Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 14:01, шпаргалка
1. Научное изучение языков и общее языкознание. Основные проблемы общего языкознания.
Язык - важнейшее средство человеческого общения. Поэтому с течением времени люди заинтересовались языком и создали науку о нем.
Языкознание включает в себя целый ряд отдельных наук, изучающих различные стороны языков.
Лингвистические учения Шлейхера и Курциуса завершают определенный период развития сравнительного языкознания.
8. Психологизм в языкознании.
Во второй половине 19 века в Германии складывается психологическое направление в науке о языке. Критике подвергается положение о биологической природе языка. Основой языка являются, по утверждению ученых, психологические факторы. Немецкий философ языка Гумбольт, Штейнталь («Грамматика, логика и психология, их принципы и Взаимоотношения»), Гербарт, Потебня (работа «Мысль и язык»). Познание мира определяется языком. Строй языка определяет культурный уровень народа. Язык описывает вокруг его носителя круг. Вырваться из круга можно, изучив другой язык и, таким образом, перейдя в другой круг. Язык – выражение психических, духовных состояний и отношений человека по средствам артикулярных звуков.
В России представитель
психологического направления –
- имеющие внутреннюю форму (подснежник);
- утратившие внутреннюю форму (рыба).
Ученый не признает многозначности слова. Каждое новое значение – это новое слово. Слово – это неповторимое действие индивидуального творчества. В слове есть 2 содержания:
- объективное (народное значение);
- субъективное (личное значение).
Итак, психологисты считают,
что при универсальности
9. Младограмматическая школа.
Внутри психологического
направления исследования
- отказ от постановки проблем общего языкознания;
- исследование живых современных языков. Шлейхер (натуралистическое направление) считает, что утрата флексий не результат старения, а результат развития других средств выражения грамматических значений;
-отказ
от выдвижения теорий
Младограмматики считают, что фонетические законы не имеют исключений (а исключения объясняют действиями других законов). Благодаря интересу к живой народной речи возникла диалектография.
Младограмматизм – вершина достижений языковедов.
10. Московская школа в языкознании.
Фортунатов Филипп Федорович был близок к изучению языков младограмматической школы (изучать живые языки, искать фонетические закономерности). Но российский ученый считал, что для познания современных языков необходимо восстановление праязыка, дописьменной истории языков. Он занимался изучением литовских говоров.
Фортунатов
установил закономерности в
Он пришел к выводу о существовании литво (балто) – славянского праязыка.
Ученый считал, что праязык не был единым, а дробился на говоры, диалекты, которые все больше обособляясь, расщепляют праязык.
Алексей Александрович
Шахматов исследовал тексты
11. Казанская школа в языкознании.
Русский языковед, автор 600 книг и статей на русском, польском, немецком, французском, итальянском языках Бодуэн де Куртенэ развивает идеи психологизма. Он считал, что метод исторического сравнения менее эффективен, чем статический (синхронный) анализ в раскрытии конкретной языковой системы.
Исследуемые новые языки должны, по мнению Куртенэ, подвергаться поэлементному анализу. Ученый развивал эту мысль в отношении фонем: тождественные звуки разных языков имеют разное значение. Бодуэн обратил внимание на процесс слияния языков, т.е. конвергенцию. Древнерусский язык – это результат слияния языков восточных славян.
Важное значение имело учение Бодуэна о фонеме. Он пришел к пониманию фонемы как психологического эквивалента звука. В психике постоянно существует представление «звука», которое будут называть фонемой.
12. Школа психологического социализма (Фердинанд де Соссюр).
Глава школы –
швейцарский лингвист
Фердинанд вводит понятие речевой деятельности, которая имеет 2 стороны: социальную (язык) и индивидуальную (речь). Язык создает общение людей. Речь - акт
говорения через язык. В речи есть сугубо индивидуальные моменты: порядок слов, выбор определенных слов, тембр и т.д.
Фердинанд отличает внешнюю лингвистику (связанную с историей общества, физиологией и т.д.) и внутреннюю (изучающей систему языка).
13. Функционализм и культурно – историческое направление в 20 веке.
Немецкий ученый Хорн выступил с критической идеей младограмматических школ о слепом следовании фонетическим законам. Он предложил идею использования функциональной целесообразности. Основная функция языка – средство общения. Поэтому, язык стремится осуществить общение лучше и отбрасывает все бесполезное. Хорн считает, что язык совершенствуют люди.
Культурно – историческое направление.
Австрийский лингвист Гуго Шухардт критиковал младограмматиков за то, что фонетические законы не имеют исключений. Гуго считал, что причиной развития языка является языковое смешение. То есть люди, принадлежащие к одному языковому количеству, могут перемещаться, уходить из этой языковой среды, новые люди – вливаться в эту среду, привнося изменения. Таким образом, перемещение людей можно считать как языковое смешение.
Метод Гуго Шухардта называют методом «слова и вещи», т.е. развитие языка рас- сматривается в тесной связи с другими факторами (политическими, религиозными и т.д.).
14. Эстетизм в языкознании.
Главная функция языка – эстетическая или стилистическая. Известный представитель – немецкий лингвист – Карл Фосслер (1872 - 1949).
Стилистика
изучает способы выражения
Общее для всех людей – дар речи. Все остальное индивидуально. Поэтому языку нельзя научить, а можно разбудить спящий дар речи. Ученый изучал также связь языка с религией, наукой, поэзией. Эстетизм в языкознании способствовал развитию стилистики.
15. Функциональная лингвистика Пражской школы.
В1920 году был создан лингвистический кружок, который положил начало формированию Пражской школы структуризма. Организатор школы – Мотезиус. Членами кружка были чехи, русские (Трубецкой, Якобсон). Язык рассматривается как функциональная система.
Главное достижение школы – изучение фонемы. Ученые считали, что необходимо строго разделить фонетику и фонологию (фонетика изучает звуки индивидуальной речи, а фонология – звуковые сигналы.).
Трубецкой в работе
«Основы фонологии»
1). привативные, когда единицы языка различаются каким – либо признаком;
2). градуальные, когда единицы языка различают по степени наличия или отсутствия признака (и, э, а степень подъема языка);
3). эквиполентные отношения (различие по характеру признака) – губной – «п» и зубной «т».
Пражцы изучали много ранее неизвестных языков, уделяли вопросам культуры речи, нормам литературного языка, изучению разговорной речи.
16. Копенгагенский структурализм.
В 1931 году создан Копенгагенский лингвистический кружок (во главе Брендаль, 1887 - 1942). Ученые порывают с психологизмом, считая формы языка неизменными категория- ми мышления. Они выступают против исторического метода. Лингвисты Копенгагена пытаются разработать универсальную грамматику на основе изучения структуры любого языка. Они вводят понятие «лингвистического знака», состоящего из выражения и содержания. Выражение – внешняя сторона языка; содержание – мысль.
Копенгагенская школа считает в структуре языка важными следующие отношения:
-детерминация – когда одно явление требует второе: окончание требует основы, но основа может существовать без окончания;
- взаимная детерминация – когда элементы не могут существовать друг без друга (гласные и согласные; времена глагола.);
- констелляция – когда один элемент может существовать без другого (между суффиксом и префиксом).
17. Дискриптивная лингвистика в США.
Видные представители Блумфильд и другие. При развитии структурного языкознания возникает дискриптивная лингвистика. Американцы считают, что лингвист – это дешифровщик, который должен расшифровать текст. А код – это система языка. Изучая текст нужно тщательно его анализировать. В тексте нет данных о значении слов языка, его грамматики, истории и связи с другими языками. В тексте даны некоторые элементы, чтобы лингвист установил позиции этих элементов.
Основные позиции
языка – это фонемы и морфемы.
Слово не является основной
языковой единицей, как принято
считать в отечественном
18. Неогумбольдтианство. Его основные разновидности
Гумбольд считал, что язык стоит между миром и человеком. С помощью языка познает человек мир. Язык определенного народа и его культуры описывает круг, из которого можно вырваться, перейдя в другой круг, т.е. изучая другой язык.
Ученые выдвинули
гипотезу о возможности
Сходные физические
явления помогают создать
П. В. Чесноков с критикой
относится к
19. Современное сравнительно – историческое языкознание.
Сравнительно – исторический
метод лингвисты для изучения
используют сейчас. При изучении
мертвых индоевропейских
Болгарские лингвисты доказывали, что родина индоевропейцев – центральная и восточная Европа. Большое достижение языкознания 20 века в том, что в современном языке сохраняются следы звуков, которых нет в настоящее время в языке.
Учеными (Филин, Атаев, Соколов и другие) создан метод глоттохронологии, позволяющий измерять скорость языковых изменений и определять на этом основании время разделения родственных языков. Лингвисты сравнивали, например, списки из 100 или 200 слов и сопоставляли их с наиболее устойчивыми из словаря.
20. Достижения естественного языкознания. Его основные черты.
Фонетика и фонология рассматриваются как 2 раздела науки о звуках:
- фонетика изучает артикуляционный аспект;
- фонология изучает функциональный аспект.
Значительно развивается лексикология. Слово признается основной единицей языка (Степанов, Шмелев и др.). Изучается словообразование (Земская, Улуханов).
В самостоятельную единицу
превращается фразеология. Классификацию
фразеологизмов разрабатывает