Стратегически-инновационная функция государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 15:54, контрольная работа

Краткое описание

Несмотря на многочисленные исследования роли и места государства в инновационном развитии, в настоящее время остается ряд проблем, требующих дальнейшего изучения с точки зрения целостного и системного подхода к принципам и направлениям государственной инновационной политики и проблем инновационного развития экономики России, что предопределило выбор темы данной контрольной работы.

Оглавление

Введение
Глава 1. Стратегически инновационная функция государства
Глава 2.Теоретические основы инноваций и государственной политики в инновационном развитии экономики
Глава 3. Зарубежный опыт формирования и реализации государственной инновационной политики.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 61.17 Кб (Скачать)
 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)

ИНСТИТУТ  ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ 
 
 
 
 
 
 
 

Чибисова  Мария Евгеньевна 
 

Контрольная работа < прогнозирование и планирование>

Стратегически-инновационная  функция государства

студента 1-го курса заочной формы обучения 
 
 
 
 
 
 

Руководитель 

_______________________

(ученая  степень, ученое  звание)

_____________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Глава 1. Стратегически инновационная функция государства

Глава 2.Теоретические  основы инноваций и государственной  политики в инновационном развитии экономики

Глава 3Зарубежный опыт формирования и реализации государственной инновационной политики.

Заключение

Список литературы 
 
 
 

Введение

     Актуальность  темы контрольной работы определена тем, что формирование государственной политики, способной обеспечить инновационное развитие национальной экономики, является одной из наиболее важных и сложных задач для современной России.

     Переход экономики страны на инновационный  путь развития невозможен без формирования конкурентоспособной национальной инновационной системы. Для ее создания необходимо разработать комплексную  и эффективную систему мер  регулирования инновационной сферы, повысить не только спрос на инновации  со стороны большей части отраслей экономики, но и эффективность фундаментальной  и прикладной науки, преодолеть фрагментарность  созданной инновационной инфраструктуры. Ключевая роль в организации этого  процесса принадлежит государству  не только как его инициатору, но и как гаранту выполнения поставленных целей.

     Принятая  в ноябре 2008 г. Концепция долгосрочного  социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определила в качестве основной задачи на предстоящий период переход от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста, способной обеспечить повышение конкурентоспособности российской продукции и услуг на внутреннем и мировых рынках.

     Инновационная политика государства должна складываться на основе избранных приоритетов, их финансовой поддержки, регулирования  экономических и правовых отношений  в данной сфере. Так, за последние  несколько лет выросли инвестиции в образование, науку и инновации, принят ряд законов, в том числе  федеральный закон «Об инновационном  центре Сколково», проект федерального закона «Об инновационной деятельности в Российской Федерации», внесены  изменения в Налоговый и Гражданский  кодексы относительно регулирования  инновационной деятельности и защиты интеллектуальной собственности. Тем  не менее, доля России на мировом рынке  наукоемкой продукции составляет всего 0,3% – 0,5%, в то время как доля США  – 36 %, Японии – 30 %, Германии – 17 %. Формирование государством инновационной системы России, отвечающей перспективам долгосрочного развития страны, продолжает сталкиваться с рядом проблем экономического, административного и правового характера. 
Существенное значение для России имеет анализ мирового опыта в области проведения государственной инновационной политики и возможность его использования в российских условиях.

     Значимость  проблемы инновационного развития национальной экономики диктует необходимость  дальнейшей разработки мер и путей  повышения эффективности государственной  инновационной политики России. Существенный вклад в разработку проблем теории и практики инновационного развития и государственной политики в сфере инновационной экономики внесли отечественные и зарубежные ученые.

     Несмотря  на многочисленные исследования роли и места государства в инновационном  развитии, в настоящее время остается ряд проблем, требующих дальнейшего  изучения с точки зрения целостного и системного подхода к принципам  и направлениям государственной  инновационной политики и проблем  инновационного развития экономики  России, что предопределило выбор  темы данной контрольной работы. 

Глава 1. СТРАТЕГИЧЕСКИ  ИННОВАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ

ГОСУДАРСТВА 

     Одной из важнейших функций государства  наряду с законотворческой, социальной, экологической, оборонной является стратегически - инновационная функция. Государство призвано обеспечивать устойчивое  развитие страны с учетом интересов прошлого, настоящего и будущего поколений, вырабатывать долгосрочную стратегию социально - экономического, инновационно - технологического, экологического и территориального развития, прогнозировать кризисы и обеспечивать выход из них и преодоление их последствий, поддерживать прогрессивные структурные сдвиги и своевременное инновационное обновление экономики. Особенно возрастает значение стратегически - инновационной функции государства при переходе к новым технологическим укладам и технологическим способам производства.

       В эти периоды необходима государственная  поддержка для освоении эпохальных  и базисных инноваций в партнерстве  с предпринимательским сектором, которому затем передаются результаты  этого освоения для массового  распространения на основе волны  улучшающих инноваций. В период  неолиберальных рыночных реформ 90-х годов стратегически - инновационная функция государства была ослаблена, если не утеряна, что во многом способствовало хаотичности преобразований и углублению кризиса. Переход к оживлению экономики, стабилизация социально - политических условий и укрепление государства создали предпосылки для выработки и последовательной реализации государством долгосрочной перспективы социально - экономического развития, ядром которой является стратегия инновационного прорыва Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до  2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденными Президентом РФ 30 марта 2002 года; обеспечения инновационного прорыва, разработки основных направлений политики Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы на период до 2020 года и комплекса мероприятий по реализации этого документа (в соответствии с Протоколом совместного заседания Совета безопасности и Президиума Госсовета от 24 февраля 2004 года), утвержденным Президентом РФ 1 марта 2004 года;

стратегических  задач по повышению конкурентоспособности  отечественной продукции и обеспечению  высоких темпов экономического роста, сформулированных в посланиях Президента РФ Федеральному собранию в 2003 и 2004 годах. Понятно, что столь масштабные задачи не могут быть решены в рамках краткосрочного и долгосрочного периода. Требуется  более длительный горизонт стратегии  — 25–30 лет, охватывающий примерно половину длительности Кондратьевского цикла  и техно - логического уклада, одного поколения людей, двух -  трех поколений техники (технологий). Это обусловлено высокой конкурентоспособностью экономики, продолжительностью периода для осуществления радикальных сдвигов в технологическом уровне и структуре экономики. 

Глава 2.Теоретические основы инноваций и государственной политики в инновационном развитии экономики 

     Проблема  инноваций, рассматриваемых в качестве основного фактора развития экономики, стала предметом специального научного изучения лишь в ХХ веке. На основе анализа, обобщения и систематизации трудов отечественных и зарубежных ученых, посвященных формированию и развитию теории инноваций, выделяются четыре этапа : 
1910 – 1930-е гг. – формирование фундаментальных основ теории инноваций в рамках становления общей теории циклов и кризисов, прежде всего в экономической и технологических сферах; 
1940 – 1960-е гг. – развитие и детализация базовых инновационных идей предыдущего периода, когда исследования носили прикладной и практический характер; 
1970 – 1990-е гг. – теоретический прорыв, связанный с освоением и распространением пятого технологического уклада, становлением постиндустриального общества; 
1990е гг. по настоящее время – современный этап в развитии теории инноваций, связанный с трансформацией мировой и национальной экономики, мировыми экономическими кризисами и их последствиями. Исследователи инноваций распространили их на все сферы жизни общества, включая науку, политическую, социальную жизнь8. На данном этапе для России актуальным становится вопрос формирования современной национальной инновационной системы и разработки стратегии государственного регулирования инновационной сферы.

     Степень теоретической обоснованности любой  концепции определяется строгостью и логичностью используемого  ею специфического понятийного аппарата. В этом отношении теория инновационной  экономики отличается неоднозначностью, а иногда и противоречивостью  определений. 
При проведении исследования теоретических основ инноваций было отмечено, что в трудах ученых термины «инновация», «инновационный процесс» и «инновационная деятельность» получили широкое распространение. Однако единого понимания в их толковании нет, поскольку вместе с изменениями в экономической сфере претерпевают изменения и представления, как о сущности, так и особенностях инноваций. Существующие определения инноваций могут быть разделены на несколько групп. Согласно взглядам одних ученых, инновации рассматриваются как объект (продукт, результат, фактор). Другие ученые рассматривают инновации, как процесс. Третьи – как деятельность. 
В результате обобщения исследований в области инноваций и инновационного развития в контрольной работе предложено следующее определение данных категорий: инновация рассматривается не просто как новизна, а как новизна, внедренная в практику, т. е. обязательное введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного материального продукта, услуги, технологии; инновационный процесс – как всеобъемлющий процесс последовательного превращения идеи в товар, проходящий этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства и сбыта; инновационная деятельность – как базовые научные, технологические, организационные, финансовые и коммерческие действия, приводящие к внедрению инноваций (или задуманные с этой целью действия), обеспечивающие инновационное экономическое развитие.

     При рассмотрении различных подходов к  классификации инноваций в диссертационном  исследовании отмечается, что обобщение  и систематизация классификационных  признаков, создание на этой основе научно обоснованной классификации инноваций  имеют существенную практическую значимость, поскольку дают представление о  характеристиках того или иного  нововведения – его радикальности, значимости, направленности, степени  новизны, масштабах распространения, сфере приложения и т. д.

     При анализе государственной инновационной  политики в диссертационном исследовании предлагается дополнить общеизвестную  классификацию инноваций тремя  классификационными признаками.

     По  направлениям государственной политики выделены экономические инновации – более эффективные формы организации, специализации, кооперирования, концентрации, диверсификации производства, методов организации труда, новых финансово-кредитных институтов, управления экономическими процессами; экологические – обеспечивающие рациональное, более экономное использование вовлеченных в производство природных ресурсов, более эффективные методы их воспроизводства, уменьшающие загрязнение окружающей среды; социальные – направленные на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры.

     По  внедрению на разных хозяйственных уровнях выделены макроинновации, мезоинновации и микроинновации, что отражает общий методологический подход к исследованию экономики на макро-, мезо- и микроэкономическом уровне. Подчеркнуто значение регионального подхода, что обусловлено делением России на области, республики, округа, которым необходимы разные, отличающиеся друг от друга НИОКР в сферах их функционирования. 
По источникам финансирования предлагается выделить бюджетные инновации, финансируемые за счет государственного  
бюджета; рыночные – стимулируемые конкуренцией и ориентируемые исключительно на получение прибыли; бюджетно-рыночные – основанные на партнерстве между государством и частным сектором, что позволяет объединять ресурсы, разделять прибыли и риски в инновационной деятельности. Государство регулирует инновационное развитие путем реализации государственной инновационной политики. Под государственной инновационной политикой в контрольной работе понимаются совокупность задач, а также комплекс методов воздействия государственных структур на экономику, направленных на инициирование и повышение экономической и социальной эффективности инновационных процессов.

Информация о работе Стратегически-инновационная функция государства