Фразеологизмы, их классификация и особенности перевода

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 01:00, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является исследование фразеологических единиц (ФЕ) 1 современного английского языка, заимствованных из художественно-литературных источников. Этот аспект изучения фразеологии имеет особое значение, т.к. большáя часть фразеологизмов заимствована из художественной литературы, как английского, так и других языков, и некоторые ФЕ сохранили свою первоначальную иноязычную форму. Заимствования являются одним из основных источников пополнения английской фразеологии. Особенно многочисленны заимствования из английской литературы. Имеются отдельные заимствования из литературы латинского, греческого, французского, испанского, итальянского и других языков. «Этимологическая сторона изучения фразеологизмов во многом помогает понять культуру и быт народов, у которых заимствовано то или иное фразеологическое выражение» (16).

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..……3
Фразеология как объект лингвистического исследования……………………………………………………………………….……..4
1.1. Предмет и задачи фразеологии……………………………………………………………………………….4
1.2. Эквивалентность фразеологизма слову……………………………………………………………………..………………...4
1.3. Классификация фразеологизмов……………………………………………………………….…………..5
1.4. Перевод фразеологических единиц……………………………………………....…6
Фразеологизмы, заимствованные из художественно-литературных источников………………………………………………………………………...............7
Библеизмы…………………………………………………………...……….…....7
Фразеологизмы, заимствованные из литературы Древней Греции и Древнего Рима…………………………………………………………………………………….….8
Фразеологизмы, заимствованные из английской художественной литературы XVI – XX веков…………………………………………………………………………………….…9
Шекспиризмы………………………………………………………………....9
Высказывания английских писателей XVII – XX веков, ставшие фразеологизмами современного языка……………………………………………………………………………………...11
Фразеологизмы, заимствованные из американской художественной литературы…………………………………………………………………..……………12
Фразеологизмы, заимствованные из французской художественной литературы…………………………………………………………………………..…....13
Фразеологизмы, заимствованные из немецкой и датской художественной литературы…………………………………………………………………………..…...13
Фразеологизмы, пришедшие в английский язык из испанской художественной литературы…………………………………………………………………………….…14
Фразеологизмы, связанные с арабской художественной литературой………………………………………………………………………..……..14
Заключение…………………………………………………………………...………..…16
Список литературы………………………………………………………………………..……....17

Файлы: 1 файл

Фразеологизмы.Особенности их классификации и перевода.doc

— 658.00 Кб (Скачать)

 

That’s flat

- окончательно и бесповоротно


 

В современной английской речи также используются шекспиризмы, в состав которых входят устаревшие слова, т.е. архаизмы, которые нигде кроме данной ФЕ не употребляются. Например, from whose bourne no traveller returns – там, откуда еще никто не возвращался (т.е. в царстве смерти). Слово bourne является архаизмом и обозначает границу или предел, оно употребляется в современном английском языке только в рамках данного фразеологизма.

Большое количество фразеологизмов созданных Шекспиром вошло во всеобщее употребление, что свидетельствует и о лингвистической гениальности Шекспира и о его колоссальной популярности.

 

 

2.3.2. Высказывания  английских писателей  XVII – XX веков, ставшие фразеологизмами современного языка

 

Кроме Шекспира, многие другие писатели обогатили английский фразеологический фонд. Среди них главным образом следует отметить Александра Попа, Вальтера Скотта, Джеффри Чосера, Джона Мильтона, Джонатана Свифта и Чарльза Диккенса.

 

 

Вальтер Скотт:

 

To catch smb. red-handed (“Ivanhoe”)

 

 

Beard the lion in his den (“Marmion”)

 

Laugh on the wrong side of one’s mouth (“Rob Roy”)

On one’s native path (“Rob Roy”)

A foeman worthy of smb.’s steel (“The Lady of the Lake”)

- застать кого-либо  на месте преступления, захватить кого-либо с поличным

- напасть на  опасного врага в его собственном  жилище

- приуныть после  веселья, перейти от смеха к  слезам

- на родной  земле, у себя на родине

- достойный противник, соперник


 

 

           Чарльз Диккенс:

 

Never say die (“David Copperfield”)

A bag of bones (“Oliver Twist”)

 

An Artful Dodger (“Oliver Twist”)

 

Prunes and prism (“Little Dorrit”)

 

How goes the enemy? (“Nicholas Nickleby”)

 

In a Pickwickian sense (“Pickwick Papers”)

Not to put too fine a point on it (“Bleack House”)

- не отчаивайтесь

- истощенный, измож-денный  человек, (~кожа да кости)

- прохвост, пройдоха (прозвище карманника Джона Докинса)

- жеманная манера  говорить, жеманство манерность

- как движется  наш враг - время?, который час?

- в безобидном значении

- говоря напрямик, попросту говоря, если называть  вещи своими именами


 

Высказывания других английских писателей обычно остаются цитатами и лишь в редких случаях пополняют фразеологический фонд английского языка, входя в разговорную речь. Приводим некоторые примеры таких высказываний (ниже перечисленные ФЕ  классифициро-ваны по времени создания произведения, в котором употребляется данный фразеологизм).

 

XIX век

 

Дж. Г. Байрон: (as) merry as a marriage-bell – очень веселый, жизнерадостный, полный жизни (“Childe Harold’s Pilgrimage”).

 

Т. Кемпбелл: few and far between – редкие, редко встречающиеся (“Pleasures of Hope”).

 

Дж. Пул: Paul Pry – человек, сующий нос в чужие дела, чрезмерно любопытный человек (главное действующее лицо комедии “Paul Pry”).

 

Р. Л. Стивенсон:  Dr. Jekyll and Mr. Hyde – “доктор Джекилл и мистер Хайд”, человек, воплощающий в себе два начала – доброе и злое (по имени героя повести “The Strange Case of Dr. Jekyll and Mr. Hyde”).

 

А. О. Шонесси: mover and shaker – влиятельный человек, лидер общественного мнения, делающий политику.

 

XX век

 

Дж. Берри: little Mary (разг. шутл.) - желудок, «животик» (по названию пьесы).

 

Р. Киплинг: the tail wags the dog - «хвост виляет собакой», подчиненный командует начальником (“The Conundrum of the Workshops”)

 

Ч. Сноу: corridors of power – коридоры власти (название книги)

 

Многие фразеологические единицы не были созданы самими писателями, но лишь благодаря последним получили широкое распространение в современном английском языке. Вот пример.Сравнения green like a Cheshire cat – ухмыляться, улыбаться во весь рот; (as) mad as a hatter и (as) mad as a March hare – не в своем уме, спятивший, совсем ума лишился популяризированы Л. Кэрролом в книге “Alice in Wonderland”.

 

 

2.4. Фразеологизмы, заимствованные из американской художественной литературы

 

Много ФЕ пришло в Англию из США. Они относятся к внутриязыковым заимствованиям. Некоторые из этих фразеологизмов были в свое время созданы американскими писателями и получили широкое распространение в современной английской речи.

Создатели многих оборотов известны.

 

В. Ирвинг: the almighty dollar – “всемогущий доллар” (обычно употребляется иронически); a Rip Van Winkle – “Рип Ван Уинкл”, отсталый человек (по имени проспавшего двадцать лет героя однименного рассказа).

 

Э. О’Коннор: the last hurrah – «последнее ура»; ~ лебединая песня (обычно о последней предвыборной кампании, или о политическом деятеле, завершающем свою бурную политическую карьеру. По названию романа)

 

Ф. Купер: the last of the Mohicans – последний из Могикан (по названию романа). Могикане – вымершее племя североамериканских индейцев. Популярность произведений Купера способствовала внедрению в английский язык фразеологизмов, связанных с жизнью индейцев: bury the hatchet – заключить мир, помириться, прекратить вражду (индейцы при заключении мира зарывали в землю томогавк); dig up the hatchet – начать войну (у индейцев существовал обычай перед началом военных действий вырывать зарытый в землю томогавк); go on the war-path  - вступить на путь войны, быть в воинственном настроении.

 

Дж. Лондон: the call of the wild – “зов предков”, “зов природы”, обаяние девственной природы (по названию романа); the iron heel “железная пята”, империализм (по названию романа).

 

М. Митчелл: gone with the wind – бесследно исчезнувший, канувший в прошлое (выражение стало популярным после опубликования романа М. Митчелл «Унесенные Ветром» (“Gone With the Wind) и фильма, снятого по зтому роману, было создано английским поэтом Э. Доусоном (1867 – 1900).

 

Число фразеологизмов, заимствованных из американской художественной литературы не так велико как число ФЕ, созданных английскими писателями. Но, следует отметить, что американизмы, приведенные выше, обладают наиболее яркой образностью и повышенной экспрессивностью по сравнению с высказываниями английских писателей.

 

 

2.5. Фразеологизмы, заимствованные из французской  художественной литературы

 

Французская художественная литература произвела немалый вклад во фразеологический фонд современного английского языка. Многие произведения французских писателей были переведены на английский язык и до сих пор пользуются широкой популярностью в Англии. В этом отношении следует выделить таких французских писателей, как: Франсуа Рабле, Жан Батист Мольер, Жером д’Анже, Лафонтен и др.

 Приводим примеры ФЕ, созданных французскими писателями и наиболее употребляемых в современном английском языке:

appetite comes with eating - аппетит приходит во время еды (выражение впервые встречается в сочинении «О причинах» (1515) Жерома д’Анже, епископа города Ле Ман; популяризовано Франсуа Рабле в «Гаргантюа и Пантагрюэль»); for smb.’s fair eyes (или for the fair eyes of smb.) – ради чьих-либо прекрасных глаз, не ради его заслуг, а по личному расположению, ни за что, даром (выражение из комедии Ж. Б. Мольера «Жеманницы»); an ivory tower  - «башня из слоновой кости», оторванность от жизни (выражение создано французским поэтом и критиком Сент-Бёвом и является переосмыслением библеизма).

Следует отметить, что количество ФЕ, заимствованных из французской художественной литературы в английский язык, не велико, но, несмотря на это, они часто используются английскими писателями для усиления образности и широко распространены в современной английской речи.

 

 

2.6. Фразеологизмы, заимствованные из немецкой и  датской художественной литературы

 

Фразеологические заимствования из немецкой и датской художественной литературы немногочисленны. Лишь несколько писателей Германии и Дании пополнили английский фразеологический фонд «крылатыми» выражениями. Приводим примеры этих фразеологизмов:

speech is silvern, silence is golden - «слово – серебро, молчание – золото»; пословица впервые встречается у немецкого писателя Томаса Карлейла: As the Swiss Inscription says: Sprechen ist silbern, schweigen ist golden (speech is silvern, silence is golden) (“Sartor Resartus”); storm and stress - «буря и натиск» (течение в немецкой литературе 70-80 годов XVIII века); период беспокойства, волнения; напряжение (в общественной или личной жизни), стремительный натиск (нем. Sturm und Drang – по названию пьесы Ф. Клингера); the emperor has (или wears) no clothes -  а король-то голый (выражение из сказки датского писателя  Г.Х. Андерсена «Новое платье короля» (1837 год)); an ugly duckling - «гадкий утенок» (человек, несправедливо оцененный ниже своих достоинств, проявляющихся неожиданно для окружающих; по заглавию сказки Г.Х. Андерсена о гадком утенке, который вырос и стал прекрасным лебедем).

 

 

2.7. Фразеологизмы, пришедшие в английский язык  из испанской художественной  литературы

 

В современном английском языке существует всего несколько фразеологизмов, заимствованных из испанской художественной литературы. В этом отношении следует выделить одного из наиболее знаменитых испанских писателей Мигеля Де Сервантеса Сааведра, прославившегося на весь мир произведением «Дон Кихот». Мигель Де Сервантес Сааведра является автором следующих фразеологизмов: the knight of the Rueful Countenance - (книжн.) рыцарь Печального Образа, Дон Кихот (исп. el Caballero de la triste figura. Так назвал Дон Кихота его оруженосец Санчо Панса); tilt at windmills - сражаться с ветряными мельницами, «донкихотствовать» (исп. acometer molinos de viento. Сражение с ветряными мельницами – один из эпизодов в романе «Дон Кихот»).

В настоящее время в английском языке существует много фразеологизмов испанского происхождения, но лишь те ФЕ, которые приведены выше имеют литературные корни.

 

 

2.8. Фразеологизмы, связанные с арабской художественной  литературой

 

Из сказок «Тысячи и одной ночи» в английский язык пришло несколько выражений: Aladdin’s lamp (книжн.) – волшебная лампа Аладдина (талисман, выполняющий все желания своего владельца). С этой же сказкой связана ФЕ to rub the lamp – легко осуществить свое желание; Alnascharn’s dream (книжн.) – пустые мечты, фантазирование (в одной из сказок «Тысячи и  одной ночи» говорится об Альнашаре, который на все свои деньги купил изделия из стекла и положил их в корзину, но, размечтавшись о том, как он станет богачом, и рассердившись на свою будущую жену, ударил по корзине и разбил все стекло); an open Sesame - «Сезам, откройся!»,  быстрый и легкий способ достижения чего-либо (магические слова, с помощью которых открывалась дверь в пещеру разбойников в сказке «Али-Баба и сорок разбойников»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Фразеологический фонд английского языка настолько велик, что полное его исследование не уместилось бы в рамки данной работы. Тем не менее, на примере рассмотренных фразеологизмов можно отчетливо представить, насколько разнообразны по своей семантике и выразительности ФЕ современного английского языка. Благодаря литературным произведениям писателей и поэтов, как самой Великобритании, так и разных стран мира, английский язык в настоящее время насчитывает огромное количество фразеологизмов. Но, не следует забывать и о том, что из истории и культуры различных стран мира в английский язык также пришло огромное количество фразеологизмов.

К сожалению, в современной английской речи не наблюдается использование выражений, взятых из литературы стран Азии. Широкое распространение получили лишь фразеологизмы, заимствованные из литературы стран, так или иначе территориально приближенных к Великобритании. Следует отметить, что особенно велико в английском языке число библеизмов, это, возможно, говорит о религиозности англичан.

Важным фактом является то, что все неанглийские литературные заимствования, представленные в данной работе, являются полными кальками с того или иного языка. В современном английском языке эти фразеологизмы не употребляются в иноязычной форме. Поэтому мы не можем говорить здесь о процессе ассимиляции фразеологизмов, заимствованных из художественной литературы различных стран.

В работе часто используется выражение «обогатить фразеологизмами». Надо сказать, что это не простая закономерность, ведь как говорил А.В. Кунин «фразеология – это сокровищница языка» (10), и фразеологизмы в языке являются богатством. ФЕ не только отражают культуру и быт того или иного языка, но и помогают сделать речь наиболее выразительной и эмоциональной.

Фразеология – чрезвычайно сложное явление, изучение которого требует своего метода исследования, а также использования данных других наук – лексикологии, грамматики, стилистики, фонетики, истории языка, истории, философии, логики и страноведения.

Мнения лингвистов по ряду проблем фразеологии расходятся, и это вполне естественно. Тем не менее, важной задачей лингвистов, работающих в области фразеологии, является объединение усилий и нахождение точек соприкосновения в интересах, как теории фразеологии, так и практики преподавания иностранных языков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Фразеологизмы, их классификация и особенности перевода