- В высказываниях «In our company, quality is high
on the agenda», «Stop talking about the weather and let’s get down
to business…», «Our CO began to explain the plan of action to the
partners» [13, 114], фразы «on the agenda», «let’s get down
to business», «Let’s analyze the plan of action» являются
клише, то есть стереотипной формой и готовой
формулой, характеризующейся крайне высокой
устойчивостью компонентного состава.
Таким образом, если взять за 100 % сумму
высказываний анализируемого жанра
институциональный деловой дискурс, то
на фразеосхемы приходится 60 %, а на высказывание-клише
40 %. Следовательно, фразеологический аспект
носит черту широко распространенного
явления в условиях устно-разговорных
форм речи.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1.
В свете всего вышеперечисленно, мы выявили
следующее, существует огромное количество
понятий дискурса, но нет единого, данный
термин меняется вместе со временем, включая
в себя, все больше и больше понятий. Проанализировав,
интересующие нас аспекты определения
делового дискурса, мы приходим к выводу
о том, что он, как правило, выделяется
своей относительной устойчивостью и
замкнутостью. Несмотря на различия в
содержании и разнообразие жанров, деловой
дискурс в целом характеризуется рядом
общих черт. К ним, в частности, относятся:
- сжатость, компактность изложения, экономное
использование языковых средств;
- стандартное расположение материала,
нередкая обязательность употребления
присущих этому стилю клише;
- широкое использование терминологии,
номенклатурных наименований, наличие
особого запаса лексики и фразеологии,
включение в текст сложносокращенных
слов, аббревиатур.
ГЛАВА 2. ОСОБЕНОСТИ ДЕЛОВОГО ТЕКСТА В
РУСЛЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
2.1. Подходы к определению культуры,
типы культур
Любую группу людей, обладающих
своей культурой, можно охарактеризовать
следующими категориями:
— осознание себя и
пространства. Разные культуры имеют
свое представление о «комфортной индивидуальной
зоне». Чтобы чувствовать себя комфортно,
американцам требуется большее расстояние
между людьми, чем латиноамериканцам или,
например, вьетнамцам. Одни культуры достаточно
строго структурированы и формальны, другие
— гибки и неформальны. Некоторые культуры
закрыты, и место каждого индивида в
них четко закреплено, некоторые — открыты
и изменчивы. Каждая культура по-своему
оценивает личность;
- коммуникация (общение)
и язык. Система коммуникации (как
вербальной, так и невербальной) отличает
одну культуру от другой. Помимо множества
языков, существующих в мире, некоторые
имеют несколько государственных, не говоря
уже о диалектах, сленгах, жаргонах, акцентах
и других вариантах в рамках одного языка.
Общечеловеческие жесты также по-разному
интерпретируются в разных культурах.
Субкультуры (например, военная) обладают
терминологией и символикой, которая выходит
за пределы национальных границ (например,
отдание чести как приветствие среди военных
или система воинских званий);
- одежда и внешний
вид. Сюда можно отнести верхнюю
одежду и убранства (или их отсутствие),
а также украшения тела, которые отличают
одну культуру от другой. Мы все представляем
себе японское кимоно, набедренные повязки
африканских племен, английский котелок
и зонтик, индонезийский саронг или головную
повязку американских индейцев. В одних
культурах члены племени разукрашивают
лица перед боем для устрашения противника,
а в других - женщины пользуются косметикой,
чтобы продемонстрировать свою красоту.
Представители многих субкультур носят
определенный вид одежды: бизнесмены -
официальный костюм, молодежь всего мира
- джинсы, ученики, стюардессы, полицейские
- форму. В военной субкультуре устав определяет
не только форму одежды, но и длину волос,
а также другие необходимые аксессуары;
- еда и правила
поведения за столом. В разных культурах по-своему
выбирают еду, готовят, подают и едят ее.
Животных, которых считают домашними любимцами
в одной стране, например, собак, употребляют
в пищу в другой. Американцы и европейцы
любят говядину, которая считается запретной
у индусов; весь мир употребляет в пищу
свинину, которая является табу для мусульман
и евреев. Манера потребления пищи отличается
в разных культурах: кто-то ест руками,
кто-то - палочками, а кто-то пользуется
сложным набором разнообразных вилок
и ножей, щипчиков и ложечек. Но, даже используя
одни и те же приборы (например, вилку и
нож), представители разных культур по-разному
обращаются с ними. Правила поведения
за столом отличают ресторан для высшего
руководства компании от солдатской столовой,
студенческий буфет от изысканного маленького
кафе;
- время и его
восприятие. Отношение ко времени различно
в разных культурах: одни отличаются пунктуальностью,
другие обращаются со временем свободно.
В целом, замечено, что немцы, как правило,
точны, а выходцы из стран Средиземноморья
просто не задумываются об этом. В некоторых
странах статус и возраст определяют время
прибытия на деловую встречу; подчиненные
приходят первыми, а начальник - последним.
Некоторые субкультуры имеют свою систему
исчисления: час дня у гражданских определяется
как 13:00 у военных, которые очень ценят
точность и синхронизируют часы перед
началом военных операций. В некоторых
культурах люди вообще не следят за временем,
а живут по восходу и заходу солнца. Деление
года на сезоны также различно во многих
странах: мы привыкли, что год состоит
из 4 времен года, а в некоторых культурах
он делится на сезоны дождей и засухи;
- взаимоотношения. Каждая культура закрепляет
определенные человеческие отношения
в зависимости от возраста, пола, статуса,
степени родства, а также достатка, мудрости
и власти. Семья - наиболее распространенная
единица многих обществ - варьируется
от маленькой до большой. Если в западноевропейских
и североамериканских культурах семья
- это родители и дети, причем последние,
вырастая, уходят из родительского дома
и создают свои семьи, то во многих азиатских
и африканских культурах семья включает
в себя родителей, детей, бабушек, дедушек,
дядей, тетей, двоюродных братьев и сестер.
Во многих культурах дом делится на мужскую
и женскую половины. В одних культурах
распространена моногамия, в других - полигамия
или даже полиандрия (когда одна жена имеет
несколько мужей).
В некоторых культурах главой
семьи считается мужчина, и эти закрепленные
традицией взаимоотношения переносятся
на все общество, когда во главе страны
(как во главе большой национальной семьи)
стоит диктатор. Взаимоотношения между
людьми также определяются культурой:
в одних странах почитают старших, в других
их игнорируют; в одних странах женщины
должны закрывать лицо и проявлять почтительность,
покорность, в других они равны с мужчинами.
- нормы и ценности. И потребности общества, и приоритетные
формы поведения тоже определяются культурой.
В странах с невысоким уровнем развития
к основным потребностям общества относятся
еда и кров. В развитых странах ценность
приобретают деньги, материальный достаток,
звания и должности, а также закон и порядок.
В зависимости от существующей в стране
системы ценностей устанавливаются нормы
поведения членов общества, варьируемые
от вседозволенности до строгого повиновения
для детей, от неукоснительного подчинения
мужу до полного освобождения женщин.
Культурные нормы обусловливают этику
поведения на работе, формируют традиции
и ритуалы бракосочетания, рождения и
смерти, определяют границы частной жизни,
устанавливают правила хороших манер
и образцового поведения. Процесс глобализации
и развитие мировых систем коммуникаций
приводит к стиранию граней между системами
ценностей в различных культурах и ставит
на первое место общечеловеческие проблемы,
такие как загрязнение окружающей среды,
борьба с ядерной опасностью, СПИДом, наркотиками,
терроризмом и т. д.;
- система религиозных
убеждений и представлений. Наиболее сложной проблемой
является вычленение основных представлений
определенной культуры и факторов, влияющих
на отношение представителей этой культуры
к себе, к другим, к событиям в их окружении.
Во всех культурах зафиксирована боязнь
сверхъестественного, что находит выражение
в религиях и религиозных верованиях.
Религиозные традиции в различных культурах
осознанно или неосознанно влияют на наше
отношение к жизни и смерти. Западные культуры
находятся под влиянием иудейско-христианско-исламских
традиций, в то время как в восточных и
азиатских культурах преобладают буддизм,
конфуцианство, таоизм и индуизм. Религия
и система верований, распространенные
в обществе, до определенной степени зависят
от уровня развития общества: племена
и общества, находящиеся на примитивном
уровне развития, очень суеверны, что подтверждают
обряды шаманства; некоторые религии прочно
связаны с земледельческим этапом развития,
в то время как на развитой технологической
стадии все больше людей вместо религии
верят в науку;
- умственная деятельность
и методы обучения. В разных культурах люди по-разному
думают и учатся. Э. Холл считает, что разум
человека - это продукт усвоенной культуры,
который по-разному классифицирует и обрабатывает
информацию.
Все культуры в межличностном
общении используют некие невысказанные,
скрытые правила, но именно они важны для
понимания происходящих событий и межличностного
поведения. Культуры различаются своим
«чтением контекста», использованием
скрытой информации, которую несет в себе
каждая ситуация (будь то событие или общение).
Чем больше контекстуальной информаций
необходимо для понимания социальной
ситуации, тем выше сложность культуры.
И чем выше сложность культуры, тем труднее
«чужакам» правильно понять и оценить
социальную ситуацию.
Все культуры можно распределить
по шкале от наиболее до наименее «сложных»
в зависимости от того, какой объем контекстной
информации необходим для понимания обычных
жизненных ситуаций. Э. Холл считает, что
одна из функций культуры заключается
в том, чтобы создавать «плотный фильтр»
между человеком и внешним миром. Именно
культура определяет, на что мы должны
обращать внимание, а что игнорировать.
Э. Холл приводит сравнение
двух крайних степеней высоко- и низкоконтекстуальных
культур.
Высококонтекстуальные
культуры (Восток) отличает:
- невыраженная, скрытая манера
речи, многозначительные и многочисленные
паузы;
- серьезное значение придается
невербальному общению и умению
«сказать глазами»;
- избыточность информации
излишня, поскольку все и так
ясно;
- конфликт разрушителен
(представители этих культур не
любят напрямую выяснять отношения
и обсуждать проблемы);
- открытое выражение недовольства
неприемлемо ни при каких условиях.
Низкоконтекстуальные
культуры (Запад) отличает:
- прямая и выразительная
манера речи, недоверие к молчанию;
- невербальное общение
менее значимо;
- все должно быть выражено
словами и всему должна быть
дана ясная оценка, недосказанность
ассоциируется с недостаточной
информированностью говорящего;
- конфликт созидателен, так
как обсуждение выявленных проблем
и трудностей помогает принять
правильное решение;
- в отдельных случаях
возможно открытое выражение
недовольства.
Россия, в прямом и переносном
смысле находящаяся между Востоком и Западом,
и на этой шкале занимает промежуточное
положение.
Учитывая указанные различия,
легко представить, что руководители из
числа принадлежащих низкоконтекстуальным
культурам столкнутся со множеством сложностей
при общении с подчиненными из высококонтекстуальных
обществ - и наоборот. Восприятие сказанного
лишь по его форме, пренебрежение невербальными
сигналами и отсутствие представления
о значимости дополнительной информации,
заложенной в культурных нормах и традициях,
— все это мешает взаимопониманию при
межкультурном общении. С другой стороны,
излишне прямая, открытая и напористая
манера высказывания может быть чревата
срывом межкультурной коммуникации.
В Китае или Японии -человек,
не согласный с мнением говорящего, молчит,
поскольку невежливо возражать открыто,
следовательно, в этих культурах молчание
- знак несогласия. В большинстве же европейских
культур молчание свидетельствует о единодушии.
Уже только один этот пример говорит о
том, как трудно вести переговоры представителям
диаметрально противоположных культур.
Теория Хофштеде: четыре параметра сравнения
культур. Чтобы создать
условия для сотрудничества, лидеры международного
уровня должны изучать не только обычаи,
правила поведения и деловой протокол
своих партнеров -представителей других
культур, но и понимать их национальный
характер, традиции управления и образ
мышления. В этом значительно помогает
теория Хофштеде, выделяя основные параметры
для определения национального характера
культуры.
Голландский социолог Г. Хофштеде
один из первых попытался использовать
значительные статистические данные для
анализа культурных ценностей. В 80-е годы
XX в. он, стремясь выявить влияние национальных
культур на корпоративную культуру многонациональной
компании 1ВМ, проанализировал результаты
опроса ее сотрудников в 40 различных странах.
Свои выводы он свел к четырем основным
параметрам, определяющим особенности
национальных культур.
Индивидуализм —
коллективизм. Индивидуализм - общество со
свободной/нежесткой социальной структурой,
в котором каждый сам заботится о себе
и своей семье. Коллективизм - общество
с жесткой/строгой социальной структурой,
четким разделением на социальные группы
(родственные, клановые, организационные
и т. д,), внутри которых каждому индивиду
гарантирована забота и внимание остальных
в обмен на преданность группе.
В индивидуалистских культурах,
таких как Германия, США, Австралия, Великобритания,
Канада, Нидерланды, Новая Зеландия, связи
между людьми менее важны; считается, что
каждый человек должен сам позаботиться
о себе и своей семье. Выполнение поставленной
задачи превалирует над любыми личными
взаимоотношениями, личные цели важнее
групповых. Преданность индивида группе
низка, каждый человек входит в несколько
групп, переходя из одной в другую по мере
своих надобностей и так же легко меняя
место работы. В этих культурах преобладает
осознание своего «Я»; предпочтение отдается
соревнованию и конкуренции, а не кооперации
и сотрудничеству. Люди не проявляют эмоциональной
зависимости от организаций и учреждений.
Ценится право каждого на личную собственность,
частное мнение, свою точку зрения. Подчеркивается
важность индивидуальных инициатив и
индивидуального успеха, приветствуется
умение самостоятельно принимать решения.
В коллективистских культурах,
к которым относится большинство латиноамериканских
и ближневосточных стран, люди воспринимают
мир и формируют свое отношение к нему
сквозь призму группы; во главу угла ставится
преданность организации, друзьям, семье.
Коллективизм характеризуется жесткой
социальной структурой, которая разделяет
«своих» и «чужих» в группах. Большое внимание
уделяется взглядам, целям и потребностям
группы, а не индивида и гармонии в группе;
социальные нормы и обязанности определяются
группой, а личные взаимоотношения всегда
считаются важнее выполнения поставленной
задачи. Поддерживаются те ценности, которые
разделяются всеми, а не те, которые выделяют
индивида на фоне группы. Велика готовность
сотрудничества внутри группы. С самого
рождения человек является частью большой
семьи или клана, который защищает и поддерживает
его в обмен на верность и преданность.
Преобладает самосознание на уровне «мы».
Значимость человека определяется не
личными качествами, а местом в социальной
иерархии. Индивид эмоционально зависим
от организаций и учреждений. Культура
подчеркивает принадлежность каждого
к организации. Организация вмешивается
в личную жизнь. Решения принимаются коллективом.