Иностранные инвестиции и их роль в развитии национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 21:04, курсовая работа

Краткое описание

Географическое расположение Беларуси позволяет говорить о выгодном экономико-географическом и геополитическом положении в восточной части Европы. Беларусь расположена на пересечении основных железнодорожных и автомобильных магистралей, систем нефте-, газо- и продуктопроводов, систем связи между Западной Европой и регионами России, странами Азии.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ 5
1.1 Сущность и причины иностранных инвестиций в эпоху глобализации 5
1.2 Современные формы иностранных инвестиций 9
1.3 Роль иностранных инвестиций в национальной экономике 14
2. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 18
2.1 Инвестиционный климат в Республике Беларусь и его правовое регулирование 18
2.2 Сравнительная характеристика инвестиционной политики Республики Беларусь и других постсоциалистических стран 22
2.3 Иностранные инвестиции и успешные инвестиционные проекты в Республике Беларусь 32
3. СИСТЕМА МЕР ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ 35
3.1 Препятствия на пути привлечения иностранных инвестиций 35
3.2 Меры для привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 55

Файлы: 1 файл

Т42_Иностранные инвестиции и их роль в развитии национальной экономики.docx

— 610.98 Кб (Скачать)

Для скорейшего улучшения инвестиционного  климата в стране жизненно необходимо разработать программу приватизации государственных предприятий с участием иностранного капитала, где должны определяться конкретные формы и способы участия зарубежного капитала в данном процессе.

Также необходима либерализация порядка  регистрации предприятий с иностранным  участием, упрощение процедуры внесения изменений в учредительные документы, отмена включения в учредительные  документы совместных и иностранных  предприятий положения о субсидиарной ответственности.

Усилению  защиты иностранных инвесторов от высоких  рисков при инвестировании в белорусскую экономику будет содействовать участие международных финансовых организаций в предоставлении гарантий от рисков по конкретным инвестиционным проектам, а также активация международно-правового сотрудничества в инвестиционной сфере.

Для совершенствования организационного механизма привлечения иностранных  инвестиций, включая консалтинговое и информационно-аналитическое обеспечение, в ближайшее время необходимо принять ряд следующих мер  по активации данного процесса:

  • диверсификация форм участия иностранного капитала: лицензионные и субподрядные соглашения, международный финансовый лизинг и т.д.;
  • создание отраслевого каталога для зарубежных инвесторов (ежегодно обновляемого), включающего характеристики производственного и инвестиционного потенциала белорусских предприятий;
  • организацию инвестиционных визитов с проведением презентаций с целью налаживания контактов с министерствами, политическими партиями, региональными администрациями, промышленными ассоциациями, торговыми компаниями, банками, прессой;
  • проведение информационных семинаров с целью ознакомления потенциальных инвесторов с экономико-правовой средой в стране;
  • участие в информационных семинарах, торговых ярмарках, выставках, конкурсах в заинтересованных странах;
  • обеспечение информацией о состоянии белорусской экономики потенциальных инвесторов посредством электронно-информационных сетей;
  • создание скоординированной консультативной сети по обслуживанию потенциальных инвесторов;

В области международно-правового  сотрудничества целесообразно принять  следующие меры:

  • продолжить подписание международных договоров об избежании двойного налогообложения иностранных субъектов хозяйствования и о поощрении и взаимной защите инвестиций, а также ратификацию ранее заключенных соглашений;
  • продолжить переговоры по заключению программ сотрудничества с МВФ, МБРР, ЕБРР;
  • активизировать действия по вступлению Республики Беларусь в ВТО, ОЭСР, ЕС.

Необходимо  также активизировать работу по развитию инвестиционной инфраструктуры в стране, по созданию свободных экономических  зон (СЭЗ), по поступлениям инвестиций по открытым кредитным линиям, по формированию инфраструктуры фондового рынка  в стране. [20]

Что касается других факторов, то существует ряд проблем, касающихся необходимости  развития транспортной и производственной инфраструктуры, снижения затрат и  повышения конкурентоспособности, обеспеченности сырьем и энергоресурсами, масштабных рынков сбыта и перспектив экономического роста.

В целом в стране сделано немало в части улучшения инвестиционного  рейтинга, прежде всего в правовом и организационном плане. Вместе с тем, как показал опыт других стран с переходной экономикой, важнейшее  значение для снижения уровня инвестиционных рисков на территории Республики Беларусь имеют факторы, характеризующие  макроэкономическую и политическую ситуацию в стране, трансформацию  собственности, формирование рыночных институтов, правовую систему. Именно сложившаяся неблагополучная ситуация по вышеперечисленным факторам перечеркивает  все сравнительные преимущества, которые имеет Республика Беларусь.

Одним из основных направлений  деятельности Правительства на 2011 год  предусмотрена разработка Стратегии  привлечения прямых иностранных  инвестиций в Республику Беларусь, акцент в которой сделан на проработку тех элементов инвестиционного  климата, по которым республика, по мнению международных организаций, ухудшила свои позиции. В рамках принятых приоритетов развития экономики  страны должны быть разработаны карты  кластеров по приоритетным направлениям, в которых мы хотим видеть присутствие  иностранного капитала. Сформированные таким образом списки инициатив  лягут в основу Стратегии, а результатом  ее разработки и реализации станет четкое определение условий и  правил ведения бизнеса, создание благоприятного налогового и делового климата, развитие соответствующей инфраструктуры, которая  на высоком профессиональном уровне сможет обеспечить потребности потенциальных  и существующих инвесторов.

Если в 2005 году объем прямых иностранных инвестиций в экономику Беларуси составил около 300 млн. долларов, то по итогам 2009 года этот показатель достиг уже 1,8 млрд. долларов. В первой половине 2010 года объем прямых иностранных инвестиций составил 1,3 млрд. долларов.

На заседании Президиума Совета Министров министр экономики Николай Снопков заявил о том, что инвестиции в основной капитал в Беларуси в 2011 году составят Br 68 трлн. По его словам, основным источником роста и модернизации экономики являются инвестиции в основной капитал. «В 2011 году прогнозируется Br 68 трлн. инвестиций, в том числе на модернизацию и ввод новых рабочих мест – Br 37,8 трлн., или почти 56% от общей суммы инвестиций», – сказал министр экономики. Как правило, прямые иностранные инвестиции нацелены на частную форму собственности, что подчеркивает необходимость институционального развития отраслей белорусской экономики с точки зрения частной формы собственности. В целом же перед экономикой в 2011 году стоят два основных приоритета – это прямые иностранные инвестиции и достижение к 2014 году положительного сальдо внешней торговли.

Беларусь делает ставку на качество инвестиций в экономике страны. На предстоящую пятилетку в Беларуси поставлена задача удвоить инвестиции, но не только выйти на их высокие объемы, но и на качество инвестиций. Свою первичную задачу, самую важную – обилие инвестиций, Беларусь выполняет. Но теперь необходимо стремиться работать по формуле, выведенной современными учеными-экономистами: объем инвестиций – качество инвестиций – темпы экономического роста – качество экономики. Для совмещения объема инвестиций и их качества в Беларуси будут перераспределяться инвестиции между отраслями. Из тех отраслей, где инвестиций привлечено более чем это необходимо, они будут перемещены в другие отрасли.

Заместитель премьер-министра Беларуси на заседании секции Всебелорусского народного собрания заявил, что доля инвестиций в ВВП Беларуси к концу 2015 года должна увеличиться до 37%. 
По его словам, инвестиции в основной капитал в 2005 году составляли 23% к ВВП страны. В 2010 году этот показатель достиг 32%. В то же время в мировой практике принято, что для того чтобы страна могла осуществлять расширенное производство, инвестиции в основной капитал должны составлять не менее 23-25% к ВВП.

В сентябре в столице подписано четыре инвестиционных договора на сумму $239,2 млн. В целом в Минске заключено 96 инвестдоговоров на общую сумму $2,6 млрд.

Показатель по привлечению прямых иностранных инвестиций был введен в стране в 2011 году впервые. Для Минска задание установлено в размере $1,8 млрд. Власти города активизировали работу по заключению инвестиционных договоров. Инвестдоговоры заключаются преимущественно в сферах торговли и гостиничного обслуживания в рамках подготовки инфраструктуры города к чемпионату мира по хоккею в 2014 году.

Правительство Беларуси запланировало  рост объема привлечения прямых иностранных  инвестиций на чистой основе (без учета  задолженности прямому инвестору  за товары (работы, услуги) до $7-7,5 млрд. в 2015 году. Это предусмотрено Программой деятельности правительства на 2011-2015 годы.  
При этом, будет разработан нормативный правовой акт, предусматривающий стимулирование руководителей и работников республиканских органов государственного управления, облисполкомов, Минского горисполкома за привлечение прямых иностранных инвестиций на чистой основе.  
Кроме того, увеличение в 2015 году по сравнению с 2010 годом объема инвестиций в основной капитал в 1,9-1,97 раза. Также запланировано кардинальное изменение структуры инвестиционного портфеля в пользу средств производства (машин, оборудования, технологий) и обеспечение доли иностранных источников в объеме инвестиций в основной капитал не менее 21%.  
Приоритетными направлениями инвестиций названы экспортоориентированные и импортозамещающие проекты, обеспечивающие повышение технологического уровня производств, создание и модернизацию высокопроизводительных рабочих мест. За текущее пятилетие должно произойти улучшение инвестиционного климата, снижение рисков и повышение доверия зарубежных партнеров к инвестированию в Республику Беларусь. 
Решение этих задач будет осуществляться путем расширения возможностей финансирования инвестиционных проектов за счет собственных средств организаций посредством улучшения их финансового состояния, роста отдачи от инвестиционного капитала и улучшения качества бизнес-планирования инвестиционных проектов; развития лизинга, облигационных займов, фондового рынка, а также повышения эффективности инвестиционной сферы за счет инвестиций в инновации и ресурсосберегающие технологии, дальнейшего сокращения незавершенного строительства, целевого использования амортизационных отчислений.  
Правительство рассчитывает на эффективное использование бюджетных инвестиционных источников путем конкурсного отбора инвестиционных проектов, их долевого финансирования, погашения из бюджета, целевых бюджетных фондов части процентных ставок по кредитам, а также на увеличение доли местных источников при снижении нагрузки на республиканский бюджет. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Иностранные инвестиции представляют собой все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода). С правовой точки зрения инвестиционная деятельность определяется как вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и достижения иного полезного эффекта. В мировой практике различают прямые, венчурные, портфельные инвестиции и аннуитет. Для перехода всего народнохозяйственного комплекса от кризиса к нормальному функционированию, модернизации экономики, усиления ее социальной ориентации требуются огромные капиталовложения. Конечно, иностранные капиталы не смогут решить всех инвестиционных проблем в Беларуси. Однако в определенной степени в рамках развития отдельных ключевых областей и сфер производства это сделать, видимо, возможно.

Посредничество  государства в процессе привлечения  иностранного капитала в национальную экономику обеспечивает его равномерное  распределение между основными  нуждающимися отраслями экономики. Государство выступает заемщиком, определяет не только в какие отрасли, но и под какие конкретные проекты  израсходованы полученные инвестиции.

Беларусь привлекает капитал, в основном, в форме прямых и портфельных инвестиций, в виде ссудных капиталовложений и путем размещения облигационных займов на международном рынке капиталов. К прямым инвестициям относят инвестиции юридических или физических лиц, полностью владеющих предприятием или контролирующих не менее 10% уставного капитала предприятия. Посредничество государства в процессе привлечения иностранного капитала в национальную экономику обеспечивает его равномерное распределение между основными нуждающимися отраслями экономики.

Иностранные инвестиции приводят как положительным результатам, так и к отрицательным. Для принимающего государства использование прямых иностранных капиталовложений позволяет:

- оживить экономику;

- получить доступ к передовым технологиям и методам управления;

- стимулировать развитие собственных производительных сил общества;

- увеличить объем внешней торговли и получить новые рынки сбыта;

- активизировать экспортный потенциал страны;

- подготовить кадры специалистов, управленцев, предпринимателей, владеющих современными технологиями управления и организации производства;

- противодействовать увеличению внешнего долга государства, генерируя средства для его погашения.

Иностранные инвестиции формируют  особые зоны отраслевых сегментов промышленности и выводят их за пределы управляемости  со стороны местных органов управления, в соответствие с целями иностранных инвесторов. Этот момент можно считать негативным последствием привлечения иностранного капитала.

Сегодня Беларусь остается практически  единственной страной, которая сохранила  государственный сектор экономики  практически в неизменном виде, в  котором он ей достался со времен Советского Союза. Особенностью белорусской экономической  модели является сохранение государственных  предприятий и их поддержка.

Во многих странах с  переходной экономикой привлечение  прямых иностранных инвестиций стало  одной из основных целей. Данный вектор экономической политики основан  на ожиданиях, что прямые иностранные  инвестиции позитивно повлияют на экономику, принесут новые технологии, откроют  новые рынки и улучшат методы управления и администрирования.

В Беларуси же сложилась немного  иная ситуация: прямые иностранные  инвестиции привлекаются в незначительных объемах и, в основном, с целью  финансирования дефицита текущего счета  платежного баланса. Вопрос же повышения  эффективности производства и обновления технологий и методов управления уходит на второй план.

Беларусь должна более  последовательно и аккуратно  обдумать, действительно ли привлечение  иностранного капитала во все отрасли  экономики будет выгодным со стороны  экономического роста либо же привлечение  лишь в определенные виды деятельности является более эффективным. Дальнейшее изучение поставленного вопроса  может привести к формулированию политики максимизирования прибыли  за счет более правильного привлечения  прямых иностранных инвестиций в  различные отрасли экономики  и создания условий для получения  пользы от иностранного капитала в  тех отраслях, которых при текущей  институциональной системе её не извлекают.

Для скорейшего улучшения инвестиционного  климата в стране жизненно необходимо разработать программу приватизации государственных предприятий с участием иностранного капитала, где должны определяться конкретные формы и способы участия зарубежного капитала в данном процессе.

Также необходима либерализация порядка  регистрации предприятий с иностранным  участием, упрощение процедуры внесения изменений в учредительные документы, отмена включения в учредительные  документы совместных и иностранных  предприятий положения о субсидиарной ответственности.

Усилению  защиты иностранных инвесторов от высоких  рисков при инвестировании в белорусскую экономику будет содействовать участие международных финансовых организаций в предоставлении гарантий от рисков по конкретным инвестиционным проектам, а также активация международно-правового сотрудничества в инвестиционной сфере.

Для совершенствования организационного механизма привлечения иностранных  инвестиций, включая консалтинговое и информационно-аналитическое обеспечение, в ближайшее время необходимо принять ряд следующих мер  по активации данного процесса:

Информация о работе Иностранные инвестиции и их роль в развитии национальной экономики