 

миллиардов  рублей

Общая стоимость  договоров финансового лизинга

30,1

69,8

129,7

156,2

385,9

372,1

264,2

447,0

в том числе лизинга:

               

зданий (кроме жилых) и  сооружений

0,6

1,5

2,9

7,4

10,3

13,7

13,9

10,5

машин и оборудования

20,0

33,5

43,6

76,2

164,5

153,0

92,5

186,2

из них компьютеров  и компьютерных сетей 

0,8

0,9

1,7

1,9

2,7

1,7

1,5

5,4

транспортных средств

9,5

34,7

82,8

68,0

207,4

204,7

156,6

250,2

из них:

               

автомобилей(включая автобусы и троллейбусы)

   

20,6

47,2

115,1

103,6

36,8

96,0

Судов

   

0,7

0,6

0,8

0,9

0,1

0,5

железнодорожных транспортных средств

   

6,9

9,8

19,0

26,0

41,5

129,3

воздушных летательных аппаратов

   

42,3

4,9

63,9

45,3

75,9

21,5

рабочего, продуктивного  и племенного скота

 

0,1

0,4

4,6

3,6

0,7

1,2

0,1

 

в процентах  к итогу

Общая стоимость  договоров финансового лизинга

100

100

100

100

100

100

100

100,0

в том числе лизинга:

               

зданий (кроме жилых) и  сооружений

2,0

2,2

2,3

4,7

2,7

3,7

5,3

2,4

машин и оборудования

66,4

48,0

33,6

48,8

42,6

41,1

35,0

41,6

из них компьютеров  и компьютерных сетей 

2,5

1,3

1,3

1,2

0,7

0,5

0,6

1,2

транспортных средств

31,6

49,7

63,8

43,5

53,7

55,0

59,3

56,0

из них:

               

автомобилей(включая автобусы и троллейбусы)

   

24,9

30,2

29,8

27,8

13,9

21,5

Судов

   

0,5

0,4

0,2

0,9

0,03

0,1

железнодорожных транспортных средств

   

5,3

6,3

4,9

26,0

15,7

28,9

воздушных летательных аппаратов

   

32,6

3,1

16,6

45,3

28,7

4,8

рабочего, продуктивного  и племенного скота

 

0,14

0,31

2,94

0,90

0,20

0,40

0,02


 

Таким образом, из таблицы 1 мы видим явную тенденцию к  увеличению заинтересованности к такому методу инвестирования как лизинг: в 2010 году общая стоимость договоров  финансового лизинга составила 447 млрд. руб., что почти в 15 раз превышает  показатель 2003 г. Лишь в 2008 – 2009 гг. была видна тенденция к уменьшению популярности такого финансового инструмента, что вполне объяснимо – эти  года характеризовались общим спадом финансовой стабильности в виду мирового финансового кризиса.

Больше 90 % от общей стоимости  заключенных договоров за весь исследуемый  период занимают транспортные средства и машины и оборудование. Среди  договоров на лизинг  транспортных средств преобладают автомобили, доля железнодорожного транспорта увеличивается, в 2009 г. обогнав долю автомобилей, воздушно-летательные  аппараты же наоборот  - их доля заметно  уменьшилась.

 

Таблица 2. СТРУКТУРА ДОГОВОРОВ ФИНАНСОВОГО ЛИЗИНГА МАШИН, ОБОРУДОВАНИЯ, ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Лизингополучатели по видам экономической деятельности

100

100

100

100

100

100

в том числе:

           

сельское хозяйство, охота  и лесное хозяйство

14,6

16,2

8,9

8,5

29,2

3,4

добыча полезных ископаемых

7,6

10,0

6,7

4,9

5,7

14,1

обрабатывающие производства

33,3

24,3

27,6

28,8

23,1

25,6

производство и распределение  электроэнергии, газа и воды

8,9

12,7

18,7

5,6

2,2

8,5

строительство

16,2

14,7

22,9

28,3

13,7

37,5

оптовая и розничная торговля

6,0

4,3

6,6

5,7

2,3

2,0

транспорт и связь

7,0

12,0

4,4

10,8

15,0

2,8

здравоохранение

0,6

0,6

1,1

0,4

0,7

-

другие виды деятельности

5,8

5,2

3,1

7,0

8,1

6,1


 

Из данной таблицы видно, что сферами деятельности наиболее чаще пользующимися услугами лизинга  являются строительство и обрабатывающие производства, так как для их функционирования требуется весьма дорогое оборудование, которое предприятия не готовы приобрести сразу. Реже всего услугами лизинга  пользуются предприятия, производящие электроэнергию, газ и воду, что  объясняется тем, что такие предприятия  достаточно крупные и оборудование для этой сферы деятельности имеет  большой срок полезного использования.

Рисунок 1. Факторы, отрицательно влияющие на деятельность организаций в области финансового лизинга

Характерной особенностью развития лизингового рынка в 2010 г. явилось  существенное повышение негативного  влияния таких факторов как «существующий  уровень налогообложения»  (об этом сообщили 27,9% респондентов против 11,6% в  предыдущем году), а также недостаток финансовых средств (43% против 14,8%).  Значительно сократилась,  по мнению респондентов,  значимость таких  факторов как «высокий процент  коммерческого  кредита»  (на это указали 60,1% респондентов против 87,2% в 2009 г.), «несовершенство  нормативно-правового регулирования» (64,1% против 75,2%), а также «сложность с получением кредита» (12,3% против 22,4%).

Из всех приведенных данных мы видим бурный рост лизинга в 2010 г

Объем нового бизнеса в 2010 году составил 725 млрд. руб. (таблица 3), совокупный лизинговый портфель на 01.01.2011 увеличился до 1180 млрд руб.  Сумма стоимости оборудования по новым сделкам без учета НДС составила 450 млрд. руб. (11,11 млрд. евро).

Таблица 3. Индикаторы развития рынка лизинга

Показатели

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.

Объем нового бизнеса, млрд руб.

399,6

997,5

720

315

725

Темпы прироста, %

83,8

149,6

-27,8

-56,2

130,2

Объем полученных лизинговых платежей, млрд руб.

136

294

402,8

320

350

Темпы прироста, %

78

116,2

37

-20,6

9,4

Объем профинансированных средств, млрд руб.

201,1

537

442

154

450

Темпы прироста, %

90

167

-17,7

-65

192

Совокупный портфель лизинговых компаний, млрд руб.

530

1202

1390

960

1180

Темпы прироста, %

-

126,8

15,6

-31

23

Номинальный ВВП  России, млрд руб. (по данным Росстата)

26903,5

33111,4

41256

38797,2

44491,4

Доля лизинга  в ВВП, %

1,49

3,01

1,73

0,81

1,63%


 

Рисунок 2. Объем нового бизнеса

Увеличение активности на рынке превзошло все прогнозы – рынок вырос на 130%.

Быстрый рост был обусловлен стабилизацией финансового состояния  лизингополучателей, смягчением критериев  риск-менеджмента лизинговыми компаниями, а также агрессивной политикой  лизингодателей с госучастием.

Можно предположить, что  на увеличение объемов сделок повлияли и ожидания лизинговыми компаниями негативных законодательных новаций  – возможно, некоторые компании стремились сформировать более значительный портфель, надеясь, что планируемые  изменения налогового регулирования (в частности, возможная отмена ускоренной амортизации) не будут иметь обратной силы.

Сумма сделок государственных  лизинговых компаний (в том числе "дочек" госбанков) в 2010 году составила  около половины объема нового бизнеса   - 47,7% (в 2009 – 25,4%, в 2008 - 13,7%).

Активность госбанков  в лизинге связана с большим  объемом свободных ресурсов и  отсутствием качественных заемщиков. Лизинг, являясь нишей, где можно  развивать кредитование с более  высокой степенью риска при большей  обеспеченности сделок, дал возможность  этим участникам рынка сделать ставку на развитие кредитования именно через  лизинг, так как в банковские стандарты  и требования в кризис и после  него попадает гораздо меньше заемщиков, чем ранее.

 

Рисунок 3. Профиль участников исследования за 2010г. в разрезе собственников

 

Быстрый рост доли лизингодателей из госсектора связан как с развитием государственных программ поддержки отдельных отраслей экономики (в частности, транспортной отрасли через "ГТЛК", судостроительной - через "ВЭБ-Лизинг"), так и со сменой топ-менеджмента в двух крупнейших лизинговых компаниях – "Сбербанк Лизинг" и "ВЭБ-Лизинг". Синергетический эффект от прихода амбициозных руководителей с опытом работы в частном лизинговом бизнесе и имеющейся масштабной и недорогой пассивной базы, обусловил стремительный рост участия госкомпаний в новых сделках.

Несмотря на активизацию  филиальных сетей лизингодателей, доля Москвы в структуре новых лизинговых сделок в 2010 году выросла - с 28,7% до 38,4% (рисунок 4, 5). В географическом распределении  сделок также увеличилась доля Северо-Западного  ФО (с 1,9% до 2,3%), Уральского, Южного и  Северо-Кавказского ФО. При этом снизилась доля Санкт-Петербурга (с 15,8% до 12,4%), Приволжского (с 10,24% до 8,4%), Сибирского и Дальневосточного федеральных  округов.

Рисунок 4. Географическое распределение объема новых сделок за 2010г.

Рисунок 5. Географическое распределение объема новых сделок за 2009г.

 

2.2. Современное  состояние финансового лизинга.

За девять месяцев 2011 года российский рынок лизинга вырос  на 119%. Динамика объема новых сделок аналогична прошлогодней — тогда  темпы прироста достигали 127% (см. график 1). Совокупный лизинговый портфель на 1 октября 2011 года составил 1,6 трлн. рублей.

Основной угрозой для развития рынка лизинга сегодня является возможное ограничение в фондировании лизинговых компаний. Опасения связаны  с сохраняющейся неопределенностью на финансовых рынках, основанной на ожидании следующего витка финансового кризиса. Дополнительно негативно может повлиять снижение спроса со стороны лизингополучателей из-за удорожания лизинговых услуг и неопределенности в экономике в целом.

В тройке лидеров рынка по объему новых сделок за первые девять месяцев 2011 года первое место занял «ВЭБ-лизинг», второе — «ВТБ Лизинг», третье — «Сбербанк Лизинг». В сумме на эти компании пришлось около 47,4% объема новых сделок. При этом по сравнению 
с аналогичным периодом 2010 года сумма новых сделок указанных компаний выросла: у «ВЭБ-лизинга» — в 3,4 раза, у «ВТБ Лизинга» — в 3,7 раза, у «Сбербанк Лизинга» — в 1,6 раза.

Наибольший объем контрактов (182,8 млрд рублей) был заключен «ВЭБ-лизингом». Наибольший объем сделок компании в  третьем квартале пришелся на железнодорожную  технику (около 50 млрд рублей) и авиатранспорт (около 35 млрд). По данным ОАО «ВЭБ-лизинг», в сегменте лизинга железнодорожного подвижного состава сделки заключались  как с компаниями под государственным  контролем, так и с частными перевозчиками, включая транспортные бизнес-единицы  вертикально интегрированных корпораций. В сегменте авиализинга основной акцент был сделан на бизнес с тремя  крупнейшими отечественными авиаперевозчиками, лидерами по пассажирообороту.

Наиболее яркой сделкой для  «Сбербанк Лизинга» стало соглашение с компаниями «Мечел» и «Ферронордик Машины» о поставке и финансировании специализированной техники Volvo на сумму  более 600 млн рублей для крупнейшей российской горнодобывающей и металлургической компании. По условиям контракта «Сбербанк  Лизинг» поставил для «Металлургшахтспецстроя» (входит в «Мечел») более 36 комплектов специальной дорожно-строительной техники Volvo.

Самой быстрорастущей компанией по итогам девяти месяцев 2011 года стала  Государственная транспортная лизинговая компания — ее портфель увеличился в 8,6 раза. В третьем квартале года ключевыми для нее стали сделки с «Эй-Би-Рейл» (лизинг полувагонов на 2 млрд рублей), транспортно-экспедиторской компанией «Нижегородский экспресс» (поставка вагонов-цистерн на 5 млрд рублей.) и ТГК (лизинг вагонов-платформ стоимостью 4,4 млрд рублей). В сегменте автомобильного транспорта стоит отметить поставку для «Агрокомтранса» тягачей «КамАЗ» общей стоимостью около 400 млн рублей, а также передачу в лизинг управлению транспорта и коммуникаций администрации Волгоградской области пассажирского транспорта более чем на 540 млн рублей.

Информация о работе Лизинг как метод финансирования инвестиционной деятельности в РФ