В 1990 г. Г. Триандис определил,
что около 70% населения всего мира живет
в коллективистских культурах. Уже один
этот факт должен быть достаточным основанием
для того, чтобы представители других
культур стремились понять ценности и
коммуникативное поведение коллективистских
культур.
Дистанция власти
- степень готовности общества
принимать неравенство распределения
власти во взаимоотношениях, в учреждениях,
организациях. Это отражается на отношении
общества к тем, кто наделен властью, и
тем, кто ее лишен. В организации этот параметр
выражается в распределении власти и статуса
на различных организационных уровнях.
В культурах с высокой дистанцией власти
подчиненные готовы к неравномерному
распределению полномочий в организации.
На шкале дистанции власти Германия, Великобритания,
Австрия, Финляндия, Дания, Норвегия расположены
низко, Франция, Бельгия и многие латиноамериканские
и ближневосточные страны - высоко.
Представители культур с высокой
дистанцией власти считают, что люди рождаются
неравными, у каждого свое место в жизни,
обусловленное сложной иерархической
структурой общества, и дистанция между
различными социальными слоями значительна.
Социальная иерархия определяет и структуру
организаций. Еще в школе детей учат тому,
что они не должны перебивать учителя
и задавать вопросы, поскольку это считается
проявлением неуважения к старшему. Для
организационных структур таких культур
характерны централизация власти, большая
численность персонала в области контроля
и проверки и строгая система ценностей,
которая определяет значимость той или
иной работы. Существует твердое убеждение
в том, что наделенные властью в корне
отличаются от рядовых членов организации,
поэтому любое проявление власти считается
нормой.
Страны с низкой дистанцией
власти придерживаются той точки зрения,
что неравенство в обществе должно быть
сведено к минимуму. Они считают, что иерархия
- это условное закрепление неравенства
людей в обществе. Подчиненные считают
себя такими же людьми, как их руководители,
и последние разделяют это мнение. Руководители
1) деловой или правительственной сфере
часто общаются с рядовыми членами общества
и стараются выглядеть демократичнее.
Боязнь неопределенности
- степень угрозы, испытываемой
обществом в неявных, двусмысленных ситуациях.
Значимость этой категории обусловлена
тем, что будущее всегда неизвестно, хотя
мы и пытаемся предсказать его. Представители
культур с высокой степенью боязни неопределенности
пытаются избегать неясных ситуаций, обезопасив
себя множеством формальных правил, неприятием
отклонений от нормы в мыслях или поведении,
верой в абсолютную истину. Их характеризует
более высокий уровень беспокойства и
стресса; они всегда заняты вопросами
безопасности и охраны, испытывают сильную
потребность в письменных инструкциях,
правилах и законах, которые придают жизни
определенность. Люди, принадлежащие к
таким культурам, предпочитают четкие
цели, подробные задания, жесткие графики
и расписания. Высокая степень боязни
неопределенности отмечена в Португалии,
Греции, Германии, Перу, Бельгии, Японии.
При низком уровне боязни неопределенности
люди недовольны чрезмерной регламентацией
и организованностью, избытком правил
и инструкций; они лучше чувствуют себя
в незапрограммированных ситуациях, которые
открывают возможность для творческого
решения проблем. Они считают, что правил
должно быть как можно меньше, надеяться
стоит не столько на экспертов и профессионалов,
сколько на самих себя. Представители
этих культур легче воспринимают непредсказуемость
жизни, их не пугают непонятные человеческие
поступки и новизна идей, они терпимо относятся
ко всему необычному, высоко ценят инициативу,
гибкость в принятии решений, готовность
идти на риск. Эти люди менее напряжены
и более раскованы. К этой категории относится
население Швеции, Дании, Норвегии, США,
Ирландии, Финляндии, Нидерландов.
Проблемы, возникающие при межкультурном
общении представителей культур, находящихся
на разных полюсах шкалы «боязнь неопределенности»,
легко предугадать: во время переговоров
представители культур с высокой боязнью
неопределенности будут стремиться медленно
и осторожно обсуждать ситуацию и принимать
решения, им потребуется тщательное и
подробное планирование, что будет вызывать
негативную реакцию представителей культур
с низкой боязнью неопределенности.
Культуры с мужским
и женским началом. Г. Хофштеде подчеркивает, что
этот параметр его классификации культур
не имеет отношения к мужчинам или женщинам,
а лишь к преобладанию определенных (более
свойственных мужчинам или женщинам) черт
в национальном характере. Мужской Г. Хофштеде
называет культуру, в которой ценится
тщеславие, стремление к успеху, признание
достижений и забота о высоком достатке,
а женской - ту, в которой превалирует значимость
межличностных отношений, сотрудничества,
стремление к пониманию и проявляется
забота об окружающих людях.
В мужской культуре в противовес
женской доминируют такие ценности, как
настойчивость, жесткость в достижении
цели, деньги, материальное благополучие.
Культуры с мужским началом, характерные,
например, для Ирландии, Филиппин, Греции,
стран Южной Африки, Австрии, Японии, Италии,
добиваются успеха в производстве, особенно
там, где надо работать продуктивно, хорошо
и быстро. Половые различия мужских и женских
ролей в этом обществе четко обозначены:
мальчиков учат быть решительными и настойчивыми,
а девочек - покладистыми и заботливыми.
Культуры с женским началом,
присущие Швеции, Норвегии, Финляндии,
Дании, Нидерландам, ценят заботу и внимание.
Мужчины не должны быть напористы, им надлежит
принимать участие в воспитании детей.
Человек и мир вокруг него являются ценностью.
В обществе проповедуется социальное
равенство полов, сочувствие неудачникам.
Втакого вида культурах наиболее успешна
деятельность в сферах обслуживания, например,
консультативные услуги или работа на
транспорте, т. е. там, где все направлено
на удовлетворение потребностей заказчика.
Это качество (женское - мужское
начало) наиболее сильно влияет на общение:
в мужских культурах преобладает склонность
к более агрессивному коммуникативному
стилю, соревнование важнее сотрудничества,
люди скорее импульсивны, чем склонны
к размышлению. Коммуникативный стиль
женских культур совсем иной.
Из 40 стран США занимают 15-е
место по шкале дистанции власти, 9-е по
боязни неопределенности (оба эти показателя
ниже среднего), 40-е по индивидуализму
(самая индивидуалистская страна) и 28-е
по мужскому-женскому началу (выше среднего).
Национальные культуры слишком
различны, чтобы взаимодействовать без
проблем. В современном мире, когда невозможно
обойтись без межкультурного общения
на самых разных уровнях - от межличностного
до межнационального, любому человеку,
вовлеченному в межкультурную коммуникацию
и заинтересованному в ее эффективности,
может помочь представление о культурном
многообразии мира, отражающее наиболее
отличные и характерные признаки той или
иной культуры.
2.2. Понятие межкультурной коммуникации
Коммуникация Коммуникация — от лат. «communicatio» — сообщение,
передача и от «communicare» — делать общим,
беседовать, связывать, сообщать, передавать — научная дисциплина(известная также
как теория коммуникации, наука о коммуникациях, коммуникационная
наука и даже — коммуникология (И. П. Яковлев), коммуникативистика или
коммуникатика а в западно-европейском
и американском наименованиях — communicationstudies,
или просто — communications), а также метадискурс (Р.
Крэйг), о процессе (социальном) «коммуникации/взаимодествия/интеракции»,
понимаемом в качестве первоосновы для
любых процессов жизни человека и общества,
а также сам этот процесс и его результаты.
Согласно И. П. Яковлеву, под коммуникацией
как наукой следует понимать научную дисциплину
о месте и роли коммуникации в обществе,
её развитии и структуре, коммуникационных
процессах и средствах и др.
Согласно С. В. Борисневу, под
коммуникацией следует понимать социально
обусловленный процесс передачи и восприятия
информации в условиях межличностного
и массового общения по различным каналам
с помощью разных коммуникативных средств.
Согласно М. С. Андрианову, под
коммуникацией следует понимать смысловой
аспект социального взаимодействия.
Согласно НикласуЛуману, под коммуникацией следует
понимать «некое исторически-конкретное
протекающее, зависимое от контекста событие»,
специфическую операцию, характеризующую
исключительно социальные системы, в ходе
которой происходит перераспределение
знания и незнания, а не связь или передача
информации или перенос «семантических»
содержаний от одной обладающей ими психической
системы к другой.
Согласно Бакстеру, а также
Силларсу и Вангелисти, коммуникация —
это средство, с помощью которого люди
конструируют и поддерживают свои отношения.
Коммуникация — это conditiosinequanon
(неисключимое, непременное условие) жизни
человека и порядка в обществе.
Далее, мы рассмотрим теории
и модели коммуникации для лучшего и более
глубокого понимания термина коммуникации.
В истории развития теории коммуникации,
С. В. Бориснев выделяет следующие её концептуализации:
Линейная (классическая) модель
коммуникации Г. Лассуэла (1948) включает
5 основных элементов коммуникативного
процесса: кто? (передаёт сообщение) — коммуникатор;
что? (передаётся) — сообщение; как? (осуществляется
передача) — канал; кому? (направлено сообщение) —
аудитории; с каким эффектом? (эффективность
сообщения) — результат.
Социально-психологическая
(интеракционистская) модель коммуникации Т. Ньюкомбо, задающая динамику
изменений, к которым будет стремиться
коммуникация. Данная модель старается
учитывать как отношения, складывающиеся
между общающимися, так и их отношения
к объекту разговора, и постулирует, что
общей тенденцией в коммуникации является
стремление к симметрии. При совпадении
отношений друг к другу уобщающихся, они
будут стремиться к совпадению их отношения
к объекту, о котором идёт речь. При несовпадении
отношения друг к другу, будет не совпадать
и отношение к объекту речи. Совпадение
отношений к объекту разговора при несовпадении
отношений друг к другу будет восприниматься
как ненормальное.
Шумовая модель коммуникации К.
Шеннона — У. Уивера дополнила линейную модель существенным
элементом — помехами (шумами), затрудняющими
коммуникацию. Авторы выделили технические
и семантически шумы — первые связаны
с помехами в передатчике и канале, а вторые
с искажением передаваемых значений при
восприятии содержания. При этом, коммуникация
концептуализировалась авторами как линейный,
однонаправленный процесс.
Факторная модель коммуникации Г.
Малецки является одним из многочисленных вариантов
развития модели коммуникации Шеннона-Вивера
включила, помимо базовых элементов, ещё
около двух десятков факторов, составляющих
контекст процесса коммуникации и активно
влияющих наего субъектов.
В циркулярной (замкнутой), сбалансированной
модели коммуникации В. Шрамма и К. Осгуда было предложено
рассматривать отправителя и получателя
информации как равноправных партнёров,
а также был сделан акцент на обратной
связи, которая уравновешивала связь прямую:
кодирование — сообщение — декодирование —
интерпретация — кодирование — сообщение —
декодирование — интерпретация.
Текстовая модель коммуникации А.
Пятигорского осмысливает коммуникацию человека с
собой и другими, которую он осуществляет
через (письменный) текст. Согласно данной
модели коммуникация всегда осуществляется
в определённой коммуникативной ситуации
связи с другими лицами
Схему (модель) коммуникации, понимаемой
как речевое событие предложил Р. Якобсон, предвосхитив ею модель Шеннона, однако
в отличие от последнего, ключевую роль
в коммуникации отвёл не информации, а
языку: от адресанта к адресату направляется
сообщение, созданное и интерпретируемое
с помощью кода, общего для всех участников
коммуникации. Кодом является язык, рассматриваемый
как система, приводящая в соответствие
чувственно данному предмету, знаку, некоторое
подразумеваемое значение. Каждый человек —
член различных коммуникационных сообществ,
а значит и носитель различных кодов. Коммуникация,
как передача сообщений всегда происходит
в контексте других сообщений (принадлежащим
к тому же акту коммуникации или связывающих
вспоминаемое прошлое с предполагаемым
будущим, задавая тем самым основополагающий
вопрос об отношении данного сообщения
к универсуму дискурса),
влияющем на кодирование и интерпретации
сообщений участниками коммуникации.[19]
Ю. М. Лотман оспаривал модель коммуникации Р. Якобсона, указывая на то, что у двух людей не может
быть абсолютно одинаковых кодов, а язык
следует рассматривать как код вместе
с его историей. При полном подобии/соответствии/эквивалентности
того что говориться и то как это воспринимается,
согласно Ю. М. Лотману потребность в коммуникации вообще исчезает,
так как становиться не о чем говорить,
а остаётся лишь передача команд. Код,
как языковая игра у Л. Витгенштейна,
индивидуализирует коммуникацию, а последняя,
таким образом, предстаёт как перевод
с языка моего «я» на язык твоего «ты».
В качестве субтрата коммуникации, в котором
происходит встреча множества кодов и
многих коммуникантов Ю. М. Лотманом рассматривается текст. Последний выступает и как память коммуникации,
и одновременно, как её границы. Ю. М. Лотман
различает «обычную» коммуникацию, которая
происходит в системе «я — он», и аутокоммуникацию,
происходящую в системе «я — я»; в рамках
аутокоммуникации сообщение приобретает
новый смысл, поскольку меняются условия,
время и контекст сообщения, то есть сообщение
перекодируется. Передача сообщения самому
себе вызывает перестройку структур собственной
личности (например, нельзя прочитать
дневник также, как он был написан). Аутокоммуникациясвязана
с любым актом авторства, так как каждый
текст несёт сообщение и самому себе. Понятие
аутокоммуникации расширяется у М. Ю. Лотмана
до понятия мышления, с необходимым, сопровождающим его процессом внутренней речи.
2.3 Собеседование как жанр делового
дискурса
Общаясь с представителем иной
культуры, мы не можем предсказывать его
поведение, основываясь на собственных
культурных нормах и правилах. Это неизбежно
приведет к недопониманию. Желая успешно
общаться, мы должны использовать свои
знания о другой культуре для составления
прогнозов и предположений. При отсутствии
таких знаний у нас мало оснований для
верного предвидения, тем более если мы
проводим собеседование.