Инвестиционная политика Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 08:04, реферат

Краткое описание

Инвестиции играют важнейшую роль как на макро-, так и на микроуровне. По сути, они определяют будущее страны в целом, отдельного субъекта хозяйствования и являются локомотивом в развитии экономики. А привлечение иностранных инвестиций в экономику республики и их освоение способствуют повышению производительного потенциала ее экономики, служат важным инструментом передачи технических и управленческих навыков из–за границы.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………стр.3
1. Инвестиции, их экономическая сущность, классификация и структура……………………………………………………………………...стр. 5
1.1.Инвестиции и их роль в развитии экономики………….…………….....стр.5
1.2. Классификация инвестиций и их структура………………………….стр.10
2. Анализ инвестиционной деятельности РК…………………….………..стр.14
2.1. Оценка инвестиционной деятельности в РК…………………….…....стр.14
2.2. Иностранные инвестиции в РК………………………………………...стр.16
3. Инвестиционная политика РК …………………………….…….............стр.22
Заключение…………………………………………………………………..стр.23
Список использованной литературы……………………………………...стр. 24

Файлы: 1 файл

Эконом.теория Курсовая работа Инвестиционная политика РК.docx

— 107.78 Кб (Скачать)

Во–вторых, в значительной мере сокращаются  удельные капитальные вложения;

Динамика изменения воспроизводственной  структуры реальных инвестиций в  основной капитал может показать определенные сдвиги или тенденции  как в позитивном, так и в негативном плане. Негативный аспект заключается в том, что повышение доли реальных инвестиций в новое строительство автоматически может привести к снижению их доли, направляемой на расширение, реконструкцию и техническое перевооружение производства, что может отрицательно отразиться на техническом уровне производства и на эффективности инвестиций, а следовательно, и на  экономике в целом. Позитивный же аспект в этой тенденции, видится в том, что за анализируемый период, например, довольно бурно протекал процесс создания малых предприятий и именно за счет  этого повысилась доля инвестиций, направляемых на новое строительство. Создание малого бизнеса в РК и повышение его роли в экономике являются необходимым и прогрессивным процессом.

Важное значение для экономики республики имеет также распределение реальных инвестиций по отраслям экономики РК, так как именно от этого распределения в значительной степени зависит ее будущее. Экономическая эффективность капитальных вложений существенно зависит от отраслевой и территориальной (региональной) их структуры.

Под отраслевой структурой – понимается их распределение и соотношение по отраслям промышленности и экономики в целом. Ее совершенствование заключается в обеспечении пропорциональности и в более быстром развитии тех отраслей, которые обеспечивают ускорение НТП во всем народном хозяйстве РК.

От планирования отраслевой структуры  капитальных вложений зависит очень  многое, прежде всего сбалансированность в развитии всех отраслей, оптимальность  его отраслевой структуры, ускорение  научно-технического прогресса и  эффективность функционирования всей экономики республики. Государство  при помощи например, бюджетных средств и других рычагов может существенно влиять на тенденцию изменения отраслевой структуры инвестиций в прогрессивном направлении.

Важное значение для эффективности инвестиций в экономике имеет структура инвестиций по источникам финансирования и формам собственности.

Под структурой инвестиций по формам собственности понимаются их распределение и соотношение по формам собственности в общей их сумме, т. е. кому они принадлежат: государству, муниципальным органам, частным юридическим или физическим лицам, или к смешанной форме собственности. Существует мнение, что повышение доли частных инвестиций в общей их сумме положительно влияет на уровень их использования, а следовательно, и на экономику республики.

Под структурой инвестиций  по источникам финансирования  соответственно понимаются их распределение и соотношение в разрезе источников финансирования. Совершенствование этой структуры инвестиций заключается в повышении доли внебюджетных средств до оптимального уровня. На основе динамики изменений по годам можно представить и проанализировать те изменения, которые произошли под влиянием  таких факторов, как в негативных так и в позитивных отношениях. (Например, все большую роль, как источник финансирования стали играть амортизационные отчисления).

Эффективность использования инвестиций на предприятии, его финансовое положение  также в значительной  мере зависят от их структуры на предприятии. Под общей структурой инвестиций на предприятии понимается соотношение между реальными и портфельными инвестициями в их общей сумме. Ее  совершенствование заключается в том, чтобы получить максимум отдачи как от портфельных, так и реальных инвестиций. Это означает, что доля инвестиций в наиболее эффективные проекты должна стремиться к максимуму. В современных условиях важное значение для предприятий имеет как структура реальных, так и структура портфельных инвестиций. Под структурой портфельных инвестиций понимаются их распределение и соотношение по видам ценных бумаг, приобретаемых предприятием, а также по вложениям в активы других предприятий.

В данный момент, когда доля государственных  инвестиций резко снижается, а доля инвестиций предприятий в общей  их величине увеличивается, общая эффективность  инвестиций все в большей мере зависит от эффективности их использования  непосредственно на предприятии, а, по сути, от общей структуры инвестиций на предприятии.

Обобщая все вышесказанное, можно  сделать вывод – анализ структуры  инвестиций по различным направлениям имеет научное и практическое значение. Практическая значимость данного  анализа заключается в том, что  он позволяет определить тенденцию  изменения структуры инвестиций и на этой основе разработать более  действенную и эффективную инвестиционную политику. Теоретическая значимость анализа структуры инвестиций заключается  в том, что на основе этого анализа  выявляются новые факторы, ранее  не известные, влияющие на инвестиционную деятельность и эффективность использования  инвестиций, что также очень важно  для разработки инвестиционной политики.  

 

2.Анализ инвестиционной деятельности в РК

2. 1. Оценка инвестиционной деятельность в РК.

 

На современном этапе развития Казахстана как нового независимого государства, ориентирующегося на рыночные отношения, главным направлением экономических  реформ становится выработка и реализация инвестиционной политики государства, нацеленной на обеспечение высоких  темпов экономического роста и повышение  эффективности экономики.

Для решения этих задач, а также  для обеспечения структурных  преобразований экономики на основе программы действий правительства  по углублению реформ и в условиях ограниченности внутренних источников финансирования исключительно важное значение приобретает привлечение иностранного капитала в экономику республики. Привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций в экономику республики является основой, одним из направлений взаимовыгодного экономического сотрудничества Казахстана с зарубежными странами.       

В процессе перехода  Республики Казахстан на рыночные отношения параллельно создавалась и нормативно – законодательная база в области инвестиций.

28 февраля 1997 года №75- 1  ЗРК вышел Закон “О государственной поддержке прямых инвестиций”, в котором регулировались отношения, возникающие в процессе поддержке прямых инвестиций в РК, и в котором определялся единственный государственный орган, уполномоченный осуществлять государственную поддержку и представлять РК – “Агентство РК по инвестициям”, председатель которого назначается и освобождается от должности только Правительством РК.

Кроме того 5 апреля 1997 года  №3444 Указом Президента  “Об утверждении перечня приоритетных секторов экономики для привлечения прямых отечественных и иностранных инвестиций “, был определен список наиболее приоритетных и важных производств для привлечения инвестиций до 2000 года . В частности, такие отрасли как:

1. Производственная инфраструктура.

2. Обрабатывающая промышленность.

3. Объекты г. Акмолы.

4. Жилье, объекты социальной  сферы и туризма.

5. Сельское хозяйство.

Указом Президента РК от 6 марта 2000 года №349 были утверждены правила предоставления льгот и преференций при осуществлении  инвестиционной деятельности.

Но иностранных предпринимателей не устраивала неполнота и нестабильность нормативно-правовой базы хозяйственной  деятельности, действовавшая система  бухгалтерского учета и отчетности, высокий уровень налогообложения (несовершенство налоговой системы  в РК) и ее изменчивость, дороговизна  кредита, коррупция чиновников и  самоуправство местных властей, криминал в экономике, отсутствие гарантий безопасности и несоответствие бухгалтерского учета международным стандартам. Все это сыграло и большую  положительную роль.

Так как бухгалтерский учет –  это международный учет бизнеса, то его надо было в первую очередь  усовершенствовать и привести к  международному образцу, так как  действующий  до 1996 года в РК не соответствовал этому.

Первым и важным этапом реформирования системы бухгалтерского учета было отменено старое положение и Указом Президента, имеющим силу Закона, 26 декабря 1995 года №2732 было введено новое  Положение  о бухучете и отчетности с 1 января 1996 года, которое регулировало систему бухгалтерского учета и финансовую отчетность. Кроме того, Национальная комиссия по бухучету была преобразована в Департамент бухгалтерского учета и аудита при Министерстве финансов  Республики Казахстан. Был принят и введен с 1 января 1997 года новый Генеральный план счетов хозяйственно-финансовой деятельности, на основе разработанных к нему Стандартов и Методических указаний к ним – все это позволило приблизить систему бухгалтерского учета к международному уровню.

Следующим этапом было совершенствование  налоговой системы, так как все  налоги в конечном итоге отражаются на финансовом результате – чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия и которая является одним из источников для осуществления  инвестиций.

В РК был принят новый налоговый  кодекс, который разработан в области  налогообложения с учетом лучших наработок в этой области как  в нашей республике так и за рубежом, что несомненно улучшило правовую базу налогообложения.

Закон РК “О налогах и других обязательных платежах в бюджет” № 2235 от 24 апреля 1995 года, предусмотрел в основном одинаковые ставки налогов, как для резидентов, так и для нерезидентов и других инвесторов.

На улучшение инвестиционной деятельности влияет также и уровень развития малого и среднего бизнеса в республике, так как экономика любого государства  не может нормально функционировать  и развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса, причем малый бизнес играет все возрастающую роль в экономике  республики. Поэтому было принято  ряд постановлений, направленных на развитие, улучшение и защиту среднего и малого бизнеса (на поддержку малого предпринимательства).

Но эффективное использование  инвестиционных ресурсов не мыслимо без Рынка ценных бумаг и в частности – Фондового Рынка, который в Казахстане, по сути, отсутствует, а значит, это является еще одной проблемой которую необходимо решить.

И вот, в целях реализации стратегии  развития Казахстана до 2030 года, 28 января 1998 года за №3834 был принят Указ Президента РК, в котором была принята программа  действий и в том числе в  области инвестиционной политики, определены цели и приоритеты. В Указе рассмотрены  вопросы по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Республике в условиях рыночной экономики, (наряду с экономическими и социальными  вопросами), а также освещены вопросы, связанные с обеспечением эффективной  защиты иностранных инвестиций. В  разделе “Благоприятный инвестиционный климат” принято решение об ускоренном развитии Фондового Рынка, защите и  поддержке малого бизнеса, и др.

Таким образом, в политическом и  правовом плане в Республике Казахстан  создан весьма благоприятный инвестиционный климат.

 

2.2. Иностранные инвестиции в РК.

 

Иностранные инвестиции играют очень  важную роль в экономике любого государства  или отдельной республики. Уже  не первое десятилетие прямые иностранные  инвестиции растут быстрее, чем международная  торговля. Основными инвесторами, вложившими в экономику Республики Казахстан свои капиталы являются такие крупные страны как США, Германия, Великобритания, Япония, Южная Корея, Франция и др. Эти страны не только оживляют инвестиционный климат в РК, но и  помогают развитию отечественной экономики.

Привлечение иностранных инвестиций создает условия для реального  улучшения производственной структуры  экономики Казахстана, создания нового высокотехнологичного производства, модернизации основных фондов и технического перевооружения многих предприятий, эффективного использования  имеющегося потенциала квалифицированных  специалистов и рабочих республики, внедрения передовых достижений в области менеджмента, маркетинга и ноу-хау, наполнения внутреннего  рынка качественными товарами отечественного производства с одновременным увеличением  объемов экспорта в зарубежные страны.

С точки зрения политиков и экономистов  республики, с участием иностранного капитала можно решать следующие  задачи:

    • повысить эффективность экспортного потенциала, преодолеть его сырьевую направленность;
    • усилить экспортную экспансию страны и упрочить ее позиции на внешних рынках;
    • развить импортозамещающие производства;
    • повысить научно-технический уровень производства с помощью новой техники и технологий, методов управления и сбыта продукции;
    • увеличить налоговые поступления в государственный бюджет;
    • содействовать развитию отсталых и депрессивных районов;
    • создать новые рабочие места в национальной экономике;
    • использовать современный производственный и управленческий опыт через обучение и переподготовку кадров;
    • достигнуть экономической самостоятельности Казахстана.

Казахстан стремится создать благоприятный  социальный, финансово-экономический, правовой режим для деятельности иностранных инвесторов и соответствующий  их интересам инвестиционный климат, решать одновременно свои проблемы и  достигать поставленных целей. В  связи с этим был разработан и  введен в действие 27 декабря 1994 г. Закон  Республики Казахстан "Об иностранных  инвестициях", который определил  правовой режим, формы осуществления  и объекты вложений иностранных  инвестиций в Республике Казахстан.

Информация о работе Инвестиционная политика Республики Казахстан