Разработка проблемы контроля обученности учащихся иностранному языку в отечественной и зарубежной методической литературе

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:46, дипломная работа

Краткое описание

Рациональное управление учебным процессом по иностранному языку невозможно без четкой системы контроля за ходом становления речевых навыков и умений учащихся. В ходе контроля не только учитель получает представления об уровне обученности учащихся, но и каждый ученик получает возможность сознательно корректировать собственную речевую деятельность.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………4
Глава I. Разработка проблемы контроля обученности учащихся иностранному языку в отечественной и зарубежной методической литературе.
1.1. Разработка проблемы контроля в отечественной методике ………………………………………………………………………….5
1.2. Разработка проблемы контроля в зарубежной методике …………………………………………………………………………………..8
Выводы…………………………………………………………………...12
Глава П. Особенности, функции, виды и формы контроля. Характеристика тестов и тестовых заданий. Способы организации контроля речевых умений
ILl. Специфические особенности контроля обученности учащихся в процессе преподавания иностранного языка……………………….. 14

П.2. Функции и виды контроля при обучении иностранному языку..17

П.З. Формы контроля в обучении иностранному языку……………..20
11.4. Описание и характеристика тестов и тестовых заданий………..22
11.5. Способы организации контроля речевых умений………………27
Выводы………………………………………………………………….31
Глава III. Контроль уровня сформулированности коммуникативных умений и языковых навыков. Характеристика контрольных упражнений.
III. 1. Задачи, объекты и требования к контролю речевых умений……32
Ш.2. Контроль продуктивных речевых умений (диалогическая и монологическая речь)………………………….. 34
Ш.З. Контроль рецептивных умений……………………………………36
Ш.4. Понятие «навык» и его определение…………………………….40
111.5. Операции, входящие в продуктивный и рецептивный лексический
навыки 41
111.6. Операции, входящие в продуктивный и рецептивный
грамматические навыки 43
III. 7. Характеристика контрольных упражнений и их организация в
педагогическом процессе 45 Выводы 52
Глава IV. Практическая часть 55
Заключение 56
Литература 57
Приложение

Файлы: 1 файл

ДипломМелихова.doc

— 672.50 Кб (Скачать)

 

Глава IV. Практическая часть

   Целью данной главы является разработка различных  видов тестовых зданий, направленных на контроль чтения и аудирования. При этом мы не ограничивались определенным этапом, в основе лежали способы контроля указанных видов речевой деятельности.

  Каждый  текст сопровождается определенной целью в соответствии со стратегией чтения или аудирования. К ним относятся:

-понимание  основного содержания: понимать  и выделять основную информацию  текста; отделять информацию первостепенной  важности от второстепенной; устанавливать  логическую связь между событиями,  фактами;

-извлечение  полной информации из текста: полно и точно понимать факты, детали, выделять информацию, подтверждающую, уточняющую что-либо; устанавливать взаимосвязь событий; раскрывать причинно- следственную связи между ними, сравнивать (сопоставлять) информацию; - понимание необходимой (интересующей ) значимой информации: определять в общих чертах тему текста; определять жанр текста, выделять информацию, относящуюся к какому- либо вопросу.

  При составлении заданий использовались тексты различных жанров и функциональных стилей- рекламные объявления, журнальные статьи, короткие рассказы.

   Предлагаемые  тексты соответствуют коммуникативно-познавательным интересам и потребностям школьников и содержат интересную для учащихся информацию.

   Разработка  оценочной школы тестов производилось  на основе методической работы Sibille Bolton.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
55

 

Заключение

   В данной работе мы попытались рассмотреть  некоторые аспекты контроля разработать способы его практического проведения (тестирование чтения и аудирования).

    На основе работы мы пришли к следующим выводам:

   - Контроль регулирует процесс учебно-познавательной деятельности 
школьников, оказывает положительное влияние на его характер и 
результативность;

      Контроль  дает необходимую для организации  обучения обратную информацию: между  учителем и учеником устанавливается обратная связь, которая позволяет оценить динамику усвоения учебного материала, действительный уровень владения системой знаний, умений и навыков и на основе их анализа вносить соответствующие коррективы в организацию учебного процесса;

  • Контроль навыков и умений служат цели диагностики трудностей, испытываемых учащимися при усвоении языкового материала и овладении речевыми навыками и умениями.
  • Контроль на уроках иностранного языка носит также обучающий характер: он позволяет совершенствовать процесс обучения, заменять малоэффективные приемы и способы обучения более эффективными, создать более благоприятные условия для улучшения практического владения языком.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
56

 

    Литература

  1. Артемов В.А. Лекции по психологии обучения иностранным языкам. -Харьков, 1958. -с. 92-112;
  2. Билер К.Х., Гутрова Е.И. Немецкий сегодня и завтра: Учебник для IX-X классов с углубленным изучением языка. - M.: Просвещение, 1995. -с.30-45;
  3. Бим И.Л. К проблеме планируемого результата обучения иностранным языкам в средней общеобразовательной школе//ИЯШ, 1984. -№6. - с.8-12;
  4. Бим И.Л. Немецкий язык. Концепция, программа: Базовый курс. - M.: Просвещение, 1995.-С.72-84;
  5. Бим И.Л. Система обучения иностранным языкам в средней школе и учебник как модель ее реализации. - M.: Просвещение, 1974. - с.36-54;
  6. Бим И.Л. и др. Аттестационные требования к владению иностранным языком учащимися к концу базового курса//ИЯШ, 1995. - №5. - с.2-8;
  7. Бим И.Л. Садамова Л.В. Немецкий язык: Учебник для 9 класса средней школы. -M.: Просвещение, 2001. - с. 104-105;
  8. Брейгина М.Е., Климентенко А.Д. Контроль в обучении иностранным языкам. - M.: Просвещение, 1979. - с.74-82;
  9. Брейгина М.Е. О вопросе базового уровня обученности/УИЯШ, 1991. -№3.-с.22-24;

Ю.Бухбиндер  В.А., Миролюбов A.A.  Основы перестройки  школьного

  курса иностранного языка//Сов. педагогика. - с.7-12; 11 .Вайсбурд М.Л. Каким хотелось бы видеть экзамен по иностранным

языкам и как  можно подготовить учащихся к  такому экзамену//ИЯШ,

   1989.-№4.-с.56-62; 12.Володин Н.В. К методике составления  тестов//ИЯШ, 1972. - №1. - с.14-

20;

               
               
               
               
               
              57

 

    13.Вопросы   контроля   обученности   учащихся   иностранному   языку:

    методическое  пособие/ Под.ред. A.A. Миролюбова. - Обнинск: Титул,

  2001.-с. 14-42; 14.Гальскова H.Д. Современная методика обучения иностранным языкам.

  -M.: АРКТИ, 2004. - с. 153-158; 15.Гальскова Н.Д. Шаповалова В.М. Повышение эффективности контроля

  при дифференцированном обучении//ИЯШ, 1987. - №4. - с.57-60; 16.Горчев А.Ю. Объекты, уровни и приемы контроля //ИЯШ, 1984. - №6. -

  с.68-72; 17.Денисова  Л.Г.   Симкин   В.Н.   Об  итоговом   контроле   обученности

  иностранным языкам//ИЯШ, 1995. - №2. - с.7-13; 18.Елухина  Н.В. Устный контроль при коммуникативно направленном

  подходе к обучению иностранным языкам//ИЯШ, 1991. - №3. - с. 18-21; 19.Жинкин Н.И. Механизмы речи. - M.: Просвещение, 1958. - с.49-54; 20.3верлова О.Ю. На немецком - об интересном. - M.: Просвещение,

   1993.-c.12; 21.Колшанский     Г.В.     Лингвокоммуникативные     аспекты     речевого

   общения//ИЯШ, 1985.-№1.-с.10-15; 22.Контроль речевых умений в обучении иностранным языкам. - M.:

   Просвещение, 1970.-с.92-107; 23.Конышева A.B. Контроль результатов  обучения иностранному языку. -

   Минск: Четыре четверти, 2004. - с.6-25; 24.Краснюк    Н.И.     Клоуз-тест,     его    особенности     и     возможности

    использования    при    обучении    иностранному    языку    в    средней

   школе//ИЯШ, 1986. - №2. - с.21-24; 25. Леонтьев     A.A.     Психолингвистическая     проблематика     массовой

   коммуникации: Сб.статей. - M.: Просвещение, 1974. - с.63-72; 26.Леонтьев A.A. Язык, речь и речевая деятельность. - M.: Просвещение,

    1969.-с.211-217; 

                                                    58

 

               
               
               

    27.Ляховицкий  М.В. Вероятный подход к проблеме  контроля обучении

   иностранным языкам//ИЯШ, 1978. - №6. - с.20-25; 28.Ляховицкий М.В. Кошман И.М. Вероятностный подход к проблеме

    контроля в  обучении иностранным языкам//ИЯШ, 1978. - №6. - с. 14-

   18; 29.Методика  обучения иностранным языкам  в средней школе/Под.ред.

    Н.И. Гез, М.В. Ляховицкого  и др. - M.: Высшая школа, 1982. - с.308-

   320; ЗО.Методика  обучения иностранным языкам в начальной и основной

общеобразовательной  школе/Под.ред.  В.M.   Филатова.  - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - с. 199-208; 31 .Миньяр-Белоручев   Р.К.    Вопросы   теории    контроля    в    обучении

   иностранным языкам//ИЯШ, 1984. - №6. - с.64-68; 32.Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе. - M.:

    Прсвещение, 1967. - с.38-54;

  1. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе/Под.ред. A.A. Миролюбова, И.В. Рахманова и др. - M.: Прсовещение, 1967. - с.182-195;
  2. Очерки методики обучения иностранным языкам в средней школе/Под.ред. В.А. Бухбиндера. - Киев, 1980. - с. 138-160;

35.Пассов Е.И.  Контроль как методический феномен:  генезис, сущность,

    функции - //Контроль в обучении иностранным языкам: Сб.статей. -

  M.: Просвещение, 1986. - с. 13-19; 36.Поляков О.Г. О некоторых проблемах использования тестов как одного

    из   средств   контроля   обученности   школьников   по   иностранному

  языку//ИЯШ, 1984. - №2. - с.3-17; 37.Попов A.A. Иванова Н.Д. Практический курс немецкого языка  для

   второго года обучения. - M.: Лист, - 1998. - с.486-487; 38.Рабинович Ф.М. Контроль на уроке иностранного языка//ИЯШ, 1987. -

№1.с.10-16;

              59

 

    39.Рабинович  Ф.М., Розенкранц М.В. О составлении  тестов для контроля

   понимания в процессе чтения//ИЯШ, 1977. - №3. - с. 18-20; 40.Рапопорт   И.А.   К   методологии   тестового   контроля   //Контроль   в

    обучении иностранным  языкам в средней школе. - M.: Просвещение,

   1986.-C.83-89; 41.Симкин В.H. Осторожно: тест//ИЯШ, 1996. - №5. - с. 10-13; 42.Солдатов Г.А. К вопросу о контроле умений и навыков учащихся

   //ИЯШ, 1976. - №4. - с.78; 43.Старков А.П. Функциональная  направленность контроля //Контроль  в

   обучении  иностранным языкам: Сб.статей. - M., 1986. - с.24-29; 44.Терещенко В.А. Немецкий язык. Методика и практика преподавания. -

   Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - с.5-10; 45.Фаламкина CK. Тестирование в обучении иностранному языку//ИЯШ,

   1986. - №2.-с. 16-20; 46.Цветкова З.М. Некоторые  вопросы учета и контроля//ИЯШ, 1957. - №4.

    - с.78-84;

47.Цетлин B.C. Знания, умения и навыки в обучении иностранным языкам

   в высшей школе//ИЯШ. - 1969. - Вып.5. - с.3-10; 48.Чернявская Л.А. Чтение на иностранном языке  как средство развития

   опыта общения учащихся//ИЯШ, 1985. - №1. - с.22-28; 49.Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому  языку в средней школе.

  -M., 1986.-С.147-150;

  50.Широков  Е.Д. Рациональный контроль знаний, умений и навыков на

  уроках  немецкого языка//ИЯШ, 1971. - №1. - с. 106; 51.Щерба Л.В.  Преподавание иностранных  языков в  средней  школе:

    Общие вопросы  методики. - M., 1973. - с.28-40;

  1. Bolton S. Promleme der Leistungsmessung. - Berlin: Langenscheidt, 1996.-S.41-58;
  2. Greenpeace //Juma, 1992. - Nr. 1. - S. 12;
  3. Star aus PlastikZ/Juma, 1990. - Nr.2. - S.7;
  4. Umweltschutz in DeutschlanaV/Rundschau, 2002. - Nr.27. - S.5.

              60

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
Практическая  часть

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Варианты  тестовых заданий, направленные на контроль понимания  прочитанного текста 

Вариант задания Требования  к учащимся
    Тип задания
1. Картинка и данные   ниже   выражения к ней. Определить   верность/неверность выражений по отношению к картинке Задание альтернативного выбора
2.  Текст  и  данные ниже  выражения  к нему. Определить   верность/неверность выражений по отношению к картинке Задание альтернативного выбора
3. Несколько картинок и одно выражение. Определить, к  какой картинке относится выражение. Задание множественного выбора/на упорядочение.
4.   Картинка   и   несколько выражений. Выбрать выражение, подходящее к картинке. Задание множественного выбора/на упорядочение.
5. Наличие нескольких текстов и выражений. Подобрать подходящие друг к другу тексты и выражения. Задание на упорядочение.
6.  Наличие текстов и картинок. Подобрать подходящие друг к другу тексты и картинки. Задание на упорядочение.
7. Наличие вопросов и ответов. Подобрать подходящие друг к другу вопросы и ответы, составить логическое интервью. Задание на упорядочение.
8. Наличие нескольких абзацев. Выстроить логический текст. Задание на упорядочение.
9. Наличие текста и нескольких  предложений из него. Расположить предложения  в порядке  их употребления  в тексте. Задание на упорядочение.
10. Текст и вопросы к нему. Ответить на вопросы к тексту (заполнить таблицу с вопросами и т.д.) Задание открытого  вида.

Информация о работе Разработка проблемы контроля обученности учащихся иностранному языку в отечественной и зарубежной методической литературе