Особенности изучения инностраного языка детьми дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 14:44, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить основные направления работы над произношением английской речи у детей дошкольного возраста.

Оглавление

Глава 1. Теоретические основы формирования фонетических навыков при раннем обучении дошкольников иностранному языку.
1.1. Особенности изучения иностранного языка в дошкольном возрасте……5
1.2. Значение сознательной работы над слухо - произносительной стороной речи в процессе обучения иностранному языку……………………………….10
1.3. Цель и задачи обучения произносительной стороне речи на этапе раннего обучения иностранному языку………………………………….…….13
Глава 2. Методические основы обучения слухо - произносительным навыкам детей дошкольного возраста
2.1. Методика фонетической работы с дошкольниками …...…………..…...17
2.2. Использование упражнений, игр и артикуляционной гимнастики при обучении детей дошкольного возраста фонетической стороне речи на занятиях по иностранному языку……………………………..…………….…23
2.3. Анализ практического исследования ………………………………...…...33
Заключение ……………………………………………………………………..36
Список использованной литературы ………………………………………37

Файлы: 1 файл

Ажикенова дипломная распечатать.docx

— 85.84 Кб (Скачать)

Международный семинар  ЮНЕСКО  по  проблемам обучения иностранным языкам, который состоялся в 1985 году, показал,  что  специалисты  разных  стран  сходятся  в  одном: дети  должны  усваивать язык осознанно.

      Обучение произношению имеет  важное значение, поскольку звуковая  сторона является неотъемлемым компонентом всех  видов речевой деятельности.

      Формировать фонетические навыки важно именно в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте формируется речь, их произношение.

При  раннем  обучении английскому  языку развитие слухо  – произносительных  навыков  у  дошкольников проводится на  специальном этапе занятия -  во  время  фонетической  зарядки. В ее основе – звукоподражательная игра  с  интересными  и  занимательными  сюжетами.

Материал  для  работы над  фонетикой содержится  также  в рифмовках  и песнях, которые  в  то  же  время служат  для  закрепления   лексических  и  грамматических навыков. Особое  внимание должно  уделяться смыслоразличительной  роли звуков; это формирует у детей умение правильно воспринимать звуки на  слух.

Звуки  сопровождают внешнюю  и  внутреннюю  речь  поэтому, производя   внутреннюю речь, мы  в любом  случае используем эмоциональный подтекст  речи, т.е. тембр, ритм, и т.д.

Звуковая  сторона  языка  – это,  в  первую  очередь, материальная  сторона. То  есть  материя  языка  (фонемы, сочетания  фонем и т.д). Все остальное  (содержание речи, смысл  высказываемого и т.д.) возможно только  при помощи звуков.

Под звуками речи в современном языкознании понимаются «комплексы артикуляционных  движений и их определенный акустический эффект, формирующий звуковую  оболочку значимых  единиц  речи»[12].

Звуки  определяют значение  слова, а  морфологические  формы,  влияют на  синтаксические структуры  и  стиль  речи. При  этом  речь  должна быть интонационно  правильно   оформлена, поскольку  нарушения  интонационного нарушения  ведет  к  непониманию.

При  формировании у дошкольников первичных речевых навыков  и  коммуникативных умений  необходимо большое внимание уделять  фонетической  стороне  речи.

Следует  отметить, однако, что  слабое развитие  навыков  не  только влияет  на  выдачу информации  говорящих, но  и затрудняет понимание  чужой  речи, построенной в  соответствии  с  нормой  произношения. В этом  случае  между  говорящими и слушающими нет необходимой   тождественности в элементах общения.

       Таким  образом, в процессе обучения иностранной речевой деятельности  важное  место занимает развитие  слухо -  произносительных навыков и оно является неотъемлемой  частью  общего процесса  развития речевых навыков и умений. Формирование произносительных навыков начинается уже в процессе восприятия речи воспитателя. Прежде чем перейти к произнесению отдельных слов, ребенок подолгу тренируется в произнесении отдельных звуков и их сочетаний. После такой подготовки он не испытывает значительных трудностей при произнесении слов.

      

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Цель и задачи обучения произносительной стороне речи на  этапе раннего обучения иностранному языку

 

Главной целью обучения фонетике в детском саду является формирование фонетических (слухо – произносительных и  ритмико – интонационных) навыков [23].

Слухо - произносительные навыки входят главным компонентом в такие речевые умения, как говорение, аудирование, чтение, то  есть как экспрессивные, так и рецептивные виды  его речевой деятельности.

Фонетические навыки можно  разбить на две большие группы: слухопроизносительные и ритмико-интонационные. Слухопроизносительные навыки, в свою очередь, делятся на аудитивные (слуховые) и собственно произносительные.

Прежде чем перейти к вопросу о задачах обучения фонетическим навыкам, необходимо  дать  определения слухо – произносительным   и ритмико - интонационным навыкам.

Под речевыми слухо - произносительными навыками понимаются  навыки фонемно-правильного произношения  всех  изученных звуков в потоке речи,  понимание всех  звуков при  аудировании в  речи  других.

Под ритмико - интонационными  навыками  подразумеваются навыки  интонационного и ритмически правильного оформления  речи и соответственно,  понимание речи  других.

Аудитивные, или слуховые, навыки предполагают действия и операции по узнаванию и различению отдельных фонем, слов, смысловых синтагм, предложений и т.д.

Собственно произносительные навыки предполагают умение правильно  артикулировать звуки и соединять  их в словах, словосочетаниях, предложениях. Последнее требует и правильного  ударения, паузации и интонирования.

В обучении произношению участвуют  все анализаторы: речедвигательный, слуховой и зрительный. За речедвигательным анализатором закрепляется исполнительная функция, а за слуховым -- контролирующая. Эти анализаторы взаимозависимы. Психологи утверждают, что, безусловно, правильно мы слышим только те звуки, которые умеем воспроизводить. Что касается зрительного анализатора, то, с одной стороны, он также участвует в контроле, с другой стороны, этот анализатор выполняет функцию опоры, так как устное общение сопровождается и дополняется мимикой, жестами, движением губ и др.[35]. Поэтому, слуховые и произносительные навыки, существуя в неразрывной связи, опираются на прочные связи со зрительным анализатором.

Обучение фонетической  стороне устной  речи осуществляется  во  взаимосвязи. Все упражнения, направленные на формирование   фонетических  навыков, подаются  в  игровой  форме[10].

Основная  цель  этих  упражнений – помочь  детям  в  щадящем и  интересном   для  них  режиме создать  основы  для  овладения  произносительной  стороной  английского  языка.

Также  звуки могут  отрабатываться  в  системе фонетических   упражнений. Изучаемый  язык  произносится в  различных  комбинациях с  другими  звуками, в  словах  и  словосочетаниях (при  этом  считается  совсем  необязательным  знать   значение  произносимых  слов)[33]. Одна  из  основных  задач воспитателя  в  детском  саду  – формирование  фонетических  навыков. Здесь происходит знакомство  и  тренировка в усвоении новых фонетических  явлений   неродного  языка, а при отсутствии регулярной  тренировки,  очень быстро  подлежат  деавтоматизации.

Опираясь на  вышесказанное,  следует отметить,  что:

  1. Слабое  развитие  фонетических  навыков  ведет  к  затруднению   понимания живой  иноязычной  речи, построенной в соответствии с  нормами иностранного  языка.
  2. Фонетические навыки  являются  одним  из  главных  компонентов во  всех  видах  речевой  деятельности, и  только наличие  твердых  фонетических   навыков  обеспечивает   функционирование  речи.

В  основу  постановки  произносительных  навыков  и  работы  над  интонацией   английского  языка  положена  идея  о  необходимости  опоры на  основные различия  между  английскими  и  русскими  языками, появляющиеся  в положении и  характере движений   речевых  органов. Развить  подвижность этих  органов и  способствовать избежанию  неправильного  произношения, перенапряжения детского  речевого аппарата не  только  в иностранном языке,  но в родном  призваны упражнения правильного дыхания. Развитие динамического   и мелодического диапазона голоса, создание  основ для овладения звуковой стороной  английской речи. Фонетические  упражнения можно  выполнить  как  на  занятиях, так  и  вне  занятий[10].

         Фонетика как самостоятельная наука в школе не  изучается,  поэтому мы  имеем возможность начать  работу  над произношением в детском саду и посвящать этому большее количество  времени. Овладение ею  происходит  во  время обучения  устной  речи.

 Под  фонетикой (от  греч. рhone–звук)  в языкознании понимается  вся  звуковая  система  языка,  то есть  звуки, фонетические  чередования, различные  виды  ударения, мелодика  предложений.

      Фонетика – это звуковой  строй языка, совокупность всех   звуковых  средств, которые составляют  его материальную  сторону: звуки, звукосочетания, ударения, ритм, интонации и паузы[23].

       При  обучении фонетическим  навыкам   необходимо соблюдать  принцип аппроксимации (приближение  к  правильному произношению), то есть:

1) Ограничить  объем  фонетического  материала, который дается  в  детском  саду (отобрать  фонетический  минимум).

2) Допускать  в  пределах  разумного некоторое  снижение  качества  произношения  звуков (произносимая  речь  должна  быть  понятна  слушателям).

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что главной целью раннего обучения иностранным языкам является формирование  произносительной стороны речи, так как слабое  развитие  фонетических  навыков ведет к непониманию речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Методические основы обучения слухо - произносительным  навыкам детей дошкольного возраста

2.1. Методика фонетической  работы с  дошкольниками

 

Проблема организации при обучении дошкольников английскому  произношению всегда была актуальной. Как показывают современные исследования, произношение является базовой характеристикой речи, основой для развития и совершенствования всех остальных навыков иноязычного говорения.

Анализ традиционного обучения произношению показал, что оно проходило следующим образом: за  единицу обучения  брали отдельную  фонему  или  сочетание фонем, слово или словосочетание и путем объяснения правильной  артикуляции  и тренировки с помощью упражнений пытались  добиться  у детей качество произношения.

Руководствуясь вышесказанным, можно предложить следующую последовательность использования методических  приемов при обучении произношению  дошкольников:

    • формирование у детей  общеречевых ритмов, общей интонационной ритмической решетки принимаемого иноязычного сообщения;
    • формирование у дошкольников допроизносительных слухомоторных образов иноязычных лексико-грамматических структур  на  основе ассоциаций произношения  этих  структур  со  смыслом;
    • формирование у детей произносительных  признаков иноязычных лексико-грамматических структур.

       Овладевая   знаковой  стороной  языка, ребенок  овладевает, прежде  всего, звуковой  стороной. Ребенок  воспринимает  звуковую сторону  языка в   отличие  от  взрослых  образно,  ищет связи между обозначаемым  предметом и  образом передающего   этот  предмет  слова.

       В   основе  овладения  звуковой   стороной  языка лежит  принцип   осмысления знака. Ребенок усваивает лишь те  различия  звуков, которые влияют  на  значение  слов [1].

       Существует  основные  принципы  отбора  фонетического  материала:

  • принцип  соответствия  потребностям  общения (звуки со  смыслоразличительной  функцией);
  • стилистический принцип (полноценный  стиль образцового нормального  литературного  произношения).

Выделяют следующие  требования  формирования  фонетических  навыков  речи:

  • фонематичность – степень правильности  данного оформления  речи;
  • беглость – степень  автоматизированности произносительных  навыков позволяющих говорить в темпе 90 – 100 знаков  в минуту.

Начальный этап важен потому, что от того, как идет обучение на этом этапе, зависит успех в овладении  предметом на последующих этапах.

Здесь происходит формирование не только слухо-произносительной базы, но и всех остальных тесно связанных  с ней навыков и умений. Становление  слухо-произносительных навыков включает: ознакомление со звуками, тренировку детей в их произнесении для формирования навыка.

Дети среднего и старшего дошкольного возраста легко осваивают  фонетическую сторону языка в процессе рассказывания и представления сказки, например, о приключениях мистера Язычка.

Важно  также, чтобы  у  детей  возникало  образное  представление  о  каждом  звуке.

Вот рано  утром  мистер  Язычок   просыпается  и  выпрыгивает  из  кровати. Как  холодно  в  доме! Это  потому, что  за  ночь  камин  совсем  остыл. Мистер  Язычок  дрожит от  холода. Находим кончиком  языка  бугорки  за  верхними  зубами (у кого нет, зубов – за  тем местом, где они должны  быть). Когда Язычок  дрожит, то  ударяется кончиком  в эти бугорки: [d],[d],[d]! Но вот он  слышит из  ванной  такой звук:[t],[t],[t]! Это капает  вода  из  крана, который  он  плохо  закрыл  вечером. Кончик  языка  ударяется  в  бугорки за  верхними зубами, как о дно раковины: [t],[t]! Конечно, ребята  повторяют за  воспитателем звуки, не  отдавая себе  отчета  в   том, что они тренируют произношение, а становясь на это время соавторами и участниками своеобразного «представления» сказки. Но  представляют они  ее жестами, мимикой, следя за  работой  всех  органов  речи, поэтому   можно  говорить  в  этом  случае  о  сознательном овладении  звуком. Знакомство  со  звуками  идет  от  более  простых (при  произнесении  которых  положение органов  речи  можно  показать и  проконтролировать   визуально  или  тактильно) к  более сложным. Тактильно – на  ощупь,  путем  прикосновения, требующим более тонкого дифференцирования   внутренних  ощущений.

Информация о работе Особенности изучения инностраного языка детьми дошкольного возраста