Роль групповой формы общения для формирования иноязычной коммуникативной компетенции

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 17:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: проанализировать значимость групповой формы общения для формирования иноязычной коммуникативной компетенции.
В процессе данной работы необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть иноязычную коммуникативную компетенцию как цель обучения;
2) определить функции и преимущества групповой формы обучения;
3) проследить роль и место группового общения для формирования всех компонентов ИКК;
4) рассмотреть действия учителя по организации работы в группах;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические аспекты обучения групповому общению……6
1. Иноязычная коммуникативная компетенция (ИКК) как цель обучения.6
2. Функции и преимущества групповой формы обучения…………………10
3. Групповая форма обучения в истории педагогики………………………15
Глава II. Организация обучения групповому общению на уроке ИЯ..18
1. Роль и место группового общения для формирования всех компонентов ИКК……………………………………………….............................................18
2. Действия учителя по организации работы в группах…………………....25
3. Обучение групповому общению в цикле уроков…………………………32
Заключение……………………………………………………………………..36
Список источников и используемой литературы……………………………39

Файлы: 1 файл

Конечный вариант курсовой.doc

— 234.00 Кб (Скачать)

Консультанта (лидера) следует  в интересах группы и его собственных как можно чаще переизбирать. Консультант может быть сменным даже в пределах одного урока.

Итак, распределив задания  по группам, учитель проводит инструктаж. В данном случае инструктаж будет и устным, и письменным. Сначала учитель называет последовательность работы для всех групп. Он сообщает ученикам: «Сейчас каждая группа получит карточку с заданием. Познакомьтесь с содержанием карточки. Из словаря дополнительных лексических единиц выберите те, которые вам понадобятся при обсуждении проблемы, и выпишите их. Подготовьте своего «представителя», который познакомит нас с результатами вашей работы. Если найдете нужным, сделайте схему (чертеж)».

Затем учитель дает консультанту каждой РГ карточку, где учащиеся найдут вопросы-задания и словарь.

Например, карточка №1.

(1) При обсуждении школьного здания будущего ответьте на следующие вопросы:

а) как вы думаете, школа  будущего — это высотное здание или нет?;

б) какие кабинеты будут в этой школе? (компьютерные классы, телевизион- ш центр, бассейн, планетарий, оранжерея и т. п.)

(2) Начертите план школы, обсудите его в группе и будьте готовы познакомить с ним учащихся класса.

Здесь же должен быть помещен  словарь дополнительных лексических  единиц.

Консультант знакомит учащихся с содержанием карточки, распределяет работу внутри группы и руководит ее исполнением.

  1. Контроль за работой. Получив инструкцию, учащиеся приступают работе, а учитель следит за ходом выполнения заданий. С учителем при групповой работе постоянного прямого контакта нет. Учитель помогает тем учащимся, кто нуждается в его помощи. Он отвечает на вопросы, регулирует споры, выступая в роли арбитра.
  2. Оценка результатов работы. Когда задания выполнены, учитель оценивает „представителя" и согласовывает оценку с членами РГ. Каждая РГ выставляет своего „представителя", и он знакомит класс с результатом работы своей группы. Группа может ему помогать.
  3. Завершение работы. Если необходимо, организуется общая краткая дискуссия или подведение итогов, где учитель (или ученики) дополняют сказанное, выражают свое отношение и т. п.

Разумеется, указанная последовательность действий может в деталях сняться. Групповая работа целесообразна главным образом там, где требуется коллективный разум, взаимопомощь, творчество.

Таким образом, обучать школьников иностранному языку следует, обеспечивая на уроках всестороннюю коммуникацию учащихся на интересующие их темы и ситуации речевого общения, вызывающие у них желание говорить на иностранном языке, преодолевая трудности грамматического и лексического характера. Но общение на иностранном языке затруднено для школьников необходимостью порой долгого обдумывания, как следует строить высказывания. Поэтому учителям следует оказывать любую необходимую учащимся помощь в виде разнообразных опор и подсказов как до, так и в процессе создания учащимися коммуникативно-ценных высказываний на иностранном языке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Обучение  групповому общению в цикле  уроков

 

Как было сказано выше, групповое обучение используется на уроках иностранного языка учителями  весьма редко. Оно применяется главным образом на заключительных этапах работы над разговорной темой. При использовании групповой формы работы учащиеся получают возможность многократного включения языкового материала в свои высказывания, трансформации и комбинирования его с ранее усвоенным в разнообразных ситуациях общения. Также увеличиваются скорость и интенсивность приобретения иноязычного речевого опыта, уверенность и безошибочность выполнения речевых действий. Будучи заинтересованными в общем успехе, ученики поправляют друг друга, исправляют ошибки, даже без специальных указаний. Учащиеся проявляют речевую самостоятельность.

       Например, на уроке совершенствования речевых навыков однородные РГ могут получить задание познакомиться с разговорными текстами, которые подобраны с учетом уровня обученности учащихся, а затем передать содержание текстов своим товарищам, работающим с другими текстами. Это может быть серия разговорных текстов, объединенных одной проблемой. Учащимся интересно будет послушать представителя каждой группы: ведь содержание текста будет для них незнакомым. Затем можно провести коллективное обсуждение проблемы, затронутой в текстах.

На уроке развития речевого умения учащиеся могут, объединившись  РГ, устроить „защиту" профессий, конкурс  проектов здания новой колы или школы  будущего, провести телеурок, подготовить передачи «Клуб путешественников», «По музеям и выставочным залам», «Кино-афиша», «Музыкальный ринг» и другие. Телеурок можно проводить, когда нужно повторить несколько учебных проблем; в зависимости от их содержания выбирается и форма передачи.

Для начального этапа  обучения иностранным языкам наиболее эффективными являются такие формы  общения, как драматизация и ролевая  игра. Драматизация - представления  в виде сцен рассказов, сказок, забавных историй, а также сюжетных картин. Задача учащихся состоит в том, чтобы воплотить заданную тему и сюжет в акт речи. Для организации таких заданий учителя  могут использовать книгу для чтения, дополнительные материалы для чтения, а также видеоматериалы. Ролевая игра может изображать элементарный коммуникативный акт (покупка, поздравление, знакомство и пр.) и сложный коммуникативный акт, состоящий из серии элементарных (выбор маршрута путешествия - в бюро путешествий - в железнодорожной кассе). Могут быть ролевые игры, участники которых исполняют обобщенные социальные роли (библиотекарь, продавец, пассажир и др.), не имеющие личностных характеристик и действующие в стандартных ситуациях. И, наконец, это может быть ролевая игра, в которой участники исполняют роли вымышленных персонажей, обладающих всеми личностными характеристиками конкретного лица (пол, возраст, семейное положение, личные качества). Данная разновидность предполагает наличие определенного количества персонажей и проблемной ситуации, в которой участники действуют. Их задача - разрешить проблему. Например: “На улице холодно, идет снег, а шестиклассница Анна собирается идти погулять без теплого шарфа и перчаток. Члены семьи (дедушка, старший брат и родители) стараются убедить ее одеться теплее”.

Интересной формой группового общения при обучении иностранному языку на продвинутом этапе являются игры типа “Брейн - ринг” или “Риск”. Группы учащихся вместе готовят ответы на вопросы, принимают решения и сообщают о них. Используются вопросы, проверяющие знания культуры, литературы, традиций определенных стран, общую эрудицию, лингвистический кругозор. Например: «В чем состоит отличие американского футбола от европейского?» или «Назовите города и штаты США, имеющие одинаковое название», «Каково первоначальное значение английского слова «хобби»?

 

 

 

Еще одной формой группового общения, близкой к подлинному общению, является дискуссионная игра, в ходе которой обсуждаются актуальные и интересные для учащихся вопросы. Каждый ученик выбирает удобную для  себя роль и высказывается от имени  его персонажа. Таким образом, снимается психологический барьер страха языковой ошибки и предоставляется возможность высказывать свое мнение. Учитель берет на себя роль организатора, поддерживает обсуждение уточняющими репликами, наводящими вопросами, обращает внимание на оригинальные мнения участников, спорные проблемы, снимает возникающее напряжение. Со временем роль ведущего может быть передана одному из учащихся. Содержанием дискуссий может быть любая проблема реальной жизни. Это могут быть дискуссии по морально-этическим, социальным, политическим и другим вопросам. Например, выбор профессии, планы на будущее, отношения с родителями, защита окружающей среды, роль женщин в обществе и другие.

 С большим интересом  готовятся учащиеся к обсуждению  таких проблем как “Проблемы подростков и молодежи”, “Школа будущего - учитель или компьютер?”, “Идеальная семья - вымысел или реальность?” и т.д. Ведущий объявляет тему дискуссии, организует дебаты и делает заключение в конце обсуждения. Роли выбираются по желанию. Например, при обсуждении проблемы отношений с престарелыми людьми учащиеся выступают от имени следующих персонажей: директор дома ветеранов, социальный работник, психолог, врач, продавец, члены семьи престарелого. Такой тип группового общения, как дискуссионная игра, отличается высокой мотивированностью, вытекающей из значимости обсуждаемых вопросов, и заинтерисованности всех в нахождении возможных правильных решений. Дискуссия считается сложной формой работы и требует проявления многих качеств коммуникантов, от которых требуется владение достаточным уровнем речевой компетентности, т.е. готовности включиться в реальную коммуникацию. С помощью специальных упражнений нужно научить школьников запрашивать информацию, уточнять полученные данные, вступать в разговор, вовлекать в него других, адекватно эмоционально реагировать на реплики партнеров по общению, соглашаться или не соглашаться с мнениями других.

В заключение хотелось бы подчеркнуть  необходимость использования на уроках всех типов группового общения, так как они обеспечивают воссоздание в учебных условиях тех ситуаций, которые актуальны для будущего иноязычного общения обучающихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В XX веке значительно  возросла образовательная значимость изучения иностранных языков, их профессиональная функция на рынке труда в целом, что повлекло за собой усиление мотивации в их изучении. Существенно изменился также социокультурный контекст изучения иностранных языков во всех странах Европы, включая Россию. Основное назначение иностранного языка как предметной области школьного обучения представляется в овладении учащимися умением общаться на иностранном языке. Речь идет о формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять как непосредственное общение (говорение, понимание на слух), так и опосредованное общение (чтение с пониманием иноязычных текстов, письмо). Формирование коммуникативной компетенции является основной и ведущей целью обучения в современном мире.

Изучив и проанализировав методическую литературу по использованию групповой формы работы на уроках иностранного языка и ее роли для формирования ИКК, мы убедились в эффективности групповой формы работы. Ее применение психологически обосновано и педагогически целесообразно. Существуют различные виды групповой работы, которые формируют все виды языковой деятельности. Учитель имеет возможность выбрать вид групповой работы в соответствии с навыками, которые необходимо сформировать. Нужно отметить, что существуют определенные принципы формирования групп и принципы их работы, которые необходимо учитывать при использовании групповой формы работы. Существуют также возрастные особенности, которые также нужно учитывать при выборе вида групповой работы. Групповая форма работы выступает в качестве мотивации к изучению иностранного языка, повышает интерес к предмету, показывает, что иностранный язык является реальной формой общения, вносит разнообразие в обычный ход урока. При групповой работе школьники усваивают элементы организационной деятельности лидера, сотрудника, подчиненного, формируют опыт вступать в контакты с окружающей средой взрослых - в естественные деловые, производственные и социальные отношения, адаптироваться к производственному, жизненному ритму. Большую роль выполняют организационные формы обучения и в воспитании учащихся, где главным выступает характер самоуправления личностью.

 Практический опыт  учителей показывает, что групповые  формы работы привлекают как  младших, так и старших школьников. Для младших школьников интересно  разнообразие, активная, игровая форма работы, как ролевая игра, драматизация. Для старших школьников - возможность вести дискуссию, выражать свое мнение. Примером таких форм работы могут быть дискуссии, конференции, метод проектов. Нужно отметить, что поставленные  в  данной  курсовой работе  цель  и задачи успешно выполнены. Итак, мы рассмотрели понятие ИКК как цель обучения, изучили функции и преимущества групповой формы обучения, роль и место группового общения для формирования всех компонентов ИКК, технологию обучения групповому общению и его место в цикле уроков.

Подводя итоги можно  сказать, что использование групповой формы работы в разумном сочетании с фронтальной и индивидуальной формами повышает эффективность учебного процесса. Групповая работа должна иметь место на уроках иностранного языка, причем не только на заключительных этапах, но и в ходе всего учебного процесса, поскольку она в полной мере отражает специфику предмета иностранный язык, дает максимум возможности устной практики. Существует большое разнообразие видов групповой работы, которые могут применяться на уроке в соответствии с поставленной задачей. Формирование групп также зависит от тех задач, которые ставит учитель. В группу могут входить ученики с одинаковым уровнем подготовки либо различным, состав групп может меняться либо быть постоянным. Однако данная форма работы используется в современной школе не в полном объеме. Многие учителя боятся использовать групповую форму работы на обычном уроке. Но при правильной ее организации учебный процесс станет более разнообразным, выступит в качестве мотивации к изучению иностранного языка. Сказанное выше поможет молодому учителю сделать учебный процесс более эффективным, увлекательным и интересным для учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Балуян С. Р. Тестирование коммуникативной компетенции в устной речи абитуриентов специальности лингвистика и межкультурная коммуникация  /  С.Р. Балуян. – Таганрог, 1999. – 22 с.

2. Биболетова М.З., Грачева  Н.П., Соколова Е.Н., Трубанева Н.Н.  Примерные программы среднего  общего образования / М.З.Биболетова, Н.П.Грачева, Е.Н.Соколова  //  Иностранные  языки. – М.: Просвещение, 2005. - 45с.

3. Бим И.Л. Немецкий  язык. Базовый курс. Концепция, программа  \  И.Л. Бим. – М.: Новая школа, 2001. – 250с.

Информация о работе Роль групповой формы общения для формирования иноязычной коммуникативной компетенции