Особенности изучения инностраного языка детьми дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 14:44, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить основные направления работы над произношением английской речи у детей дошкольного возраста.

Оглавление

Глава 1. Теоретические основы формирования фонетических навыков при раннем обучении дошкольников иностранному языку.
1.1. Особенности изучения иностранного языка в дошкольном возрасте……5
1.2. Значение сознательной работы над слухо - произносительной стороной речи в процессе обучения иностранному языку……………………………….10
1.3. Цель и задачи обучения произносительной стороне речи на этапе раннего обучения иностранному языку………………………………….…….13
Глава 2. Методические основы обучения слухо - произносительным навыкам детей дошкольного возраста
2.1. Методика фонетической работы с дошкольниками …...…………..…...17
2.2. Использование упражнений, игр и артикуляционной гимнастики при обучении детей дошкольного возраста фонетической стороне речи на занятиях по иностранному языку……………………………..…………….…23
2.3. Анализ практического исследования ………………………………...…...33
Заключение ……………………………………………………………………..36
Список использованной литературы ………………………………………37

Файлы: 1 файл

Ажикенова дипломная распечатать.docx

— 85.84 Кб (Скачать)

Каждое  занятие  к  сказке  прибавляются  новые  приключения  и, соответственно, вводятся  новые  звуки. При  этом  соблюдаются  такие  условия, необходимые  для  того, чтобы  ребята  не  переставали  получать  удовольствие от  рассказываемой  им  истории: с  одной  стороны, основа  сказки  сохраняется, остаются  неизменными  узловые   моменты, за  точностью воспроизведения  которых  дошкольники, как  правило, ревностно  следят, напоминая, подсказывая, исправляя ошибки  воспитателя; с другой  стороны, в сюжет каждый  раз вводится  что – то  новое, поэтому сказка  не  надоедает и продолжает  вызывать активный  интерес. Таким  образом, воспроизводится модель отношений ребенка с любой сказкой, рассказываемой  взрослым. В нашей сказке появляются новые действующие лица: друг  мистера Язычка – Стекольщик, лягушка, комары, веселый  паровозик. Также здесь присутствует  некая особенность: в сказке с каждым  разом появляется, кроме отдельных звуков, все больше  слов  и коротких  предложений, по  смыслу  связанных с сюжетом и состоящих из  изученных звуков.

Лягушка  и  комары, которых  мы  встретили, приехав  за  город  на  веселом  паровозике, помогают  нам  поставить  сюжетные  звуки,  не  имеющие  аналогов  в  русском  языке. Вообще же  для  развития  тактильно -  моторной  ориентации и  памяти полезно  «погулять» языком по «домику». Можно  пощупать «занавески», «пол», «потолок», «подоконник».

Сказка  увеличивается  не  только  в длину. Она  обрастает  деталями, как  снежный  ком. Если  сначала  мистер Язычок, немного  подрожав, сразу  бежал в  ванную  принимать  душ, то  позже  появляется  новый  момент: чтобы  согреться, он  делает  зарядку – отжимается  от  бугорков. Получается  так [d-r], [d-r]. Так удается перейти к очень  сложному  для  детей  характерному английскому  звуку [r]. Он  сложен  тем, что  положение  органов  речи  при  его  произнесении  не  может  быть  увидено в  зеркало  или  зафиксировано  точками прикосновения  языка  к  другим  органам. А  подмена  его  русским  звуком «р» лишает  произношения  красивой  характерной  окраски, практически  определяющей  музыку  английского  языка. Однако  сказка  должна  не только расти, но  и в каких - то  деталях  сокращаться, иначе  она  станет  слишком длинной и громоздкой, и станет  утомлять  детей, которым необходима  частая  смена деятельности. Отработанные уже и не  слишком сложные звуки постепенно  выключаются из  сказки  вместе со  связанными  с ними  сюжетными моментами. Это происходит, постепенно: изначально  этот  эпизод  становится  короче, излагается  во  все более сжатой, схематичной форме, без подробностей, а затем уже и вовсе исчезает. Однако  время от  времени следует возвращаться  уже к отработанным  моментам, ведь  без тренировки  поставленные звуки  легко «сползают» и  произношение  становится  по-русски вялым. (Характерная особенность английского звукопроизнесения заключается в активности, даже напряженности артикуляционного  аппарата  по  сравнению с русским).

Лучшему  овладению фонетическим  строем  языка  способствует  также  сопровождение  процесса  произнесения звуков движениями  рук  и  всего  тела.

Так, при  произнесении  звука [f], связанного  в  нашей  сказке  с  подметанием  пола. (Верхние  зубы как  бы  сметают  крошки  с  нижней  губы), мы  одновременно имитируем  это  действие  с  воображаемым  веником  в  руках,  а  при  произнесении [v]  пылесосим  пол. На звуках [b], [p], [m] руками  изображаем, как  хлопают, ударяясь  друг о  друга, створки  окна  на  ветру, а  повторяя [l:] или [u], руками  как бы  «дублируем»  движение  губ.

Невозможно  изложить  все  варианты  сказки  и  сопровождающие  действия,  поскольку  она  постоянно  разрастается  в  длину  и  глубину, и  каждое  занятие  предстает  в  несколько  измененном виде. Да это и  не  нужно,  потому  что  каждый  воспитатель  придумывает  свою  версию  и  рождается  в  совместном  творчестве  с  детьми. Дети  сами  предлагают  вам множество  интересных ходов.

В основу предлагаемой методики постановки произносительных  навыков и работы  над интонацией  английского языка положена  идея  о необходимости опоры на основные различия между английскими и русскими языками, появляющиеся в положении и характере движений  речевых органов. Развивать подвижность этих  органов, способствовать избежанию  неправильного  произношения  и  перенапряжения  детского  речевого  аппарата не  только  в  иностранном  языке,  но  и  в  родном  призваны  упражнения  на  постановку  правильного  дыхания, развитие  динамического  и  мелодического диапазона  голоса, создание  основ  для  овладения  звуковой  стороной  английской  речи. Фонетические  упражнения  можно выполнять как на  занятиях, так  и  вне занятий. Обучение  лексической стороне речи  строится  преимущественно с опорой  на  наглядность: игрушки, картинки, изображение действий, жесты  и  мимику. Отобранная для данного курса лексика носит конкретный  характер,  отражает  интересы  и потребности детей   6 года  жизни. В основном  дети  узнают  названия  предметов материального мира, названия  типичных  действий и  признаков  предметов,  которые  им  уже  знакомы  на  родном  языке  и  используются  ими  в  играх  и  повседневной  жизни.

Хорошим помощником в формировании слухо-произносительных навыков может  выступать  зеркало. Ведь  дети  должны видеть  не  только постановку  артикуляционного аппарата воспитателя и сверстников,  но  и свой  собственный.

Таким образом, работа над  произношением на раннем этапе изучения английского языка – трудоемкий, многогранный процесс, требующий глубокого  осмысления и тщательной подготовки воспитателя. Произношение является базовой характеристикой речи, основой для развития и совершенствования всех остальных навыков иноязычного говорения. Поэтому, целесообразно начинать работу над произношением в дошкольном возрасте в процессе рассказывания  и  представления сказки, образно  представляя каждый звук.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Использование игр, упражнений и артикуляционной гимнастики  при обучении детей дошкольного возраста фонетической стороне речи  на  занятиях по иностранному языку

 

Для того чтобы у детей сформировалось хорошее произношение есть много способов. Важную роль при формировании фонетических навыков  играет упражнение. Под упражнением мы понимаем специально  организованную деятельность, учебные действия, направленные на  формирование и  совершенствование речевых  умений  и  навыков. Навык – это  действие,  доведенное  до  автоматизма. Наиболее эффективно довести  до  автоматизма   произносительные  навыки можно с помощью различных упражнений и систем упражнений. Под системой упражнений   подразумевается совокупность необходимых типов, видов и разновидностей  упражнений, выполняемых в такой последовательности  и в таком количестве, которые учитывают закономерности формирования  умений  и навыков в различных видах   речевой деятельности  в их взаимодействии и обеспечивают максимально высокий уровень овладения иностранным языком в заданных условиях. Все упражнения, направленные на  формирование фонетических  навыков, подаются в игровой форме. Основная  цель этих  упражнений – помочь  детям в щадящем и интересном  для  них режиме создать основы для овладения произносительной стороной английского языка на  уровне  грубой  моторики (т.е. не  отдельных  звуков, а на  уровне общих особенностей   работы  речевого  аппарата в английском  языке).

Эти  упражнения можно разделить на  три вида:

I. Упражнения на артикуляционную гимнастику.

   Например,

1.Широко откройте рот  и держите нижнюю челюсть  неподвижной. Попеременно упирайте  кончик  языка   в альвеолы верхних  и нижних   зубов. Губы  свободны, не  напряжены.

   2.Упирайте  кончик  языка  попеременно,  с  выдержкой,  во    внутреннюю  поверхность  левой  и  правой  щеки.

   3.Сделайте оба  упражнения. На четыре счета язык упирается в  альвеолы  верхних  и нижних  зубов, а затем в обе щеки.

   4.Откройте рот, максимально  опустите челюсть.

   5.Откройте и закройте рот, прикрывая при этом верхней  губой     верхние зубы таким образом, чтобы края губы несколько загибались  внутрь.

   6.Подтяните верхнюю и нижнюю губу  к деснам, обнажая зубы, но  не  десны.

  II. Упражнения на развитие речевого (фонематического и интонационного) слуха.

Например,

  1. Из воспринятых на слух звуков вычленить звук указанный воспитателем.
  2. Разделить  услышанное слово  на  звуки.
  3. В  ряде   слов, произнесенных  воспитателем, выделить те в которых  есть  указанный  звук.
  4. Указать  слова, которые  рифмуются.
  5. Определить  количество  слов  в  предложении.

III. Упражнения, способствующие формированию произносительных  навыков.

Например,

1.Прослушайте  ряд  звуков  и  поднимите  руку, когда  услышите  нужный  звук.

2.Определить, на  какое  слово в предложении  падает ударение.

3.Произнести  вслед  за  воспитателем звуки,  обращая   внимание на  их произношение.

4.Прослушать  слова  и  указать  те  из них, которые  имеют сходный  звуковой  состав,  что  и  в  родном  языке.

Кроме  того, можно  выделить следующие  типы фонетических предречевых  подготовительных  упражнений, направленных на  создание  произносительных  навыков:

1. Упражнения на  восприятие  нового  звука  на  слух:

 а) в потоке  речи -   в речевом образце сначала  в  речи  педагога, затем  в  записи;

б) в отдельном слове, изолированно,  в сочетании с пояснениями  воспитателя, если данная  фонема относится ко  второй  группе;

в) последующее многократное воспроизведение сначала в отдельном слове, затем в речевом образце.

2. Упражнения на  воспроизведение фонетического явления (языковое  фонетическое  упражнение). На этом используются  коллективные  (хоровые)  и  индивидуальные формы  работы:

а) воспроизведение отдельными  детьми  и исправление   воспитателем возможных  ошибок;

б) хоровое воспроизведение  вместе  с  воспитателем;

в) хоровое  воспроизведение без воспитателя;

г) индивидуальное воспроизведение отдельными детьми  в целях контроля сформированности  правильного слухо – речемоторного  образа и  прослушивание звукозаписи.

3. Тренировочные  упражнения на  автоматизацию  произносительного речевого  навыка (речевые   фонетические  упражнения).

4. Упражнения,  направленные  на формирование ритмико  -  интонационных навыков в различных типах предложений: вопросительных, побудительных,  сложносочиненных и  сложноподчиненных.

Не  нужно  пытаться  на  первых  же  занятиях  добиться  от  ребенка  правильного  произнесения  всех  звуков. Необходимо  ставить перед собой  цели, соответствующие реальному  этапу формирования  его  произносительных  навыков.

5. Упражнения на  активное  слушание и  распознание  звуков, их  долготы  и  краткости.

Например, услышав  нужный  звук  в  слове, дети  хлопают  в  ладоши  или  поднимают  руку.

6. Упражнения на  воспроизведение.

Предполагает хоровое или индивидуальное проговаривание за  воспитателем.

Хотелось  бы  отметить, что  с  первых  же  минут  обучения  внимание уделяется не  только  правильному произношению  звуков, но  и  ударению, ритму,  паузам и  интонации.

7. Имитативные  упражнения.

а) многократное  восприятие и  воспроизведение  звука – сначала  хором, потом – по  очереди;

б) отработка  в  слоговом варианте;

в) упражнения в оппозиции, например:

- долгий  / краткий   звук [u] – [u:]

- интонационные оппозиции  – вопрос / ответ, удивление / утверждение,

Например: This is a cat\ this is a cat?

г)упражнения на развитие речевого (фонематического и интонационного) слуха, например:

  «Прослушайте  ряд   слов, поднимите  руку, когда  услышите  слово с  кратким или долгим и т.д. звуком», «определите  на  слух омонимы и  паронимы» и т.д.

д) упражнения  на  анализ  звука в слове, например  списывание слов  с выделением  звука.

8. Тренировочные  упражнения.

Тренировка звуков происходит в различных скороговорках, рифмовках, стихотворениях  под  руководством  воспитателя.

На  начальном этапе  можно  произнести русские  скороговорки как  английские  в зависимости  от  произносимого звука, например:

Ехал грека  через  реку, видит  грека – в реке  рак.

Таня, поставь  тапочки  на  табуретку.

Отбивать ритм по произнесении.

9. Речевые фонетические  упражнения.

       Работа над произношением  определенного  звука  идет по  определенной  схеме:

  1. Показ, объяснение артикуляции звука (или группы родственных звуков), многократное произнесение звука воспитателем (в обратной  форме).
  2. Произношение изолированного звука детьми с одновременным упражнением в речевом дыхании (длительность выдоха) и выразительности речи.
  3. Проговаривание детьми слогов, звукоподражании с воспроизведением изменяющихся  силы, высоты  голоса, темпа речи.
  4. Упражнение в произношении  звука в словах  и  фразовой  речи (шутки – чистоговорки, инсценировки рассказов, дидактические и подвижные игры, чтение стихотворений).

Существуют  два  пути введения нового  звука:

а) имитация;

б) аналитико – имитативный с элементами  анализа.

В первом случае тренировка определенного звука происходит на  уровне репродукции, т.е. имитативного воспроизведения звука (повторение  вслед  за  воспитателем хором, отдельно).

Информация о работе Особенности изучения инностраного языка детьми дошкольного возраста