Системный подход к обучению иностранному языку в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 17:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования – показать применение личностно-деятельностного подхода к обучению иностранному языку младших школьников. Исходя из поставленной цели, задачами данного исследования являются:
- изучение возрастных особенностей младших школьников;
- определение возможностей личностно-деятельностного подхода при обучении иностранному языку младших школьников;
- полноценное социальное развитие личности младших школьников на основе личностно-деятельностного подхода к обучению иностранному языку.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМНОГО
ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ………….. 5
1.1. Системный подход, как одна из базисных категорий методики ………….. 5 2.2. Системный подход в обучении и основные принципы его реализации…………………………………………………………………………. 10
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМНОГО
ПОДХОДА………….………………………………………………… 16
2.1. Эффективность применения системного подхода на примере учебной литературы………………………………………………………………………… 16
2.2. Практическое применение системного подхода в разработке заданий.….. 21
Заключение ……………………………………………………………………….. 27
Список использованной литературы …………………………………………… 30

Файлы: 1 файл

курс3курс.doc

— 281.00 Кб (Скачать)

       При использовании игрового метода обучения задача учителя состоит, прежде всего, в том, чтобы организовать познавательную деятельность учащихся, в процессе которой развивались бы их способности, особенно творческие. Игры могут быть грамматические, лексические, фонетические, орфографические. Все они способствуют формированию речевых навыков.

Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока. Но все зависит от конкретных условий работы учителя, его темперамента и творческих способностей. Здесь следует отметить, что при всей привлекательности и эффективности игрового метода необходимо соблюдать чувство меры, иначе игры утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.

      Успех использования игр зависит от атмосферы необходимого речевого общения, которую учитель создает в классе. Важно, чтобы учащиеся привыкли к такому общению, увлеклись и стали вместе с учителем участниками этого процесса. Доверительность и непринужденность общения учителя с учащимися, возникающие благодаря общей игровой атмосфере, располагает школьников к серьезным разговорам, обсуждению любых реальных ситуаций, так как урок иностранного языка – это не только игра. Опыт убеждает, что использование игрового метода обучения способствует развитию познавательной активности учащихся в изучении языка. Игра несет в себе немалое нравственное начало, ибо делает труд (овладение иностранным языком) радостным, творческим и коллективным. Ведь цель игрового метода обучения – способствовать развитию речевых навыков и умений. Возможность проявлять самостоятельность в решении речемыслительных задач, быстрая реакция в общении, максимальная мобилизация речевых навыков – характерные качества речевого умения могут быть проявлены во время проведения игр.

       Из понимания значения игр вытекают следующие требования к ним:

       - игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьников интерес и желание хорошо выполнить задание, её следует проводить на основе ситуации, адекватной реальной ситуации общения;

       - должна быть принята всей группой;

       - непременно проводится в доброжелательной, творческой атмосфере;

       - организуется таким образом, чтобы учащиеся могли в активном речевом общении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый языковой материал.

       Прежде чем ввести данный прием работы в учебный процесс, необходимо провести подготовительную работу. Нельзя забывать о том, что у младших школьников нет навыков не только иноязычного, но и русскоязычного общения на уроке. Следовательно, чтобы организовать общение в рамках игры, необходимо сформировать эти навыки в реальных условиях учебного процесса.

Для этого можно использовать упражнения на тренировку учащихся в умении реагировать на предложенные утверждения. Они призваны развивать умения употреблять клишированные фразы, эквивалентные русским «Да», «Нет», «Разве?», «Как интересно!» и т. д.

        Представляет интерес работа Ивановой  Н. В.[61] по разработке методики драматизации сказки как средства развития коммуникативности младших школьников при обучении иностранному языку. Использование сказок на уроке иностранного языка способствует индивидуализации обучения и развитию мотивированности речевой деятельности учащихся. Необходимо стремиться к тому, чтобы ученики получали удовлетворение от сказки именно через понимание языка, а не только через интересный и занимательный сюжет. Еще одно достоинство сказки – сила впечатления и эмоциональное воздействие на учащихся. Поэтому главное внимание должно быть направлено на формирование у учащихся личностного отношения к прочитанному. Успешное достижение этой цели возможно лишь при систематическом и методически организованном чтении.

      В структуре  занятия по обучению устной речи можно выделить четыре этапа:

      1) подготовительный – этап предварительного снятия языковых и лингвострановедческих трудностей; развитие

      2) восприятие сказки при первичном прочтении – развитие умений восприятия информации;

      3) контроль понимания основного содержания;

     4) развитие языковых навыков и умений  устной речи.

     Возможный вариант работы со сказкой см. в «Приложении».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.2. Психологические аспекты организации обучения иностранному языку

младших школьников в рамках  личностно-деятельностного подхода.

 

    Педагогическая психология традиционно включает специ­альный раздел — «психология учителя», где подчеркивается важность профессиональной роли учителя, рассматриваются его функции, способности, умения. Выступая как индивидуальный субъект педагогической де­ятельности, педагог в то же время представляет собой общест­венный субъект — носитель общественных знаний и ценностей; он всегда представляет собой личность во всем многообразии индивидуально-психологических, поведенческих и коммуникативных качеств. Как указывалось в главе I, личностно-деятельностный подход осуществляется по схеме субъект-субъектного равнопартнерского учебного сотрудничества учителя и учеников и предполагает уважительное отношение к ученику как к партнеру общения.

      Профессиональные характеристики учителя как субъекта педагогической деятельности проявляются в их совокупности, по­скольку учитель как личность, активно действующий субъект пе­дагогического взаимодействия — это целостная сложная систе­ма. Учитель начальных классов прежде всего несет ответственность перед воз­растными особенностями обучаемых, учет которых обязателен и не­обходим как ни в какой другой ситуации обучения. Специфичным для такого учителя является то, что он одновременно и прежде всего должен быть гуманистиче­ски ориентированным воспитателем. Его усилия в целом долж­ны быть направлены на развитие личности ребенка средствами учебного предмета.

      Рассматривая необходимые личностные (индивидуально-пси­хологические) качества учителя  начальных классов, под­черкнем, что к ним в первую очередь могут быть отнесены:

      а) адек­ватность самооценки и уровня притязаний;

      б) определенный оп­тимум тревожности, обеспечивающий 

          интеллектуальную актив­ность учителя;

      в) целенаправленность;

      г) эмпатийность.

      В обще­человеческом смысле это должен быть расположенный к детям, сердечный, гуманный, внимательный и искренний че­ловек. Именно работая с младшими школьника­ми, учитель должен свободно владеть учебным предметом. Учитель иностранного языка должен обладать высокой языковой культурой, многообразием, отточенностью и вариативностью языковых форм выражения мысли, в совершенстве владеть ме­тодическими приемами обучения, знать особенности организа­ции и управления игровыми методами обучения. Практически именно для этого возраста требуется реализация всех педагогических умений, основанных на академических, дидактических, организатор­ских способностях учителя, которые должны проявляться в та­ких его педагогических функциях, как информационная, орга­низационная, контрольная и т. д.

       Индивидуализация в обучении основана на хорошем знании учителем учащихся: каковы у них природные данные, что каждый из них может, к чему ученик проявляет особый интерес, с кем каждый из них дружит (это очень важно при организации парной работы). Нередко учитель предлагает учащимся, которые не проявляют интереса друг к другу, составить диалог. Едва ли в этом случае можно ожидать успеха в беседе, когда они ее не ведут и на родном языке. Индивидуальный подход особенно хорошо осуществляется при работе учащихся с раздаточным материалом. Каждый может получить карточку с заданием, выполнение которого будет посильно и доступно для ученика, хотя и потребует напряжения и умственных сил.      

       При реализации принципа индивидуального подхода в обучении иностранному языку на начальном этапе можно исходить из следующих правил:

      «1. Приступая к обучению английскому языку, хорошо познакомитесь с детьми, чтобы знать, кто из них экстраверт, кто интроверт; по возможности выясните, чем интересуются ваши дети (каждый из них), что читают, чем увлекаются, и т. д., и учитывайте это при подготовке к урокам и их проведении.

      2. Внимательно присматриваетесь к тому, как происходит овладения учебным материалом разными учащимися вашей подгруппы, и вовремя оказываете помощь тем, кто в ней нуждается. Используйте для этого дифференцированные задания, раздаточный материал, содержащий опоры разной степени развернутости.

      3. При организации парной, групповой форм работы используйте ваши знания об индивидуальных особенностях учащихся и не объединяйте, например, в пары двух учащихся, которым сложно вступить в контакт»[62].

     Внешнеповеденчески учитель младших школьников должен быть образцом для подра­жания, располагать к себе детей воспитанностью, образованно­стью, компетентностью, культурой поведения, общения. Они должны быть в плену личности учителя, например, иностранно­го языка, говорящего на таком красивом, но пока еще не зна­комом для них языке. Именно эти качества учителя дошколь­ников и младших школьников составляют в совокупности струк­туру его психологического портрета. Конечно, это идеальная модель, но соотнесение с ней может рассматриваться как внут­ренний стимул самосовершенствования и саморазвития каждо­го из учителей.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

       Возросший в последние годы интерес к изучению иностранных языков обусловливает интеграционный процесс в мире, который диктует необходимость совершенствования программ по иностранному языку. На основании специфики иностранного языка как учебного предмета и анализа исследования, проведенного в данной работе, можно сделать следующие выводы:

       В целом личностно-деятельностный подход к обучению иностранному языку означает, что прежде всего в этом процессе ставится и решается основная задача образования – создание условий развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной через активизацию внутренних резервов, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности. Личностный компонент этого подхода означает, что все обучение строится с учетом прошлого опыта обучающегося, его личностных особенностей в субъект-субъектном взаимодействии. Обучение «преломляется» через личность обучающегося, его мотивы, ценностные ориентации, цели, интересы, перспективы и т. д.; оно принимает их и соразмеряется с ними. Личность находится в центре обучения. Все образование, соответственно, центрируясь на обучающемся, его личности, становится антропоцентрическим по цели, содержанию и форме организации.

      Специфика личностно-деятельностного подхода в обучении иностранному языку проявляется и в том, что он предполагает изменение объекта овладения: согласно личностно-деятельностному подходу, объектом обучения в преподавании иностранного  языка должна быть речевая деятельность в виде слушания, говорения, чтения и письма. Учитель не может не учитывать, что речевая деятельность «предпосылается коммуникативно-познавательной потребностью учащегося высказать свою мысль и принять речевое сообщение на иностранном языке» [63]. У учителя иностранного языка возникает проблема первоначального создания, формирования или сохранения существующей уже у школьника потребности в общении на иностранном языке. Здесь следует обратить особое внимание на формирование не только коммуникативной и познавательной потребности школьника в общении с учителем, но и учебной потребности, которая заключается в усвоении новых знаний, формировании более совершенных речевых умений во всех видах речевой деятельности. Учителем должен быть специально организован предмет речевой деятельности, в качестве которого выступает смысловое содержание порождаемого или воспринимаемого высказывания. Когда коммуникативно-познавательная потребность учащегося, «найдя себя в содержании урока», становится внутренним мотивом его речевой деятельности на уроке можно сказать, что тут   как бы соединяются личностная, субъективная и собственно деятельностная стороны школьника. В этом заключается большая ценность этого подхода к обучению иностранному языку в школе.

       Личностный и деятельностный компоненты личностно-деятельностного подхода неразрывно связаны друг с другом. Акцент на деятельностный компонент этого подхода предполагает, что процесс научения иностранному языку организуется как учебная деятельность субъекта и что объектом обучения является  речевая деятельность. Представленный в таком плане развиаемый нами личностно-деятельностный подход к обучению иностранному языку в школе может быть определен как психологически ориентированный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Системный подход к обучению иностранному языку в школе