Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 14:44, дипломная работа
Цель исследования: выявить основные направления работы над произношением английской речи у детей дошкольного возраста.
Глава 1. Теоретические основы формирования фонетических навыков при раннем обучении дошкольников иностранному языку.
1.1. Особенности изучения иностранного языка в дошкольном возрасте……5
1.2. Значение сознательной работы над слухо - произносительной стороной речи в процессе обучения иностранному языку……………………………….10
1.3. Цель и задачи обучения произносительной стороне речи на этапе раннего обучения иностранному языку………………………………….…….13
Глава 2. Методические основы обучения слухо - произносительным навыкам детей дошкольного возраста
2.1. Методика фонетической работы с дошкольниками …...…………..…...17
2.2. Использование упражнений, игр и артикуляционной гимнастики при обучении детей дошкольного возраста фонетической стороне речи на занятиях по иностранному языку……………………………..…………….…23
2.3. Анализ практического исследования ………………………………...…...33
Заключение ……………………………………………………………………..36
Список использованной литературы ………………………………………37
Оглавление
Введение …………………………………………………………………...….
Глава 1. Теоретические основы формирования фонетических навыков при раннем обучении дошкольников иностранному языку.
1.1. Особенности изучения иностранного языка в дошкольном возрасте……5
1.2. Значение сознательной работы над слухо - произносительной стороной речи в процессе обучения иностранному языку……………………………….10
1.3. Цель и задачи обучения произносительной стороне речи на этапе раннего обучения иностранному языку………………………………….…….13
Глава 2. Методические основы обучения слухо - произносительным навыкам детей дошкольного возраста
2.1. Методика фонетической работы с дошкольниками …...…………..…...17
2.2. Использование упражнений, игр и артикуляционной гимнастики при обучении детей дошкольного возраста фонетической стороне речи на занятиях по иностранному языку……………………………..…………….…23
2.3. Анализ практического исследования ………………………………...…...33
Заключение ……………………………………………………………………..36
Список использованной литературы ………………………………………38
Приложение …………………………………………………………………….41
Введение
Истинное овладение иностранным языком невозможно без погружения в его «музыку» - ту эмоционально - эстетическую атмосферу, которая формирует его душу, его вкус, его неповторимый характер, позволяющий отличать друг от друга на слух многие языки, даже не зная их и не понимая смысла произносимых слов.
Акцентирование этой стороны языка облегчает всю работу по его изучению, обеспечивает необходимый психологический настрой, выводит мозг «на волну» данного языка.
«Музыкальное» вхождение в язык - это самый естественный путь, особенно для ребенка. Ведь именно со звукоподражания и ритмоподражания начинается формирование его речи на родном языке.
Д.Б. Эльконин писал: «Очевидно, что развитие связной речи у ребенка и тесно связанное с ним усвоенное грамматического строя невозможно вне овладения звуковой системой родного языка. Последнее представляет ту основу, на которой строится все здание усвоения языка ребенком, становление его речи». Это относится в равной степени и к иностранному языку.
Вся та колоссальная работа, которую проделывает ребенок, научаясь отличать одно слово от другого, есть, прежде всего, работа над материальной, звуковой стороной языка».
Есть все основания полагать, что именно звуковая сторона языка очень рано становится предметом деятельности и практического познания ребенка.
Итак, мы можем сделать вывод о том большом значении, которое придается этой проблеме в педагогической теории в практике воспитания детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс обучения иностранному языку детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие фонетических навыков у детей дошкольного возраста в процессе изучения иностранного языка.
Цель исследования: выявить основные направления работы над произношением английской речи у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1.Изучить психолого - педагогическую литературу по данной теме.
2.Разработать серию занятий с использованием фонетических игр и упражнений.
3. Апробировать разработанные занятия в процессе педагогической практики.
Методы исследования: теоретический анализ психолого – педагогической и методической литературы по проблеме исследования, беседа, педагогическое наблюдение.
Глава 1. Теоретические основы формирования фонетических навыков при раннем обучении дошкольников иностранному языку
1.1. Особенности изучения иностранного языка в дошкольном возрасте
Проблема изучения второго языка маленькими детьми вышла сейчас из круга сугубо филологических проблем. Верещагина И.Н., Майер А.В. считают, что обучение другому языку в раннем возрасте мешает усвоению родного языка и его преподавание должно быть отнесено на более старший возраст [28,10]. Жохова Л.А. полагает, что изучение иностранного языка в дошкольном возрасте необходимо для полноценного становления разных способностей [10].
Известно, что возможности раннего возраста в овладении иноязычной речью поистине уникальна. Еще К.Д. Ушинский писал: «Дитя приучается в несколько месяцев так говорить на иностранном языке, как не может приучиться в несколько лет» [17]. Уникальная предрасположенность к речи (а зоной наибольшего благоприятствования в овладении иностранным языком является возрастной период от 4 до 8-9 лет), пластичность природного механизма усвоения речи, а также определенная независимость этого механизма от действия наследственных факторов, связанных с принадлежностью к той или иной национальности, - все это дает ребенку возможность при соответствующих условиях успешно овладеть иностранным языком. С возрастом эта способность постепенно угасает. Поэтому всякие попытки обучить второму языку (особенно в отрыве от языковой среды) детей более старшего возраста сопряжены, как правило, с целым рядом трудностей[17].
Успешное овладение детьми иноязычной речью становится возможным еще и потому, что детей (особенно дошкольного возраста) отличает более гибкое и быстрое, чем на последующих возрастных этапах, запоминание языкового материала; наличие глобально действующей модели и естественность мотивов общения; отсутствие так называемого языкового барьера, т.е. страха торможения, мешающего вступить в общение на иностранном языке даже при наличии необходимых навыков; сравнительно небольшой опыт в речевом общении на родном языке и другие. К тому же, игра, являясь главным видом деятельности дошкольника, позволяет сделать коммуникативно ценными практически любые языковые единицы. Занимательные игровые элементы позволяют преодолеть большинство трудностей, связанных с условным характером иноязычного общения, и усилить положительное воздействие иностранного языка на становление личности дошкольника. Кроме того, обилие игровых ситуаций, сказочных сюжетов призвано создать на занятии атмосферу радости, раскованности и непосредственности.
Все это дает возможность в раннем возрасте оптимально сочетать коммуникативные потребности и возможности их выражения на иностранном языке детьми данного возраста и, тем самым, избежать одного существенного противоречия, которая постоянно возникает при более позднем начале обучения этому предмету между коммуникативными потребностями обучаемого (желание узнать и сказать много) и ограниченным языковым и речевым опытом (незнание, как это можно выразить малым количеством лексики).
Однако было бы ошибочным полагать, что процесс обучения дошкольника является легким и безболезненным. Эффективность этого процесса определяется тем, насколько последовательно реализуются его основные закономерности.
Все исследователи утверждают, что обучение должно быть ориентировано на психофизиологические и возрастные особенности детей. Вторым языком ребенок овладевает так же, как и родным, - спонтанно, без вычленения правил, благодаря необыкновенной способности к имитации, которая утрачивается с годами. Доказательство – развитие ребенка в двуязычном окружении. Однако психолингвистические и психологические исследования опровергли многие положения «имитативной» теории овладения языком. В ходе экспериментов доказано, что имитация не является основным механизмом овладения языком в детстве, возможность самостоятельного построения высказывания достигается за счет огромной (неосознанной) аналитической работы ребенка, который не столько имитирует, сколько расчленяет и обобщает все, что слышит и выводит в систему правил, которые определяют речевое выражение индивидуальных мыслей ребенка.
Иногда говорят, что ребенок «действует по аналогии», а всякая аналогия, как утверждал выдающийся советский педагог А.Р. Лурия, предполагает обобщение [20]. Может быть, овладение ребенком правилами языка управляется бессознательными обобщающими процессами, которые включаются при столкновении ребенка со вторым языком? Какой двигатель «запускает» процессы, заставляющие ребенка из всех звуков, которые он слышит вокруг, вычленять только значимые, фонематические, смыслоразличительные системы родного языка? Почему маленькие дети за короткое время легко и прочно запоминают сотни слов? Жизненно важная потребность в общении, необходимость решать все более сложные коммуникативные задачи - вот это двигатель[20].
Было доказано, что специальные занятия по обучению иностранному языку можно начинать проводить с детьми 3 – 10 лет: до трех - бессмысленно, после десяти бесполезно надеяться на положительный результат, который возможен лишь для незначительной части обучаемых, тех, кто обладает коммуникативными и лингвистическими способностями выше среднего уровня. Дошкольный возраст особенно благоприятен для начала изучения иностранного языка еще и потому, что дети отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта «секретов» языка. Они легко и прочно запоминают небольшой по объему языковой материал и хорошо его воспроизводят. С возрастом эти благоприятные факторы теряют свою силу.
Лучше всего начинать изучение иностранного языка в 5 – 8 лет, когда система родного языка ребенком уже достаточно хорошо освоена, а к новому языку он относится сознательно. Именно в этом возрасте еще мало штампов речевого поведения, легко по – новому «кодировать» свои мысли, нет больших трудностей при вступлении в контакт на иностранном языке. Поскольку ребенок 4 -5 лет не понимает, зачем ему нужно учить иностранный язык (цели, которые ставят перед ним взрослые для ребенка слишком абстрактны). Все обучение вынуждено строится как удовлетворение познавательных, игровых, личностных, психофизиологических возможностей ребенка. Возможность опоры на игровую деятельность позволяет обеспечить естественную мотивацию речи на иностранном языке, сделать интересными и осмысленными даже самые элементарные высказывания.
Именно использование игровых приемов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать в соответствии с ней, умение контролировать и оценивать свои действия и действия других детей. Важно помнить при этом, что игра – это не только источник детской радости она является основным способом решения учебных задач. Необходимость широкого использования игровых приемов диктуется и спецификой предмета: в условиях, когда все задачи общения могут быть решены детьми на родном языке, новая игра является «психологическим оправданием» перехода на иностранный язык [34].
Таким образом, обучение детей иностранному языку с точки зрения психологии важно начинать в раннем возрасте. Благодаря психическим особенностям дети дошкольного возраста обладают «уникальной предрасположенностью к речи, к произношению»: они более раскованы, отсутствует так называемый языковой барьер, мешающий людям более старшего возраста свободно общаться на непривычном им языке. Однако, для успешности обучения, помимо всего прочего, ребенку необходимо знать цели данной деятельности, то есть для чего ему нужно изучать иностранный язык. Обучение в процессе игры позволяет естественно включить ребенка в обучение, а также способствуют более эффективному формированию коммуникативных и языковых навыков.
1.2. Значение сознательной работы над слухо - произносительной стороной речи в процессе обучения иностранному языку
Наша речь складывается из звуков и представляет собой непрерывную смену артикуляций (перемещение языка вперед/назад, движение губ, маленького язычка, работа голосовых связок и т.д.) при движении речевых органов возникает звук. Звуки сопровождают внешнюю и внутреннюю речь, мы в любом случае используем эмоциональный подтекст речи (тембр, ритм, темп и т.п.).
Звуковая сторона языка – это, в первую очередь, материальная сторона, то есть материя языка (фонемы, сочетание фонем). Все остальное (содержание речи, смысл высказывания) возможно только при помощи звуков. Звуковая сторона языка очень рано становится предметом деятельности и практического познания ребенка. Поэтому сознательная работа над звуком (а не только подражание воспитателю, как это часто делается при обучении дошкольников) представляется нам необходимой частью обучения языку, его основанием.
Развитие любой способности происходит только в соответствующей деятельности, которая не может сводиться к бессознательной имитации и копированию образцов. Психологами (Л. С. Выготский; Д. Б. Эльконин и др.) убедительно доказана связь обучения и развития. «…Развитие восприятия происходит не спонтанно. А под влиянием обучения, в процессе которого ребенок овладевает специальным сенсорным опытом. Процесс сенсорного обучения может происходить и стихийно, но тогда он малопродуктивен» [38].
Сторонники имитативной теории настаивают на «естественном» усвоении детьми фонетической стороны иностранного языка, основанном на подражании нерасчлененной речи взрослого.
Информация о работе Особенности изучения инностраного языка детьми дошкольного возраста