Иностранные инвестиции и их роль в развитии национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 21:04, курсовая работа

Краткое описание

Географическое расположение Беларуси позволяет говорить о выгодном экономико-географическом и геополитическом положении в восточной части Европы. Беларусь расположена на пересечении основных железнодорожных и автомобильных магистралей, систем нефте-, газо- и продуктопроводов, систем связи между Западной Европой и регионами России, странами Азии.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ 5
1.1 Сущность и причины иностранных инвестиций в эпоху глобализации 5
1.2 Современные формы иностранных инвестиций 9
1.3 Роль иностранных инвестиций в национальной экономике 14
2. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 18
2.1 Инвестиционный климат в Республике Беларусь и его правовое регулирование 18
2.2 Сравнительная характеристика инвестиционной политики Республики Беларусь и других постсоциалистических стран 22
2.3 Иностранные инвестиции и успешные инвестиционные проекты в Республике Беларусь 32
3. СИСТЕМА МЕР ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ 35
3.1 Препятствия на пути привлечения иностранных инвестиций 35
3.2 Меры для привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 55

Файлы: 1 файл

Т42_Иностранные инвестиции и их роль в развитии национальной экономики.docx

— 610.98 Кб (Скачать)

Наряду с поддержкой, иностранные  инвесторы получают в нашей стране целый ряд гарантий государства. Им гарантируется право собственности и иные вещные права, а также имущественные права, приобретенные законным способом. И, главное - независимо от формы собственности, инвесторам гарантирована равная, без всякой дискриминации, защита прав и законных интересов.

В соответствии с белорусским  законодательством инвесторы могут  самостоятельно осуществлять все действия, вытекающие из владения, пользования и распоряжения объектами и результатами инвестиционной деятельности. В частности, распоряжаться полученной от инвестиций прибылью, в том числе, реинвестировать ее на территории Беларуси или после уплаты налогов и других обязательных платежей беспрепятственно переводить за пределы республики.

Немаловажным является и  тот факт, что инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы или реквизированы. Такие процессы возможны лишь со своевременной и полной компенсацией не только стоимости инвестиционного имущества, но и других вызванных ими убытков.

Сегодня Республика Беларусь предлагает иностранным инвесторам благоприятные условия осуществления  инвестиционной деятельности.

Важными из них являются растущий рынок финансовых и страховых  услуг, социальная стабильность, наличие  развитой инфраструктуры. Вместе с  этим иностранным инвесторам на территории Республики Беларусь предоставлен и  ряд преференций в свободных  экономических зонах, малых и  средних городах, сельской местности, Парке высоких технологий и др.

Для работы иностранного инвестора  на территории республики создана законодательная  база, основным нормативным документом которой является Инвестиционный кодекс Республики Беларусь (принят в 2001 году). Положения Кодекса направлены на стимулирование инвестиционной деятельности и защиту прав инвесторов. В настоящее  время при активном сотрудничестве с экспертами международных организаций  кодекс адаптируется к лучшему мировому опыту.

В 2010-2011 годах продолжается последовательный процесс совершенствования  нормативной правовой базы, направленный на создание условий для привлечения  иностранных инвестиций в экономику  республики для её модернизации.

Реформирование ведется  при активном сотрудничестве с экспертами международных организаций –  Всемирного банка, Международной финансовой корпорации, Конференции Организации  Объединенных Наций по торговле и  развитию (ЮНКТАД).

Одним из шагов навстречу  как белорусским, так и иностранным  инвесторам является принятие 31 декабря 2010 года Директивы Президента Республики Беларусь №4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь».

В целях её реализации на заседании Президиума Совета Министров  Республики Беларусь утвержден План мероприятий, разработанный совместно  с белорусскими деловыми ассоциациями. План включает около 140 мероприятий, в  той или иной степени затрагивающих  все девять пунктов Директивы  № 4, из которых 90 % нормативно-правовых актов приняты уже в первом полугодии 2011 года, хотя данный перечень далеко не закрыт.

Одним из основных направлений  деятельности Правительства на 2011 год  предусмотрена разработка Стратегии  привлечения прямых иностранных  инвестиций в Республику Беларусь. Акцент в ней, прежде всего, будет  сделан на проработку тех элементов  инвестиционного климата, по которым  республика, по мнению международных  организаций, ухудшила свои позиции.

В Стратегии будет представлен  анализ конкурентного положения  ведущих отраслей, потенциально привлекательных  для инвестирования, проведен анализ каждой отрасли в разрезе текущего состояния ведущих предприятий  и перспектив развития. В рамках принятых приоритетов развития экономики  страны будут разработаны карты  кластеров по приоритетным направлениям, в которых мы хотим видеть присутствие  иностранного капитала. Сформированные таким образом списки инициатив  лягут в основу разработки Стратегии.

Результатом ее разработки и  реализации станет четкое определение  условий и правил ведения бизнеса, создание благоприятного налогового и  делового климата, развитие соответствующей  инфраструктуры, которая на высоком  профессиональном уровне сможет обеспечить потребности потенциальных и  существующих инвесторов.

В целях увеличения притока  иностранных инвестиций и, в первую очередь прямых, в которых заинтересована республика, принят Указ Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 года № 413, которым введен институт инвестиционных агентов. Это физические или юридические лица, которые располагают необходимыми практическими навыками и опытом в реализации инвестиционных проектов и которые окажут содействие республике в поиске потенциальных инвесторов. Такой статус уже предоставлен 11 компаниям. [Приложение 1]

 

 

 

 

2.2 Сравнительная характеристика инвестиционной политики Республики Беларусь и других постсоциалистических стран

Важнейшим направлением государственной  экономической политики нашей страны является создание благоприятного инвестиционного  климата для привлечения и  эффективного использования иностранных  инвестиций.

Беларусь предлагает потенциальным  инвесторам такие свои основные преимущества, как выгодное географическое расположение в центре Европы, благоприятные природно–климатические условия, политическую и социальную стабильность, макроэкономическую стабилизацию, квалифицированные и относительно дешевые трудовые ресурсы, высокий  научно–технический и промышленный потенциал, емкий внутренний рынок, законодательное и организационное  обеспечение инвестиционного процесса.

Республика находится  на пересечении железнодорожных  и автомобильных магистралей, систем нефте–, газо–и продуктопроводов, систем связи между Западной Европой  и регионами России, азиатскими странами. В силу этого Беларусь может стать  своего рода плацдармом для зарубежных инвесторов в плане освоения новых  перспективных рынков стран СНГ.

Экономическая ситуация в  стране характеризуется стабильным уровнем инфляции, предсказуемостью обменных курсов, наличием налоговых  и таможенных льгот для иностранных  инвесторов, ростом экспортного потенциала, развитой банковской системой, растущим рынком финансовых и страховых услуг.

В стране существует развитая научно–техническая база для проведения исследований и разработок в различных  областях теоретических и прикладных знаний. В республике функционирует  около 300 научных организаций. Научными исследованиями и разработками занимается свыше 30 тыс.человек, в их числе более 805 докторов наук и 3400 кандидатов наук. Международное признание получили разработки белорусских ученых в  области лазерной и ядерной физики, ядерной энергетики, порошковой металлургии, оптики, программного обеспечения, биотехнологии  и др.

В Беларуси имеются производства по выпуску конкурентоспособной  продукции на внутреннем и внешнем  рынках. Республика специализируется на производстве продукции машиностроения, химической и нефтехимической, легкой, пищевой промышленности, а также  животноводства, льноводства, картофелеводства. Беларусь экспортирует более 90% произведенных  автомобилей и тракторов, около 90% – телевизоров, холодильников и  морозильников, а так же калийных удобрений, более 80 % – металлорежущих станков. [16]

Беларусь входит в единое таможенное пространство с Россией. Для потенциального инвестора это  означает, что, вкладывая свои капиталы в экономику Беларуси, он получает широкий доступ не только к белорусской  территории, но и огромной емкости  российского рынка. Расширению инвестиционных возможностей Беларуси способствуют так  же положительная динамика переговорного  процесса по присоединению страны к  Всемирной торговой организации, улучшение  отношений с международными финансовыми  организациями (Международным валютным фондом, Международной финансовой корпорацией  и Международным банком реконструкции  и развития в рамках Всемирного банка, Европейским банком реконструкции  и развития).

В Беларуси создано 6 свободных  экономических зон с либеральными условиями хозяйствования в виде льготного налогового и таможенного  режимов. Ставки налогов на прибыль  и на добавленную стоимость для  резидентов СЭЗ в два раза ниже, чем по республике. Прибыль, полученная резидентами СЭЗ за счет реализации продукции собственного производства, освобождается от налогообложения  сроком на 5 лет с момента ее объявления.

Республика Беларусь —  единственная страна среди государств СНГ, принявшая Инвестиционный кодекс — основополагающий документ, регулирующий не только национальные, но и иностранные  инвестиции на территории страны. Инвестиционный кодекс защищает права собственности  иностранных инвесторов, обеспечивает им не менее благоприятные, чем для  национальных предпринимателей условия  деятельности, а так же устанавливает  для них специальные стимулирующие  преимущества в налоговой, таможенной, валютной сферах. [16]

В нашей стране действует  Консультативный совет по иностранным  инвестициям, возглавляемый Премьер–министром  Республики Беларусь. С помощью этой структуры вырабатываются основные задачи и меры по улучшению инвестиционного  климата в республике, а так  же оперативно решаются возникающие  проблемы иностранных инвесторов, связанные  с их работой в Беларуси. Действующие  при Совете Постоянный комитет, рабочие  группы занимаются вопросами совершенствования  инвестиционного законодательства, развития свободных экономических  зон, улучшения налоговых и таможенных условий работы на белорусском рынке  и др.

Беларусь имеет положительный  опыт деятельности иностранных компаний в реализации крупных и средних  инвестиционных проектов. Беларусь успешно  сотрудничает с известнейшими мировыми производителями – транснациональными корпорациями. Созданы, например, совместные и иностранные предприятия с  немецким «МАН» (выпуск автомобильной  техники), голландской «Кока–Кола»  и американским «МакДональдс» (производство безалкогольных напитков и общественное питание), датским «Маерск Медикал» (выпуск медицинского оборудования).

Созданные коммерческие организации  с участием зарубежного капитала имеют ряд преимуществ перед  национальными субъектами хозяйствования. Иностранным и совместным предприятиям предоставляется следующие льготы и преференции:

- освобождение в течение  трех лет от уплаты налога  на прибыль от производственной  деятельности. В случае если такие  организации производят особо  важную для республики продукцию,  ставка налога на прибыль уменьшается  на 50 процентов еще на срок  до трех лет;

- освобождение от уплаты  таможенных пошлин и налога  на добавленную стоимость при  ввозе на территорию республики  основных средств, предназначенных  для формирования уставного фонда;

- безлицензионные экспорт  продукции собственного производства  и импорт продукции для собственного  производства;

- свободное распоряжение  полученной выручкой в иностранной  валюте от экспорта продукции  собственного производства после  оплаты налогов и других обязательных  платежей;

- свобода при выборе  поставщиков товаров и установлении  цен на продукцию собственного  производства;

- сохранение правового  режима в течение 5 лет с  момента регистрации предприятия  с иностранными инвестициями  в не зависимости от изменений  в законодательстве Республики  Беларусь и др.

В настоящее время акценты  в инвестиционной политике Республики Беларусь постепенно смещаются от преференциального  режима к созданию универсальных  общеэкономических условий, определяющих единые «правила игры» для национальных и иностранных инвесторов, в области  лицензирования, внешнеэкономической  деятельности и в отношении действия стабилизационных норм. [18]

О том, что в стране в  целом сформированы благоприятные  условия для деятельности иностранных  инвесторов, подтверждает действующий  и развивающийся сектор экономики, основанный на частных инвестициях. В настоящее время Правительством с целью улучшения инвестиционного  климата предпринят ряд мер по организационно-информационному обеспечению  инвестиционной деятельности иностранных  инвесторов в республике. С целью  увеличения объемов привлечения  иностранных инвестиций и содействия реализации конкретных инвестиционных проектов создано РУП «Национальное  инвестиционное агентство». Сформирована и постоянно обновляется база данных инвестиционных проектов белорусских предприятий, заинтересованных в привлечении иностранных инвестиций.

Проводится работа по привлечению  средств иностранных кредитных  линий под гарантии Правительства  Республики Беларусь, а также организационные  мероприятия по получению Республикой  Беларусь суверенного кредитного рейтинга.

Современная ситуация с отставанием структуры экономики Беларуси, не является уникальной. Через решение этой проблемы прошли в свое время многие страны бывшего социалистического лагеря. Существуют примеры структурной перестройки экономики, которые проводили правительства стран Центральной и Восточной Европы и стран Балтии.

В 1993 году словацкая экономика  пребывала в глубочайшем кризисе. Одна из главных его причин —  унаследованная от коммунистических времен структура экономики, в которой  значительное место занимал военно-промышленный сектор. В социалистические времена  Чехословакия занимала пятое место  в мире по производству оборонной  техники, 70% которой создавалось  на словацких заводах. А в 1993 году на них производилось лишь 3% того, что производилось в 1989-м году. После распада Советского Союза  и советского военного блока продукция  этих заводов стала никому не нужна. И многие десятки тысяч высококвалифицированных  специалистов оказались без работы. Безработица была тогда огромной: из 2 миллионов 600 тысяч людей трудоспособного  возраста работы не имели около 600 тысяч. И не только из-за развала словацкой  оборонной индустрии. Развалились  также сельское хозяйство и электронная  промышленность. К 2000 году безработица  в Словакии составила 20%.

Информация о работе Иностранные инвестиции и их роль в развитии национальной экономики