Шпаргалка по "Языкознание"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 14:01, шпаргалка

Краткое описание

1. Научное изучение языков и общее языкознание. Основные проблемы общего языкознания.
Язык - важнейшее средство человеческого общения. Поэтому с течением времени люди заинтересовались языком и создали науку о нем.
Языкознание включает в себя целый ряд отдельных наук, изучающих различные стороны языков.

Файлы: 1 файл

Языкознание билеты.docx

— 52.00 Кб (Скачать)

 

 

   34. Проявление  системности  языка в его различных сферах. Определяющие и

         Периферические  элементы языковой  системы.

 

 

 

   35. Система, узус, норма. Их соотношение.

 

Воздействие текста на адресата определяется не только его содержанием, но и тем, насколько он соответствует навыкам адресата в области восприятия речи, языковым и речевым стандартам данного коллектива, отраженным в понятиях языковая норма и узус (речевая норма).

Эти два лингвистических понятия неразрывно связаны с третьим понятием — понятием система языка, поскольку в процессе порождения речи система языка, языковая норма и речевая норма (узус) функционируют во взаимодействии.

Система языка - совокупность взаимозависимых единиц языка разного уровня и моделей, по которым они сочетаются, образуя высказывания. При этом система способна производить не только то, что реально встречается в речи людей и признается правильным, но и то, что в речи не употребляется, а если и будет употреблено, то будет признано хотя и понятным, но неправильным.

Л.В.Щерба писал о том, что слова писалыцик, читальщик, ковыряльщик никогда не входили и не входят в словарь, но могут быть всегда образованы и правильно поняты. Теоретическая возможность образования существительных по всем трем моделям — с суффиксами -тель, -(ль)щик, -(ль)ник — доказывается, в частности, реальным существованием таких слов-дублетов, как сеятель и сеяльщик.

Языковая норма — представление коллектива носителей языка о том, что есть правильное и неправильное в языке и речи, это следующий после языковой системы фактор, управляющий порождением речи. Она является своеобразным фильтром, который как бы пропускает или задерживает то, что способна производить языковая система: пропускает то, что существует, и признается обществом правильным, и «отфильтровывает» те продукты системы, которые в языке не существуют, в речи не употребляются.

Узус – речевая норма – также является фактором, регулирующим порождение речи/текста. Под лингвистическим термином «узус» принято понимать традиции в речевом общении людей. В одной и той же ситуации об одном и том же предмете можно сказать по-разному. Например, о цене на рынке можно спросить: «Почем огурцы?» или «Сколько стоят огурцы?» или «В какую цену огурцы?» Все эти варианты вопросов не только правильны с точки зрения нормы русского языка, но и узуальны, т. е. соответствуют речевой традиции, поскольку типичны у русских для общения на тему о ценах. Вас также поймут и ответят на ваш вопрос, если вы спросите о цене иначе, например: «Какова цена ваших огурцов?» или «Сколько вы хотите за ваши огурцы?» или «У вас дорогие огурцы?» Все эти фразы также правильны с точки зрения нормы русского языка, но они менее узуальны, т. е. менее типичны для той ситуации общения.

Узус — это правила ситуативного использования языка. Он отражает речевые привычки и традиции данного языкового коллектива в различных ситуациях общения. Использование узуальных вариантов речи способствует успеху общения и наоборот.

 

 

    36. Языковые  единицы.  Их признаки и отношения.

 

 

              Признаки языковых единиц :

                  -предельные ( разложимые на  составляющие); в речи –морфы, слова, предложения, словосочетания; в  языке – фонемы, морфемы,  структурные схемы

предложений;

                   -непредельные ( не полностью разложимые на составляющие) : дифференциальные,  группофонемы,  квазиморфемы, фразеологизмы, сложные предложения.

               Типы отношений между языковыми  единицами :

                   1) Дистрибуция ( совокупность окружений, в которых языковая единица

                                                  может встречаться в речи).

Виды дистрибуции:   дополнительная ( две единицы никогда не встречаются: «ы» -в начале слова не встречается никогда, «и»- встречается в начале слова и после мягких),

                                      контрастная ( единицы встречаются в одних и тех же случаях, но

различаются в произношении: рак, рок, рек, рук),

                                      свободное варьирование (с тобой  - с тобою; над землей –над землею).                             

                    2) Оппозиция ( существенные различия между  языковыми единицами).

                    3) Функтив ( элементы, связанные с определенным типом зависимости (функциями) : детерминация – односторонняя зависимость: между прилаг. и сущ.-ым,

                         констелляция – двусторонняя  свободная зависимость: между глаголом  и

 наречием.  

                    4) Порождающая структура – система  правил, предположительно близких  для

 различных языков.

 

37. Методы лингвистического  исследования (общая характеристика).

       Методология  – учение о принципах и формах  исследования. Термин «метод» имеет  различное понимание. Чаще всего  под методом понимают обобщенные  теоретические установки и приемы  исследования. Каждый метод имеет  свою среду применения. Исторический  аспект языка изучается с помощью  сравнительно – исторического  метода. Структурный аспект языка  изучается с помощью метода  анализа и т. д.

            В настоящее время известны  следующие методы лингвистического  исследования:

1). Описательный (самый древний  метод), в котором существуют приемы: наблюдение, обобщение, интерпретация, классификация;

2).Сопоставительный (описание одного  языка через его системное  сравнение с другими языками  с целью определения его специфичности). Идея сопоставительного метода  была теоретически обоснована  И. А. Бодуэном де Куртенэ, продолженная его учеником Н. В. Крушевским. Ученые сопоставляли структурные элементы различных языков на уровне фонетики, морфологии, синтаксиса.

3).Сравнительно – исторический  метод возник с развитием сравнительно  – исторического языкознания. Сущность  метода – сравнение состояния  одного и того же языкового  факта в различные периоды  времени. Конкретные приемы сравнения  заключаются в определении генетической  принадлежности рассматриваемых  языковых фактов. Приемы данного  метода: типологические, статистические, лингвогеографические и другие.

4).Психолингвистический метод используется  с 1954 года. Особенность этого метода  – непосредственное обращение  к интуиции носителей языка, а  так же не анализ слов, а  установление определенных отношений  между словами.

5).Ассоциативный эксперимент выступает  в качестве приема. Его сущность  – выдать первую словесную  реакцию, которая придет в голову.

         В  1910 году  Кент и Розанов (американские  психиатры) составили словарь  на  основе ответов 1000 испытуемых. Они  взяли 100 слов - стимулов (стол, болезнь, музыка…) и составили ассоциативные  словари немецкого, французского, польского, итальянского и других языков.

           Например, на слово – стимул «стол» 840 американских студентов (из 1000) ответили  «стул», а белорусы ответили «круглый» (116 из 1000).

 

38. Отграничение с помощью  сравнительно  – исторического  метода генетически  тождественных  явлений и фактов  заимствования  и случайного совпадения.

      Сущность  сравнительно  – исторического  анализа в  сравнении состояния  одного и  того же языкового  факта в  различные периоды  времени. С  помощью конкретных  приемов сравнения  лингвисты  определяют генетическую  принадлежность  рассматриваемых  языковых фактов, устанавливают  соответствия и  аномалии на  разных уровнях  в сравниваемых  языках, моделируют  исходные языковые  формы, которые  не были зафиксированы  в письменных  памятниках.

     Родство языков  проявляется  при наличии совпадений  флексий  сравниваемых языков. С  помощью  сравнительного метода  устанавливаются  исторические изменения  на фонетическом  и морфологическом  уровнях. Актуальным  в наше  время остается сравнение  корней  – основ древнейших  слов. Важным  является выбор основы  для  сравнения. Обычно это язык  с древнейшей письменной традицией  (санскрит).

      Некоторые  исследователи, используя сравнительный  метод делают акцент на истории конкретного языка, другие акцентируют внимание на сравнении, не учитывая историю языка. Приемы сравнительного метода: типологический, статистический, лингвогеографический и т. д.

 

  39. Межъязыковое и   внутриязыковое историческое сравнение.

 

 

 

 

40. Собственно – описательный  метод изучения языков. Основные  приемы.

         Древнейшие  книги по грамматике  были описательными.  Такими же являются и современные  грамматики.

     Описательный  метод  является и сегодня ведущим  приемом анализа языковых фактов  в научной, учебной литературе, в  многочисленных учебных словарях  и так далее.

         В  энциклопедиях  часто используются  рисунки, фотографии, карты, схемы,  таблицы.

      Основные  приемы  описательного метода: наблюдение, обобщение, интерпретация, классификация.

      С помощью наблюдения  выделяются единицы описания, их  свойства, признаки, характеристики. Например, выделяются различные группы  лексики, грамматические свойства  слов и так далее. Обобщение  сводится к синтезу подобных, повторяемых явлений. Например, создаются  группы лексических слов по  тематике, по синонимичности и  так далее. Интерпретация результатов  наблюдения представляет собой  толкование, установление места  факта среди других фактов. Надо  только помнить, что возможна  различная интерпретация одного  и того же факта. Классификация  базируется на распределении  совокупности фактов по определенным  признакам. Результаты классификации  оформляются в виде таблиц. Например, классификация гласных и согласных  звуков.

     Описательный  метод по – разному исследовали ученые Буслаев Ф. И., Потебня А. А. и другие.

 

 

41. Структурные методы  изучения  языка. Деструктивный анализ.

       Деструктивный  метод основан на изучении  окружения, контекста употребления  отдельных единиц в контексте.  При применении этого метода  выделяются 3 типа отношений между  элементами, которые принято называть  моделями дистрибуции. В контрастной  дистрибуции элементы встречаются  в одних и тех же окружениях, различая значения. Таковы начальные  согласные в словах ток –  сок – рок – док – кок, принадлежащие пяти различным  фонемам.

      В отношениях дополнительной  дистрибуции элементы находятся  тогда, когда каждый из них  встречается в закрепленных за  ним отношениях, в которых другой  элемент не встречается. Например, в таких отношениях находятся  гласные и, ы в русском языке, так как первый употребляется  после мягких согласных, а второй  – после твердых. И, наконец, в  отношениях свободного варьирования находятся 2 элемента, которые могут заменять друг друга в любом окружении так, что значение  при этом не меняется. Например, в слове «город» можно произнести «г» взрывной и « » фрикативный. Смысл слова не изменяется.

          Теоретическая  формулировка основных  принципов  дистрибутивного анализа  принадлежит  Л. Блумфилду. Затем они развивались в работах Харриса и других лингвистов США.

 

42. Структурные методы  изучения  языка. Трансформационный  анализ.

        Возникновение  конструктивных методов в языкознании  относится к началу 60 – х годов 20 века и связано с использованием  приемов точных наук (математических). Например, не реальные высказывания, а схемы предложений. Необходимость  моделирования используется, когда  науке недоступен объект наблюдения. Этот метод называют в кибернетике  «черный ящик». Об объекте исследования  известны данные на входе и  результаты на выходе. Задача  заключается в установлении скрытой  информации от исследователя.

      В конструктивных  методах языкознания исходным  объектом изучения чаще является  предложение в виде теоретической  модели.

        Американский  лингвист Н. Хомалий предложил идею использования трансформационных правил для реконструкции, например, предложений.

            Трансформация – это формальные  операции, которые производятся  над основной конструкцией, чтобы  получить более сложные предложения.  Так, из основного предложения: Ученик  читает книгу, можно получить  следующие трансформы:

1. Книга читается учеником;

2. Ученик читал книгу;

3. Ученик будет читать книгу;

4. Книга будет прочитана учеником;

5. Чтение книги учеником;

6. Ученик не читает книгу;

7. Читает ли ученик книгу?

8. Кем будет прочитана книга?

9. Ученик, читающий книгу;

10. Книга, прочитана учеником и так далее.

               Насчитывают около 20 основных  трансформаций, в результате которых  получаются  основные типы синтаксических  конструкций разных языков.

       Трансформационный  метод возник как дополнение  к дистрибутивному анализу. Лингвистами  он применяется и сейчас.

 

43. Структурные методы  изучения  языка. Анализ по непосредственно  – составляющим.

      Принципы  анализа  по непосредственно –  составляющим  были разработаны  Р. Уэллзом и Ю. Найдой. Под непосредственно – составляющими понимается одно, два или несколько составляющих определенную конструкцию (группу слов или морфем). Например, высказывание «Пожилой мужчина шел очень медленно» является конструкцией, а входящие в эту конструкцию слова – составляющими. Слова представляют парные сочетания:

Информация о работе Шпаргалка по "Языкознание"