Инвестиционная деятельность кредитных организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 11:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - определить проблемы и перспективы развития инвестиционной деятельности коммерческих банков в реальном секторе экономики РФ.
В соответствии с поставленной целью курсовой работы рассматриваются следующие задачи:
1. Теоретические аспекты понятия инвестиции, инвестиционной деятельности и инвестиционной политики;
2. Изучение проблем и эффективности инвестиционной деятельности коммерческих банков;
Рассмотрение перспектив инвестиционной деятельности коммерческих банков.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Инвестиции и инвестиционная политика……………………………...…5
1.1 Понятие и виды инвестиций и инвестиционной деятельности……..5
1.2 Инвестиционная политика коммерческих банков …………………11
2. Проблемы и перспективы развития банковского инвестирования……16
2.1 Проблемы и риски банковского инвестирования………………….16
2.2 Оценка эффективности банковского инвестирования……………..22
2.3 Условия и перспективы развития инвестиционной
деятельности коммерческих банков ………………………………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………34 (библиографический)
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 284.00 Кб (Скачать)

 

Таблица 4

Распределение банков по доле инвестиций в долговые обязательства и акции в активах  по состоянию на 1 декабря 2007 г.

№   п/п

Доля в активах, %

Количество банков

В % к итогу

1

До 5

25

12,5

2

5  -  10

61

30,5

3

10  -  15

32

16,0

4

15  -  20

28

14,0

5

20  -  25

20

10,0

6

25  -  35

18

9,0

7

35  -  50

9

4,5

8

50  -  70

4

2,0

9

70 и выше

3

1,5

 

Итого

200

100


 

 

Наибольший удельный вес инвестиций в акции и долговые обязательства у Национального  клирингового центра – 97,1%, наименьший (0,7 %) – у Московского банка  реконструкции и развития.

Если рассматривать  вложения банков в долговые обязательства, то мы увидим, что наиболее представительной (38 % в общем числе банков) является группа банков с инвестициями до 500 млн. руб., наименее представительной (3%) – группа банков, инвестирующих в долговые обязательства 16 млрд. руб. и выше. Наибольший объем вложений в долговые обязательства по данным на 1 декабря 2007г. произвели Газпромбанк – 73,9 млрд. руб. и Сбербанк России – 62,7 млрд. руб. (табл. 5)

 

Таблица 5

Распределение банков по объему вложений в долговые обязательства  по состоянию на 1 декабря 2007 г.

№   п/п

Объем портфеля долговых обязательств, млн. руб.

Число банков

В % к итогу

1

До 500

76

38

2

500  -  1 000

42

21

3

1 000  -  2 000

28

14

4

2 000  -  4 000

24

12

5

4 000  -  16 000

3

1,5

6

16 000 - 40 000

3

1,5

7

40 000 и выше

3

1,5

 

Итого

200

100


 

 

По инвестициям банков в акции наибольшая доля приходится на банки, объем вложений которых  в долевые бумаги не превышает 100 млн. руб. Наименьший объем портфеля акций из рассматриваемых 200 банков и Банка Москвы – 41 млн. руб. (табл. 6)

Удельный вес банков с портфелями акций объемами свыше 10 млрд. руб. составляет 2,5 % . Максимальный же объем у ВТБ (г. Санкт-Петербург) – 48,6 млрд. руб.

 

 

 

 

Таблица 6

Распределение банков по объему инвестиций акции  по состоянию на 1 декабря 2007 г.

№   п/п

Объем портфеля долговых обязательств, млн. руб.

Число банков

В % к итогу

1

До 100

71

31,5

2

100  -  200

50

25

3

200  -  300

20

10

4

300  -  500

16

8

5

500  -  1 000

12

6

6

1 000 - 2 000

13

6,5

7

2 000- 4 000

6

3

8

4 000 - 10 000

7

3,5

9

10 000 и выше

5

2,5

 

Итого

200

100


 

Таким образом, значения показателя «наименьший представительный объем  совокупного портфеля»  различны для разных портфелей: для  портфеля долговых обязательств и акций  характерен объем портфеля до 1 млрд. руб. для 29,5 % банков; долговых обязательств – до 0,5 млрд. руб. (38 % банков); акций – до 0,1 млрд. руб. (39% банков). [10, с. 34]

Необходимо отметить, что банки проявляют инвестиционную активность, вкладывая средства в различные ценные бумаги различных эмитентов, формируя различные портфели и, тем самым, обеспечивают рост инвестиционной деятельности. Но, не смотря на позитивную динамику долгосрочного кредитования, объем долгосрочных кредитов не превышает одной трети всех кредитов реальному сектору экономики. Это ограничивает роль банков в кредитовании долгосрочных проектов. При этом дефицит долгосрочного кредитования приводит к продолжающемуся старению основных фондов, между тем средний износ основных фондов находится уже на критическом уровне. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.  Условия и перспективы развития инвестиционной деятельности коммерческих банков

 

Банковский кризис 2004г. не привел к принципиальным изменениям в модели развития банковской системы. Очевидно, что в 2009г., как и в 2008г., она по-прежнему будет ориентирована на кредитование, как реального сектора экономики, так и населения.

Наиболее вероятно, что в условиях мирового финансового кризиса доминирующим сегментом кредитования населения останутся потребительские кредиты, так как спектр их применения  весьма широк – от автомобилей и сложной бытовой техники до медицинских и туристических услуг. Однако потребительское кредитование также нуждается в совершенствовании инфраструктуры. Расширение круга заемщиков, вовлечение в него новых социальных групп, но уже с меньшими доходами и собственностью повышает риски кредитования, а значит, потребует большего внимания к анализу заемщика.

Однако, несмотря на перспективы роста  кредитования частных лиц, все же основной доход банков, как и прежде, будет приходиться на кредиты предприятиям, большинство из которых в период кризиса испытывают острую нехватку средств. В европейских странах большую часть ВВП производит малый и средний бизнес, у нас же его вклад существенно меньше. Отчасти это и происходит из-за нехватки средств. Но роль этой части клиентуры в банковских кредитах, по оценке Центра развития, как раз будет увеличиваться. С одной стороны, в условиях дефицита клиентуры банки не могут уже пренебрежительно относиться и к небольшим клиентам; с другой стороны, не смотря ни на что «растут» и сами клиенты.

Таким образом, банки, работающие с  мелкими и средними компаниями, могут  использовать стратегию, которая базируется на формировании долгосрочных индивидуальных доверительных отношений с контрагентом. Данная стратегия не очень привлекательна для крупных игроков инвестиционного рынка, так как связана с существенными затратами на изучение нового сегмента рынка. У банков же, обслуживающих розничных и небольших корпоративных клиентов, уже накоплена вся информация, необходимая для организации сотрудничества. То есть у них есть все возможности выступить в роли «бизнес-ангелов» там, где традиционные формы инвестиционного финансирования пока не доступны. [12, с. 86]

Более того, информация, которой обладают банки, позволяет им не только удовлетворять существующий спрос на проектное финансирование, но и формировать подобный спрос:

    • анализируя отраслевые сегменты региональных рынков в процессе обычного кредитования и тенденции социально-экономического развития регионов, они могут выявлять существующие возможности и сами предлагать клиентам варианты развития их бизнеса, выступая добровольными инвестиционными консультантами;
    • работая с проблемными кредитами, банки могут прибегать не к реализации залогов, которые не всегда ликвидны, а осуществлять реструктуризацию бизнеса данных заемщиков, используя в том числе инструменты слияний и поглощений, в которых будут заинтересованы более устойчивые и добросовестные клиенты.
    • наблюдая попытки компании финансировать капитальные вложения за счет краткосрочных кредитов, банки сами могут предложить иной более эффективный вариант взаимодействия в процессе кредитования.

Для формирования подобных отношений  важна разработка долгосрочных комплексных  программ сотрудничества, это в свою очередь компенсирует недостаток квалификации менеджмента мелких и средних компаний в области стратегического планирования. Банк должен помочь сформировать подобный управленческий процесс как в технологическом и методическом, так и в организационном плане.

При этом для банка это возможность  комплексного предложения всех своих продуктов как для корпоративных клиентов, так и для физических лиц и малого бизнеса.

Однако данная стратегия развития инвестиционного бизнеса приведет к повышенным финансовым рискам. Но при условии их покрытия собственным капиталом банка, при формировании необходимого объема резервов на потери финансовая организация может начать движение вперед. Это потребует времени и дополнительных затрат, но выгоды от формирования долгосрочных отношений с клиентами неоспоримы. В тоже время реальные гарантии по своим инвестициям банк получит при условии контроля или прямого участия в управлении проектами. Поэтому обязательным условием  вхождения в долгосрочные проекты должны быть соответствующие договоренности, которые:

    • либо делают банк акционером, способным оказывать влияние на управленческие решения, влияющие на данный проекта;
    • либо передают ему соответствующий пакет акций в доверительное управление;
    • либо определяют полномочия по управлению активами проекта.

Полноценно эти возможности  банк сможет использовать только при кардинальной перестройке своих бизнес-процессов и формировании определенных нематериальных активов.

Участие банков на рынке ценных бумаг  преимущественно будет определяться темпами его развития. В тех его секторах, где участие банков существенно (это государственные ценные бумаги в рублях и в иностранной валюте, а также рынок корпоративных облигаций), они, скорее всего, сохранят свои позиции как эмитенты и как инвесторы. Однако можно предположить, что в ближайшем будущем все же финансирование экономики, как и прежде, будет осуществляться преимущественно через кредитование.

Несомненно, произойдут существенные изменения в инвестиционных процессах и применяемых инвестиционных технологиях: возможность информационного и финансового контроля над использованием инвестиционных ресурсов инвестора в режиме On-line, удаленного на любое расстояние от места вложения ресурсов; создание интегрированной инвестиционной инфраструктуры (банковской, законодательной, организационной) обслуживания инвестиций; внедрение единых информационных стандартов залоговых механизмов, бухгалтерской отчетности, представления проектов и программ, предприятий, регионов и государств в информационных системах.

В выборе объектов инвестирования российские инвесторы чаще всего прибегают к «железной логике», нежели чем к расчетам финансовых показателей и коэффициентов инвестиционной привлекательности акций предприятия:

Во-первых, необходимо выбирать наиболее перспективные отрасли экономики, продукция которых пользуется наибольшим спросом, причем рынки сбыта продукции этих отраслей должны расти.

Во-вторых, необходимо выбирать предприятия, информация о деятельности которых полностью доступна акционерам, то есть прозрачные компании в плане финансов.

Третья составляющая потенциально успешной компании – профессиональный менеджмент.

Большое значение при выборе акций  для инвестирования имеет оценка влияния ликвидности акций (т.е. торгуемости акций) на их рыночную стоимость. Пока акция становится более ликвидной, продвигаясь вверх по уровням ликвидности, все более высокая премия за ликвидность входит в рыночную цену – цена акций растет.

Таким образом, исходя из влияния ликвидности на рыночную стоимость акции может быть достаточно прибыльной стратегия поиска компаний, находящихся на грани перехода из разряда малоликвидных в разряд достаточно ликвидные. Инвесторы, делающие ставку на рост ликвидности, стремятся опередить рынок, находя предприятия, которые частично недооценены. В каждой отрасли российской промышленности найдутся дешевые, малоликвидные предприятия с солидной чистой прибылью, с конкурентоспособной продукцией и широким рынком сбыта, а также сильной командой менеджеров.

Также необходимо развитие организационной инфраструктуры инвестиций, которая должна становиться все более интегрированной и интернациональной. Чем более разностороннее, разнообразнее будет состав такой инфраструктуры, тем полнее она сможет реализовывать возможности различных государств, инвестиционных технологий и привлекать ресурсы на более удобных и выгодных условиях.

Создаваемая инвестиционная инфраструктура должна быть привычной и понятной  инвестору, способной комплексно обслужить самого инвестора, его инвестиционный институт, соискателей инвестиций. Сегодня уже невозможно рассматривать инвестиционные институты вне их профессионального представления на информационном рынке, вне аналитического и экспертного обеспечения их проектов и программ, вне организационного сопровождения проектов. Универсализация инвестиционных институтов – неотъемлемая черта инвестиционного рынка и основных тенденций его развития.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Действие рыночных механизмов конкуренции, политика Центрального Банка России, направленная на укрепление банков и наращивание капитала, привели к институциональным сдвигам в банковской системе, концентрации и централизации банковского капитала. Между тем российские банки значительно уступают по размерам капитала и активов зарубежным.

Информация о работе Инвестиционная деятельность кредитных организаций