Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 14:44, дипломная работа
Цель исследования: выявить основные направления работы над произношением английской речи у детей дошкольного возраста.
Глава 1. Теоретические основы формирования фонетических навыков при раннем обучении дошкольников иностранному языку.
1.1. Особенности изучения иностранного языка в дошкольном возрасте……5
1.2. Значение сознательной работы над слухо - произносительной стороной речи в процессе обучения иностранному языку……………………………….10
1.3. Цель и задачи обучения произносительной стороне речи на этапе раннего обучения иностранному языку………………………………….…….13
Глава 2. Методические основы обучения слухо - произносительным навыкам детей дошкольного возраста
2.1. Методика фонетической работы с дошкольниками …...…………..…...17
2.2. Использование упражнений, игр и артикуляционной гимнастики при обучении детей дошкольного возраста фонетической стороне речи на занятиях по иностранному языку……………………………..…………….…23
2.3. Анализ практического исследования ………………………………...…...33
Заключение ……………………………………………………………………..36
Список использованной литературы ………………………………………37
Каждое занятие к сказке прибавляются новые приключения и, соответственно, вводятся новые звуки. При этом соблюдаются такие условия, необходимые для того, чтобы ребята не переставали получать удовольствие от рассказываемой им истории: с одной стороны, основа сказки сохраняется, остаются неизменными узловые моменты, за точностью воспроизведения которых дошкольники, как правило, ревностно следят, напоминая, подсказывая, исправляя ошибки воспитателя; с другой стороны, в сюжет каждый раз вводится что – то новое, поэтому сказка не надоедает и продолжает вызывать активный интерес. Таким образом, воспроизводится модель отношений ребенка с любой сказкой, рассказываемой взрослым. В нашей сказке появляются новые действующие лица: друг мистера Язычка – Стекольщик, лягушка, комары, веселый паровозик. Также здесь присутствует некая особенность: в сказке с каждым разом появляется, кроме отдельных звуков, все больше слов и коротких предложений, по смыслу связанных с сюжетом и состоящих из изученных звуков.
Лягушка и комары, которых мы встретили, приехав за город на веселом паровозике, помогают нам поставить сюжетные звуки, не имеющие аналогов в русском языке. Вообще же для развития тактильно - моторной ориентации и памяти полезно «погулять» языком по «домику». Можно пощупать «занавески», «пол», «потолок», «подоконник».
Сказка увеличивается не только в длину. Она обрастает деталями, как снежный ком. Если сначала мистер Язычок, немного подрожав, сразу бежал в ванную принимать душ, то позже появляется новый момент: чтобы согреться, он делает зарядку – отжимается от бугорков. Получается так [d-r], [d-r]. Так удается перейти к очень сложному для детей характерному английскому звуку [r]. Он сложен тем, что положение органов речи при его произнесении не может быть увидено в зеркало или зафиксировано точками прикосновения языка к другим органам. А подмена его русским звуком «р» лишает произношения красивой характерной окраски, практически определяющей музыку английского языка. Однако сказка должна не только расти, но и в каких - то деталях сокращаться, иначе она станет слишком длинной и громоздкой, и станет утомлять детей, которым необходима частая смена деятельности. Отработанные уже и не слишком сложные звуки постепенно выключаются из сказки вместе со связанными с ними сюжетными моментами. Это происходит, постепенно: изначально этот эпизод становится короче, излагается во все более сжатой, схематичной форме, без подробностей, а затем уже и вовсе исчезает. Однако время от времени следует возвращаться уже к отработанным моментам, ведь без тренировки поставленные звуки легко «сползают» и произношение становится по-русски вялым. (Характерная особенность английского звукопроизнесения заключается в активности, даже напряженности артикуляционного аппарата по сравнению с русским).
Лучшему овладению фонетическим строем языка способствует также сопровождение процесса произнесения звуков движениями рук и всего тела.
Так, при произнесении звука [f], связанного в нашей сказке с подметанием пола. (Верхние зубы как бы сметают крошки с нижней губы), мы одновременно имитируем это действие с воображаемым веником в руках, а при произнесении [v] пылесосим пол. На звуках [b], [p], [m] руками изображаем, как хлопают, ударяясь друг о друга, створки окна на ветру, а повторяя [l:] или [u], руками как бы «дублируем» движение губ.
Невозможно изложить все варианты сказки и сопровождающие действия, поскольку она постоянно разрастается в длину и глубину, и каждое занятие предстает в несколько измененном виде. Да это и не нужно, потому что каждый воспитатель придумывает свою версию и рождается в совместном творчестве с детьми. Дети сами предлагают вам множество интересных ходов.
В основу предлагаемой методики постановки произносительных навыков и работы над интонацией английского языка положена идея о необходимости опоры на основные различия между английскими и русскими языками, появляющиеся в положении и характере движений речевых органов. Развивать подвижность этих органов, способствовать избежанию неправильного произношения и перенапряжения детского речевого аппарата не только в иностранном языке, но и в родном призваны упражнения на постановку правильного дыхания, развитие динамического и мелодического диапазона голоса, создание основ для овладения звуковой стороной английской речи. Фонетические упражнения можно выполнять как на занятиях, так и вне занятий. Обучение лексической стороне речи строится преимущественно с опорой на наглядность: игрушки, картинки, изображение действий, жесты и мимику. Отобранная для данного курса лексика носит конкретный характер, отражает интересы и потребности детей 6 года жизни. В основном дети узнают названия предметов материального мира, названия типичных действий и признаков предметов, которые им уже знакомы на родном языке и используются ими в играх и повседневной жизни.
Хорошим помощником в формировании слухо-произносительных навыков может выступать зеркало. Ведь дети должны видеть не только постановку артикуляционного аппарата воспитателя и сверстников, но и свой собственный.
Таким образом, работа над
произношением на раннем этапе изучения
английского языка –
2.2. Использование игр, упражнений и артикуляционной гимнастики при обучении детей дошкольного возраста фонетической стороне речи на занятиях по иностранному языку
Для того чтобы у детей сформировалось хорошее произношение есть много способов. Важную роль при формировании фонетических навыков играет упражнение. Под упражнением мы понимаем специально организованную деятельность, учебные действия, направленные на формирование и совершенствование речевых умений и навыков. Навык – это действие, доведенное до автоматизма. Наиболее эффективно довести до автоматизма произносительные навыки можно с помощью различных упражнений и систем упражнений. Под системой упражнений подразумевается совокупность необходимых типов, видов и разновидностей упражнений, выполняемых в такой последовательности и в таком количестве, которые учитывают закономерности формирования умений и навыков в различных видах речевой деятельности в их взаимодействии и обеспечивают максимально высокий уровень овладения иностранным языком в заданных условиях. Все упражнения, направленные на формирование фонетических навыков, подаются в игровой форме. Основная цель этих упражнений – помочь детям в щадящем и интересном для них режиме создать основы для овладения произносительной стороной английского языка на уровне грубой моторики (т.е. не отдельных звуков, а на уровне общих особенностей работы речевого аппарата в английском языке).
Эти упражнения можно разделить на три вида:
I. Упражнения на артикуляционную гимнастику.
Например,
1.Широко откройте рот и держите нижнюю челюсть неподвижной. Попеременно упирайте кончик языка в альвеолы верхних и нижних зубов. Губы свободны, не напряжены.
2.Упирайте кончик языка попеременно, с выдержкой, во внутреннюю поверхность левой и правой щеки.
3.Сделайте оба упражнения. На четыре счета язык упирается в альвеолы верхних и нижних зубов, а затем в обе щеки.
4.Откройте рот, максимально опустите челюсть.
5.Откройте и закройте рот, прикрывая при этом верхней губой верхние зубы таким образом, чтобы края губы несколько загибались внутрь.
6.Подтяните верхнюю и нижнюю губу к деснам, обнажая зубы, но не десны.
II. Упражнения на развитие речевого (фонематического и интонационного) слуха.
Например,
III. Упражнения, способствующие формированию произносительных навыков.
Например,
1.Прослушайте ряд звуков и поднимите руку, когда услышите нужный звук.
2.Определить, на какое слово в предложении падает ударение.
3.Произнести вслед за воспитателем звуки, обращая внимание на их произношение.
4.Прослушать слова и указать те из них, которые имеют сходный звуковой состав, что и в родном языке.
Кроме того, можно выделить следующие типы фонетических предречевых подготовительных упражнений, направленных на создание произносительных навыков:
1. Упражнения на восприятие нового звука на слух:
а) в потоке речи - в речевом образце сначала в речи педагога, затем в записи;
б) в отдельном слове, изолированно, в сочетании с пояснениями воспитателя, если данная фонема относится ко второй группе;
в) последующее многократное воспроизведение сначала в отдельном слове, затем в речевом образце.
2. Упражнения на воспроизведение фонетического явления (языковое фонетическое упражнение). На этом используются коллективные (хоровые) и индивидуальные формы работы:
а) воспроизведение отдельными детьми и исправление воспитателем возможных ошибок;
б) хоровое воспроизведение вместе с воспитателем;
в) хоровое воспроизведение без воспитателя;
г) индивидуальное воспроизведение отдельными детьми в целях контроля сформированности правильного слухо – речемоторного образа и прослушивание звукозаписи.
3. Тренировочные упражнения на автоматизацию произносительного речевого навыка (речевые фонетические упражнения).
4. Упражнения, направленные на формирование ритмико - интонационных навыков в различных типах предложений: вопросительных, побудительных, сложносочиненных и сложноподчиненных.
Не нужно пытаться на первых же занятиях добиться от ребенка правильного произнесения всех звуков. Необходимо ставить перед собой цели, соответствующие реальному этапу формирования его произносительных навыков.
5. Упражнения на активное слушание и распознание звуков, их долготы и краткости.
Например, услышав нужный звук в слове, дети хлопают в ладоши или поднимают руку.
6. Упражнения на воспроизведение.
Предполагает хоровое или индивидуальное проговаривание за воспитателем.
Хотелось бы отметить, что с первых же минут обучения внимание уделяется не только правильному произношению звуков, но и ударению, ритму, паузам и интонации.
7. Имитативные упражнения.
а) многократное восприятие и воспроизведение звука – сначала хором, потом – по очереди;
б) отработка в слоговом варианте;
в) упражнения в оппозиции, например:
- долгий / краткий звук [u] – [u:]
- интонационные оппозиции – вопрос / ответ, удивление / утверждение,
Например: This is a cat\ this is a cat?
г)упражнения на развитие речевого (фонематического и интонационного) слуха, например:
«Прослушайте ряд слов, поднимите руку, когда услышите слово с кратким или долгим и т.д. звуком», «определите на слух омонимы и паронимы» и т.д.
д) упражнения на анализ звука в слове, например списывание слов с выделением звука.
8. Тренировочные упражнения.
Тренировка звуков происходит в различных скороговорках, рифмовках, стихотворениях под руководством воспитателя.
На начальном этапе можно произнести русские скороговорки как английские в зависимости от произносимого звука, например:
Ехал грека через реку, видит грека – в реке рак.
Таня, поставь тапочки на табуретку.
Отбивать ритм по произнесении.
9. Речевые фонетические упражнения.
Работа над произношением определенного звука идет по определенной схеме:
Существуют два пути введения нового звука:
а) имитация;
б) аналитико – имитативный с элементами анализа.
В первом случае тренировка определенного звука происходит на уровне репродукции, т.е. имитативного воспроизведения звука (повторение вслед за воспитателем хором, отдельно).
Информация о работе Особенности изучения инностраного языка детьми дошкольного возраста