Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 14:01, шпаргалка
1. Научное изучение языков и общее языкознание. Основные проблемы общего языкознания.
Язык - важнейшее средство человеческого общения. Поэтому с течением времени люди заинтересовались языком и создали науку о нем.
Языкознание включает в себя целый ряд отдельных наук, изучающих различные стороны языков.
1. Научное изучение языков и общее языкознание. Основные проблемы общего языкознания.
Язык - важнейшее средство человеческого общения. Поэтому с течением времени люди заинтересовались языком и создали науку о нем.
Языкознание включает в себя целый ряд отдельных наук, изучающих различные стороны языков.
Русский язык изучает несколько наук:
фонетику – звуковую сторону;
лексикологию – словарный запас;
грамматику – способы и средства построения слов и предложений;
диалектологию – местные говоры и т.д.
Общее языкознание занимается изучением существенного и общего в разных конкретных языках. Общее языкознание можно назвать наукой о языках вообще.
Какие основные проблемы решает общее языкознание:
- какова природа языка и какова его сущность(т.е. устанавливается возникновение языка как явления общественного, биологического, психического);
- каково строение языка (его структура);
- каковы связи изучаемого языка, т.к. язык – это организованная система, где единицы и части языка взаимосвязываются и согласуются;
- развитие языка в
связи с развитием
- возникновение и развитие письма;
- проблема классификации или типологии языков;
- использование приемов исследования(описательного, сопоставительного, экспериментального, количественного и т.д.);
- использование научных знаний о языке в решении практических задач (лингвистика и школа, служба научно – технической информации);
- связь лингвистики с другими науками.
2. Лингвистические учения в Древней Индии
В Древней Индии существовал язык вед. Веды – это священные гимны. Ведийский язык считался культовым и должен был охранять его от воздействий разговорного языка.
Древние лингвистические
работы включали толкование
Первая нормативная грамматика санскрита «Восьмикнижие» автора Панини. Грамматика включает 4 тысячи правил стихотворных, которые называются: сутр.
В словах выделяются морфемы: корень, суффикс, приставка, окончание. Выделяются 4 части речи (имя, глагол, предлог, частица). Часть речи имя имеет 7 падежей.
Грамматику Панини разъясняет комментаторская литература.
Высокого уровня
достигла древнеиндийская
3. Лингвофилософская и грамматическая мысль в Древней Греции.
Философы Древней Греции решали проблему появления первобытного языка по природе или по договоренности. Сократ считал, что частично слова могут соотноситься с вещью (мычать, кукушка), а могут употребляться слова по договоренности. Платон предлагает идею об ассоциации между звуками слова и свойствами вещей:
мед – приятно ласкает слух;
острый, резать - связан с неприятным «р».
Платон делит слова на имя (слова, о которых что-то утверждается) и глагол (слова сами утверждают). Демокрит (5 век до н.э.), Аристотель (4 век до н.э.)
Аристотель выделяет три части речи: основные (имя и глагол) и вспомогательные (что не входит в имя и глагол). Аристотель открыл категорию времени (прошедшее и нынешнее), три рода (ж., м., и ср. – промежуточный, никакой). Заложил основы о предлоге.
В философском
направлении работала школа
Стоики (Хрисипп) выделяют 5 частей речи: имя собственное, имя нарицательное, глагол, союз, артикль. Стоики положили начало учению о падежах, различали формы действительного и страдательного залогов, переходные и непереходные глаголы.
Александрийская грамматическая школа.
В начале 3 века до н.э. в Александрии (Египет) Дионисий, Аристарх создали «Академию наук». Александрийская грамматическая школа возникла из – за необходимости воссоздать оригинальный текст, создавать комментарии к текстам, объясняющие особенности языка ранних эпох и оградить греческий язык от местных наречий.
Греки стремились навязать свой язык. А для этого надо его хорошо знать и обучать языку местное население.
Заслуга александрийцев – детализация частей речи. Дионисий выделил 8 частей речи:
1). Имя – часть речи, обозначающее тело или вещь;
2). Глагол – беспадежная часть речи, выражающая действие и страдание.
3). Артикль – часть речи, стоящая перед глаголом.
4). Наречие – часть речи, высказываемая о глаголе.
5). Причастие – слово, причастное к особенностям глаголов и имен.
6). Местоимение – слово, употребляемое вместо имен.
7). Союз.
8). Предлог – часть речи, стоящая перед всеми частями речи.
Римские учения
развили основные положения Александрийской
школы на основе латинского
языка. Сходство грамматики
4. Арабское языкознание в эпоху Халифата (7-13 вв).
Основа Халифата – ислам. Арабы хотели навязать свою веру завоеванным народам. Арабское языкознание создавалось арабами, персами, евреями. Перс Сибавейхи написал «Книгу»(8 век). Различаются 3 части речи: глагол, имя, частица. Имена делятся на явные (существительные и прилагательные), скрытные (личные местоимения), общие (указательные и относительные местоимения). Рассматриваются вопросы словообразования (дом - домик). Четко различаются буквы и звуки, слова однозначные, многозначные. Внимание уделяется синонимам, омонимам. Особое место занимает «Словарь тюрских языков» Махмуда Кашгарского (11 в). В словаре рассматривалось взаимодействие тюрского, иранского и арабского языков. К сожалению «Словарь» был потерян и только найден в 20 веке. В 1258 году монголы положили конец Арабскому Халифату, захватив Багдад.
5. Лингвистические учения в Европе в Средние века и в Новое время.
В Средние века важное место в образовании занимала латынь. Поэтому появились учебники латыни. Знание о языке разрабатывает схоластика. Философская логика средневековья обращает внимание на связи языка и мышления.
Проблему общих понятий или универсалей решали 3 направления науки:
Реализм (предметы – это копии идей; по Платону: мир вещей – это тень мира идей);
Номинализм (общее понятие – пустой звук, реально существуют только предметы);
Концептуализм (реальные вещи существуют, но понятия- это не пустой звук, а сознательно созданный человеком в процессе сопоставления предметов).
В конце 13 века в Парижском университете формируется грамматическое учение модистов (Симон Датский). Они распространяли на грамматику принцип строгого доказательства.
Модисты создают универсальную (общую грамматику). Ученые считали, что если законы мышления универсальны и независимы от языка, то грамматика должна быть единой (на основе латыни). Модисты считали синтаксис важной частью грамматики. Приоритетное место отводили не имени, а глаголу.
В Новое
время (эпоха Возрождения) возрастает
интерес к языкам и литературе
в связи с географическими
открытиями и колониальными
Языковеды
имеют сведения о языках
Изобретение
книгопечатания (15 век) позволило быстро
распространять тексты. Начинается
поиск родственных связей
М.В. Ломоносов
указывает на родство между
славянскими языками и
Славянская
лингвистическая мысль
Большую роль сыграло
6. Зарождение и формирование сравнительно – исторического языкознания.
Попытка классификации
языков на основе
Первая сравнительно – историческая грамматика появляется в Германии. Автор – немецкий языковед Гримм. Он пишет о германской группе языков.
Ученый Востоков
был первым представителем
Принципы сравнительно – исторического метода:
1. за основу анализа нужно брать грамматические формы;
2. лексика может использоваться как дополнительный материал;
3. нужно тщательно анализировать звуковую сторону языка.
В 19 веке в науке о языке достижения произошли в различных группах языков. Так, Гримм установил закон передвижения согласных, по которому он определил, что звук соответствует взрывному «р» в других языках. Ученый – языковед Бопп разрабатывает теорию агглютинации (т.е. изучает интеграции морфологической структуры слова), когда, например, аффиксы по происхождению были местоимениями.
7. Натуралистическое направление в языкознании.
Шлейхер (1821 – 1868). Он считает, что о сущности языка можно узнать, если знать его значение (носитель значения – корень) и отношение (носитель отношения – формообразующие аффиксы). По характеру взаимодействия значения и отношения
все языки мира можно разделить на три типа:
1. корневые (изолирующие) языки (есть элементы значения, но нет элементов отношения (китайский, вьетнамский, где слова состоят из одного корня));
2. агглютинативные языки (тюрские) (есть значение и отношение, но нет единства этих элементов);
3. флективные языки (индоевропейские) (элементы значения и отношения образуют единство).
Шлейхер представляет 3 типа как три стадии роста организма:
детство (изолирующий тип); зрелость (агглютинативный тип);
старость (флективный тип).
Ученый верит нисходящее развитие языка (упадок, деградацию). Шлейхер выдвинул теорию родословного дерева, в виде которого он изображал языковую семью. Это иллюстрация распада единого языка на отдельные языки и диалекты.
Языкознание должно изучать, по мнению Шлейхера, биологическое развитие языка. Язык – это органическая деятельность, функция организма.
Учение Шлейхера продолжает во второй половине 19 века Курциус (работа «Правильные и неправильные звуковые изменения»). Он издает первый этимологический словарь греческого языка.