Номинация цвета в произведении Константина Паустовского «Повесть о жизни»

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 20:57, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования являются языковые единицы, содержащие цветовую семантику.
Предмет исследования - семантические, структурно-функциональные особенности колористических лексем в художественном произведении К. Паустовского.
Материалом нашего исследования послужили более 200 + 130 номинативных единиц, извлеченных методом сплошной выборки.
Цель работы: анализ общеязыковых и индивидуально-авторских цветообозначений в прозе К.Паустовского.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА І. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦВЕТООБОЗНАЧЕНИЙ…………………….…………………………………...5
Цвет как объект междисциплинарного изучения………………....5
Цвет как объект рассмотрения лингвистических дисциплин…………………………………………………………....9
Классификации наименований цвета в лингвистической литературе…………………………………………………………..13
Выводы по главе……………………………………………………15
ГЛАВА ІІ. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОЛОРАТИВОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЫ КОНСТАНТИНА ПАУСТОВСКОГО…………..…………………………………………………..17
2.1 Состав и функционирование лексем колористической гаммы
писателя………………………………………………………………..18
Выводы по главе…………………….…………………………………28
Заключение…………………………………………………………………….…29
Список использованной литературы………………………………………...…30

Файлы: 1 файл

КУРСОВА РОБОТА 2010 Готова.docxhjud.doc

— 645.97 Кб (Скачать)

      Каждый писатель, поэт, используя общеязыковые значения и отношения слов, создавая собственную картину мира, переосмысляет их и тем самым способствует дальнейшему развитию как внутрисистемных отношений между членами данной лексико-семантической группы, так и включению этих элементов во взаимодействие с другими лексико-семантическими группами.

    
 
 
 
 

2.1. Состав и функционирование лексем колористической гаммы писателя 

Микрополе черного цвета и его оттенков 

          В Словаре синонимов русского языка З. Александровой отмечены такие оттенки черного цвета: агатовый, смоляной, вороной, цвета воронова крыла; черный как ночь; черный как смоль.

     В Словаре А. Евгеньевой: черноволосый, черноголовый, агатовый, смольной, угольный, вороной.

     В исследуемом тексте К. Паустовского: черный, чернел, темные.

     Прилагательное «черный» - одно из самых употребляемых цветообозначений (67 примеров) из зафиксированных в тексте произведения «Повесть о жизни» К. Паустовского. Наряду с прилагательными, обозначающими белый, красный и серый, ему принадлежит ведущее место в колористической гамме, использованной носителем.

     Систематизируя материал по использованию писателем черного цвета, приходим к установлению следующих групп обозначенных им предметов и явлений:

1. «Черный» используется для описания внешности героев:

  • До сих пор я подозрительно отношусь к людям с черными, как маслины, круглыми глазками.  (23, 186);
  • Ее черный глаз замечал малейший непорядок в доме (23, 20);
  • Черные упрямые усики пробивались у него над губой. (23, 232);
  • Только черные ее глаза смеялись, когда она смотрела на меня.          (23, 215);
  • Мать, осунулась, почернела, но уже не плакала, только часами сидела на отцовской могиле. (23, 239);
  • Судьба подкинула нам темную личность. (24, 384);
  • … маленький чернявый солдат с поднятым воротником шинели.    (24, 367);
  • Я оглянулся и встретился с черными от гнева Лелиными глазами.    (24, 362);
  • Лицо его почернело. (24, 337);
  • Мистечиский поэт с туманными зрачками и туманными мыслями. (24, 313).

2. Нередко «черный» используется для обозначения цвета одежды:

  • Моя серая гимназическая шинель промокла и почернела (23, 57);
  • На крыльце нас встретила тетушка Дозя, вся в черном, с сухими, выплаканными глазами. (23, 11);
  • Викентия Ивановна всегда ходила в трауре и черной наколке. (23, 27);
  • Шарманщик снял черную пыльную шляпу и вытер ею лицо. (23, 53);
  • Монастырские послушники - бледные юноши в рясах и черных лакированных поясах - угощали нас щами из крапивы и сушеной камсы. (23, 128);
  • Когда Марусю вызывали к доске, она злобно молчала, крепко стиснув губы, и теребила край черный передника. (23, 188);
  • На человеке были черные солдатские штаны с выгоревшими красными кантами. (23, 207);
  • Она ходит в черном атласном платье. (23, 239);
  • На диване против картины сидела седая полная дама в черном.        (23, 238);
  • В нем в черных футлярах лежали бриллиантовые серьги. (24, 389);
  • …с черным галстуком-бабочкой. (24, 363);
  • Он кашлял в темный платок, глаза его блестели, - у него, очевидно, был жар. (24, 327).

3. Черный цвет обозначает конкретные понятия окружающего мира,    природы:

  • Мотыльки садились ей на руки и на черный чепец. (23, 209);
  • Болота почернели. (23, 202);
  • Только ветер уныло гулял над черной, присыпанной снегом равниной. (23, 224);
  • … этот мрачный перелет облако… (23, 248);
  • Вода в реке чернела. (23, 258);
  • И на землю упали пречерные тучи. (23, 200);
  • На горизонте темнела громада корабля. (24, 400);
  • Тростинки ображались темными стенами в её голубине. (24, 378);
  • За окном помчались, пересекаясь, черные запасные пути. (24, 366);
  • В воронке было черно от жирних и круглих, как гутаперчивые пузыри, головастиков. (24, 359);
  • Высокие черные распятия стояли на перехрестках. (24, 358);
  • К его ногам бросали цветы - темне розы. (24, 322);
  • Москва как бы съеживалась, пряталась под черные зонты и поднятые воротники пальто. (24, 320);
  • В комнаты падала тень от старих почерневших деревьев, и потому в квартире всегда було сумрачно и холодно. (24, 308);
  • Были видны…,  пусте дорожки зоологического сада и большой пруд с черной водой. (24, 307);
  • За всю дорогу до Москвы мы втроем сьели толко одну окаменелую булку с изюмом и выпили бутылку мутной воды. (24, 307);
  • Лекции шли своим порядком в аудиториях, а студенческая - очень бурная и шумная жизнь шла воим порядком, не зависимо от лекий, в длинных и темних университетских коридорах. (24, 304);
  • Темная ночь вривалась в открытое окно неосвещенного трамвая порывистым ветром. (24, 401);
  • Однажды в дождливый день в мой вагон вошел пасажир в черной шляпе. (24, 321).

     Итак, группа черного цвета занимает одно из главных мест в «Повести о жизни» К. Паустовского. Целенаправленный анализ текста позволяет на примере  группы черного цвета говорить о том, что автор владеет краской даже не на уровне цветописи, а на уровне «тонописи». 
 

Микрополе белого цвета и его оттенков 

       В Словаре синонимов русского языка З. Александровой находим следующие оттенки белого цвета: молочный, белоснежный, лилейный, белесый.

     В Словаре А. Евгеньевой находим: белоснежный, молочный, снежный, лилейный, кипенный, белокипенный.

     В исследуемом тексте К. Паустовского: белый, белокурый, бледный, бесцветный, светлый.

     Белый цвет - один из самых употребительных (66 единиц) в «Повести о жизни» К. Паустовского.

     Цветообозначения группы белого цвета называют всё многообразие предметов и явлений мира; само родовое понятие «белый» обладает неограниченной сочетаемостью. Анализируемый материал дает возможность выделить следующие тематические группы белого цвета:

1.  Номинация «белый» обозначает цвет одежды:

  • Я открыл на минутку глаза и увидел около своего лица пышную вышивку на белоснежных рукавах тетушки Дози. (23, 20);
  • Меня поразили загорелые офицеры в белых кителях с золотыми кортиками, маслянистое тепло машинных отделений. (23, 25);
  • Она не входила - она влетала, как тонкая сверкающая птица, в белом платье из легкого шелка с треном и буфами. (23, 37);
  • Молодая женщина в белом платке тихо вскрикнула. (23, 200);
  • Смутно белели платья женщин, шелестели деревья, иногда над головой мерцали зарницы. (23, 210);
  • …женщина в белом твердом платье. (23, 226);
  • Белые брюки с золотыми лампасами и штрипками на лакированных ботинках… (23, 226);
  • Белое шелковое платье легко обхватывало ее и спадало на стол.      (23, 243);
  • Ее белое платье казалось слишком нарядным даже для этой июньской ночи. (23, 258);
  • Нас было трое пассажиров - пожилой землемер, молодая женщина в белом оренбургском платке и я. (24, 306);
  • Мелкий уголь хрустел под ногами. От него белый платок женщины вскоре сделался серым. (24, 306);
  • Среди белых бинтов остро блестели, как у хорька, его маленькие глаза. (24, 345);
  • Страна, которая молчит вся в белом-белом, как новобрачная, одетая в покров. (24, 350);
  • И странно вязались с этими снегами и стихами белоснежные косынки и халаты сестер, когда они по утрам обходили поезд. (24, 352);
  • … старая дама в белоснежной крахмальной кофточке с черным галстуком-бабочкой… (24, 363);
  • Кожаная белая безрукавка была небрежно накинута на его плечи.    (24, 380);
  • Он снял китель с георгиевским крестом и в одной белоснежной рубашке пошел на кухню. (24, 383).

2. Номинация «белый»  служит для обозначения цвета предметов:

  • Нашел Остап на кладбище ее могилу из белого мрамора-камня, глянул, и сердце у него сорвалось - на камне лежала его железная роза        (23, 19);
  • В коробке перекатывались белые мягкие шарики. (23, 42);
  • Оркестр играл в деревянной белой раковине. А слушатели сидели под открытым небом. (23, 210);
  • Белые маски греческих богов и богинь висели на черных обоях.          (23, 213);

3. Белый цвет используется для характеристики внешности персонажей:

а) обозначает цвет глаз:

  • Вот Яшка Падучий - нищий с белыми глазами пропойцы. (23, 51);
  • Из белого низкого дома выходила пожилая женщина Анна Петровна, с таким загорелым лицом, что серые ее глаза казались совершенно белыми. (23, 130);
  • Отец так побледнел, что даже глаза у него сделались белыми.        (23, 160);

б) обозначает цвет частей тела:

  • После Шульгина появился Троянский - высокий, чванный, с бледным и постным лицом (23, 221);
  • Она играла с нами и носилась с хохотом по навощенным полам - стройная, тоненькая с растрепанными белокурыми волосами и чуть приоткрытым свежим ртом. (23, 35);
  • Потом вошел Кузьмин - очень высокий, очень худой, с белыми пальцами. (23, 213);

в) служит для описания психоэмоционального состояния человека:

  • Впереди ползла седая женщина с белым исступленным лицом  (23, 29);
  • Он был очень бледен. (23, 221);
  • Опустив глаза, она поблагодарила меня за помощь и побледнела от смущения. (23, 257);
  • …золотистым и бледным показалось мне лицо польской девушки…   (24, 358);
  • Это была своенравная девушка с немного тягучим голосом и всегда бледным, как бы от скрытого волнения, лицом. (24, 361);
  • Он старался казаться весёлым, но побледнел от злости до того, что маленький шрам у него на губе стал совершенно прозрачным.           (24, 384);
  • бледный чахоточный человек… (24, 390).

4. Белый цвет обозначает конкретные понятия окружающего мира,    природы:

  • Прозрачное, небывало густое небо - дорога перелетных стай - простиралась над городом в сиянии тускнеющего солнца. (24, 310);
  • Из него повалил белый дым. (24, 333);
  • Когда я писал эту открытку я видел в своем воображении белый низкий дом. (24, 342);
  • От этих обратных рейсов осталось воспоминание, как о сплошных снегах, их белизне, заливавшей своим светом вагон… (24, 349);
  • …свет солнца казался беловатым (24, 356);
  • Целые дни напролет я протирал белые стены вагона скипидаром… (24, 355);
  • Воздух был бледен (24, 354);
  • И все так же золотисто и бледно, блестели поля и маленькие реки текли по ним, медленно переливая по песчаному дну золотистую и бледную воду. (24, 358);
  • На горизонте обозначилась светлая полоса неба… (24, 369);
  • белые, как мел, дороги, обрамленные тополями. (24, 371);
  • На клумбах склонялись какие-то цветы в своих белых ситцевых платьях. (24, 375);
  • Около белой стены росла высокая кукуруза. (24, 394);
  • Только белел вдали одесский вокзал. (24, 395);
  • белый океанский параход. (24, 402);
  • В белизне парахода было что-то нереальное…(24, 402);
  • Госпитальный корабль перекрасили в белый цвет. (24, 402).
 

     Таким образом, можно сделать заключение о широкой сфере употребления К. Паустовским цветообозначений группы белого цвета. Только цвета группы красного и черного можно поставить рядом с белым по частоте употребления. При этом номинация «белый» служит для обозначения, как конкретных понятий окружающего мира, так и абстрактных понятий.  

Микрополе красного цвета и его оттенков 

    В Словаре синонимов русского языка З. Александровой отмечены такие оттенки красного цвета: багровый, багряный, алый, пунцовый, пурпурный, рдяный, огненный, огневой, пламенный, рубиновый, коралловый, кровавый, кумачовый, карминный, кармазинный, червонный (устар.).       

Информация о работе Номинация цвета в произведении Константина Паустовского «Повесть о жизни»