Архаический период развития латинского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 21:39, контрольная работа

Краткое описание

Лати́нский язы́к (lingua latina), или латы́нь, - язык латино-фалискской подгруппы италийских языков индоевропейской языковой семьи.
Латинский язык является одним из наиболее древних письменных индоевропейских языков.

Файлы: 1 файл

кр по лат.docx

— 24.08 Кб (Скачать)

1 задание

 

Архаический период развития латинского языка

 

Лати́нский язы́к (lingua latina), или латы́нь, - язык латино-фалискской подгруппы италийских языков индоевропейской языковой семьи.

Латинский язык является одним из наиболее древних письменных индоевропейских языков. Латинский алфавит является основой письменности многих современных языков. В наши дни он является официальным языком Святого Престола и города-государства Ватикан, а также, отчасти, Римско-Католической церкви. Большое количество слов в европейских (и не только) языках имеют латинское происхождение.

          В историческом развитии латинского языка отмечается несколько этапов, характерных с точки зрения его внутренней эволюции и взаимодействия с другими языками. 
           Появление латыни как языка относят к середине II тыс. до н.э. В начале I тыс. до н.э. на латинском языке говорило население небольшой области Лаций (лат.Latium. Племя, населявшее Лаций, называлось латинами (лат. Latini), его язык - латинским. Центром этой области стал город Рим (лат. Roma), по имени которого объединившиеся вокруг него италийские племена стали называть себя римлянами (лат. Romani).

Первые письменные памятники латинского языка восходят, вероятно, с конца VI - начале V веков до н.е. Среди древнейших памятников - надпись на золотой застежке из города Пренесте (VI-V вв. до н. э [1], найденный в 1978 году посвятительная надпись из древнего города Сатрика (50 км к югу от Рима), датируемая последним десятилетием VI века до н. е., а также отрывок сакральной надписи на обломке черного камня, найденного в 1899 году во время раскопок римского форума, относящаяся примерно к 500 г. до н.е. В древних памятников архаической латыни относятся также многочисленные надгробные надписи, фрагменты обрядовых песен и официальные документы середины III - начале II век до н.е., из которых самые известные эпитафии римских политических деятелей Сципионов и текст сенатского постановления о святилища бога Вакха. Все это дает богатейший материал для изучения характерных черт архаической латыни.

История литературного языка начинается 240 г. до н. н.э., когда военнопленный грек Люций Ливий Андроник принес в Рим трагедию и комедию латыни как результат перевода греческих произведений, в частности Гомера "Одиссеи". 
           Крупнейшими же представителями архаического периода в области литературного языка являются комедиографы; Тит Макций Плавт (ок. 254—ок. 184 до н. э.), от которого сохранилось 20 комедий целиком и одна в отрывках; Публий Теренций Афр (190—159 до н. э.), от которого до нас дошли все шесть написанных им комедий.

 

 

 

 
Известные изречения Публия Теренция Афра: 

 

Homo sum, humani nihil a me alienum puto

Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо

Si duofaciunt idem, non esr idem

Если двое делают одно и то же, то это не одно и то же

In me omnis spesmihi est

Вся моя надежда на самого себя

Quot capita, tot sensus

Сколько голов, столько умов = сколько людей, столько и мнений


 
Вот некоторые из наиболее известных изречений, принадлежащих Плавту:

 

Flamma fumo est proxima 

Где дым, тут же рядом и огонь = нет дыма без огня 

Hac lupi, hac cani 

Здесь волки, там собаки = быть в затруднительном положении = между двух огней

Homo homini lupus est 

Человек человеку волк 

Veterrimus homini optimus amicus est 

Самый старый друг - самый лучший = старый друг лучше новых двух.


 

Архаическая литература пострадала больше, чем литература какого-либо другого периода, не только с точки зрения состава памятников, но и в смысле сохранности текста, который легко подвергался модернизации. Правда, в этом отношении судьба различных памятников была неодинакова. Так, комедии Теренция, издававшиеся, вероятно, уже самим автором в виде отдельных книг и рано ставшие предметом заботы римских грамматиков, дошли в относительно сохранной форме. Иначе обстоит дело с текстом Плавта, нашего важнейшего источника для знакомства с архаической латынью на рубеже III и II вв. до н. э.

 

2 задание

 

  1. Exponere rem – изложить обстоятельства дела
  2. In tabellas referre – занести в протокол
  3. Libellum concipere – составить заявление
  4. Removere officio – отстранить от должности
  5. Sententia absolutoria – оправдательный договор
  6. Tabella quaestionis – протокол допроса
  7. Status gvo (ante bellum) – положение, которое было (до войны)
  8. Consuetudo – altera natura – привычка – вторая натура
  9. Tertium non datur – третьего не дано
  10. Contra legem – против закона
  11. Actio in personam – личный иск
  12. Dolus malus – злой умысел
  13. Post factum – после свершившегося
  14. Conditio et impera – непременное условие
  15. Divide et impera – разделяй и властвуй

 

3 задание

 

 

Singularis

Pluralis

Notinativus

femina

feminae

Genetivus

feminae

feminarum

Dativus

feminae

feminis

Accusativus

feminam

feminas

Ablativus

femina

feminis





 

 

      Femina - женщина

 

 

 

 

 

Singularis

Pluralis

Notinativus

filia

filiae

Genetivus

filiae

filiarum

Dativus

filiae

filiis

Accusativus

filiam

filias

Ablativus

filia

filiis





 

  

      Filia - дочь 

 

Singularis

Pluralis

Notinativus

gloria

gloriae

Genetivus

gloriae

gloriarum

Dativus

gloriae

gloriis

Accusativus

gloriam

glorias

Ablativus

gloria

gloriis





  

 

       Gloria - слава 

 

Singularis

Pluralis

Notinativus

lingua

linguae

Genetivus

linguae

linguarum

Dativus

linguae

linguis

Accusativus

linguam

linguas

Ablativus

lingua

linguis




 

 

       Lingua - язык 

 

Singularis

Pluralis

Notinativus

littera

litterae

Genetivus

litterae

litterarum

Dativus

litterae

litteris

Accusativus

litteram

litteras

Ablativus

littera

litteris





             

        

       littera - буква 
 

    memoria - память 

 

Singularis

Pluralis

Notinativus

memoria

memoriae

Genetivus

memoriae

memoriarum

Dativus

memoriae

memoriis

Accusativus

memoriam

memorias

Ablativus

memoria

memoriis





  

  

 

 

4 задание

Учительница истории - magistra historiae

История Рима - historia Romae

Гнев учительницы - ira magistrate

Жизнь земледельца - vita agricolae

Земледельцы Италии - agricolae Italiae

Жизнь земледельцев Италии - vita agricolae Italiae

Поэты России - poetae Russiae

Антология поэтов России - antologia poetarum Russiae

Оливки Испании и Греции - olivae Hispaniae et Graeciae

Статуи богинь - statuae dearum

Складки тоги - plicae togae

Академия наук Росии - academia scientiarum Russiae

Колонии Рима - coloniae Romae

 

Для коллеги -ad college

Для коллег - ad collegis

С коллегами - cum collegis

Между коллегами - inter collegam

С благодарностью - cum gratis

Без задержки - sine morae

Без денег - sine pecuniae

Без знаний - sine scientiarum

В колониях - in coloniis

После бури - post plocellae

О победах Рима - de victoriae Romae

Из маслин - ex olivarum

Около виллы - apud villae

Против пиратов - contra piratas

При ad Kannais

 

5 задание

 

  1. Magistra dictat, discipulae scribunt. – Учитель диктует, ученики записывают
  2. Nauta puellam amat. – Моряк любит девушку

Nautae puellas amant – Моряки любят девушек

  1. Fabulae delectant et docent – Басни приносят наслаждение и обучают
  2. Serva ampnoram aqua implet – Рабыня наполняет амфору водой
  3. Dearum statuas rosis ornamus – Статуи богинь украшены розами
  4. Statuae villam ornant – Статуи украшаю виллу
  5. Cornelia amicis villam monstrat – Корнелия показывает друзьям виллу
  6. Epistolae amicae laetitiam praebend – Письмо друга доставило радость
  7. Historiam Romae libenter discimus – Охотно изучаем историю Риму
  8. Quid agis? Collegam adjuvo – Что делаешь? Коллегам помогаю
  9. Quid agunt? Collegas adjuvant – Что делают? Коллегам помогают
  10. Quomodo dormis – Как он спит
  11. Post cenam dormiunt, deinde ambulant – Они после обеда спят, затем гуляют
  12. Amicas doctrina superas – Наука превыше друзей
  13. Quis puellam educat – Кто воспитывает девушку
  14. Minerva dea pugnarum est, praeterea dea sapientiae est et litteras amat – Минерва – богиня войны, кроме того богиня мудрости и любит науки.
  15. Attika in tutela Minervae est – Аттика находится под защитой Минервы
  16. Panticapaeon et Theodosia in Tauria sunt, Graeciae colonia sunt – Пантикапей и Феодосия находятся в Таврии и являются греческими колониями.
  17. Scientia potential est – Знание – это сила

 

 


Информация о работе Архаический период развития латинского языка