Номинация цвета в произведении Константина Паустовского «Повесть о жизни»
Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 20:57, курсовая работа
Краткое описание
Объектом исследования являются языковые единицы, содержащие цветовую семантику. Предмет исследования - семантические, структурно-функциональные особенности колористических лексем в художественном произведении К. Паустовского. Материалом нашего исследования послужили более 200 + 130 номинативных единиц, извлеченных методом сплошной выборки. Цель работы: анализ общеязыковых и индивидуально-авторских цветообозначений в прозе К.Паустовского.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3 ГЛАВА І. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦВЕТООБОЗНАЧЕНИЙ…………………….…………………………………...5 Цвет как объект междисциплинарного изучения………………....5 Цвет как объект рассмотрения лингвистических дисциплин…………………………………………………………....9 Классификации наименований цвета в лингвистической литературе…………………………………………………………..13 Выводы по главе……………………………………………………15 ГЛАВА ІІ. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОЛОРАТИВОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЫ КОНСТАНТИНА ПАУСТОВСКОГО…………..…………………………………………………..17 2.1 Состав и функционирование лексем колористической гаммы писателя………………………………………………………………..18 Выводы по главе…………………….…………………………………28 Заключение…………………………………………………………………….…29 Список использованной литературы………………………………………...…30
В
Словаре А. Евгеньевой: алый, рдяный, пунцовый,
кровавый, кумачовый, карминный, киноварный,
рубиновый, гранатовый, шарлаховый, червонный,
червленый (нар. поэт.). В «Повести о жизни»
К. Паустовского: красный, пурпурный, багровый,
рыжий, вишнево-красный, красноватый, розовый.
Красный цвет, наряду с черным и белым,
можно назвать основной краской, используемой
автором в произведении, создающей тон
для разноцветия авторской палитры.
Широко
пользуясь цветописью, К. Паустовский
задействует весь объем выработанных
историей обозначений цвета группы красного,
но в то же время лишает значений абстрактности
само цветообозначение «красный».
За
счет этого многообразие красок исследуемой
группы позволяет с точностью до нюансов
передать цвет многих предметов и явлений.
Анализируемый текст позволяет выделить
такие тематические группы:
1. «Красный»
для обозначения цвета предметов:
Я зажег
фонарик с красным стеклом. (23, 122).
Фонарик
осветил багровым светом тесный
чулан и пыльную рухлядь, сваленную на
полках. (23,122);
В свете красного фонаря маска оживала.
(23, 122);
Красные
поплавки неподвижно стояли в воде.
(23, 24);
И мне было
почему-тонеловко, что рядом со мной
стоит мама с красным зонтиком
от солнца и что я пришел к Гале не один.
(23, 27);
Широкую
лестницу устлали красными коврами.
(23, 183);
Она зажигала
у себя в комнате лампу с розовым стеклянным абажуром
в виде большого тюльпана…(24, 306);
В нем в
черных футлярах, оклеенных внутри лиловым бархатом, лежали бриллиантовые
серьги. (24, 389);
Были видны красные кирпичные брандмауэры
пресненских домов, избитые снарядами
еще во времена декабрьского восстания
пятого года… (24, 307);
Миуский
парк помещался на лесной улице, в красных почерневших от копоти
кирпичных корпусах.
(24, 314);
…поставила
на стол граммофон с красной трубой…
(24, 319);
…долго
смотрел на длинный поезд
с красными крестами на стенах
вагонов. (24, 349);
Я увидел
низкий дом полустанка с красной черепичной крышей.
(24, 394).
2. «Красный»
для обозначения цвета тканей, одежды:
Ксендз
привстал и схватил Брегмана за красный вылинявший кушак
(23, 10);
Только
худой кардинал в пурпурной сутане с широким фиолетовым
кушаком, стягивавшим его тонкую талию,
стоял во весь рост…
(23, 32);
Первым
выглянул прыщавый юноша в лиловой рубахе.
(23, 168);
Его широкие,
как у цыгана, штаны были подпоясаны красным кушаком.
(23, 203);
…носит
только лиловые платья.
(23, 249);
За дверью
открылась горница с бархатными бордовыми занавесками
на окнах. (24, 353);
3. Для портретной
характеристики внешности людей (цвет
кожи, волос):
На красном лице капельмейстера
бродила сладкая улыбка
(23, 58);
В рыжеватые пышные косы она вплетала
оранжевые и черные ленты.
(23, 25);
Русалка
с лиловыми глазами лежала
в цинковой ванне.
(23, 63);
Король
недовольно смотрел на красную директорскую лысину.
(23, 184);
Он читал,
высоко подняв рыжеватую бородку
(23, 224);
Она все
время краснела, а пирожные
из вазы брала вилкой.
(23, 241);
Он поминутно
вынимал из заднего кармана носовой платок
и вытирал красное лицо (23, 242);
Он снимал
фуражку, вытирал лоб с красной полоской, натертой твердым
околышем…(24, 376);
Лицо его
было искажено тяжелой гримасой, белки
его глаз покраснели.
(24, 388);
На базаре
сидели на табуретках красные от жары и крика торговки
с закатанными рукавами. (24, 395);
…подошли
к рыжему вологодскому ополченцу…(24,
341);
Вскоре
после этого меня снова вызвал рыжебородый начальник парка.
(24, 338);
Через два
дня меня вызвал начальник Миуского парка,
очень бородатый, очень рыжий и очень насмешливый человек.
(24, 336).
4. Красный
цвет обозначает конкретные понятия окружающего
мира, природы:
…грозовая
туча, чуть подернутая розоватым цветом зари.
(24, 375);
На клумбах
склонялись какие-то цветы в своих лиловых ситцевых платьях.
(24, 375);
Только
где-то под Сухиничами я увидел и запомнил
огромный, во все небо, кровавый закат.
(24, 306);
…поросших красным щавелем…
(24, 348);
На окраинах,
в глубоких ямах, откуда брали глину, стояла красная вода.
(24, 367);
Багровый
пламень солнца скользил по их стволах,
падал на песок у подножия сосен и отражался,
качаясь в быстрой воде Сана. (24, 371);
На воде
лопались рыжие пузыри. (24,
367).
Текст
анализируемого произведения содержит
богатейший материал для исследования
группы красного цвета. Необходимо отметить,
что
К. Паустовский в «Повести о жизни» красным
цветом щедро наделяет окружающий мир
- предметы, человека, природу и по частоте
употребления это цветообозначение конкурирует
с цветообозначениями группы белого.
Микрополе
серого цвета и его оттенков
В Словаре синонимов русского языка З.
Александровой отмечены такие оттенки
серого цвета: дымчатый, пепельный, мышиный.
В Словаре А. Евгеньевой: стальной, свинцовый,
мышастый, пепельный, шаровый (спец.), дикий
(устар.).
В «Повести о жизни»
К. Паустовского: серый, сизый, серебряный.
В анализируемом тексте цветообозначения
группы серого цвета создают зримые портретные
образы:
В серых ее глазах сверкали всегда
крупинки золота (23, 35);
Я всегда
помнил его немного сутулым, но стройным,
изящным, темноволосым, с необыкновенно
его печальной улыбкой и серыми внимательными глазами.
(23, 12);
Серые
глаза смотрели поверх голов загадочно
и даже высокомерно.
(23, 223);
Мы сидели
рядом, я гладил её седые волосы и не знал, как утешить
её. (24, 331);
С Волги
лепил снег в лицо и мне было жаль промерзшего
насквозь Державина, глядевшего во мрак
твердыми бронзовыми глазами.
(24, 353);
Желтые
баки торчали по сторонам его серого лица.
(24, 397).
«Серый»
используется для обозначения цвета тканей,
одежды:
Мама надевала
свое праздничное серое платье, а отец
- черный костюм с белым жилетом
(23, 37);
Резеда
была бедной девушкой в сером заштопанном платье.
(23, 34);
Мелкий
уголь хрустел под ногами. От него белый
платок женщины вскоре сделался серым. (24, 306);
Серебряные
аксельбанты сверкали на плече.
(24, 388);
Красные
теплушки стали серыми.
(24, 393).
Серый
цвет обозначает конкретные понятия окружающего
мира, природы:
Серые
и липкие клеенки на столах были тоже холодные.
(24, 308);
Серый
свет сочился на лестницу из немытых окон.
(24, 331);
…серебристый
блеск от волокон паутины…(24, 348);
На дверях
у профессора Гилярова была прибита медная дощечка.
(24, 301);
Орудия
и зарядные ящики стояли серыми шеренгами вдоль московских
бульваров, дожидаясь отправки на фронт.
(24, 310);
…серые
пулеметные ленты…(24, 359).
Выводом
к исследованию цветообозначений группы
серого цвета представляется следующее
утверждение: К. Паустовский довольно
широко пользуется палитрой серого цвета,
кроме того, писатель пользуется номинацией
серого цвета исключительно для обозначения
конкретных понятий окружающего мира,
природы, цвета тканей и одежды, а так же,
для создания портретной характеристики
людей.
Микрополе
желтого цвета и его оттенков
Цветообозначение желтого цвета занимают
далеко не последнее место в художественной
прозе К. Паустовского. В тексте: желтый,
золотой, русый, коричневый.
В
исследуемом тексте он несет не только
номинативную функцию, но и содержит психологическую
нагрузку. Систематизируя материал по
использованию писателем желтого цвета,
мы приходим к выводу, что в его восприятии
желтым обозначаются:
Здания, постройки:
Даже тротуары
изжелтого кирпича, покрытые
маленькими лужами, казались мне теперь
милыми и сказочными, как у Андерсена.
(23, 211);
Солнце
уже золотило пирамидальные
тополя и горело в окнах высоких домов
из желтого киевского кирпича.
(24, 393).
Конкретные
предметы окружающего мира:
Библию
ей заменял спрятанный в окованном сундуке
”Кобзарь” Шевченко, такой же пожелтевший и закапанный воском,
как Библия. (23, 8);
Чуть колыхался коричневый занавес с чайкой.
(23, 236);