Особенности изучения инностраного языка детьми дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 14:44, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить основные направления работы над произношением английской речи у детей дошкольного возраста.

Оглавление

Глава 1. Теоретические основы формирования фонетических навыков при раннем обучении дошкольников иностранному языку.
1.1. Особенности изучения иностранного языка в дошкольном возрасте……5
1.2. Значение сознательной работы над слухо - произносительной стороной речи в процессе обучения иностранному языку……………………………….10
1.3. Цель и задачи обучения произносительной стороне речи на этапе раннего обучения иностранному языку………………………………….…….13
Глава 2. Методические основы обучения слухо - произносительным навыкам детей дошкольного возраста
2.1. Методика фонетической работы с дошкольниками …...…………..…...17
2.2. Использование упражнений, игр и артикуляционной гимнастики при обучении детей дошкольного возраста фонетической стороне речи на занятиях по иностранному языку……………………………..…………….…23
2.3. Анализ практического исследования ………………………………...…...33
Заключение ……………………………………………………………………..36
Список использованной литературы ………………………………………37

Файлы: 1 файл

Ажикенова дипломная распечатать.docx

— 85.84 Кб (Скачать)

Во втором случае овладение  звуком происходит при помощи  осознания детьми  механизмов  (способов) произнесения данного звука.

При  введении нового звука  на  младшем этапе  обучения иностранному  языку в  детском  саду необходимо  создать очень  прочные эмоциональные  формы введения данного звука, чтобы  восприятие было  достаточно красочным.

Известный  психолингвист  Леонтьев А.А. считает, что каждый  звук  имеет свою  окраску. То есть звуки могут  нести эмоциональную  окраску,  давать  звук,  цвет [27].

Итак, мы убедились что, упражнения играют важную роль при формировании и совершенствовании фонетических навыков и умений.

Более эффективному формированию у детей фоносемантических  навыков способствует также  игровая  деятельность.

Возможность опоры на  игровую деятельность  позволяет обеспечить  естественную мотивацию речи на  иностранном языке, сделать интересными и осмысленными даже самые элементарные высказывания. Игра  в  обучении  иностранному языку не противостоит учебной деятельности, а  органически  связана с ней.

Именно использование  игровых  приемов  обучения позволяет  заложить предпосылки для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение  видеть  цель  и действовать в соответствии  с ней, умение  контролировать и  оценивать свои действия и других  детей. Важно помнить при этом, что игра – это не  только  источник  детской радости, она  является  основным  способом  решения  учебных  задач. Необходимость  широкого  использования  игровых  приемов  диктуется  и  спецификой предмета: в  условиях,  когда  все  задачи  общения могут  быть  решены детьми на родном языке, новая игра является «психологическим  оправданием» перехода  на  иностранный  язык.

С детьми можно проводить  такие  игры:

    • Игра «Угадай, чей  голос».

Цель: развивать  умение  различать товарищей  по  голосу.

Описание игры. Играющие  сидят, один  из  них становится  и закрывает глаза. Взрослый, не называя имени, указывает рукой на  кого-нибудь  из  играющих. Тот произносит имя стоящего в центре. Последний должен угадать, кто назвал  его. Если  стоящий в центре  отгадал, он  открывает глаза и меняется  местами с тем, кто назвал  его по  имени. Если  же  он  ошибся, взрослый  предлагает  ему  снова  закрыть  глаза и  игра  продолжается.

    • Игра « Улавливай шепот»

Цель: развивать остроту слуха.

Описание игры.  Играющие  разбиваются на  2 равные  группы  и строятся одну шеренгу. Ведущий отходит на  определенное расстояние, становится напротив и четким, внятным  шепотом (уловимым только  в  том  случае, если  каждый  активно вслушивается) отдает  команды («Руки вверх, в стороны, кругом» и другие, более сложные). Постепенно, отходя все дальше, ведущий делает  свой  шепот менее  уловимым и усложняет упражнения.

    • Игра «Где звук?»

Оборудование: Полоска  из  цветного  картона, разделенная   на  три  части яркими  линиями, фишка (флажок  или кружок).

Цель: нахождение  места звука в слове.

Описание  игры: Взрослый  называет  слово. Дети определяют место заданного звука в слове. В зависимости от  того, слышится  ли звук   в начале слова, в конце  или середине, фишка  ставится  на  первую, последнюю  или  среднюю  часть  полоски. Можно  ограничиться  одной  большого  формата полоской на  столе  воспитателя или  раздать  каждому ребенку полоски  и  фишки. В  последнем  случае  дети  должны  сидеть  за  столами.

Сначала  дети  определяют  место  звука  только  в  начале, затем в  конце  слова. И лишь  когда  они всё это  усвоят, можно  взять слова; в  которых  заданный  звук  находится  в  середине  слова. Если  данный  звук  гласный, то  подбираются  слова  с  дополнительным  условием: гласный должен  быть  ударным[24].

Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги обращали внимание на эффективность  использования игр в процессе обучения. В игре проявляются умственные способности ребенка. Он рассуждает над тем, как можно решить ту или  иную задачу. Одним из видов игры при обучении иностранного языка  являются фонетические игры, способствующие формированию речевых навыков. Фонетические игры бывают двух типов: такие, которые направлены на предупреждение (профилактику) ошибок, и такие, которые направлены на исправление (коррекцию) ошибок. Сложность в работе с играми состоит в том, что все, даже самые сложные звуки и звукосочетания встречаются уже с самых первых занятий, так что языковой материал никак нельзя упростить, что отработанный на занятиях материал не сразу переходит в спонтанную речь. Фонетические игры проводятся по принципу от простого – к сложному, либо связываются с вводимыми на занятиях словами, либо нужны для исправления наиболее грубых ошибок. При проведении фонетической игры вначале находится какое-то важное для усвоения различие в звукосочетаниях. Затем связывается различие в произнесении с различием в смысле. Каждый раз разница в значении, достаточно ясно видная детям, связывается с разницей в звучании.

Из вышесказанного следует, что дошкольный возраст представляет уникальные возможности для обучения правильному произношению с использованием игр на развитие фонематического слуха.

Для осознанной имитации целесообразно  давать учащимся материал, ценный в  содержательном отношении: песни, рифмовки, афоризмы, стихи, пословицы и поговорки. На начальном этапе - это считалочки и рифмовки, на последующих этапах - истинные образцы поэтического слова. Фонетическая сторона этого материала  должна быть тщательно отработана; побуждать к заучиванию наизусть следует лишь тогда, когда достигнута правильность произношения. Также нужно  обращать внимание на выразительную  сторону речи. С первых же минут  обучения нужно уделять внимание не только правильному произношению звуков, но и ударению, ритму, паузам и интонации. Если не обращать на это внимания сразу, то дети воспринимают эти «мелочи» как вещи второстепенного порядка и переучить их, потом бывает очень трудно.

На всех этапах обучения важно не только поддерживать сформированные навыки в рабочем состоянии, но и  продолжать их совершенствование. Помочь в этом могут артикуляционная  и фонетическая  зарядки. Формированию фонетических навыков предшествует внедрение в процесс обучения артикуляционной гимнастики. Истинные цели артикуляционной гимнастики в  действительности скрыты от детей.

Необходимо уделить достаточное внимание особенностям  артикуляционного уклада (привычного положения органов речи в момент, когда говорящий не совершает артикуляционных движений, но готов к ним). Привычка к родному артикуляционному укладу, мешает овладеть иноязычным. Нужны специальные упражнения, которые способствуют освоению иноязычного артикуляционного уклада и вводят в действие механизм переключения (когда ребенок, собираясь сказать что-то, автоматически перестраивает свои органы речи).

Нам кажется  интересной предлагаемая Ж.Б. Верениновой методика  тренировки артикуляционного уклада через произнесение русских слов, фраз, стихотворений с артикуляционным укладом. Упражнения можно распространить не только на артикуляционный  уклад, но и на произношение в целом. Ему легко придать игровую форму. Достоинство такого упражнения в том, что, во-первых, слыша искажения родного языка, ребенок понимает, что такое акцент и какова роль правильного произношения при освоении иностранного языка, и начинает внимательнее относиться к его произносительной стороне; во-вторых, оно позволяет отрабатывать произношение при скудном запасе слов, снимая вопрос о том, что сказать, какие слова произнести, и оставляет перед ребенком только одну задачу – произнести слова фонетически правильно[31].

Формирование фонетического  навыка предполагает перестройку привычной  артикуляции  на основе установления сходства и различий в произнесении звуков в родном и иностранных  языках, формирование фонематического  слуха, а также овладение техникой произнесения иноязычных звуков  в слове, словосочетании, предложении и в речевом потоке  в процессе   говорения.

Овладения иноязычной интонацией предполагает формирование аудитивных  навыков восприятия интонационного рисунка и его адекватное воспроизведение в процессе говорения.

Основным  материалом формирования  правильного  произношения  служат  считалки, рифмовки, стихи, поговорки, скороговорки в  которых вычленяются  отдельные  звуки и отрабатываются  путем  многократного  повторения. Их  целесообразно  давать  детям  в  качестве  фонетической зарядки. Фонетическая зарядка, выполняемая  на  каждом  занятия, в течение всего курса обучения  английскому языку представляет  собой специальное тренировочное упражнение по произношению, которое мобилизует произвольное  и непроизвольное  внимание   к произношению. В отдельных случаях воспитателем даются пояснения, касающиеся  артикуляции некоторых звуков, а также ударения и мелодии.

       Цели  фонетической зарядки:

    • Предвосхищение и  снятие появления возможных   фонетических возможностей  любого  порядка  - слуховых, произносительных,  ритмико – интонационных.
    • Отработка  фонетических  навыков, которые  по  какой  либо  причине  оказались  недостаточно  сформированными.

Таким образом, при формировании фонетических навыков у детей  дошкольного возраста огромную роль играют упражнения, игры и артикуляционная  гимнастика. Данные элементы позволяют  развить интерес дошкольников к  изучению иностранного языка, помогают детям адаптироваться к нестандартной  ситуации, связанной с овладением и применением иностранного языка.

 

 

 

2.2. Анализ   практической работы

 

Мы проходили государственную  практику на  базе детского  сада  №9

«Солнышко» г. Горно-Алтайск. В группе были  дети   старшего  дошкольного возраста. Ранее в данном  дошкольном   учреждении английский  язык  не  преподавался, но, несмотря на  это, мы  разработали  и  провели  серию  занятий. Занятия проводились 2 раза  в неделю, в основном во  вторую  половину дня, так как первая  половина  дня была  заполнена собственным  режимом  детского  сада, а  разные виды   игр  планируются  именно в это время.

Основной целью  было  формирование первичных  навыков  произношения  английских  звуков у детей дошкольного   возраста. При проведении занятий ставились следующие цели:

    • формировать  фонетический навык  у  детей  дошкольного возраста в  процессе занятия по английскому  языку;
    • тренировать  и  закреплять произношение отдельных  звуков;
    • проверять эффективность игровой методики  при  формировании фонетических навыков у  детей дошкольного  возраста.

 Группа состояла из 9 человек, занятие  по  английскому  языку проводились с  детьми 5 – 6 лет  на  базе  старшей группы, поэтому  из-за ограниченности времени и довольно большого объема  материала на  данных  занятиях каждому ребенку приходилось уделять больше  внимания, чем во  время прохождения пробной практики. Было проведено 5 занятий по 25 – 30 минут.

Использованные на  занятии  методы  и  приемы  соответствовали  поставленным  задачам  и  возрастным  особенностям  детей. Интерес на занятии поддерживался  использованием  игровых методов, а  именно путем  вовлечения  детей  в  игровые  ситуации  при  изучении  и  отработке фонетического материала.

Дети  на  занятии  работали  активно, их  активность поддерживалась интересными  заданиями, а  также  подбором  сюжетов, отвечающих интересам  детей  этого  возраста. Речевая  деятельность  детей стимулировалась  одобрением  и похвалой  воспитателя.

Особое  внимание  уделялось  использованию  родного  языка  детей  при  формировании фонетической  стороны иноязычной речи  со  стороны  ведущего воспитателя. После произнесения  фразы   на  английском  языке, мы  произносили ее  на  родном  языке детей, особенно  на  первых  вводных занятиях. На  всех  занятиях  использовалась артикуляционная гимнастика, фонетическая  зарядка для формирования произносительных  навыков, которые способствовали  тому, чтобы  подготовить   речевой  аппарат  ребенка  для  произношения определенных  звуков.

Особую  роль  играет  сказка   о  Язычке. Сказка  помогает наиболее  легко  освоить  фонетическую  сторону  языка, снять  некоторые  трудности  в  произнесении  звука. Преимущество  использования  сказки  заключается  в сюжете, включающим одновременные овладение лексическим и коммуникативным материалом. Дети  повторяли за  воспитателем  звуки,  упражнения, не  отдавая  себе  отчета  в  том, что они  тренируют  произношение. Каждое  занятие  сопровождалось  новой  сказкой  и  новыми  приключениями, благодаря  которым вводились  новые  звуки. Во время  сказки  вводились  упражнения  для  развития  подвижности  органов  речевого  аппарата  и  использовались  упражнения на  постановку  правильного  произношения.

Информация о работе Особенности изучения инностраного языка детьми дошкольного возраста