Номинация цвета в произведении Константина Паустовского «Повесть о жизни»

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 20:57, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования являются языковые единицы, содержащие цветовую семантику.
Предмет исследования - семантические, структурно-функциональные особенности колористических лексем в художественном произведении К. Паустовского.
Материалом нашего исследования послужили более 200 + 130 номинативных единиц, извлеченных методом сплошной выборки.
Цель работы: анализ общеязыковых и индивидуально-авторских цветообозначений в прозе К.Паустовского.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА І. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦВЕТООБОЗНАЧЕНИЙ…………………….…………………………………...5
Цвет как объект междисциплинарного изучения………………....5
Цвет как объект рассмотрения лингвистических дисциплин…………………………………………………………....9
Классификации наименований цвета в лингвистической литературе…………………………………………………………..13
Выводы по главе……………………………………………………15
ГЛАВА ІІ. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОЛОРАТИВОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЫ КОНСТАНТИНА ПАУСТОВСКОГО…………..…………………………………………………..17
2.1 Состав и функционирование лексем колористической гаммы
писателя………………………………………………………………..18
Выводы по главе…………………….…………………………………28
Заключение…………………………………………………………………….…29
Список использованной литературы………………………………………...…30

Файлы: 1 файл

КУРСОВА РОБОТА 2010 Готова.docxhjud.doc

— 645.97 Кб (Скачать)

    В Словаре А. Евгеньевой: алый, рдяный, пунцовый, кровавый, кумачовый, карминный, киноварный, рубиновый, гранатовый, шарлаховый, червонный, червленый (нар. поэт.).         В «Повести о жизни» К. Паустовского: красный, пурпурный, багровый, рыжий, вишнево-красный, красноватый, розовый. Красный цвет, наряду с черным и белым, можно назвать основной краской, используемой автором в произведении, создающей тон для разноцветия авторской палитры.                                                                                               

    Широко пользуясь  цветописью, К. Паустовский задействует весь объем выработанных историей обозначений цвета группы красного, но в то  же время лишает значений абстрактности само цветообозначение «красный».

    За счет этого многообразие красок исследуемой группы  позволяет с точностью до нюансов передать цвет многих предметов и явлений.                Анализируемый текст позволяет выделить такие тематические группы:

1. «Красный» для обозначения цвета предметов:

  • Я зажег фонарик с красным стеклом. (23, 122).
  • Фонарик осветил багровым светом тесный чулан и пыльную рухлядь, сваленную на полках. (23,122);
  • В свете красного фонаря маска оживала. (23, 122);
  • Красные поплавки неподвижно стояли в воде. (23, 24);
  • И мне было почему-то неловко, что рядом со мной стоит мама с красным зонтиком от солнца и что я пришел к Гале не один. (23, 27);
  • Широкую лестницу устлали красными коврами. (23, 183);
  • Она зажигала у себя в комнате лампу с розовым стеклянным абажуром в виде большого тюльпана…(24, 306);
  • В нем в черных футлярах, оклеенных внутри лиловым бархатом, лежали бриллиантовые серьги. (24, 389);
  • Были видны красные кирпичные брандмауэры пресненских домов, избитые снарядами еще во времена декабрьского восстания пятого года… (24, 307);
  • Миуский парк помещался на лесной улице, в красных почерневших от копоти кирпичных корпусах. (24, 314);
  • …поставила на стол граммофон с красной трубой… (24, 319);
  • …долго смотрел на длинный поезд с красными крестами на стенах вагонов. (24, 349);
  • Я увидел низкий дом полустанка с красной черепичной крышей. (24, 394).

2. «Красный» для обозначения цвета тканей, одежды:

  • Ксендз привстал и схватил Брегмана за красный вылинявший кушак     (23, 10);
  • Только худой кардинал в пурпурной сутане с широким фиолетовым кушаком, стягивавшим его тонкую талию, стоял во весь рост… (23, 32);
  • Первым выглянул прыщавый юноша в лиловой рубахе. (23, 168);
  • Его широкие, как у цыгана, штаны  были подпоясаны красным кушаком. (23, 203);
  • …носит только лиловые платья. (23, 249);
  • За дверью открылась горница с бархатными бордовыми занавесками на окнах. (24, 353);
  • …шелковая красная лента… (24, 359);
  • …старенькая хозяйка вышивала красными цветами скатерть из жирирдовского полотна. (24, 365);
  • Красные теплушки стали серыми. (24, 393).

3. Для портретной характеристики внешности людей (цвет кожи, волос):

  • На красном лице капельмейстера бродила сладкая улыбка (23, 58);
  • В рыжеватые пышные косы она вплетала оранжевые и черные ленты. (23, 25);
  • Русалка с лиловыми глазами лежала в цинковой ванне. (23, 63);
  • Король недовольно смотрел на красную директорскую лысину. (23, 184);
  • Он читал, высоко подняв рыжеватую бородку (23, 224);
  • Она все время краснела, а пирожные из вазы брала вилкой. (23, 241);
  • Он поминутно вынимал из заднего кармана носовой платок и вытирал красное лицо (23, 242);
  • Он снимал фуражку, вытирал лоб с красной полоской, натертой твердым околышем…(24, 376);
  • Лицо его было искажено тяжелой гримасой, белки его глаз покраснели. (24, 388);
  • На базаре сидели на табуретках красные от жары и крика торговки с закатанными рукавами. (24, 395);
  • …подошли к рыжему вологодскому ополченцу…(24, 341);
  • Вскоре после этого меня снова вызвал рыжебородый начальник парка. (24, 338);
  • Через два дня меня вызвал начальник Миуского парка, очень бородатый, очень рыжий и очень насмешливый человек. (24, 336).

4. Красный цвет обозначает конкретные понятия окружающего мира,    природы:

  • …грозовая туча, чуть подернутая розоватым цветом зари. (24, 375);
  • На клумбах склонялись какие-то цветы в своих лиловых ситцевых платьях. (24, 375);
  • Только где-то под Сухиничами я увидел и запомнил огромный, во все небо, кровавый закат. (24, 306);
  • …поросших красным щавелем… (24, 348);
  • На окраинах, в глубоких ямах, откуда брали глину, стояла красная вода. (24, 367);
  • Багровый пламень солнца скользил по их стволах, падал на песок у подножия сосен и отражался, качаясь в быстрой воде Сана. (24, 371);
  • На воде лопались рыжие пузыри. (24, 367).
 

     Текст анализируемого произведения содержит богатейший материал для исследования группы красного цвета. Необходимо отметить, что            К. Паустовский в «Повести о жизни» красным цветом щедро наделяет окружающий мир - предметы, человека, природу и по частоте употребления это цветообозначение конкурирует с цветообозначениями группы белого. 

Микрополе серого цвета и его оттенков 

          В Словаре синонимов русского языка З. Александровой отмечены такие оттенки серого цвета: дымчатый, пепельный, мышиный.                           В Словаре А. Евгеньевой: стальной, свинцовый, мышастый, пепельный, шаровый (спец.), дикий (устар.).                                                             

       В «Повести о жизни»  К. Паустовского: серый, сизый, серебряный.

       В анализируемом тексте цветообозначения группы серого цвета создают зримые портретные образы:

  • В серых ее глазах сверкали всегда крупинки золота (23, 35);
  • Я всегда помнил его немного сутулым, но стройным, изящным, темноволосым, с необыкновенно его печальной улыбкой и серыми внимательными глазами. (23, 12);
  • Серые глаза смотрели поверх голов загадочно и даже высокомерно. (23, 223);
  • Мы сидели рядом, я гладил её седые волосы и не знал, как утешить её. (24, 331);
  • С Волги лепил снег в лицо и мне было жаль промерзшего насквозь Державина, глядевшего во мрак твердыми бронзовыми глазами.      (24, 353);
  • Желтые баки торчали по сторонам его серого лица. (24, 397).

«Серый» используется для обозначения цвета тканей, одежды:

  • Мама надевала свое праздничное серое платье, а отец - черный костюм с белым жилетом (23, 37);
  • Резеда была бедной девушкой в сером заштопанном платье. (23, 34);
  • Мелкий уголь хрустел под ногами. От него белый платок женщины вскоре сделался серым. (24, 306);
  • Серебряные аксельбанты сверкали на плече. (24, 388);
  • Красные теплушки стали серыми. (24, 393).

Серый цвет обозначает конкретные понятия окружающего мира, природы:

  • Серые и липкие клеенки на столах были тоже холодные. (24, 308);
  • Серый свет сочился на лестницу из немытых окон. (24, 331);
  • серебристый блеск от волокон паутины…(24, 348);
  • На дверях у профессора Гилярова была прибита медная дощечка.     (24, 301);
  • Орудия и зарядные ящики стояли серыми шеренгами вдоль московских бульваров, дожидаясь отправки на фронт. (24, 310);
  • серые пулеметные ленты…(24, 359).
 

     Выводом к исследованию цветообозначений группы серого цвета представляется следующее утверждение: К. Паустовский довольно широко пользуется палитрой серого цвета, кроме того, писатель пользуется номинацией серого цвета исключительно для  обозначения конкретных понятий окружающего мира, природы, цвета тканей и одежды, а так же, для создания портретной характеристики людей. 

     Микрополе желтого цвета и его оттенков 

        Цветообозначение желтого цвета занимают далеко не последнее место в художественной прозе К. Паустовского. В тексте: желтый, золотой, русый, коричневый.

     В исследуемом тексте он несет не только номинативную функцию, но и содержит психологическую нагрузку. Систематизируя материал по использованию писателем желтого цвета, мы приходим к выводу, что в его восприятии желтым обозначаются:

  1. Здания, постройки:
    • Даже тротуары из желтого кирпича, покрытые маленькими лужами, казались мне теперь милыми и сказочными, как у Андерсена. (23, 211);
    • Солнце уже золотило пирамидальные тополя и горело в окнах высоких домов из желтого киевского кирпича. (24, 393).
  1. Конкретные предметы окружающего мира:
    • Библию ей заменял спрятанный в окованном сундуке ”Кобзарь” Шевченко, такой же пожелтевший и закапанный воском, как Библия. (23, 8);
    • Чуть колыхался коричневый занавес с чайкой. (23, 236);
    • Желтые чайные розы казались молодыми красавицами, потерявшими румянец от злоупотребления чаем. (23, 34);
    • Он отстегнул и повесил в передней свою новенькую чашку с позолоченным эфесом. (24, 309);
    • Под потолком горела пожелтевшая электрическая лампадка. (24, 341);
    • Это же золотые кудри, а не табак… (24, 398).
  1. Внешность героев:
    • Старики целовали ей руку, а она в ответ целовала их коричневые руки - таков был обычай. (23, 22);
    • Я смотрел на него, острое лицо его было обтянуто коричневой кожей. (23, 33);
    • Победа носилась за ним и венчала его золотым венком из его собственных растрепанных волос. (23, 168);
    • Воск капал на желтые пальцы мальчика. (23, 199);
    • Редкие желтоватые волосы падали на воротник. (23, 223);
    • Рядом с ней сидела молодая женщина с русыми косами.     (23, 238);
    • …смотрела на мальчика с землистым лицом… (24, 350);
    • золотистым и бледным показалось мне лицо польской девушки… (24, 358);
    • Боль выдавали только глаза. С каждой минутой они все сильнее выцветали, подергивались желтоватым налетом. (24, 374);
    • Желтые баки торчали, как у рыси, по сторонам его серого лица. (24, 397);
    • Звал меня раненый с коричневым, одутловатым лицом.      (24, 345);
    • Вернулся Дима - загорелый, очень уверенный в себе. (24, 309);
    • В глазах его было столько желтой злости, что я бы не хотел встретиться с этим стариком в пустом переулке. (24, 337);
    • Он был ранен в горло и лежал, хрипя и поводя желтыми глазами. (24, 340).

Информация о работе Номинация цвета в произведении Константина Паустовского «Повесть о жизни»