Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 17:35, курсовая работа
Цель данного исследования – показать применение личностно-деятельностного подхода к обучению иностранному языку младших школьников. Исходя из поставленной цели, задачами данного исследования являются:
- изучение возрастных особенностей младших школьников;
- определение возможностей личностно-деятельностного подхода при обучении иностранному языку младших школьников;
- полноценное социальное развитие личности младших школьников на основе личностно-деятельностного подхода к обучению иностранному языку.
Введение …………………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМНОГО
ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ………….. 5
1.1. Системный подход, как одна из базисных категорий методики ………….. 5 2.2. Системный подход в обучении и основные принципы его реализации…………………………………………………………………………. 10
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМНОГО
ПОДХОДА………….………………………………………………… 16
2.1. Эффективность применения системного подхода на примере учебной литературы………………………………………………………………………… 16
2.2. Практическое применение системного подхода в разработке заданий.….. 21
Заключение ……………………………………………………………………….. 27
Список использованной литературы …………………………………………… 30
Представляет интерес работа Ивановой Н. В.[61] по разработке методики драматизации сказки как средства развития коммуникативности младших школьников при обучении иностранному языку. Использование сказок на уроке иностранного языка способствует индивидуализации обучения и развитию мотивированности речевой деятельности учащихся. Необходимо стремиться к тому, чтобы ученики получали удовлетворение от сказки именно через понимание языка, а не только через интересный и занимательный сюжет. Еще одно достоинство сказки – сила впечатления и эмоциональное воздействие на учащихся. Поэтому главное внимание должно быть направлено на формирование у учащихся личностного отношения к прочитанному. Успешное достижение этой цели возможно лишь при систематическом и методически организованном чтении.
В структуре занятия по обучению устной речи можно выделить четыре этапа:
1) подготовительный – этап предварительного снятия языковых и лингвострановедческих трудностей; развитие
2) восприятие сказки при первичном прочтении – развитие умений восприятия информации;
3) контроль понимания основного содержания;
4) развитие языковых навыков и умений устной речи.
Возможный вариант работы со сказкой см. в «Приложении».
II.2. Психологические аспекты организации обучения иностранному языку
младших школьников в рамках личностно-деятельностного подхода.
Педагогическая психология традиционно включает специальный раздел — «психология учителя», где подчеркивается важность профессиональной роли учителя, рассматриваются его функции, способности, умения. Выступая как индивидуальный субъект педагогической деятельности, педагог в то же время представляет собой общественный субъект — носитель общественных знаний и ценностей; он всегда представляет собой личность во всем многообразии индивидуально-психологических, поведенческих и коммуникативных качеств. Как указывалось в главе I, личностно-деятельностный подход осуществляется по схеме субъект-субъектного равнопартнерского учебного сотрудничества учителя и учеников и предполагает уважительное отношение к ученику как к партнеру общения.
Профессиональные характеристики учителя как субъекта педагогической деятельности проявляются в их совокупности, поскольку учитель как личность, активно действующий субъект педагогического взаимодействия — это целостная сложная система. Учитель начальных классов прежде всего несет ответственность перед возрастными особенностями обучаемых, учет которых обязателен и необходим как ни в какой другой ситуации обучения. Специфичным для такого учителя является то, что он одновременно и прежде всего должен быть гуманистически ориентированным воспитателем. Его усилия в целом должны быть направлены на развитие личности ребенка средствами учебного предмета.
Рассматривая необходимые личностные (индивидуально-психологически
а) адекватность самооценки и уровня притязаний;
б) определенный оптимум тревожности, обеспечивающий
интеллектуальную активность учителя;
в) целенаправленность;
г) эмпатийность.
В общечеловеческом смысле это должен быть расположенный к детям, сердечный, гуманный, внимательный и искренний человек. Именно работая с младшими школьниками, учитель должен свободно владеть учебным предметом. Учитель иностранного языка должен обладать высокой языковой культурой, многообразием, отточенностью и вариативностью языковых форм выражения мысли, в совершенстве владеть методическими приемами обучения, знать особенности организации и управления игровыми методами обучения. Практически именно для этого возраста требуется реализация всех педагогических умений, основанных на академических, дидактических, организаторских способностях учителя, которые должны проявляться в таких его педагогических функциях, как информационная, организационная, контрольная и т. д.
Индивидуализация в обучении основана на хорошем знании учителем учащихся: каковы у них природные данные, что каждый из них может, к чему ученик проявляет особый интерес, с кем каждый из них дружит (это очень важно при организации парной работы). Нередко учитель предлагает учащимся, которые не проявляют интереса друг к другу, составить диалог. Едва ли в этом случае можно ожидать успеха в беседе, когда они ее не ведут и на родном языке. Индивидуальный подход особенно хорошо осуществляется при работе учащихся с раздаточным материалом. Каждый может получить карточку с заданием, выполнение которого будет посильно и доступно для ученика, хотя и потребует напряжения и умственных сил.
При реализации принципа индивидуального подхода в обучении иностранному языку на начальном этапе можно исходить из следующих правил:
«1. Приступая к обучению английскому языку, хорошо познакомитесь с детьми, чтобы знать, кто из них экстраверт, кто интроверт; по возможности выясните, чем интересуются ваши дети (каждый из них), что читают, чем увлекаются, и т. д., и учитывайте это при подготовке к урокам и их проведении.
2. Внимательно присматриваетесь к тому, как происходит овладения учебным материалом разными учащимися вашей подгруппы, и вовремя оказываете помощь тем, кто в ней нуждается. Используйте для этого дифференцированные задания, раздаточный материал, содержащий опоры разной степени развернутости.
3. При организации парной, групповой форм работы используйте ваши знания об индивидуальных особенностях учащихся и не объединяйте, например, в пары двух учащихся, которым сложно вступить в контакт»[62].
Внешнеповеденчески учитель младших школьников должен быть образцом для подражания, располагать к себе детей воспитанностью, образованностью, компетентностью, культурой поведения, общения. Они должны быть в плену личности учителя, например, иностранного языка, говорящего на таком красивом, но пока еще не знакомом для них языке. Именно эти качества учителя дошкольников и младших школьников составляют в совокупности структуру его психологического портрета. Конечно, это идеальная модель, но соотнесение с ней может рассматриваться как внутренний стимул самосовершенствования и саморазвития каждого из учителей.
Заключение
Возросший в последние годы интерес к изучению иностранных языков обусловливает интеграционный процесс в мире, который диктует необходимость совершенствования программ по иностранному языку. На основании специфики иностранного языка как учебного предмета и анализа исследования, проведенного в данной работе, можно сделать следующие выводы:
В целом личностно-деятельностный подход к обучению иностранному языку означает, что прежде всего в этом процессе ставится и решается основная задача образования – создание условий развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной через активизацию внутренних резервов, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности. Личностный компонент этого подхода означает, что все обучение строится с учетом прошлого опыта обучающегося, его личностных особенностей в субъект-субъектном взаимодействии. Обучение «преломляется» через личность обучающегося, его мотивы, ценностные ориентации, цели, интересы, перспективы и т. д.; оно принимает их и соразмеряется с ними. Личность находится в центре обучения. Все образование, соответственно, центрируясь на обучающемся, его личности, становится антропоцентрическим по цели, содержанию и форме организации.
Специфика личностно-деятельностного подхода в обучении иностранному языку проявляется и в том, что он предполагает изменение объекта овладения: согласно личностно-деятельностному подходу, объектом обучения в преподавании иностранного языка должна быть речевая деятельность в виде слушания, говорения, чтения и письма. Учитель не может не учитывать, что речевая деятельность «предпосылается коммуникативно-познавательной потребностью учащегося высказать свою мысль и принять речевое сообщение на иностранном языке» [63]. У учителя иностранного языка возникает проблема первоначального создания, формирования или сохранения существующей уже у школьника потребности в общении на иностранном языке. Здесь следует обратить особое внимание на формирование не только коммуникативной и познавательной потребности школьника в общении с учителем, но и учебной потребности, которая заключается в усвоении новых знаний, формировании более совершенных речевых умений во всех видах речевой деятельности. Учителем должен быть специально организован предмет речевой деятельности, в качестве которого выступает смысловое содержание порождаемого или воспринимаемого высказывания. Когда коммуникативно-познавательная потребность учащегося, «найдя себя в содержании урока», становится внутренним мотивом его речевой деятельности на уроке можно сказать, что тут как бы соединяются личностная, субъективная и собственно деятельностная стороны школьника. В этом заключается большая ценность этого подхода к обучению иностранному языку в школе.
Личностный и деятельностный компоненты личностно-деятельностного подхода неразрывно связаны друг с другом. Акцент на деятельностный компонент этого подхода предполагает, что процесс научения иностранному языку организуется как учебная деятельность субъекта и что объектом обучения является речевая деятельность. Представленный в таком плане развиаемый нами личностно-деятельностный подход к обучению иностранному языку в школе может быть определен как психологически ориентированный.
Информация о работе Системный подход к обучению иностранному языку в школе