Номинация цвета в произведении Константина Паустовского «Повесть о жизни»

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 20:57, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования являются языковые единицы, содержащие цветовую семантику.
Предмет исследования - семантические, структурно-функциональные особенности колористических лексем в художественном произведении К. Паустовского.
Материалом нашего исследования послужили более 200 + 130 номинативных единиц, извлеченных методом сплошной выборки.
Цель работы: анализ общеязыковых и индивидуально-авторских цветообозначений в прозе К.Паустовского.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА І. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦВЕТООБОЗНАЧЕНИЙ…………………….…………………………………...5
Цвет как объект междисциплинарного изучения………………....5
Цвет как объект рассмотрения лингвистических дисциплин…………………………………………………………....9
Классификации наименований цвета в лингвистической литературе…………………………………………………………..13
Выводы по главе……………………………………………………15
ГЛАВА ІІ. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОЛОРАТИВОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЫ КОНСТАНТИНА ПАУСТОВСКОГО…………..…………………………………………………..17
2.1 Состав и функционирование лексем колористической гаммы
писателя………………………………………………………………..18
Выводы по главе…………………….…………………………………28
Заключение…………………………………………………………………….…29
Список использованной литературы………………………………………...…30

Файлы: 1 файл

КУРСОВА РОБОТА 2010 Готова.docxhjud.doc

— 645.97 Кб (Скачать)

          МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ 

     ЧЕРКАССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

       ИМЕНИ БОГДАНА ХМЕЛЬНИЦКОГО 
 

          Кафедра общего и русского языкознания 

ДАШИВЕЦ Людмила Эдуардовна 
 

     Номинация цвета в произведении Константина Паустовского «Повесть о жизни» 
 

        Специальность 6.020303-

«Русский язык и литература »

студентки 2-Е курса

Учебно-научного института иностранных

языков

Дневной формы обучения 

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, и. о. доцента

Василенко Марина Петровна 
 

Черкассы  - 2011

Содержание

     ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

      ГЛАВА І. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦВЕТООБОЗНАЧЕНИЙ…………………….…………………………………...5

    1. Цвет как объект междисциплинарного изучения………………....5
    2. Цвет как объект рассмотрения лингвистических дисциплин…………………………………………………………....9
    3. Классификации наименований цвета в лингвистической литературе…………………………………………………………..13

      Выводы по главе……………………………………………………15

       ГЛАВА ІІ. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОЛОРАТИВОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЫ КОНСТАНТИНА ПАУСТОВСКОГО…………..…………………………………………………..17

           2.1 Состав и функционирование лексем колористической гаммы

                писателя………………………………………………………………..18

               Выводы по главе…………………….…………………………………28

Заключение…………………………………………………………………….…29

Список использованной литературы………………………………………...…30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Исследование колористической лексики в современном языкознании объединяют в самостоятельную отросль - лингвистику цвета, которая представлена несколькими направлениями - компаративным, психолингвистическим, когнитивным, лингвокульторологическим.

    История исследования русской литературной колористики имеет давние традиции. Выделяют труды, в которых освещены значение и фукционирование колористической лексики в поэтических текстах        ХVІІІ-ХІХ вв. (Н. Кожевникова, М. Карпенко, Д. Шмелев), изучены необычные сочетания с прилагательными цвета на материале прозы            (С. Григорчук), проанализирована символика цвета, например, красного в поэтике А. Блока (Ю. Снежков, Л. Ковалевкая), обобщены разные аспекты значения колоративов (Г. Арнольд, Р. Ивенс, Г. Тонквист), проведены сопоставительные исследования цветообозначений, например в русском и французском языках (Н. Пугач).

    Данная работа отражает исследование семантической характеристики и функционирования цветообозначений в художественной прозе                       К. Паустовского.

    Актуальность работы. Современный этап развития русистики характеризируется вниманием к языку как  к отражению этносознания. Значимое место при этом занимает номинативная система языка, которая передает особенности языкового отображения мира, отражает особенности внутреннего опыта народа, его культуру, традиции.

    Ярким фрагментом национально-языковой картины мира являются номинации цвета, так как этот номинативный материал формировался на протяжении всего исторического развития языка и эволюции народа; во-вторых, в номинациях цветообозначений отражен широкий спектр информационных каналов: зрительных, слуховых, осязательных, вкусовых, ассоциативных; в-третьих,  в литературе  цветопись - художественный прием, позволяющий автору с тонкими нюансами передать картину мира и состояния души.

    Объектом исследования являются языковые единицы, содержащие цветовую семантику.

   Предмет исследования - семантические, структурно-функциональные особенности колористических лексем в художественном произведении         К. Паустовского.

    Материалом нашего исследования послужили более 200 + 130 номинативных единиц, извлеченных методом сплошной выборки.

    Цель работы: анализ общеязыковых и индивидуально-авторских цветообозначений в прозе К.Паустовского.

    Достижение цели предполагает решение следующих задач:

  1. рассмотреть цвет как объект междисциплинарного изучения;
  2. представить теоретические основы изучения колоративов;
  3. изучить лингвистические классификации наименований цвета;
  4. проанализировать своеобразие колористической гаммы, использованной К. Паустовским.

        Настоящая работа является попыткой системно представить обозначенное явление, дать ему лингвистическую характеристику.

        Основное положение работы в виде доклада было апробировано на Всеукраинской научной конференции юных ученых «Родзинка» (г. Черкассы, 2010), Всеукраинской научной конференции юных ученых «Родзинка» (г. Черкассы, 2011).

        Исследование состоит из Введения, двух глав, Заключения, списка использованной литературы. 
     
     
     

    ГЛАВА I 

ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦВЕТОБОЗНАЧЕНИЙ    

    1. Цвет как объект междисциплинарного изучения
 

     Человек живет в цветном мире, его окружает множество цветных вещей объективной действительности. Цветопись - понятие широкое и важное. Оно заслужено привлекает внимания ученых разных отраслей науки благодаря тому, что цветовая система важна для многих  сфер человеческого общества. В химии цвет рассматривают как краситель, в физике занимаются изучением цветного света, в ботанике, зоологии цвет рассматривают как признак отдельных разновидностей животных и растений, в психологии цвет изучается с точки зрения восприятия и ощущения человека.

     В литературе цветопись - художественный прием, помогающий автору до тончайших нюансов передать картину мира и состояния человеческой души. Первым к попытке дать теоретическую оценку цветовому слову пришли поэты. Это объясняется тем, что лирическая поэзия обладает наибольшей точностью самовыражения, и поэты часто обращаются к средствам создания утонченного образа. Одним из таких средств и является цветопись.

     Прежде чем свет стал исследуемым понятием в литературе и лингвистике, он уже имел богатую историю своего изучения. Демокрит еще в 450г. до н.э. сформировал следующий тезис:«В восприятии имеется сладость, горечь, тепло, и холод, а также цвет» [7, 71]. Примечательно, что спустя 14 веков история изучения цвета позволила советскому ученому и художнику   Н. Волкову дать этому понятию такое определение: «… цвет является ощущением, производимым в глазе и мозгу светом различных волн и интенсивностей, на которые реагирует глаз. Тренированный глаз художника в состоянии различить свыше 10 цветовых тонов» [27, 71]. С давних времен цвет был тесно связан со многими ремеслами. Безусловна связь цвета с живописью и с разными видами искусства вообще, в том числе и прикладного. Обширным были не только области применения цвета, но и научные его изыскания. Благодаря этому нам известно многое о цвете из физики и оптики, а также физиологии и теории восприятия. Не случайно поэтому, что при изучении цвета в лингвистике ученые обращаются к понятиям и терминам, заимствованным из других наук ( ср. такие понятия, как цветовая гамма, цветовой спектр или континуум, фокусные точки, контрастность, насыщенность). При исследовании цветообозначений в языкознании ученые обязательно должны опираться на сведения о феномене цвета,  полученные из междисциплинарных дисциплин, а также данные об его источниках, его распространении и значении в тех или иных областях культуры, искусства и промышленности, об особенностях использования цветовых характеристик разных объектов в различных сферах человеческого бытия [12, 39].

     Если рассматривать цвет с точки зрения физического подхода, то определение цвета в физике (согласно цветовой теории И. Ньютона) сводиться к тому, что каждый цвет представляет собой световую волну, имеющую определенную длину. Таким образом, цвет - это световой поток, который при пересечении с поверхностью на множество оттенков, составляющих цветовой спектр, каждый из которых отличается своей длиной волны [6, 146].

     Начало научной рефлексии относительно феномена цветового значения Нового времени, как утверждает П. Яньшин, можно отнести к трактату        И. Гёте «К учению о цвете» и, в частности, к его тезису о «чувственно-нравственном действии цвета» [30, 24]. Однако, это утверждение противоречит мнению физиков о природе цвета. Если цвета наделены значениями, т.е. несут некое психологического каузального подхода, сформулированного в классической физике. В своих работах И. Гёте разработал свою теорию цветов, не ограничившуюся только рамками физического подхода. В физике известен «естественный цветовой круг»      И. Гёте, представляющий собой равносторонний треугольник, на вершинах которого фиксируются основные цвета. В построенную по этим вершинам окружность вписывается второй перевернутый равносторонний треугольник с вершинами, представленными составными цветами первой степени. Таким образом, на противоположных точках будут находиться два цвета - основной и составной, они и называются противоположными или дополнительными цветами [9, 297].

     Волновая теория происхождения цвета явилась основой для непрекращающихся споров о том, что первично: цвет или свет и существует ли цвет в природе вообще или это только отражательная способность поверхностей, окружающих человека объектов. Дж. Лакофф в своей работе «Женщины, огонь и опасные вещи», например, придерживается той точки зрения, что цвета в объективном мире вообще нет. По его мнению, цвет - это субъективная категория, которой не существует в природе: «…было бы ошибочным утверждать, что присущие человеку категории объективно существуют «в мире», внешнем по отношению к человеческим существам. По крайней мере, некоторые категории воплощены. Например, цветовые категории детерминированы одновременно и объективным материальным миром, и особенностями биологии человека, и человеческим мышлением. И культурными факторами» [16, 61].

     Физиологический или нейрофизиологический подход уходит корнями в физический подход и тесно связан как с ним, так и с физиологией и нейрофизиологией человека - строением его мозга и зрительных органов. В рамках этого подхода цвет тоже понимается как световой поток, который в виде светового луча, пересекаясь с сетчаткой глаза и хрусталиком, работающим как призма. Раскладывается на определенную цветовую гамму и фокусируется в разных зонах коры головного мозга. Считается, что в коре головного мозга есть четыре цветовых зоны, которые нейрофизиологически запрограммированы. Это зоны красного, желтого, зеленого и синего цветов, то есть любой человек с самого рождения способен воспринимать и различать эти цвета. Это объясняется тем, что «цветовое пространство, как перцептивное, так и семантическое. Жестко детерминировано структурой сенсорного механизма, определяющего восприятие цвета четырьмя системами предетекторов: красно-зеленого, сине-желтого, яркого и темноты» [21, 18 - 21].

     Цвет становиться интересным предметом рассмотрения и в области философии. В своей работе «Человеческое познание» Б. Рассел рассматривает понятие минимального словаря, который должен структурно составлять более сложные образования, то есть все наше знание могло бы быть выражено с помощью слов, обозначающих простые элементы. Мы могли бы различать в мире так называемый материал и его структуру. «Материал состоял бы из всех простых элементов, обозначаемых именами, тогда как структура зависела бы от отношений и качеств, для обозначения которых наш минимальный словарь имел бы соответствующие слова»       [25, 107].

      Существует целая теория эволюции цветоощущений [21, 10]. В своей работе «Цветообозначения в русском языке» Э. Онол дает описание гипотезы последовательности этапов в развитии цветоощущений. Первые периоды человеческого цветового опыта ограничивались выделением белого и черного цветов, затем следовал период возникновения красно-желтых тонов.  
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Номинация цвета в произведении Константина Паустовского «Повесть о жизни»