Каждый писатель, поэт, используя общеязыковые
значения и отношения слов, создавая собственную
картину мира, переосмысляет их и тем самым
способствует дальнейшему развитию как
внутрисистемных отношений между членами
данной лексико-семантической группы,
так и включению этих элементов во взаимодействие
с другими лексико-семантическими группами.
2.1. Состав
и функционирование лексем колористической
гаммы писателя
Микрополе
черного цвета и его оттенков
В Словаре синонимов русского языка З.
Александровой отмечены такие оттенки
черного цвета: агатовый, смоляной, вороной,
цвета воронова крыла; черный как ночь;
черный как смоль.
В
Словаре А. Евгеньевой: черноволосый, черноголовый,
агатовый, смольной, угольный, вороной.
В
исследуемом тексте К. Паустовского: черный,
чернел, темные.
Прилагательное
«черный» - одно из самых употребляемых
цветообозначений (67 примеров) из зафиксированных
в тексте произведения «Повесть о жизни»
К. Паустовского. Наряду с прилагательными,
обозначающими белый, красный и серый,
ему принадлежит ведущее место в колористической
гамме, использованной носителем.
Систематизируя
материал по использованию писателем
черного цвета, приходим к установлению
следующих групп обозначенных им предметов
и явлений:
1. «Черный»
используется для описания внешности
героев:
- До сих пор
я подозрительно отношусь к людям с
черными, как
маслины, круглыми глазками. (23, 186);
- Ее
черный глаз замечал малейший
непорядок в доме
(23, 20);
- Черные
упрямые усики пробивались у него над
губой. (23, 232);
- Только
черные ее глаза смеялись, когда
она смотрела на меня.
(23, 215);
- Мать, осунулась,
почернела, но уже не плакала,
только часами сидела на отцовской могиле.
(23, 239);
- Судьба
подкинула нам темную личность.
(24, 384);
- … маленький
чернявый солдат с поднятым воротником
шинели. (24, 367);
- Я оглянулся
и встретился с черными от
гнева Лелиными глазами.
(24, 362);
- Лицо его
почернело.
(24, 337);
- Мистечиский
поэт с туманными зрачками
и туманными мыслями.
(24, 313).
2. Нередко
«черный» используется для обозначения
цвета одежды:
- Моя серая
гимназическая шинель промокла и
почернела (23, 57);
- На крыльце
нас встретила тетушка Дозя, вся в
черном, с сухими, выплаканными
глазами. (23, 11);
- Викентия
Ивановна всегда ходила в трауре и
черной наколке.
(23, 27);
- Шарманщик
снял черную
пыльную шляпу и вытер ею лицо.
(23, 53);
- Монастырские
послушники - бледные юноши в рясах и
черных лакированных поясах
- угощали нас щами из крапивы и сушеной
камсы. (23, 128);
- Когда Марусю
вызывали к доске, она злобно молчала,
крепко стиснув губы, и теребила край
черный передника.
(23, 188);
- На человеке
были черные
солдатские штаны с выгоревшими красными
кантами. (23, 207);
- Она ходит
в черном атласном платье.
(23, 239);
- На диване
против картины сидела седая полная дама
в черном.
(23, 238);
- В нем в
черных футлярах лежали бриллиантовые
серьги. (24, 389);
- …с
черным галстуком-бабочкой.
(24, 363);
- Он кашлял
в темный платок, глаза его
блестели, - у него, очевидно, был жар.
(24, 327).
3. Черный
цвет обозначает конкретные понятия окружающего
мира, природы:
- Мотыльки
садились ей на руки и на черный
чепец. (23, 209);
- Болота
почернели.
(23, 202);
- Только
ветер уныло гулял над
черной, присыпанной снегом равниной.
(23, 224);
- … этот
мрачный перелет облако…
(23, 248);
- Вода в реке
чернела.
(23, 258);
- И
на землю упали пречерные
тучи. (23, 200);
- На горизонте
темнела громада корабля.
(24, 400);
- Тростинки
ображались темными стенами
в её голубине. (24, 378);
- За окном
помчались, пересекаясь,
черные запасные пути.
(24, 366);
- В воронке
было черно от жирних и круглих,
как гутаперчивые пузыри, головастиков.
(24, 359);
- Высокие
черные распятия стояли на перехрестках.
(24, 358);
- К его ногам
бросали цветы - темне розы.
(24, 322);
- Москва
как бы съеживалась, пряталась
под черные зонты и поднятые
воротники пальто.
(24, 320);
- В комнаты
падала тень от старих
почерневших деревьев, и потому
в квартире всегда було сумрачно и холодно.
(24, 308);
- Были видны…,
пусте дорожки зоологического сада и большой
пруд с черной
водой. (24, 307);
- За всю дорогу
до Москвы мы втроем сьели толко одну окаменелую
булку с изюмом и выпили бутылку
мутной воды.
(24, 307);
- Лекции
шли своим порядком в
аудиториях, а студенческая
- очень бурная и шумная жизнь шла воим
порядком, не зависимо от
лекий, в длинных и
темних университетских коридорах.
(24, 304);
- Темная
ночь вривалась в открытое окно неосвещенного
трамвая порывистым ветром.
(24, 401);
- Однажды
в дождливый день в мой вагон вошел пасажир
в черной шляпе.
(24, 321).
Итак,
группа черного цвета занимает одно из
главных мест в «Повести о жизни» К. Паустовского.
Целенаправленный анализ текста позволяет
на примере группы черного цвета говорить
о том, что автор владеет краской даже
не на уровне цветописи, а на уровне «тонописи».
Микрополе
белого цвета и его оттенков
В Словаре синонимов русского языка З.
Александровой находим следующие оттенки
белого цвета: молочный, белоснежный, лилейный,
белесый.
В
Словаре А. Евгеньевой находим: белоснежный,
молочный, снежный, лилейный, кипенный,
белокипенный.
В
исследуемом тексте К. Паустовского: белый,
белокурый, бледный, бесцветный, светлый.
Белый
цвет - один из самых употребительных (66
единиц) в «Повести о жизни» К. Паустовского.
Цветообозначения
группы белого цвета называют всё многообразие
предметов и явлений мира; само родовое
понятие «белый» обладает неограниченной
сочетаемостью. Анализируемый материал
дает возможность выделить следующие
тематические группы белого цвета:
1. Номинация
«белый» обозначает цвет одежды:
- Я открыл
на минутку глаза и увидел около своего
лица пышную вышивку на
белоснежных рукавах тетушки
Дози. (23, 20);
- Меня поразили
загорелые офицеры в
белых кителях с золотыми кортиками,
маслянистое тепло машинных отделений.
(23, 25);
- Она не входила
- она влетала, как тонкая сверкающая птица,
в белом платье из легкого
шелка с треном и буфами.
(23, 37);
- Молодая
женщина в белом платке тихо
вскрикнула. (23, 200);
- Смутно
белели платья женщин, шелестели
деревья, иногда над головой мерцали зарницы.
(23, 210);
- …женщина
в белом твердом платье.
(23, 226);
- Белые
брюки с золотыми лампасами и штрипками
на лакированных ботинках…
(23, 226);
- Белое
шелковое платье легко обхватывало ее
и спадало на стол.
(23, 243);
- Ее
белое платье казалось слишком
нарядным даже для этой июньской ночи.
(23, 258);
- Нас было
трое пассажиров - пожилой землемер, молодая
женщина в белом оренбургском
платке и я. (24, 306);
- Мелкий
уголь хрустел под ногами. От него
белый платок женщины вскоре
сделался серым. (24, 306);
- Среди
белых бинтов остро блестели,
как у хорька, его маленькие глаза.
(24, 345);
- Страна,
которая молчит вся в
белом-белом, как новобрачная,
одетая в покров. (24, 350);
- И странно
вязались с этими снегами и стихами
белоснежные косынки и халаты
сестер, когда они по утрам обходили поезд.
(24, 352);
- … старая
дама в белоснежной крахмальной
кофточке с черным галстуком-бабочкой…
(24, 363);
- Кожаная
белая безрукавка была небрежно
накинута на его плечи.
(24, 380);
- Он снял
китель с георгиевским крестом и в одной
белоснежной
рубашке пошел на кухню.
(24, 383).
2. Номинация
«белый» служит для обозначения цвета
предметов:
- Нашел Остап
на кладбище ее могилу из
белого мрамора-камня, глянул,
и сердце у него сорвалось
- на камне лежала его железная роза
(23, 19);
- В коробке
перекатывались белые
мягкие шарики. (23, 42);
- Оркестр
играл в деревянной
белой раковине. А слушатели
сидели под открытым небом.
(23, 210);
- Белые
маски греческих богов и богинь висели
на черных обоях.
(23, 213);
3. Белый
цвет используется для характеристики
внешности персонажей:
а) обозначает
цвет глаз:
- Вот Яшка
Падучий - нищий с
белыми глазами пропойцы. (23,
51);
- Из белого
низкого дома выходила пожилая женщина
Анна Петровна, с таким загорелым лицом,
что серые ее глаза казались совершенно
белыми.
(23, 130);
- Отец так
побледнел, что даже глаза у него
сделались белыми.
(23, 160);
б) обозначает
цвет частей тела:
- После Шульгина
появился Троянский
- высокий, чванный, с
бледным и постным лицом
(23, 221);
- Она играла
с нами и носилась с хохотом по навощенным
полам - стройная, тоненькая с растрепанными
белокурыми волосами и чуть
приоткрытым свежим ртом.
(23, 35);
- Потом вошел
Кузьмин - очень высокий, очень худой, с
белыми пальцами.
(23, 213);
в) служит
для описания психоэмоционального состояния
человека:
- Впереди
ползла седая женщина с
белым исступленным лицом
(23, 29);
- Он был очень
бледен.
(23, 221);
- Опустив
глаза, она поблагодарила меня за помощь
и побледнела от смущения.
(23, 257);
- …золотистым
и бледным показалось мне лицо
польской девушки…
(24, 358);
- Это была
своенравная девушка с немного тягучим
голосом и всегда
бледным, как бы от скрытого волнения,
лицом. (24, 361);
- Он старался
казаться весёлым, но
побледнел от злости до того,
что маленький шрам у него на губе стал
совершенно прозрачным.
(24, 384);
- …бледный
чахоточный человек…
(24, 390).
4. Белый
цвет обозначает конкретные понятия окружающего
мира, природы:
- Прозрачное,
небывало густое небо
- дорога перелетных стай
- простиралась над городом в сиянии тускнеющего
солнца. (24, 310);
- Из него
повалил белый дым. (24, 333);
- Когда я
писал эту открытку я видел в своем воображении
белый низкий дом. (24, 342);
- От этих
обратных рейсов осталось воспоминание,
как о сплошных снегах, их
белизне, заливавшей своим светом
вагон… (24, 349);
- …свет солнца
казался беловатым…
(24, 356);
- Целые дни
напролет я протирал
белые стены вагона скипидаром…
(24, 355);
- Воздух
был бледен…
(24, 354);
- И все так
же золотисто и бледно, блестели
поля и маленькие реки текли по ним, медленно
переливая по песчаному дну золотистую
и бледную воду.
(24, 358);
- На горизонте
обозначилась светлая полоса
неба… (24, 369);
- …
белые, как мел, дороги, обрамленные
тополями. (24, 371);
- На клумбах
склонялись какие-то цветы в своих
белых ситцевых платьях.
(24, 375);
- Около
белой стены росла высокая кукуруза.
(24, 394);
- Только
белел вдали одесский вокзал.
(24, 395);
- …белый
океанский параход.
(24, 402);
- В
белизне парахода было что-то
нереальное…(24, 402);
- Госпитальный
корабль перекрасили в
белый цвет.
(24, 402).
Таким
образом, можно сделать заключение о широкой
сфере употребления К. Паустовским цветообозначений
группы белого цвета. Только цвета группы
красного и черного можно поставить рядом
с белым по частоте употребления. При этом
номинация «белый»
служит для обозначения, как конкретных
понятий окружающего мира, так и абстрактных
понятий.
Микрополе
красного цвета и его оттенков
В
Словаре синонимов русского языка З. Александровой
отмечены такие оттенки красного цвета:
багровый, багряный, алый, пунцовый, пурпурный,
рдяный, огненный, огневой, пламенный,
рубиновый, коралловый, кровавый, кумачовый,
карминный, кармазинный, червонный (устар.).