Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 14:01, шпаргалка
1. Научное изучение языков и общее языкознание. Основные проблемы общего языкознания.
Язык - важнейшее средство человеческого общения. Поэтому с течением времени люди заинтересовались языком и создали науку о нем.
Языкознание включает в себя целый ряд отдельных наук, изучающих различные стороны языков.
21. Язык как общественное явление. Отношение языка к другим средствам общения.
Язык – совокупность и система знаковых единиц общения. Основная функция языка-
Средство общения людей. Эта функция социальна, поэтому язык – социален. Язык – это готовый продукт, пассивно воспроизводимый говорящим. По разрозненным элементам нельзя познать того, что можно ощутить в связной речи.
Язык существует как общенародный ( национальный ) и включает в себя:
-литературный язык, -территориальные диалекты,
-разговорную речь, -жаргоны, - кастовые языки и другие.
Отношение языка к другим
средствам общения можно
-воздействия, -сообщения, -формирования, - выражения мысли.
22. Язык и речь.
Язык и речь составляют единство.
Источниками речи и мышления является коллективная деятельность людей.
Язык- совокупность и система знаковых единиц общения. Речь- последовательность
знаковых единиц общения
в их коммуникативном
Речь необходима, чтоб установился язык.
На развитие и изменение
языка действуют внешние
экономика, история и т.д.) и внутренние (процессы, происходящие внутри языка).
Фердинанд де Соссюр установил следующие различия между языком и речью:
язык - социален, а речь – индивидуальна,
язык – устойчив, долговечен, а речь – однократна, неустойчива,
язык существует в мозгу индивида в виде грамматической системы и словаря,
а реализуется в речи.
23. Взаимосвязь языка и мышления.
Язык ( по мнению Ф.Ф. Фортунатова) существует в процессе мышления и нашей речи.
Язык представляет совокупность знаков для выражения мысли в речи. Между языком и мышлением существует связь. Не только язык зависит от мышления , но и мышление зависит от языка. Звуки слов являются знаками для мысли. С помощью слов мы думаем, а в мышлении слова могут быть представлены в виде знаков. Точно также при посредстве слов мы получаем возможность думать так, как могли бы думать при отсутствии знаков для мышления.
А.А. Потебня более образно представляет связь языка и мышления. Сначала произносится звук, который отражает чувство ( ребенок произносит «вава», когда ему больно), затем звук осознается ( если ребенок слышит такой же звук, он вспоминает этот звук, а потом и связанную с этим звуком боль), далее осознается содержание звука (ребенок видит, что мать, услышав «вава», спешит удалить предмет, вызывавший боль).
Функция языка по отношению к мышлению:
- участие в формировании мысли,
- выражение информации о работе мысли,
- возбуждение мысли воспринятой речи.
24. Понятие о языковом знаке. Знак и означаемое.
Первичные и вторичные знаковые функции единиц языка.
Языковый знак – материально- идеальная сущность. Знак дает возможность человеку выйти за пределы чувственных явлений. Знак связан с тем, что он означает.
Функция языкового знака –возбуждать информацию.
Составляющие знака: -понятие (обозначаемое) и
Обозначаемое является вещью, предметом , а обозначающее представляет звуковую материальную оболочку.
Существуют типы знаков :
знаки- копии ( следы на снегу),
знаки- признаки ( «черная туча» -признак дождя, «дым»- признак пожара),
знаки- символы ( маска- символ театра, ножницы – символ парикмахерской)
Первичные знаковые функции- образованные предметами явления действительности;
Вторичные –отражение внешней деятельности посредством человеческого сознания.
25. Знаковые и незнаковые единицы.
26.Место языковых знаков среди других знаков.
Функции языковых знаков:
-различительная, -обладает условной связью с реальным вещами,
-конструктивная, -условно связан со смысловой стороной,
-классифицирующая.
27. Различные точки зрения на языковое значение.
А) «Понятийная» гипотеза – когда под значением слова понимается «понятие». Но эта
гипотеза не дает ответа как выразить мир эмоциональных переживаний, как выразить словесные значения на разных языках и т.д.
Б) «Предметная гипотеза» -когда в значении слова ученые видят тот предмет, который обозначен словом. Эта гипотеза не может объяснить существование в языках большого слоя отвлеченной лексики, а также не разъясняется, почему разные народы, воспринимая одну и туже действительность, применяют неодинаковые системы словесных значений.
В) Гипотеза «отношений» объясняет значение слова по его отношению к предмету, понятию или другому слову.. Эта гипотеза богаче предыдущих, но имеет недостатки. Непонятно , какая сила относит определенное слово к определенному предмету, понятию или другому слову. Произнеся слово «стол», мы это слово относим к предмету, за которым едят, за которым работают, на котором лежат книги.
Г) Гипотеза, связанная с теорией отражения показывает , что значение слова- это отражение предмета, явлений в человеческом сознании. Но ив этойгипотезе есть недостатки. Трудно ответить на вопрос: следует ли различать лексическое значение слова и понятие.
Существует типология классификации словесных языковых значений:
-источник информации, -соотношение в системе языка,
-носитель информации,
-различение сторон действительности,
28. Значение различных языковых единиц.
Едини́цы языка́ —элементы системы языка, имеющие разные функции и значения. Совокупности основных Е. я. в узком смысле этого термина образуют определённые «уровни» языковой системы, например фонемы — фонемный уровень, морфемы — морфемный уровень и др. (см. Уровни языка).
Термином «Е. я.» в широком смысле обозначают обширный круг неоднородных явлений, являющихся объектом изучения лингвистики. Выделяют материальные, имеющие постоянную звуковую оболочку единицы, например фонему, морфему, слово, предложение и т. д., «относительно-материальные» единицы (по А. И. Смирницкому), имеющие переменную звуковую оболочку, например модели строения слов, словосочетаний, предложений, и единицы значения (например, семы и др.), составляющие смысловую (идеальную) сторону материальных или относительно-материальных единиц и вне этих единиц не существующие.
Материальные Е. я. делятся на односторонние, не имеющие собственного значения (фонемы, слоги), и двусторонние, имеющие как звучание, так и значение. Функция односторонних Е. я. — участие в формировании и различении звуковых оболочек двусторонних единиц. Иногда к односторонним Е. я. («единицам выражения») относят сами звуковые оболочки двусторонних единиц («сонема» — звуковая оболочка морфемы, «номема» — звуковая оболочка слова). Двусторонние Е. я. выражают определённое значение (смысл) или используются для его передачи (морфемы, слова, предложения).
Материальные Е. я. характеризуются вариантно-инвариантным устройством. Одна и та же Е. я. существует в виде множества вариантов (см. Вариантность), представляя собой конкретные реально артикулируемые (произносимые) звуковые отрезки. Е. я. существуют и в абстрактном виде — как класс (множество) своих вариантов, как абстрактная сущность — инвариант. Инвариантно-вариантное устройство Е. я. отображено в двух рядах терминов: «эмических», используемых для обозначения единиц как инвариантов (фонема, морфема, лексема и т. д.), и «этических», обозначающих варианты единиц (фон, аллофон, морф, алломорф и т. д.). Эмические и соответствующие им этические Е. я. образуют один уровень: фонема/фон, аллофон образуют фонемный уровень и т. д. В некоторых направлениях (американский дескриптивизм, см. Дескриптивная лингвистика) этические и эмические Е. я. относят к разным уровням.
Относительно-материальные единицы существуют в виде образцов, моделей или схем построения слов, словосочетаний и предложений, обладают обобщённым конструктивным значением, воспроизводящимся во всех Е. я., образованных по данной модели (см. Модель в языкознании, Предложение).
Е. я. могут быть простыми и сложными. Простые абсолютно неделимы (фонема, морфема), сложные неделимы в пределах тех уровней языка, в которые они входят (например, сложные и производные слова, предложения и т. д.). Деление сложной Е. я. ликвидирует её как таковую и обнаруживает составляющие её единицы более низких уровней (например, слово делится на морфемы, предложение — на слова).
Некоторые направления лингвистики стремятся расчленить простые Е. я. на ещё более простые, т. е. выявить «элементы элементов». Различительные признаки фонем рассматриваются, например, не как свойство фонемы, а как её составные части, выделяются элементы смысловых единиц (см. Компонентного анализа метод).
Разные школы и направления лингвистики дают разные характеристики одним и тем же Е. я.: например, фонема рассматривается либо как наиболее «типичный» или «важный» звук из множества (семейства) звуков (Д. Джоунз, Л. В. Щерба), либо как инвариант звука (Н. С. Трубецкой, Р. О. Якобсон); морфема рассматривается как «мельчайшая единица языка» (Л. Блумфилд), «мельчайшая значимая часть слова» (И. А. Бодуэн де Куртенэ), грамматическое средство, «выражающее отношения между идеями» (Ж. Вандриес).
Значительные расхождения в трактовке и оценке Е. я. разными школами, расхождения в перечне выделяемых Е. я. затрудняют сопоставление и сравнение языков. Это сопоставление и сравнение оказывается возможным путём выявления универсальных свойств Е. я. и отображения этих свойств в терминах — названиях Е. я. Такими свойствами или характеристиками Е. я. являются их наиболее общие свойства, обнаруживаемые во всех языках, например фонема — класс фонетически сходных и функционально тождественных звуков, морфема — двусторонняя Е. я., не обладающая синтаксической самостоятельностью, слово — синтаксически самостоятельная Е. я., предложение — речевая система, состоящая из одного или нескольких слов, выражающая и сообщающая семантическую информацию. Использование при описании языков соответствующим образом определённых терминов делает описания сопоставимыми и позволяет выявить сходства и различия языков.
Е. я. в наиболее общем виде обнаруживают три вида отношений: парадигматические (см. Парадигматика), синтагматические (см. Синтагматика), иерархические (по степени сложности, отношения вхождения единиц низших уровней в высшие). Е. я. обладают свойством «уровневой сочетаемости»: в парадигматические и синтагматические отношения вступают только единицы одного уровня, например фонемы образуют классы и в линейной последовательности сочетаются только между собой.
Е. я. комбинируются в речевой цепи, образуя единицы речи. Однако фонемы и морфемы не могут быть единицами речи подобно словам, которые могут быть как единицами языка, так и единицами речи (производные и сложные слова могут иногда свободно образоваться в речи по тем или иным «формулам строения»); словосочетания (за исключением фразеологизмов) и предложения — единицы речи, т. к. не воспроизводятся, а производятся по определённым моделям. Комбинаторика Е. я. регулируется грамматическими правилами. Единицы языка подчиняются этим правилам в силу объективно присущих им свойств. В конечном счёте правила языка являются проявлением свойств Е. я., поскольку эти свойства лежат в основе возможных связей и отношений между Е. я.
В истории языкознания существовал разный подход к вопросу о центральной Е. я. Из истории языков известно, что слова исторически предшествуют морфемам. Последние — либо бывшие слова, утратившие способность к синтаксическому употреблению, либо усечённые части слов, образовавшиеся в результате слияния или сложения слов. В рамках направлений, считающих слово центральной единицей языка, теоретически допускается возможность существования языка, не имеющего морфем и состоящего только из слов (ср. упрощение морфологии в английском, древнекитайском и некоторых других языках). Направления лингвистики (например, дескриптивная лингвистика), исходящие из того, что морфемы — мельчайшие единицы языка независимо от того, обладают они синтаксической самостоятельностью или, наоборот, не обладают, т. е. являются частями слов, к числу слов относят только производные и сложные слова, как производные от морфем. Так, по Г. Глисону, простые слова английского языка dog, box и
другие являются морфемами. Для этих направлений теоретически допустим язык, не имеющий слов, а состоящий только из морфем.
29. Виды значений слова. Структура семантики слова.
Установление типов и видов языковых значений – одна из важных задач менталингвистики, лингвистической концептологии. Языковые значения можно подразделить на два типа по их отношению к единицам языка. В первом случае речь идет о семантике самих языковых единиц, их содержании – это структурные языковые значения. Во втором случае речь идет о понятии и других категориях и передаваемой информации, о семантическом назначении единиц языка и контекста – это информативные языковые значения.