Иностранные инвестиции и их роль в развитии национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 21:04, курсовая работа

Краткое описание

Географическое расположение Беларуси позволяет говорить о выгодном экономико-географическом и геополитическом положении в восточной части Европы. Беларусь расположена на пересечении основных железнодорожных и автомобильных магистралей, систем нефте-, газо- и продуктопроводов, систем связи между Западной Европой и регионами России, странами Азии.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ 5
1.1 Сущность и причины иностранных инвестиций в эпоху глобализации 5
1.2 Современные формы иностранных инвестиций 9
1.3 Роль иностранных инвестиций в национальной экономике 14
2. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 18
2.1 Инвестиционный климат в Республике Беларусь и его правовое регулирование 18
2.2 Сравнительная характеристика инвестиционной политики Республики Беларусь и других постсоциалистических стран 22
2.3 Иностранные инвестиции и успешные инвестиционные проекты в Республике Беларусь 32
3. СИСТЕМА МЕР ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ 35
3.1 Препятствия на пути привлечения иностранных инвестиций 35
3.2 Меры для привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 55

Файлы: 1 файл

Т42_Иностранные инвестиции и их роль в развитии национальной экономики.docx

— 610.98 Кб (Скачать)

В белорусской экономике  сокращение внутренних источников инвестиций и низкий уровень домашних сбережений усиливает роль прямых иностранных  инвестиций, которые, наравне с кредитами  банков, могут стать основным источником инвестиций и важным инструментом повышения  конкурентоспособности экономики.

Исследование данного  вопроса в условиях экономики  Беларуси было поведено посредством  анализа панельных агрегированных данных по отраслям экономики Беларуси с 2002 по 2009 года. Данные были собраны  и предоставлены Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь. Они  включали в себя информацию по 21 отрасли  экономики, при этом отрасль промышленности была разделена на 9 подотраслей.

В процессе исследования не было выявлено общего влияния прямых иностранных инвестиций на производительность экономики. Однако, на отраслевом уровне, направление их воздействия действительно  оказалось разнообразным.

Так, топливная промышленность, машиностроение и пищевая промышленность выигрывают от привлечения иностранного капитала. Также выигрывают от притока  отрасли строительства, недвижимости и информационных технологий. Ситуация же в отраслях чёрной металлургии, производства строительных материалов, отрасли связи  и непроизводственного обслуживания материалов обратная: эффект прямых иностранных  инвестиций на них оказался негативным. Одним из интересных результатов  является отрицательное влияние  притока прямых иностранных инвестиций в отрасль лесного хозяйства  на производительность экономики и  его отсутствие в отрасли сельского  хозяйства. [16]

В целом, полученные результаты в определенной мере наводят на мысль  о том, что Беларусь должна более  последовательно и аккуратно  обдумать, действительно ли привлечение  иностранного капитала во все отрасли  экономики будет выгодным со стороны  экономического роста либо же привлечение  лишь в определенные виды деятельности является более эффективным. Дальнейшее изучение поставленного вопроса  может привести к формулированию политики максимизирования прибыли  за счет более правильного привлечения  прямых иностранных инвестиций в  различные отрасли экономики  и создания условий для получения  пользы от иностранного капитала в  тех отраслях, которых при текущей  институциональной системе её не извлекают.

 

 

 

3. СИСТЕМА МЕР  ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ  ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ  И ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ

3.1 Препятствия на пути привлечения иностранных инвестиций

Почему же инвесторы не проявляют особого интереса к  выставленным на продажу белорусским  предприятиям? Вопрос состоит в цене, а также наличии списка условий, которые покупатели обязаны выполнить  в случае покупки предприятий. Цена на сегодняшний день является главным  камнем преткновения, мешающим проводить  приватизацию более быстрыми темпами.

Белорусское законодательство запрещает проводить приватизацию, если рыночная стоимость активов  компании ниже её балансовой стоимости, а инвестор не всегда готов платить  докризисную цену за предприятие, принимая во внимание нынешнюю ситуацию на рынке, уровень конкурентоспособности  предлагаемого предприятия, а также  существующие в стране риски, как  экономические, так и политические. В дополнение к цене, выдвигаются  требования по сохранению рабочих мест и профилю деятельности предприятия, а также внесению дополнительных оговоренных сумм на развитие предприятия. Всё это приводит к отсутствию интереса и срыву аукционов.

Например, до сих пор остаётся открытым вопрос по продаже ОАО «Белинвестбанк»  и пакета акций ОАО «Беларуськалий». Если решение о продаже «Белинвестбанка» принято давно, то «Беларуськалий»  всегда оставался запасным вариантом, потому что государству расставаться с одним из немногих рентабельных предприятий тяжело. На сегодняшний  день ни по одному, ни по второму объекту  не достигнута ценовая договорённость. Так, «Белинвестбанк» предлагалось приобрести по цене 530 млн. долларов, что  аргументируется тем, что банк входит в пятёрку крупнейших в Беларуси. Однако, принимая во внимание, что продажа  более крупного «БПС» банка принесла стране приблизительно 280 млн. долларов в 2009 г., трудно поверить, что найдется покупатель, готовый выложить указанную  сумму. Ситуация с «Беларуськалием» выглядит весьма похожей. Так, в 2010 г. Беларусь была готова продать 25% акций по цене 6 — 7 млрд. долларов, однако каких-либо конкретных предложений от стратегических инвесторов пока не поступало по причине, главным образом, завышенной цены, запрашиваемой  продавцом, как полагают потенциальные  покупатели.

В плане привлечения портфельных  иностранных инвестиций 2010 год кардинально  отличается от предыдущих лет. Летом 2010 года Беларусь произвела дебютное размещение своих пятилетних еврооблигаций  на сумму 1 млрд.долларов со средневзвешенной доходностью 8,7% и выплатой купона 2 раза в год. В дополнение к этому  в конце декабря страна разместила двухлетние облигации на российском рынке на сумму 7 млрд. рублей по ставке 8,7% и ежеквартальными выплатами. Для Беларуси несомненным плюсом является освоение нового финансового  инструмента, позволяющего привлекать средства на длительный срок. Выход  на мировые биржи автоматически  повысил интерес и уровень  знаний инвесторов о стране, что  позволяет рассчитывать на дальнейшее сотрудничество при условии правильной экономической политики.

Однако покупатели долговых бумаг на фондовых рынках не обязаны  требовать от Беларуси проведения структурных  реформ; единственное, что их интересует, — это прибыль. В то время как  привлечение кредитов МВФ подразумевает  выполнение ряда требований по заключённым  договоренностям. Данная особенность  сделок с долговыми обязательствами  вполне удовлетворяет правительство  Беларуси. Однако очевидным минусом  здесь является дороговизна подобного  размещения: ставка в 8,7% — достаточно высокая (особенно если учесть тот факт, что накануне дефолта Греция размещала  свои еврооблигации по ставке в 6,2%). К сожалению, нет причин полагать, что проявится тенденция к  снижению доходности и погашению. Напротив, события, произошедшие после президентских  выборов в конце 2010 года, привели к её росту: уже в январе 2011 г. новая эмиссия семилетних евробондов на сумму 800 млн.долларов произведена по ставке 8,95%.

Объёмы других внешних  обязательств значительно уменьшились (на 30,5%) по сравнению с 2009 годом и  составили 2 707,6 млн.долларов на конец 2010 года. При этом основными каналами поступления денежных средств явились иностранные займы и кредиты (71,8%), а также внешнеторговые кредиты (38,7%). Одновременно наблюдался отток по счетам и депозитам нерезидентов (-1,8%), а также по прочим обязательствам перед нерезидентами (-8,7%).

Основная часть полученных иностранных кредитов и займов привлекалась за счёт коммерческих банков и заключительного  транша кредита МВФ поstand-by программе, составившего 638,5 млн. долларов. Сумма привлечённых коммерческими банками ресурсов составила 1 241,2 млн. долларов, основная часть которых — это краткосрочные обязательства (832,6 млн. долларов). Если говорить о наиболее крупных сделках, заключённых банками, то следует выделить субординированный кредит в размере 103 млн. евро, полученный весной ЗАО «Банк «Торговый капитал»« от иранского банка «Теджарат», а также два синдицированных кредита, привлечённых АСБ «Беларусбанк» в начале и конце 2010 года на суммы 60 и 145 млн.долларов соответственно. Целевыми назначениями полученных средств являются поддержка экспортоориентированных белорусских производителей, кредитование внутренних инвестиционных проектов, модернизация производств и строительные работы. [19]

Необходимо отметить, что  в соответствующий период 2009 года наблюдалась противоположная картина  — сокращение обязательств банков по полученным иностранным кредитам на 322,8 млн. долларов. Такое кардинальное изменение ситуации в основном объясняется  политикой, проводимой Национальным банком Беларуси, который на протяжении всего 2010 года выдвигал в качестве требования коммерческим банкам снижать процентные ставки на кредиты, выдаваемые юридическим  лицам. С одной стороны, данное требование вполне обосновано, поскольку подобные меры стимулируют развитие реального  сектора. С другой стороны, льготное кредитование убыточных предприятий  и предприятий-банкротов ведёт  лишь к росту обязательств коммерческих банков, тем самым повышая нагрузку на банковскую систему и одновременно усиливая её требования к экономике.

 

 

3.2 Меры для  привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь

Нельзя сказать, что 2010 и 2011 годы богаты на реализацию реформ и  мероприятий, нацеленных на стимулирование прихода иностранных инвесторов в страну. Однако кое-что всё же было сделано, и это позволяет  в какой-то степени рассчитывать на изменение ситуации в ближайшем  будущем.

25 мая 2010 года подписан  Указ Президента Республики Беларусь  № 273 о создании государственного  учреждения «Национальное агентство  инвестиций и приватизации» (НАИП). Целью его создания явилось  главным образом повышение эффективности  проведения приватизации в стране, а также налаживание более  конструктивного диалога между  потенциальными инвесторами и  государственными органами управления, что в свою очередь должно  повысить общий уровень инвестиционной  привлекательности Беларуси на  мировой арене.

На данный момент говорить о том, что поставленные цели достигнуты, не приходится. Несмотря на то, что указ подписан больше года назад, документы, необходимые для его практической реализации, всё ещё находятся  в стадии рассмотрения и обсуждения. Кроме того, пока неясно, чем будет  руководствоваться НАИП при определении  списка объектов на продажу. На данный момент приватизация предприятий попадает под полномочия Госкомимущества (ГКИ), однако ни для кого не является секретом, что все решения по приватизационным сделкам принимаются в нашей  стране президентом (или сего ведома). В этом случае целесообразность функционирования НАИП вызывает вопросы.

Первого сентября 2010 подписан Указ Президента Республики Беларусь № 450 о лицензировании отдельных  видов деятельности. На самом деле, учитывая тягу органов управления к  полному контролю над деятельностью  субъектов хозяйствования, принятие данного указа должно позитивно  повлиять на приток инвестиций в экономику  Беларуси, поскольку с 1 января 2011 г. значительно расширился список видов  деятельности, на которые не требуется  специальное разрешение государства. Отмена лицензирования коснулась таких  сфер деятельности, как переработка  древесины, добыча полезных ископаемых, ведение рыболовных и охотничьих хозяйств, аудиторская, туристическая, транспортно-экспедиторская, геодезическая  и картографическая деятельность, розничная  торговля (за исключением торговли табачной и алкогольной продукцией). Наконец, отменено лицензирование деятельности инвестиционных фондов, что должно позитивно сказаться на развитии финансового и фондового рынков в стране.

С января 2011 г. отменён мораторий  на отчуждение акций акционерных  обществ. Данная мера призвана повысить активность на фондовом рынке Беларуси, который не слишком проявлял себя на протяжении последних лет. Кроме  того, следует ожидать рост интереса со стороны вероятных покупателей  акций ввиду дополнительной возможности  по увеличению своей доли в активах  интересующего предприятия. Данная мера также способна повысить уровень  внутреннего инвестирования, потому что теперь население страны, предприниматели  и юридические лица получают дополнительные возможности по увеличению своего благосостояния за счёт покупки либо продажи пакетов  акций компаний.

Тридцать первого декабря 2010 года принята директива № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь». Данный документ нацелен на повышение защищённости имущественных прав инвесторов и  предпринимателей, функционирующих  в стране, и его подписание, несомненно, приведёт к росту активности инвесторов. В частности, в директиве прописаны  более свободные методы ценообразования  и оплаты труда, предусматриваются  льготное налогообложение либо вообще отмена уплаты некоторых налогов  в зависимости от видов деятельности субъектов предпринимательской  деятельности, снижение количества требуемых  документов. С другой стороны, остаётся незакрытым ряд вопросов и проблемных тем. Например, неясны сроки реализации директивы, а также не затронуты  перспективы развития фондового  рынка, равно как и уравнивание  позиций на рынке страховых услуг.

Принимая во внимание нынешнюю весьма неоднозначную ситуацию, сложившуюся  вследствие бездействия правительства, можно сказать, что конец 2011 года будет весьма непростым. С одной  стороны, неоднозначные отношения  с Россией, повлёкшие за собой  поступательное снижение поддержки  с её стороны, не позволяют и впредь надеяться на льготное кредитование и получение ресурсов по относительно низким ценам, как это было ранее. С другой стороны, резкая оценка Евросоюзом и США ситуации в Беларуси и, как  результат, непризнание результатов  президентских выборов и введение санкций, негативно отразятся на общей привлекательности Беларуси в глазах иностранных инвесторов.

В связи с этим не приходится рассчитывать на какую-либо активность и чёткое изъявление желания по поводу приобретения либо строительства какого-либо предприятия на территории Беларуси со стороны иностранных вкладчиков капитала. В такой ситуации вероятнее  всего сохранение интереса лишь к  так называемым «голубым фишкам»  — крупным компаниям, которые  являются стратегическими составляющими  экономики Беларуси, например: ОАО  «Беларуськалий», ОАО «БелАЗ», ОАО  «МАЗ», ОАО «Белтрансгаз». Высока вероятность  того, что с каким-то из предприятий  из этого списка всё же придётся расстаться, пусть даже и не по заявленной белорусским правительством цене.

Несомненно, продолжится  выпуск и размещение еврооблигаций  на мировых и российских площадках. Однако опять же, учитывая нынешнее отношение Запада к руководству  нашей страны, можно предположить, что размещение еврооблигаций с  доходностью в 8,7%, на самом деле, оказалось успешным, а вот последующие  эмиссии обойдутся стране уже  намного дороже. Рассчитывать на получение  кредита от МВФ или любой другой международной организации также  не приходится, поскольку даже после  получения предыдущего транша не были выполнены условия договоренности, и прежде чем обратиться с просьбой о выдаче кредита, власти вынуждены  будут провести ожидаемые реформы. В случае заимствований у России или Китая, на сегодняшний день существует реальная угроза попадания в зону их сильного влияния.

Таким образом, в 2011 году предотвращено  немало угроз и вызовов для  нынешней власти. С одной стороны, к плюсам можно отнести сохранение стабильной ситуации; хотя не горами 2012 год, когда придётся начинать крупные  выплаты по обслуживанию внешнего долга. С другой стороны, остаётся очень  мало времени для того, чтобы вернуть  инвесторов в страну. И поэтому  в целях получения требуемого внешнего финансирования, по всей вероятности, придётся пойти на уступки, продолжить либерализацию и провести реформы, чтобы не пришлось распродавать государственное  имущество по бросовым ценам. Безусловно, меры по либерализации и развитию фондового рынка, принятые в последнее  время должны оказать положительное  влияние, однако в нынешних условиях только эти меры уже недостаточны.

Информация о работе Иностранные инвестиции и их роль в развитии национальной экономики