Инвестиции

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:57, курс лекций

Краткое описание

Термин «инвестиции» начал использоваться в отечественной экономической литературе начиная с 80-х годов. В условиях административной системы управления экономикой основным понятием инвестиционной деятельности являлись капитальные вложения. Основные подходы к анализу сущности капитальных вложений — затратный и ресурсный — характеризовали капитальные вложения лишь с одной стороны: с точки зрения затрат на воспроизводство основных фондов или ресурсов, затрачиваемых на эти цели.

Файлы: 1 файл

Investitsii_kurs_lektsy.doc

— 263.50 Кб (Скачать)

- при больших объемах эмиссии низкая цена привлекаемых средств;

- выплаты за пользование привлеченными ресурсами не носят безусловной характер, а выплачиваются в зависимости от финансового результата акционерного общества;

- использование привлеченных инвестиционных ресурсов не ограничено по срокам.

  Недостатки акционирования:

- для зрелых, давно работающих предприятий новая миссия акций расценивается инвесторами как негативный сигнал. В свою очередь это может неблагоприятно сказаться на курсе акций предприятия;

- возможна потеря контрольного пакета акций.

             Все рассмотренные выше особенности акционирования свидетельствуют о том, что дополнительная эмиссия, осуществляемая в целях финансирования инвестиций, используется, не так часто, как привлечение кредита. Однако данный метод находит свое применение на практике, так как обладает своими достоинствами.

           Эмиссия привилегированных акций как форма акционирования связана с выплатой держателям акций фиксированного процента, который не зависит от результатов хозяйственной деятельности акционерного общества. Установлено, что номинальная стоимость выпущенных привилегированных акций должна быть не более 25% уставного капитала общества. Этот источник финансирования инвестиций считается более дорогим по сравнению с эмиссией обыкновенных акций, так как по привилегированным акциям выплата дивидендов акционерам обязательна.

            Государственное финансирование инвестиций в России может осуществляться в следующих формах:

- финансовая поддержка высокоэффективных инвестиционных проектов;

- финансирование в рамках целевых программ;

- финансирование проектов в рамках государственных внешних заимствований.

     Финансовая поддержка высокоэффективных инвестиционных проектов осуществляется за счет средств федерального бюджета.

       Принципиально новой особенностью инвестиционной политики государства последнего времени является переход от распределения бюджетных ассигнований на капитальное строительство между отраслями и регионами к избирательному, частичному финансированию конкретных инвестиционных проектов на конкурсной основе.

 

Переход к оказанию государственной поддержки частным инвесторам на конкурсной основе вместо целевого распределения бюджетных средств предусмотрен Указом Президента «О частных инвестициях в РФ» от 17.09.94 (в ред. от 16.04.96) № 1928 и постановлением Правительства «О порядке размещения централизованных инвестиционных ресурсов на конкурсной основе» от 22 06.94 № 744. При Министерстве экономического развития и торговли РФ создана Комиссия по инвестиционным конкурсам, организованы рабочая группа и экспертный совет для отбора наиболее эффективных инвестиционных проектов.

           Основные требования к инвестиционным проектам предусматривают, что:

- право на участие в конкурсе на получение государственной поддержки имеют инвестиционные проекты, связанные в первую очередь с развитием «точек роста» экономики, по которым инвестор вкладывает не менее 20% собственных средств (акционерный капитал, прибыль, амортизационные отчисления), необходимых для реализации проекта;

-  срок окупаемости указанных проектов не должен, как правило, превышать двух лет;

- государственная поддержка реализации прошедших конкурсный отбор инвестиционных проектов может осуществляться:

- за счет средств федерального бюджета, выделяемых на возвратной основе либо на условиях закрепления в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ;

- путем предоставления государственных гарантий, по возмещению части вложенных инвестором финансовых ресурсов в случае срыва выполнения инвестиционного проекта не по вине инвестора (далее именуются государственные гарантии для инвестиционных проектов). Государственные гарантии для инвестиционных проектов предоставляются в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на очередной год;

- инвестиционные проекты представляются на конкурс в Министерство экономического развития и торговли РФ и должны иметь бизнес-план, а также заключения государственной экологической экспертизы, государственной ведомственной или независимой экспертизы.

          Представляемые на конкурс инвестиционные проекты классифицируются по категориям.

             Министерство финансов РФ и Министерство экономического развития и торговли РФ с участием Центрального банка РФ предусматривают следующий порядок предоставления государственных гарантий для инвестиционных проектов:

  • инвесторы, по проектам которых комиссия приняла решение о предоставлении государственных гарантий, направляют предложения банкам для оформления кредитных договоров;
  • банки, имеющие намерение заключить кредитные договоры с инвесторами указанных проектов, направляют в Минфин России заявки на предоставление этим банкам государственных гарантий.

         Минфин России при заключении соглашений с банками на предоставление государственных гарантий для инвестиционных проектов выступает от имени Правительства РФ. Финансирование инвестиционных проектов может осуществляться в рамках целевых программ. Постановлением Правительства РФ «Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует РФ» от 26.06.95 № 90 (в ред. от 25.01.99) № 594 и постановлением Госкомстата России по вопросам архитектуры и строительства «О сопровождении государственных инвестиционных программ» от 03.06.93 № 18-19 утвержден порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Россия.

 

Финансирование  проектов в рамках государственных  внешних заимствований осуществляется путем привлечения из иностранных  источников (иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций) кредитов (займов), по которым возникают государственные финансовые обязательства Российской Федерации как заемщика финансовых средств или гаранта погашения таких кредитов (займов) другими заемщиками. Государственные внешние заимствования РФ формируют государственный внешний долг России.

              Смешанное финансирование довольно распространено на практике и предполагает одновременное использование не одного, а нескольких методов финансирования. Например, наряду с акционированием может использоваться кредитование. При смешанном финансировании необходимо контролировать долю собственных источников финансирования инвестиций.

               Для определения доли собственных средств в общем объеме инвестиций можно использовать коэффициент самофинансирования (Ксф):

            Ксф = СС/И,

где СС — собственные  средства предприятия (чистая прибыль  и амортизационные отчисления);

И — общая  сумма инвестиций.

Рекомендуемое значение показателя — не ниже 0,51 (51%). При более низком значении (например, 0,49) предприятие утрачивает финансовую независимость по отношению к внешним источникам финансирования (заемным и привлеченным средствам).

             Лизинг представляет собой вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передачи его на основании договора лизинга физическим и юридическим лицам за определенную плату на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором с правом выкупа имущества лизингополучателем.

 Операции  лизинга регулируются в нашей  стране Гражданским кодексом  РФ (гл. 34 п. 6) и Федеральным законом  РФ «О лизинге» от 29 декабря  1998 г. № 164-ФЗ. В лизинговой сделке  участвуют три субъекта: лизингодатель,  лизингополучатель и продавец (поставщик)  предмета лизинга. Предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи (движимое и недвижимое имущество, предприятие, имущественный комплекс), которые могут быть использованы для предпринимательской деятельности за исключением имущества, запрещенного федеральными законами для свободного обращения, а также земельных участков и природных объектов.

            Лизингодатель – это гражданин или хозяйствующий субъект, который приобретает в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за плату, на срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга.

         Лизингополучатель – это гражданин или хозяйствующий субъект, получивший предмет лизинга на основании договора лизинга.

            Продавец (поставщик) – гражданин или хозяйствующий субъект, который на основании договора купли-продажи, заключенного с лизингодателем, продает лизингодателю в установленный срок производимый (закупаемый) им предмет лизинга (то есть лизинговое имущество). Продавец (поставщик) обязан передать предмет лизинга лизингодателю или лизингополучателю в соответствии с условиями договора купли-продажи.

 Различают  следующие формы, типы и виды  лизинга. Лизинг имеет две формы: внутренний и международный.

             При внутреннем лизинге лизингодатель, лизингополучатель и продавец (поставщик) являются резидентами РФ.

              При международном лизинге лизингодатель или лизингополучатель являются нерезидентом РФ. Если лизингодателем является резидент РФ, то до договор международного лизинга регулируется Законом РФ «О лизинге» № 164-ФЗ и другими законодательными актами РФ. Если же лизингодателем является нерезидент РФ, то есть предмет лизинга находится в собственности нерезидента, то договор международного лизинга регулируется федеральными законами в области внешнеэкономической деятельности.

 По типам  лизинг различают:

  • - долгосрочный (3 и более лет)- лизинг;
  • - среднесрочный (от 1,5 до 3-х лет) – хайринг;
  • - краткосрочный (менее 1,5 лет) – рентинг.

 По видам  лизинг различается на финансовый  и оперативный. 

               Финансовый лизинг – это вид лизинга, при котором лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного продавца и передать лизингополучателю данное имущество за определенную плату, на обусловленный срок и на определенных условиях во временное пользование. При этом срок лизинга по продолжительности равен сроку полной амортизации предмета лизинга или превышает его. По окончании срока действия договора лизинга, предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя. Этот вид лизинга предпочтителен, когда лизингополучатель нуждается в переоснащении уже имеющегося технического потенциала.

 Финансовый  лизинг имеет ряд разновидностей. Лизинг с обслуживанием представляет  собой договор-подряд между лизингополучателем и лизингодателем, который предусматривает оказание услуг лизингодателем лизингополучателю. Эти услуги связаны с содержанием и обслуживанием лизингодателем оборудования. Леверидж заключается в том, что большая доля сдаваемого в лизинг оборудования берется в лизинг у третьей стороны – инвестора. В первой половине срока осуществляются амортизационные отчисления по арендованному оборудованию и уплата процентов по взятой ссуде на его приобретение, что понижает налогооблагаемую прибыль инвестора и создает эффективную отсрочку уплаты налогов. Возвратный лизинг, при котором продавец (поставщик) предмета лизинга одновременно выступает и как лизингополучатель. По существу, возвратный лизинг представляет собой получение денежных средств под залог собственного имущества. Его содержание заключается в том, что лизингополучатель продает свое имущество лизингодателю и тут же берет его у лизингодателя в лизинг. Договор возвратного лизинга распространяется на весь период полезной службы имущества и предусматривает последующий переход права собственности на имущество вновь к лизингополучателю. Таким образом, лизингополучатель при возвратном лизинге получает денежные средства, гарантией возврата которых является его собственное имущество, заложенное лизингодателю.

              Оперативный лизинг – это вид лизинга, при котором лизингодатель закупает на свой страх и риск имущество и передает его лизингополучателю в качестве предмета лизинга за установленную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и пользование. Срок лизинга устанавливается по договору. По окончании срока договора и при условии выплаты лизингополучателем полной суммы, предусмотренной договором, предмет лизинга возвращается лизингодателю. Оперативный лизинг заключается на срок, меньший амортизационного периода имущества, поэтому оно может быть передано в лизинг неоднократно, в течение полного срока амортизации.

 Размер, форма  и периодичность лизинговых платежей  устанавливаются в договоре лизинга  по соглашению сторон. Сумму платы  за лизинг можно рассчитать  двумя методами:

         Первый метод предусматривает, что общая сумма лизингового платежа начисляется равными долями с течение всего срока договора в соответствии с согласованной сторонами периодичностью:

 П = С х  Р / (1 – 1 / (1 + Р)t)),

где П – сумма  платежа по лизингу;

 С – стоимость  лизингового имущества;

 Р – процентная  ставка за время платежа;

 t – количество платежей по договору.

       Второй метод предполагает расчет платы за лизинг на каждый период платежа. Этот расчет производится как сумма оплаты всех расходов лизингодателя и его вознаграждение:

 П = В + А + И + К + У + Н + С,

Где П – общая сумма лизингового платежа;

 В – комиссионное (процентное) вознаграждение лизингодателя;

 А – сумма  амортизационных отчислений по  лизинговому имуществу;

 И – инвестиционные  затраты (издержки);

 К – оплата  процентов за использованные  лизингодателем кредиты, взятые на приобретение лизингового имущества;

 У – стоимость  дополнительных услуг;

 Н – НДС;

 С – страховые  взносы за страхование предмета  лизинга, уплаченные лизингодателем.

             В нашей стране предусмотрены меры государственной поддержки деятельности лизинговых организаций (компаний, фирм). Такими мерами являются:

  • - разработка и реализация федеральной программы развития лизинговой деятельности;
  • - создание залоговых фондов для обеспечения банковских инвестиций в залог с использованием государственного имущества;
  • - долевое участие государственного капитала в отдельных инвестиционно-лизинговых проектах;
  • - финансирование из федерального бюджета предоставленных инвестиционных кредитов, налоговых льгот и т.п.
  • Использование лизинговой формы инвестирования дает возможность предприятиям приобретать необходимое оборудование без значительных капитальных затрат. При этом выгода лизингополучателя зависит от доходов по новым инвестициям и суммы арендных (лизинговых) платежей.

Информация о работе Инвестиции