Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 17:10, курсовая работа
Цель исследования: проанализировать значимость групповой формы общения для формирования иноязычной коммуникативной компетенции.
В процессе данной работы необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть иноязычную коммуникативную компетенцию как цель обучения;
2) определить функции и преимущества групповой формы обучения;
3) проследить роль и место группового общения для формирования всех компонентов ИКК;
4) рассмотреть действия учителя по организации работы в группах;
Введение……………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические аспекты обучения групповому общению……6
1. Иноязычная коммуникативная компетенция (ИКК) как цель обучения.6
2. Функции и преимущества групповой формы обучения…………………10
3. Групповая форма обучения в истории педагогики………………………15
Глава II. Организация обучения групповому общению на уроке ИЯ..18
1. Роль и место группового общения для формирования всех компонентов ИКК……………………………………………….............................................18
2. Действия учителя по организации работы в группах…………………....25
3. Обучение групповому общению в цикле уроков…………………………32
Заключение……………………………………………………………………..36
Список источников и используемой литературы……………………………39
4. Витмин Ж.Л. Эволюция методов обучения иностранным языкам в 20 веке / Ж.Л. Витмин // Иностранные языки в школе. – 2001. - №2. – С.23-29
5. Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность: введение в систему / А.Б. Воронцов, Е.В.Чудинова. - М.: 2004. – С.4-8.
6. Вятютнев М.Н. Коммуникативная направленность обучения русскому языку в зарубежных школах / М. Н. Вятютнев // Русский язык за рубежом. – 1977. – № 6. – С. 38–45.
7. Гром, Е. Н. Содержание и формы контроля
уровня сформированности и иноязычной
коммуникативной компетенции учащихся 10–11 классов школ с углубленным
изучением иностранного языка: дис… канд. пед. наук / Гром Екатерина Николаевна. – М., 1999. – 315 с.
8. Дьяченко В.И. Сотрудничество в обучении
/ В.И.Дьяченко. - М.: Просвещение, 1991. - с.
280
9.Дэвидсон, Д. Функционирование русского языка: методический аспект: пленарный доклад / Д. Дэвидсон, О. Д. Митрофанова // Русский язык и литература в общении народов мира: проблемы функционирования и преподавания. – М.: Рус. яз., 1990. – 27 с.
10. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С. 34–42.
11. Изаренков, Д. И. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирование на продвинутом этапе обучения студентов-нефилологов / Д. И. Изаренков // Русский язык за рубежом. – 1990. – № 4. – С. 54–60.
12. Карпова Е. В., Кулешова О.Н. Развивающие системы обучения и формирование мотивации / Е.В. Карпова, О.Н. Кулешова. - Яр., 2004. – 24с.
13. Куклина С.С. Коллективная
учебная деятельность в группе
на этапе совершенствования
14. Леонтьев А.А. Внеязыковая обусловленность речевого акта и некоторые вопросы обучения иностранному языку / А.А. Леонтьев // Иностранные языки в школе. - 1968. - №2. - С. 29-35.
15. Лучик Т. С. Образовательная технология «Дебаты» в учебном процессе / Т.С. Лучик // Иностранные языки в школе. - 2010. - №2. - С. 21-26.
16. Невирко Л. И. Формирование коммуникативной компетенции в рамках новой модели подготовки учителей английского языка / Л. И. Невирко // Педагогика развития: становление компетентности и результаты образования в различных подходах: материалы X научно-практической конференции. –
Красноярск, 2003. – С. 51–58.
17. Орехова И.А. Формирование
лингвокультурологической
18. Пассов Е.И. Основы
коммуникативной методики
19. Пидкасистый П.И. Учебное пособие для студентов
педагогических вузов и педагогических колледжей / П.И. Пидкасистый // Педагогическое общество России. - М.: 1998. - 608с.
20. Полат Е.С. Метод
проектов на уроках
21. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях / Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина. – М.: Просвещение, 2004. – 145с.
22. Сафонова В.В. Коммуникативная
компетенция: современные
23.Смирнов И.Б. Формирование
основ культурно-
24. Сысоев П.В. Языковое
поликультурное образование:
25.Танцоров С.Т. Групповая работа в развивающем образовании / С.Т. Танцоров. - Рига.:-1997. – 205с.
26. Хомский, Н. Аспекты теории синтаксиса / Н. Хомский // Серия переводов. – Выпуск I. – М., 1972. – 233 с.
27. Шимова И.Е. Проблема развития социальной компетенции / И.Е. Шимова // Иностранные языки в школе – 2007. - №3. – С.27-32.
Приложение 1
Анализ урока обучения групповому общению
МОУ СОШ №47
Дата: 14.04.2011г.
Класс: 7 «А»
Тема: Die schöne Welt um uns herum
Проблема: Was können wir für den Waldschutz tun?
Цели урока:
1.учебная: обучение групповому общению;
Сопутствующая задача: обучение говорению;
2.развивающая: развивает способности к общению, обеспечивает лучшие условия для развития умения говорить, обеспечивает обмен знаниями между учащимися, способствует росту мотивации к учению, учит лучше понимать друг друга;
3. познавательная: познакомить учащихся с информацией о том, каким опасностям подвергаются леса среды и как можно устранить эти проблемы;
4. воспитательная: воспитать в детях любовь к природе, к окружающему миру, привлечь их внимание к значимости экологических проблем.
Речевой материал: новые лексические единицы;
Оснащение: презентация, слайд-шоу.
Данный урок завершает учебную тему «Umweltschutz». Он ориентирован на развитие умения обучения групповому общению. Цели урока соответствуют его месту в учебной теме. Посредством речевой зарядки, а именно, стихотворения о том, что люди должны любить животных, учитель настраивает класс на проблему урока «Was können wir für den Waldschutz tun?» и ориентирует учащихся на достижение практических (коммуникативных) целей урока. Домашнее задание проверялось на уроке (ученики должны были написать тезисы к предстоящей конференции по защите окружающей среды) и контролировалось в ходе работы при подготовке и защите плакатов. Введение в тему урока «Die schöne Welt um uns herum» учитель осуществил коммуникативным способом. Он использовал презентацию и материал учебника. С помощью диаграммы и слайд-шоу учитель наглядно показал ученикам, какие проблемы окружающей среды существуют, и обсудил с ними, какие меры нужно предпринимать, чтобы сохранить нашу планету в чистоте. Далее следовала непосредственно групповая форма работы в классе. Учитель организовал две гетерогенные группы учеников по собственному выбору, каждая из которых состояла из трех человек с той целью, чтобы сильные ученики помогали слабым. Потом он объявил о цели создания речевых групп (подготовка не менее 6 тезисов на тему «Защита леса» для конференции юных натуралистов). Далее учитель провел инструктаж учеников в устной форме: «Сейчас вы должны в течение 10 минут нарисовать плакаты, затрагивая поставленную проблему. Они должны быть оригинальными и информативными». Получив инструкцию, учащиеся приступили к оформлению плакатов и составлению тезисов, а учитель следил за ходом выполнения заданий, отвечал на вопросы, задаваемые учениками. По окончании времени на подготовку плаката группы выдвинули своих представителей, которые защищали свои проекты и комментировали тезисы программы. Ученики уверенно отвечали и задавали вопросы друг другу. В конце урока учитель подвел итоги групповой работы, оценил работу учеников и высказал свое отношение о проделанной работе (Mir haben eure Plakate sehr gefallen. Sie waren originell, inhaltsreich und interessant. Mich hat die Idee eurer Plakate angelockt.) Таким образом, цель урока обучения групповому общению была достигнута. Можно сделать вывод, что учитель хорошо знает свой класс, готов помочь учащимся, имеет хороший контакт со своими подопечными, создает хороший психологический и педагогический климат в классе. Учитель говорит в нормальном тоне, выразительно. Класс хорошо понимает цели выполняемых учебных действий, охотно выполняют учебные задания. В целом, распределение времени урока представляется целесообразным, соответствующим плану урюка.