Иностранные инвестиции и их роль в развитии национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 21:04, курсовая работа

Краткое описание

Географическое расположение Беларуси позволяет говорить о выгодном экономико-географическом и геополитическом положении в восточной части Европы. Беларусь расположена на пересечении основных железнодорожных и автомобильных магистралей, систем нефте-, газо- и продуктопроводов, систем связи между Западной Европой и регионами России, странами Азии.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ 5
1.1 Сущность и причины иностранных инвестиций в эпоху глобализации 5
1.2 Современные формы иностранных инвестиций 9
1.3 Роль иностранных инвестиций в национальной экономике 14
2. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 18
2.1 Инвестиционный климат в Республике Беларусь и его правовое регулирование 18
2.2 Сравнительная характеристика инвестиционной политики Республики Беларусь и других постсоциалистических стран 22
2.3 Иностранные инвестиции и успешные инвестиционные проекты в Республике Беларусь 32
3. СИСТЕМА МЕР ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ 35
3.1 Препятствия на пути привлечения иностранных инвестиций 35
3.2 Меры для привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 55

Файлы: 1 файл

Т42_Иностранные инвестиции и их роль в развитии национальной экономики.docx

— 610.98 Кб (Скачать)

Благодаря приходу иностранных  инвесторов, значительная часть словацкого ВПК стала предприятиями автомобильной  промышленности, на которых трудятся многие из тех, кто раньше работал  на заводах, производивших военную  технику. Например, в городе Мартине, где находился самый крупный  оборонный комплекс Словакии, сейчас производятся коробки передач для  германского «Фольксвагена». А в  другом районе, тоже бывшем одним из центров военной промышленности, создает автомобили южнокорейская  компания «Киа». Сегодня Словакию называют «европейским Детройтом», потому что  в ней разместили свои производства крупнейшие мировые автомобильные  компании, и эта страна стала мировым  лидером по производству автомобилей  в пересчете на душу населения.

На бывших оборонных предприятиях производятся не только автомобили. Так, завод, выпускавший двигатели для  военных самолетов «Альбатрос», с помощью иностранных инвестиций был перепрофилирован в компанию, которая производит крупногабаритные подшипники для ветряных электростанций. Это очень сложное в техническом  отношении изделие, в мире всего  несколько предприятий, которые  его производят, и словаки гордятся тем, что среди них есть и их завод.

После того как произошло  разгосударствление и приватизация земли, сельское хозяйство в Словакии возродилось благодаря притоку  в него частного словацкого капитала (около 80% всех вложений) и капитала иностранного (около 20%). Прежде всего, датского и голландского.

Рухнула вся словацкая  электронная промышленность. Но на ее место пришли зарубежные фирмы. Например, «Самсунг» построил в Словакии свой завод, выпускающий телевизоры и  принтеры. Есть завод «Сони», производящий телевизоры с плазменными экранами, есть и другие предприятия, принадлежащие  иностранцам и экспортирующие свою продукцию во многие страны.

В ходе структурной перестройки  экономики и приватизации словацких  предприятий Словакия, бывшая до того одним из аутсайдеров по показателю привлечения иностранных инвестиций среди бывших социалистических стран, стремительным рывком ворвалась  в число лидеров. О масштабе притока  иностранного капитала можно судить по двум цифрам: с 1990 по 2000 год зарубежные инвестиции в экономику Словакии составили $4,5 млрд., причем почти $2 млрд. из них пришлось на один 2000 год.

В течение нескольких лет  иностранцам были проданы крупные  пакеты акций телекоммуникационной компании «Словак телеком», словацкой  газовой монополии и нескольких ведущих энергетических компаний. Правда, для компаний, поставляющих идущий из России природный газ, а также  тех, которые производят и распространяют электроэнергию и управляют на территории страны работой нефтепроводов, законодательно установлен максимальный уровень иностранного участия — он не должен превышать 49%.

Иностранцам были также проданы  большинство словацких банков. До этого в Словакии, как и в  Чехии, существовала система, при которой  банки, принадлежавшие государству, поддерживали государственные предприятия льготными  кредитами, которые не всегда возвращались и, как правило, реструктуризировались. И только в 1998 году правительство  решило, наконец, отрезать финансирование экономики от государства. А в 2000-м  это решение было реализовано, в  результате чего почти все словацкие  банки стали контролироваться иностранным  капиталом. [18]

Словакия активно пошла  на приватизацию отечественных предприятий  только тогда, когда срочно понадобились деньги, а другие источники стали  не доступны. Словацкое правительство, пришедшее к власти в 1998-м, взяло  курс на широкое привлечение иностранного капитала, в том числе и посредством  продажи ему словацких предприятий.

Словакии удалось осуществить  конверсию военно-промышленного  сектора экономики и добиться в этом заметных результатов в  первую очередь благодаря предпринятой в конце 1990-х годов переориентации экономического курса на широкое  привлечение иностранного капитала. Его приток в страну, обеспеченный созданием привлекательного инвестиционного  климата, позволил сравнительно быстро перепрофилировать старые предприятия  и открыть новые, позволил превратить маленькую Словакию в один из центров  мировой автомобильной промышленности.

В начале 1990-х годов Румыния  пыталась найти свой особый путь экономического развития. Предприятия, несмотря на декларировавшийся  курс на приватизацию, фактически оставались в собственности государства, что  обрекало их на неэффективность и, соответственно, на неконкурентоспособность. Инвестиции из-за рубежа в страну не шли.

Тогда же румынским правительством в качестве основы была выбрана шведская социально-экономическая модель. Но эту модель приспособить к тогдашним  румынским условиям оказалось невозможно, а тип социального государства, который создавался в Румынии, оказался нежизнеспособным. Оно смогло поддерживать на относительно низком уровне безработицу, но не смогло обеспечить развитие.

Тяжелый экономический кризис в Румынии наступил в 1996 году. В  ходе его преодоления в политическую повестку дня было внесено завершение либерализации экономики и активное проведение структурных реформ. Только за один 1997 год было продано 35% государственной  собственности. При этом убыточные  предприятия продавались по низким, почти символическим ценам без  выставления покупателям каких-либо условий, а часть предприятий, на которые покупателя не находилось, была ликвидирована. Речь шла не столько  о модернизации экономики, сколько  об освобождении ее от балласта. Приватизировались  в основном небольшие или не имеющие  важного хозяйственного значения объекты.

Но уже в следующем, 1998 году греческой телекоммуникационной компании было продано 35% румынской  компании RomTelecom (впоследствии пакет  проданных грекам акций увеличился до 54%).

В связи с началом вступления в ЕС, начиная с 1999 года ведущие  румынские предприятия – в  том числе и те, которые в  начале 1990-х считались приватизации не подлежащими, – стали продаваться  иностранцам. За несколько лет западные компании стали владельцами крупнейших румынских предприятий нефтехимической, металлургической, электротехнической, автомобильной, шарикоподшипниковой, цементной, пищевой промышленности. В собственность иностранцев  переходили электрораспределительные и газораспределительные компании, был продан австрийцам и контрольный  пакет акций нефтяной компании Petrol – крупнейшей в Центральной и  Восточной Европе, располагающей  двумя нефтеперерабатывающими заводами и сотнями заправочных станций (в том числе и за рубежом) и  ведущей разработку нефтяных месторождений  в нескольких странах (Индии, Казахстане, Иране).

В 1997 году начинали с того, что продавали собственность  иностранцам без всяких условий  и возлагаемых обязательств. Тогда  речь шла о предприятиях, которые  и без обязательств не очень-то стремились покупать. В дальнейшем же условия  оговаривались. Они могли касаться инвестиций, сохранения профиля предприятия  и рабочих мест на тот или иной срок, экологии и многого другого. В случаях, когда соблюдение тех  или иных условий было особенно важно, правительство Румынии сознательно  шло на снижение продажной цены.

В период с 1993 по 2005 год было заключено 10 800 соглашений о купле-продаже  румынских предприятий. Из них 1450 были впоследствии расторгнуты, так как  покупатели не могли выполнить взятые на себя обязательства. В этих случаях  компании возвращались государству, а  затем снова приватизировались.

После проведенных реформ экономика Румынии вышла на устойчивый рост. Осталась в прошлом и огромная инфляция. В 2007 году она опустилась до 6,6%, и после этого удерживается в пределах 5-7% за год. По меркам ЕС это  много, но по сравнению с тем, что  румыны еще совсем недавно имели, — прогресс значительный. По прогнозу экспертов МВФ в 2011-2015 гг. годовая  инфляция в Румынии будет составлять 2-3%.

Высокие темпы экономического роста в последние годы (6-9% в  год) в значительной степени были обусловлены притоком в Румынию  иностранных инвестиций. Если в 1990-е  годы они в Румынию почти не шли, то в 2000-е годы их объемы резко  возросли: €5,2 млрд. в 2005 году, €9 млрд. – в 2006-м, €7 млрд. – в 2007-м. Структурные  и институциональные реформы  сделали Румынию привлекательной  для заграничных предпринимателей.

Руководство Чехии изначально было заинтересовано в том, чтобы  чешские предприятия, особенно крупные, покупались западным капиталом. Например, немецкий Volkswagen стал собственником  чешского автозавода Skoda, причем на очень  выгодных для Чехии условиях. Он сохранил бренд и принял на себя инвестиционные обязательства по модернизации производства. Сейчас производимые Skoda автомобили среднего класса вполне конкурентоспособны на мировых рынках, их охотно покупают во многих странах. Потом немцы купили и некоторые другие чешские предприятия. А компанию по обеспечению фиксированной  телефонной связи приобрели в  собственность испанцы.

Инвесторы Германии, Франции, Бельгии, Японии, Кореи вкладывали деньги в создание в Чехии новых производств. В частности, крупнейшие фирмы мирового автобизнеса решили сделать посткоммунистическую Центральную Европу своего рода кузницей автомобильной промышленности. И  сейчас эта промышленность вносит весьма существенный вклад в чешскую  экономику.

Эпоха социализма оставила Венгрии  огромный внешний долг в $25 млрд. Приватизацию государственной собственности  сразу же было решено осуществлять посредством продажи. В результате приватизации почти вся промышленность Венгрии находится в руках  иностранного капитала, все венгерские генерирующие и энергопоставляющие компании также принадлежат иностранным  инвесторам.

Крупные торговые предприятия  приобрели австрийцы и немцы. В банковскую сферу пришел капитал  голландский, бельгийский и немецкий. Американцы купили Будапешт-банк. Были проданы иностранцам и некоторые  крупные металлургические заводы. А  к концу 1990-х годов сформировался  и крупный венгерский капитал, который  купил ряд предприятий в аграрном секторе.

Сегодня среди крупнейших венгерских компаний каждая десятая  является поставщиком крупнейших мировых  автомобильных заводов. Они производят 10-12% ВВП Венгрии. Существуют и предприятия, на которых производится сборка Audi, Suzuki, Opel.

Сегодня в Венгрии осуществляется не только сборка автомобилей Audi, но и  производится 90% двигателей для них. Все это делается на базе бывшего  производителя грузовиков “Раба” в городе Дёр. Немцы полностью  перестроили предприятие, и сейчас на нем занято около 15 тысяч работников, включая проектировщиков, инженеров, исследователей. В городе построена  гоночная трасса для Audi, где испытываются новые двигатели и новые автомобили. А детали доставляются в режиме just-in-time из Ингольштадта, где расположена  фирма, и уже на следующий день она получает собранные в Венгрии  машины.

Беларусь сегодня остается практически единственной страной, которая сохранила государственный  сектор экономики практически в  неизменном виде, в котором он ей достался со времен Советского Союза. Особенностью белорусской экономической  модели является сохранение государственных  предприятий и их поддержка. [18]

Во многих странах с  переходной экономикой привлечение  прямых иностранных инвестиций стало  одной из основных целей. Данный вектор экономической политики основан  на ожиданиях, что прямые иностранные  инвестиции позитивно повлияют на экономику, принесут новые технологии, откроют  новые рынки и улучшат методы управления и администрирования.

В Беларуси же сложилась немного  иная ситуация: прямые иностранные  инвестиции привлекаются в незначительных объемах и, в основном, с целью  финансирования дефицита текущего счета  платежного баланса. Вопрос же повышения  эффективности производства и обновления технологий и методов управления уходит на второй план.

2.3 Иностранные инвестиции и успешные инвестиционные проекты в Республике Беларусь

К 2015 году объем прямых иностранных  инвестиций в основной капитал планируется  увеличить в семь раз по сравнению  с 2010 годом — до 7,5 млрд. долларов. Об этом говорится в проекте программы  социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 — 2015 годы, представленном в феврале 2011 года Министерством  экономики Республики Беларусь.

Удельный вес инвестиций в основной капитал составит 37,5% ВВП. За счет иностранных инвестиций будет сформировано не менее 21% в  общем объеме ВВП в 2011 году.

Вместе с тем за прошлые  годы опережающий рост инвестиций к  ВВП не обеспечил адекватного  экономического роста, а привел к  резкому дефициту внешней торговли. В 2010 году расходы на конечное потребление  инвестиций превысили объемы ВВП  на рекордные за всю историю развития экономики Беларуси величины - 12,3%.

В течение пяти лет экспорт  товаров планируется увеличить  в 2,2 раза, услуг — в три раза. Решение этих задач позволит Беларуси в 2015 году достичь положительного сальдо во внешней торговле на уровне 0,5—0,6% от ВВП при снижении его импорто  емкости до уровня 57—58% к ВВП.

В 2010 году иностранные инвесторы (кроме банков) вложили в белорусский  реальный сектор 9,1 млрд. долларов США  – это на 2,3% меньше, чем в 2009 году. При этом прямых иностранных инвестиций (ПИИ) по сравнению с 2009 годом стало  на 15,5% больше. В общем объеме иностранных  инвестиций ПИИ составили 61,3%.

Основными инвесторами организаций  республики были субъекты хозяйствования России (72,1% от всех поступивших инвестиций), Австрии (10), Нидерландов и Кипра (по 3,5), а также Великобритании (3,1).

Наибольший объем иностранных  инвестиций привлекли такие отрасли  экономики, как транспорт (53,2% от всех поступивших инвестиций), промышленность (22,8) а также торговля и общественное питание (14,6).

В 2010 году поступление портфельных  инвестиций составило всего 1,8 млн  долларов США, или 0,02% от всех поступивших  иностранных инвестиций. Объем прочих иностранных инвестиций (38,7% от всех поступивших инвестиций) достиг 3,5 млрд. долларов США – это на 21,6% меньше, чем в 2009 году.

Информация о работе Иностранные инвестиции и их роль в развитии национальной экономики