Системный подход к обучению иностранному языку в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 17:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования – показать применение личностно-деятельностного подхода к обучению иностранному языку младших школьников. Исходя из поставленной цели, задачами данного исследования являются:
- изучение возрастных особенностей младших школьников;
- определение возможностей личностно-деятельностного подхода при обучении иностранному языку младших школьников;
- полноценное социальное развитие личности младших школьников на основе личностно-деятельностного подхода к обучению иностранному языку.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМНОГО
ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ………….. 5
1.1. Системный подход, как одна из базисных категорий методики ………….. 5 2.2. Системный подход в обучении и основные принципы его реализации…………………………………………………………………………. 10
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМНОГО
ПОДХОДА………….………………………………………………… 16
2.1. Эффективность применения системного подхода на примере учебной литературы………………………………………………………………………… 16
2.2. Практическое применение системного подхода в разработке заданий.….. 21
Заключение ……………………………………………………………………….. 27
Список использованной литературы …………………………………………… 30

Файлы: 1 файл

курс3курс.doc

— 281.00 Кб (Скачать)

 

 

 

Приложение

Работа со сказкой на уроке иностранного языка

        1. Подготовительная работа.

       Учащимся сообщается название сказки и предлагается догадаться, о чем будет фильм. Затем вводится новая лексика, которая необходимая для понимания сказки и предназначенная для активного владения. Новая лексика вводится перед прочтением каждого акта. Особое внимание уделяется фразеологизмам.

       2. Восприятие сказки (по частям).

       Перед прочтением каждой части (акта) учащиеся получают установку:

      - кто главный герой;

      - как мы к нему относимся;

      - что он совершил.

      3. Проверка понимания основного содержания.

     Сначала учащиеся отвечают на вопросы, поставленные перед учителем перед прочтением. Затем можно использовать упражнения типа «Выбери правильный ответ», «Расположи предложения в логической последовательности».

      4. Развитие навыков и умений устной речи.

      Коммуникативное говорение можно стимулировать с помощью различных заданий:

     - опиши главного героя;

     - разыграйте диалоги между героями;

    - прокомментируйте поведение героя;

   - какие идиомы мы будем использовать, описывая героя.

        Действующие лица сказок наделены определенным характером, действуют в конкретных условиях. Отсутствие избыточной информации дает возможность однозначной семантизации языкового материала изображением-рисунком. В этом заключается одно из преимуществ сказки перед сложным литературным произведением. Психологами установлено, что карикатуры, гиперболизирующие различные признаки предмета, узнаются гораздо быстрее, чем фотоснимки того же предмета. Это происходит потому, что на фотоснимках имеется слишком много подробностей, излишней информации.

       Сказка дает возможность легко проникнуть в суть реальных вещей и явлений и в простой наглядной форме донести информацию до учащихся.

      В сказочных диалогах обеспечивается необходимая повторяемость языкового материала, которая достигается сюжетным построением сказки.

      Воссоздание типичных ситуаций общения («Знакомство», «В гостях», «Занятия спортом» и т. д.) позволяет стимулировать речевую деятельность учащихся, их коммуникативную активность.

      Несомненными достоинствами сказок являются их:

      1) аутентичность;

      2) информативная насыщенность;

      3) концентрация языковых средств;

      4) эмоциональное воздействие на обучаемых и др.

      Эффективность использования сказок зависит от рациональной организации занятий.

      В структуре урока можно выделить следующие этапы:

      1. Предварительная работа, включающая лингвострановедческий комментарий, установку на понимание. Например, перед прочтением сказки «Книга джунглей» учащимся сообщаются краткие сведения о Р.Киплинге и его творчестве.

      2. Чтение сказки.

      3. Проверка понимания содержания с помощью вопросов.

      4. Активизация языкового материала с помощью заданий.

      а) Деление сказки на основные эпизоды

      б) Работа по эпизодам с заданием повторить реплики героев.

      в) Определение, кому принадлежат произносимые учителем реплики и к какому эпизоду они относятся.

       г) Ролевая игра: распределение ролей, прочтение с целью проговаривания реплик. Драматизация диалогов и отдельных сцен.

       5. Пересказ содержания в устной и письменной форме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Cписок использованной литературы

 

 

1. Беляев Б. В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. М.:

    Просвещение, 1991, 254 с.

2. Бим И. Л. Профильное обучение иностранным языкам на старшей ступени

общеобразовательной школы. Проблемы и перспективы.  М.: Просвещение,

   2007, 168 с.

3. Бим И. Л., Биболетова М. З., Щепилова А. В., Копылова В. В. Иностранный

    язык в системе школьного филологического образования// Иностранные

    языки в школе. № 1, 2009, 32 с.

4. Блонский П. П. Психология младшего школьника. М.: МОДЭК, 2006, 632 с.

5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб:

    Питер, 2008, 400 с.

6. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного 

    образования. Издательство Ростовского педагогического университета,

    2000, 352 с.

7. Витт Н. В. Психологические вопросы индивидуализации обучения

    иностранным языкам в средних специальных учебных заведениях.

   М.: Высшая школа, 1991, 280 с.

8. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М.: Смысл, 2005, 512 с.

9. Выготский Л. С. Психология развития человека. М.: Эксмо, 2005, 1136 с.

10. Выготский Л. С. Лекции по психологии.  М.: Союз, 2006, 144 с.

11. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Астрель, 2008, 672 с.

13. Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и

     методика: Учеб. пособие для студ. линг. ун.-тов и фак. ин. яз. высш. пед.

      учеб. заведений/ Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. М.: Академия, 2009, 336 с.

14. Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Е. М. Возрастная и педагогическая

     психология. М.: Педагогическое общество России, 2009, 512 с.

15. Гез Н. И., Фролова Г. М. История зарубежной методики преподавания

      иностранных языков. М.: Академия, 2008, 256 с.

16. Гумбольдт В. Ф. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс,

      2001, 400 с.

17. Давыдов В. В. Лекции по педагогической психологии. М.: Академия,

      2006, 224 с.

18. Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Эксмо, 2009, 80 с.

19. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе.

      М.: Просвещение, 1991, 222 с.

20. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2009, 384 с.

21. Иванова Н. В. Методика драматизации сказки как средство развития

      коммуникативности младших школьников при обучении иностранному

      языку: дис. канд. пед. наук: М.: РГБ, 2007, 163 с.

22. Иностранные языки в школе. № 1, 2010, 32 с.

23. Каспарова М. Г. О некоторых компонентах иноязычных способностей и их

      развитие у школьников. М.: Высшая школа, 1991, 156 с.

24. Китайгородская И. А. Интенсивное обучение иностранным языкам: Теория

      и практика. М.: Высшая школа, 2009, 280 с.

25. Колкер М. Я. Практическая методика обучения иностранному языку:

     Учебное пособие/ Я. М. Колкер, Е. С. Устинова, Т. М. Еналиева.

     М.: Академия, 2004, 264 с.

26. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. М.:

      Просвещение, 1991, 256 с.

27. Кулагина И. Ю. Младщие школьники: Особенности развития.

      М.: Эксмо, 2009, 176 с.

26. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Академия, 2005,

352 с.

28. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. М.: Академия, 2007,

511 с.

29. Леонтьев А. А. Психология общения. 2-е изд., испр. и доп.

М.: Академия, 2008, 368 с.

30. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте.

     М.: Просвещение, 1991, 256 с.

31. Маслоу А. Мотивация и личность.  СПб: Питер, 2006, 352 с.

32. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Пособие для

учителей, аспирантов и студентов/ Под ред. М. К. Колковой. СПб:

Каро, 2005, 224 с.

33. Миролюбов А. А. История отечественной методики обучения

иностранным языкам. М.: СТУПЕНИ: ИНФРА-М, 2002, 448 с.

34. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития.

М.: Академия, 2009, 640 с.

35. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справочное

пособие/ Е. А. Маслыко, П. К. Бабинская, А. Ф. Будько и др. Минск:

Вышэйшая школа, 2004, 528 с.

36. Настольная книга учителя иностранного языка: Справ.-метод./

     В. В. Копылова. М.: АСТ: Астрель, 2004, 446 с.

37. Немов Р. С. Общая психология. М.: Владос, 2008, 400 с.

38. Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы,

      проекции, практики. М.: Просвещение, 1995, 256 с.

39. Пассов Е. И., Кузовлева Н. Е. Урок иностранного языка. М.: Глосса-Пресс,

     2010, 640 с.

40. Петровский А. В. Возрастная и педагогическая психология.

М.: Просвещение, 2008. 732 с.

41. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Просвещение, 2008, 448 с.                                                          

42. Практический курс методики преподавания  иностранных  языков: Учеб.

пособие/ П. К. Бабинская, Т. П. Леонтьева, И. М. Андреасян, И. В. Чепик.

Минск: ТетраСистемс, 2009, 288 с.

43. Программно-методические материалы. Иностранные языки для

общеобразовательных учебных заведений. Начальная школа.

М.: ДРОФА, 2000, 160 с.

44. Рогова Г. В., Верещагина И. Н. Методика обучения иностранному языку

     на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. М.: Дрофа,

     2000, 232 с.

45. Рогова Г. В., Верещагина И. Н., Языкова Н. В. Методика обучения

английскому языку. 1-4 классы. М.: Просвещение, 2008, 224 с.

46. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2009, 713 с.

47. Сафонова В. В., Соловова Е. Н. Программа начального общего

образования по английскому языку. М.: Астрель, 2006, 48 с.

48. Сериков В. В. Обучение как вид педагогической деятельности.

      М.: Академия, 2008, 256 с.

49. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам.

М.: Просвещение, 2006, 240 с.

50.  Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс.

  М.: Просвещение, 2006, 240 с.

51. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. М.: Академия, 2009, 280 с.

52. Фельдштейн Д. И. Психология развития человека как личности.

В 2 томах. Том 1. М.: МПСИ, 2005, 568 с.

53. Фельдштейн Д. И. Психология развития человека как личности.

В 2 томах. Том 2. М.: МПСИ, 2005, 456 с.

54. Хрестоматия по детской психологии: От младенца до подростка/

Под ред. Г. Бурменской. М.: МПСИ, 2005, 656 с.

55. Щукин А. Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения

иностранным языкам. М.: Филоматис, 2009, 188 с.

56. Щукин А. Н. Обучения иностранным языкам. Теория и практика.

М.: Филоматис, 2010, 480 с.

57. Эльконин Д. Б. Детская психология. М.: Академия, 2006, 384 с.

58. Эльконин Д. Б. Психология развития. М.: Академия, 2007, 144 с.

59. Якиманская И. С. Педагогическая психология. Основные проблемы.

     М.: МПСИ, 2008, 648 с.

 

 

 

 

 

 

 



[1] Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М.: Смысл, 2005. С. 265

[2] Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1991, 256 с.

[3] Витт Н. В. Психологические вопросы индивидуализации обучения иностранным языкам в средних

  специальных учебных заведениях. М.: Высшая школа, 1991, 280 с.

[4] Каспарова М. Г. О некоторых компонентах иноязычных способностей и их развитие у школьников.

  М.: Высшая школа, 1991, 156 с.

[5] Беляев Б. В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 1991, 254 с.

[6] Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2009, 352 с.

[7] Эльконин Д. Б. Детская психология. М.: Академия, 2006, 384 с.

[8] Якиманская И. С. Педагогическая психология. Основные проблемы. М.: МПСИ, 2008, 648 с.

[9] Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М.: Просвещение

   1995, 256 с.

[10] Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Астрель, 2008, 672 с.

[11] Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. М.: Академия, 2007, 511 с.

[12] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2009, 713 с.

[13] Эльконин Д. Б. Психология развития. М.: Академия, 2007, 144 с.

[14] Давыдов В. В. Лекции по педагогической  психологии. М.: Академия, 2006, 224 с.

[15] Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. М.: Академия, 2009, 280 с.

[16] Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1991, 256 с.

[17] Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991, 222 с.

[18] Бим И. Л., Биболетова М. З., Щепилова А. В., Копылова В. В. Иностранный язык в системе школьного

   филологического образования// Иностранные языки в школе, № 1, 2009. С. 4-8

[19] Бим И. Л. Профильное обучение иностранным языкам на старшей ступени общеобразовательной школы..

  Проблемы и перспективы.  М.: Просвещение, 2007. С. 78

 

[20] Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного  образования. Издательство

   Ростовского педагогического университета, 2000, 352 с.

[21] Сериков В. В. Обучение как вид педагогической деятельности.  М.: Академия, 2008, 256 с.

[22] Рубинштейн С. Л.  Основы общей психологии. СПб: Питер, 2009. С. 102

[23] Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2009. С. 76

[24] Там же

[25] Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1991, 256 с.

[26] Маслоу А. Мотивация и личность.  СПб: Питер, 2006, 352 с.

[27] Якиманская И. С. Педагогическая психология. Основные проблемы. М.: МПСИ, 2008. С. 67

[28] Рубинштейн С. Л.  Основы общей психологии. СПб: Питер, 2009. С. 105

[29] Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность.  М.: Академия, 2007, 352 с.

[30] Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность.  М.: Академия, 2007. С. 251

[31] Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб: Питер, 2008, 400 с.

[32] Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность.  М.: Академия, 2007, 352 с.

[33] Там же. С. 518-519

[34] Там же. С. 231

[35]Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность.  М.: Академия, 2007. С. 294

[36] Эльконин Д. Б. Психология развития. М.: Академия, 2007. С.  45

[37] Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. С. 70

[38] Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Астрель, 2008. С. 192

[39] Китайгогородская И. А. Интенсивное обучения иностранным языкам: Теория и практика. М.: Высшая школа, 2009. С. 40

[40] Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М.: Смысл, 2005, 512 с.

[41] Там же. С. 244

[42] Блонский П. П. Психология младшего школьника. М.: МОДЭК, 2006, 632 с.

[43]Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М.: Смысл, 2005.  С. 248

[44] Эльконин Д. Б.  Детская психология. М.: Академия, 2006, 384 с.

[45] Там же. С. 45

[46] Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М.: Смысл, 2005.  С. 250

[47] Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Просвещение, 2008, 448 с.

[48] Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М.: Смысл, 2005.  С. 244

[49] Эльконин Д. Б.  Детская психология. М.: Академия, 2006. С. 42

[50] Кулагина И. Ю. Младшие школьники: Особенности развития. М.: Эксмо, 2009. С. 120

[51] Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Академия, 2005. С. 54

[52] Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М.: Смысл, 2005, 512 с.

[53] Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М.: Смысл, 2005. С.  292

[54] Иностранные языки в школе. № 1, 2010. С. 24-25

[55] Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. С. 64

[56] Рубинштейн С. Л.  Основы общей психологии. СПб: Питер, 2009. С. 188

[57] Эльконин Д. Б.  Детская психология. М.: Академия, 2006, 384 с.

[58] Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. С 74

[59] Петровский А. В. Возрастная и педагогическая психология. М.: Просвещение, 2008. С. 71

 

[60] Эльконин Д. Б. Психология развития. М.: Академия, 2007. С. 102

[61] Иванова Н. В. Методика драматизации сказки как средство развития коммуникативности младших школьников при обучении иностранному языку: дис. канд. пед. наук: М.: РГБ, 2007, 163 с.

 

[62] Рогова Г. В., Верещагина И. Н. Методика обучения иностранному языку на начальном этапе в

   общеобразовательных учреждениях. М.: Дрофа, 2000. С. 74

    

[63] Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. С. 70


Информация о работе Системный подход к обучению иностранному языку в школе