Номинация цвета в произведении Константина Паустовского «Повесть о жизни»

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 20:57, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования являются языковые единицы, содержащие цветовую семантику.
Предмет исследования - семантические, структурно-функциональные особенности колористических лексем в художественном произведении К. Паустовского.
Материалом нашего исследования послужили более 200 + 130 номинативных единиц, извлеченных методом сплошной выборки.
Цель работы: анализ общеязыковых и индивидуально-авторских цветообозначений в прозе К.Паустовского.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА І. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦВЕТООБОЗНАЧЕНИЙ…………………….…………………………………...5
Цвет как объект междисциплинарного изучения………………....5
Цвет как объект рассмотрения лингвистических дисциплин…………………………………………………………....9
Классификации наименований цвета в лингвистической литературе…………………………………………………………..13
Выводы по главе……………………………………………………15
ГЛАВА ІІ. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОЛОРАТИВОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЫ КОНСТАНТИНА ПАУСТОВСКОГО…………..…………………………………………………..17
2.1 Состав и функционирование лексем колористической гаммы
писателя………………………………………………………………..18
Выводы по главе…………………….…………………………………28
Заключение…………………………………………………………………….…29
Список использованной литературы………………………………………...…30

Файлы: 1 файл

КУРСОВА РОБОТА 2010 Готова.docxhjud.doc

— 645.97 Кб (Скачать)
" start="4">
  • Явления природы:
      • Вода разбегалась, качая кувшинки, торопливо ударили во все стороны жуки-водомеры, и, наконец, в загадочной глубине появлялся бьющийся золотой блеск. (23, 24);
      • Часто падали пожелтевшие лепестки. (23, 31);
      • Потом мы настолько осмелели, что начали спускаться в овраги, откуда тянуло дрянным желтым дымком. (23, 50);
      • По краям мостовых желтели одуванчики. (23, 64);
      • Желтые бабочки летали между деревьями. (23, 231);
      • В туче стало заметно движение желтых вихрей. (23, 259);
      • Желтая мгла помчалась над самой землей. (23, 260);
      • Взошло солнце, позолотило перила веранды и открыло вокруг необыкновенную чистоту и свежесть.(23, 262);
      • …и холодная реченка Тускорь текла в мелких берегах, заросших желтыми калужницами. (24, 354);
      • Пожелтевшие от холода цветы гортензии стояли на длинном столе, покрытом клеенкой. (24, 350);
      • Она туманно золотилась до самого горизонта березовыми рощами…(24, 348);
      • Воздух был золотист(24, 357);
      • … земля взлетела фонтаном желтых комьев и грязи.         (24, 368);
      • В кудрявых лесах по склонам лощины беспорядочно вспыхивали желтоватые облака шрапнели. (24, 372);
      • Запах бархатцев, желтевших около каждой путевой будки, проникали даже в вагоны. (24, 394);
      • Потянулись степи, перерезанные золотыми полосами подсолнухов. (24, 394);
      • Коричневые окуни медленно открывали рты. (24, 396);
      • Был ветреный день, нагоняющий скуку, - обыденный день с желтой пылью и низким небом. (24, 309);
      • Деревья роняли золоченую листву на стволы орудий. (24, 310);
      • Я смотрел, как дым из трубы «паровичка» обволакивал желтеющие рощи. (24, 324).

        Таким образом, рассмотрев микрополе номинации желтого цвета и его оттенков, можно сделать вывод, Константин Паустовский использует цветообозначения этой группы преимущественно в их прямых значениях, хотя и выходит за рамки нормативной сочетаемости желтого. 

    Микрополе синего цвета и его оттенков 

         В Словаре синонимов русского языка З. Е. Александровой отмечены такие оттенки синего цвета: васильковый, сапфировый, сапфирный, светлый, голубой, небесный, небесно-голубой, бирюзовый, лазоревый (устар.).

         В Словаре  А. П. Евгеньевой: кубовый, васильковый, индиговый, ультрамариновый, сапфировый, сапфирный.

         В исследуемом тексте К. Паустовского: синий, голубой.

         Систематизируя материал по использованию писателем синего цвета, мы приходим к выводу, что в его восприятии оттенками синего обозначаются:

    1. Ткань, одежда:

    • На шляпе была нашитая синяя атласная лента и за нее заткнуто павлиное перо. (23, 31);
    • Тетушка Дозя в синем платье и в шали с пунцовыми розами, румяная, красивая, рано поседевшая, кланялась старикам в пояс. (23, 22).

    2. Конкретные предметы окружающего мира, природы:

    • От него я впервые услышал, что где-то за голубыми и золотыми степями ”Катеринославщины” и Херсонщины лежит райская крымская земля. (23, 15);
    • Море появилось вдали, как синяя стена. (23, 25);
    • Голубоватый дым застилая его комнату приятным туманом.         (23, 209);
    • ...синеву римского неба. (23, 222);
    • Оранжевое солнце освещало стойку с мельхировыми крышками, столы с синими пальмами, пар из чайников, кисейные занавеси. (23, 232);
    • Я пришел в себя, когда Люба погасила люстру и комната наполнилась синей мглой рассвета. (23, 244);
    • …нежной гряди облаков, застывших во влажной поутру небесной голубизне(24, 348);
    • …лежала толстая пачка номеров «Нивы» в голубых бумажных обложках. (24, 354);
    • Скумбрия трепетал в мокрых корзинах, как голубая ртуть. (24, 396);
    • Мглистый вечер сливался с голубоватым пространством воды.       (24, 400);
    • За опушкой леса начиналась равнина, синеватая от вечернего тумана. (24, 371);
    • Вдали на взгорье в синем дыму туч и дождя показался крошечный, будто игрушечный город. (24, 369);
    • …с синим небом над рощицей. (24, 328);
    • В чистейшей синеве неба сверкало солнце. (24, 375).
     

         Широкое использование цветообозначений группы синего цвета в анализируемом тексте К. Паустовского - факт, лежащий на поверхности. По нашему мнению, в употреблении группы этого цвета К. Паустовский не выходит за рамки нормативной сочетаемости синего. 

    Микрополе зеленого цвета и его оттенков 

         Цветообозначение группы зеленого цвета занимает не значительное место в художественной прозе К. Паустовского. Основной лексемой исследуемого микрополя выступает колористическая номинация зеленый, используется номинация зеленоватый. Он используется:

    1. Для обозначения тканей:
      • На маленьком столе, покрытом зеленой бархатной скатертью, горели два бронзовых канделябра. (23, 223);
      • Наконец настал удивительный день, когда в актовом зале у большого стола, покрытого зеленым сукном... (23, 256);
      • Кто виноват, что «швабы» в зеленых тесных мундирах оторвали его, Иованна, от родных садов? (24, 342);
      • Кожаная белая безрукавка, вышитая зелеными нитками, была небрежно накинута на его плечи. (24, 380).
    1. Явления природы:
      • Весь город был в зеленоватом и золотистом блеске первых листьев. (23, 28);
      • В крепостных рвах гнила зеленая вода. (23, 30);
      • На галерее в бабушкином доме в Черкассах стояли в зеленых кадках олеандры. (23, 33);
      • Стоило чуть нажать их, и в лицо брызгал зеленый сок. (23, 34);
      • В полосах солнца прудовая вода отливала зеленоватым цветом тины. (24, 307);
      • Вдалеке за Вислой виднелись её зеленых верки и высокие пни… (24, 368);
      • Я только успел увидеть из окна веселые зеленые холмы…         (24, 371);
      • В зеленоватом небе висела, как гроздь исполинского винограда, грозовая тучка…(24, 375);
      • Он стоял на высоком зеленом холме, окруженный полями…    (24, 375);
      • зеленеющее небо к вечеру… (24, 393);
      • Было видно, как они, трепеща крыльями, подымались прямо вверх из зеленой пшеницы и исчезали в синеве. (24, 380).
    1. Внешность героев, для обозначения цвета глаз:
      • Ганна улыбнулась, зрачки ее сделались зелеными, как морская вода, и она крепко поцеловала меня в глаза. (23, 26);
      • Глаза у Ганны были зеленоватые, блестящие. (23, 25);
      • Руки у нас, кондукторов, всегда были зелеными от медных денег. (24, 315);
      • позеленевшее лицо…(24, 374);
      • Хозяйка почувствовала мой взгляд и подняла на меня глаза, зеленоватые и смущенные. (24, 379);
     
     
     
     
     
     
     

      Выводы по главе 

            В ходе нашей работы было выявлено, что колористическая  гамма в произведении К. Паустовского многокомпонентная и многофункциональна. Особый интерес представляет интерпретация индивидуально-авторского виденья мира коммуникативно-изобритательной нагрузки колорем. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Заключение 

         В нашем исследовании было констатировано, что колористическая лексика является неотъемлемой частью художественной прозы                      К. Паустовского.

         В курсовой работе прослежены состав и функционирование колористической лексики в языке художественной прозы  К. Паустовского. Материалом для анализа послужило произведение «Повесть о жизни», в котором  был проведен системный анализ колоративов.

         Раскрыта роль цветовой лексики в образовании индивидуальной авторской «картины мира», где особое значение приобретает авторский идиостиль, отражающий неповторимое цветовое восприятие окружающей действительности, иногда субъективно изменяющее колорит реалий. Цветовая семантика как одно из основных звеньев структуры художественной прозы Константина Паустовского выделяет индивидуальные особенности стиля писателя, дает возможность проследить развитие цветовых значений в прозе нового времени с учетом их традиционных и новых признаков.

         Таким образом, анализ изученного нами художественного дискурса      Константина Паустовского показал, что цветообозначения, содержащие прямое информирование для читателя, несут, кроме того, большую коммуникативно-изобразительную нагрузку.  

         Названные языковые средства отражают психо-эмоциональное состояние участников художественной коммуникации. Колористическая гамма, использованная Константином Паустовским, обширна. Разные группы цветообозначений представлены в количественном отношении не одинаково. Ведущее место принадлежит группам черного, белого и красного цветов. 
     
     

    Список использованной литературы 

    1. Алимпиева Р.В. Микрогруппа слова ”алый” в структуре ЛСГ цветовых прилагательных со значением красного тона // Исследование по семантике. - Уфа, 1986. - с.36-41.
    2. Бахилина Н.Б. История цветообозначений в русском языке. - М.: Наука, 1975. - 140с.
    3. Брагина А.А. Неологизмы в русском языке: Пособие для студентов и учителей. - М.: Просвещение, 1973. - 224с.
    4. Брилл Т. Свет: воздействие на произведения искусства / Под ред. Л.В. Левшина. - М.: Мир, 1982. - 303с.
    5. Василевич А.П., Кузнецова С.Н., Мищенко С.С. Каталог названий цвета в русском языке. - М.,200 т. - с. 5-23.
    6. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. - М.: Искусство, 1997. - с.133 - 250.
    7. Виноградов В.В. О языке художественной прозы. - М.: Наука, 1980. - 360 с.
    8. Виноградов В.В. Основные типы лексических значений слова // Вопросы языкознания. - 1953. - №5. - с.12-26.
    9. Гёте И.В. К учению о цвете (хроматика) // Психология цвета. - М.: Наука, 1996. - с.281-349.
    10. Губенко Е.В. Лексико-семантические поля цвета и света в лирике Б.П. Пастернака: Автореф. дисс. канд. филол. наук. - М.,1999. - 18с.
    11. Даунене З.П. Торговая лексика в белорусской деловой письменности XV - начала XVII века: Автореф. дисс. канд. филол. Наук - Вильнюс, 1966. - 22с.
    12. Ивенс Г.М. Введение в теорию цвета. - М.: Искусство, 1969. - 442с.
    13. Иссермен Е.М. История слова ”красный” // Рус. яз. в школе. - 1951. - №3. - с.10-12.
    14. Кравцов С.В. Цветовое зрение. - М.: Искусство, 1959. - 125с.
    15. Кульпина В.Г. Лингвистика цвета: термины цвета в польском и русском языках. - М.: Московский лицей, 2001. - с.13-14.
    16. Лакофф Дж. Когнитивная семантика // Язык и интеллект. - М., 1996. - с.56-70.
    17. Лукьяненко И.Н. Семантика и специфика функционирования цветообозначений красного тона в произведениях В.Набокова: Автореф. дис. канд. филол. наук. - Каллинград, 2004. - 19с.
    18. Лысовенко Е.Г. Система и семантика цветообозначений в прозе М.А. Булгакова: Автореф. дис. канд. филол. наук. - М.,2001. - 22с.
    19. Макеенко И.В. Семантика цвета в разноструктурных языках: Автореф. дис. канд. филол. наук. -Саратов, 1999. - 19с.
    20. Меньчева С.Н. Цветообозначение в произведении Е.И. Замятина6 семантика, грамматика, функции: Автореф. дис. канд. филол. наук. - Тамбов, 2004. - 19.
    21. Мичугина С.В. Денотативное пространство прилагательных цвета в английском языке. Автореф. дис. канд. филол. наук. - М., 2005. - 236с.
    22. Норманская Ю. Генезис и развитие систем цветообозначений в древних индоевропейских языках. - М., 200 т. - с.36-41.
    23. Паустовский К. Собрание сочинений в восьми томах. Том четвертый. - М.: художественная литература, 1968.
    24. Паустовский К. Г. Собрание сочинений в шести томах. Том третий. - М.: художественная литература, 1957.
    25. Рассел Б. Человеческое познание: Его сфера и границы: Статьи. - М., 1999. - 159с.
    26. Светличная Т.Ю. Сравнительные лингво-культурные характеристики цветообозначений и цветовосприятия в английском и русском языках: Автореф. дис. канд. филол. наук. - Пятигорск, 2003 - 18с.
    27. Тойшибаева Г.К. Цветовая лексика и идиостиль писателя // Вопросы теории и методики преподавания русского языка в национальной аудитории: тез. докл. 3 научно-практической конференции педвузов ферганского региона. Часть первая. Вопросы теории. - Коканд, 1990. - с.12-15.
    28. Тропина Н.П. Семантическая деривация в современном русском языке // Дисс. на сонск. уч. ст. докт. филол. наук. - К.: Херсон, 2003. - с.16-33.
    29. Шемякин Ф.Л. К вопросу о соотношении слова и наглядного образа (цвет и название) // Изв. АПН РСФСР. - 1960. - Вып 113. - с.5-18.
    30. Яворська Г.М. Мовні концепти кольору (до проблеми категоризації) // Мовознавство. - 1999. - № 2-3. - с.42 - 50.

    Информация о работе Номинация цвета в произведении Константина Паустовского «Повесть о жизни»