Стратегически-инновационная функция государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 15:54, контрольная работа

Краткое описание

Несмотря на многочисленные исследования роли и места государства в инновационном развитии, в настоящее время остается ряд проблем, требующих дальнейшего изучения с точки зрения целостного и системного подхода к принципам и направлениям государственной инновационной политики и проблем инновационного развития экономики России, что предопределило выбор темы данной контрольной работы.

Оглавление

Введение
Глава 1. Стратегически инновационная функция государства
Глава 2.Теоретические основы инноваций и государственной политики в инновационном развитии экономики
Глава 3. Зарубежный опыт формирования и реализации государственной инновационной политики.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 61.17 Кб (Скачать)

     Роль  государственной политики в инновационном  развитии экономики проявляется  в мерах государственного регулирования  инновационной сферы. Государство  использует широкий спектр прямых мер, таких как распределение государственных  ресурсов между различными сферами  научных исследований и разработок, выполнение исследований в государственных  научных центрах и косвенных  мер, таких как налоговые льготы, поддержка малого и среднего инновационного бизнеса, формирование инновационной  инфраструктуры, трансфер технологий и пр., создающих благоприятную  для инноваций социально-экономическую  среду и непосредственно инициирующих и регулирующих инновационные процессы. В контрольной работе выделяется ряд необходимых условий (рис.), создаваемых государством для стимулирования инновационной деятельности, классифицируемых автором как экономические, финансовые, организационные, нормативно-правовые. 
 
 
 
 
 

      Рис. Условия, создаваемые государством для стимулирования инновационной  деятельности 

     Государственное регулирование инновационной деятельности вызвано недостаточностью и ограниченностью  воздействия рыночных механизмов на появление и распространение инноваций, что связано с неспособностью частных экономических агентов аккумулировать достаточные средства для реализации масштабных инноваций и сопряженностью инновационной деятельности с различными видами рисков. Исходя из этого, в работе аргументирована определяющая и инициирующая роль государственной инновационной политики, обоснованная теми направлениями, которые в состоянии взять на себя только государство.

     Одной из обязанностей государства является объемное и долгосрочное видение  развития, инновационное прогнозирование  и выбор стратегических приоритетов  – финансирование их разработки и  выбора на ее основе узкого круга стратегических инновационно-технологических приоритетов, исходя из потребностей экономики и  имеющейся базы для освоения новых  поколений техники. Кроме того, государство  формирует инновационный климат в стране, общие правовые рамки  и нормы осуществления инновационной  деятельности, обеспечивающие наилучшие  условия для освоения и распространения  инноваций в государственном  и частном секторах.

     Обязательным  направлением государственной инновационной  политики является определение стратегии  и путей осуществления инноваций  в нерыночном секторе экономики (фундаментальная наука, государственное  управление, оборона, правопорядок и  т. д.).

     В рыночной экономике невозможно возложить  на предпринимателей полноту и ответственность  за освоение и распространение базисных инноваций, определяющих конкурентоспособность  экономики страны. Такие инновации  обычно носят межотраслевой длительный и высоко рисковый характер, требуют крупных долгосрочных инвестиций с немалым сроком окупаемости, на что обычно неспособны предприниматели. В связи с этим государство призвано брать на себя начальные вложения в освоение новых технологий в партнерстве с предприятиями, постепенно увеличивая их долю и передавая в их ведение поток улучшающих инноваций.

     Государство призвано готовить кадровый потенциал  для инновационной деятельности. Речь идет как об инновационной направленности среднего и высшего образования, системы переподготовки и повышения квалификации кадров, дистанционного обучения, так и о специализированном обучении для конкретных инновационных программ и проектов, обучении малого инновационного бизнеса.

     Государство должно оказывать содействие развитию инновационной инфраструктуры и  малого инновационного бизнеса. Малые предприятия осваивают новые ниши инновационной деятельности, а инновационная инфраструктура должна содействовать взаимосвязи научно-технических достижений и производства.

     Одним из важных направлений государственной  инновационной политики является регламентация  и защита интеллектуальной собственности, ее использование, как в России, так и за рубежом.

     В этой главе проанализированы теоретические подходы к основам инновационного развития экономики, определены этапы развития теории инноваций, рассмотрен и уточнен понятийный аппарат инноваций, сформулированы методологические основы классификации инноваций, дополнена общеизвестная классификация инноваций, обоснована определяющая роль государственной политики в инновационном развитии экономики, рассмотрены ее направления, меры по реализации, выделены условия, создаваемые государством для стимулирования инновационной деятельности. 

Глава 3Зарубежный опыт формирования и реализации государственной инновационной политики. 

   Как показали результаты анализа опыта  США, стран ЕС, Японии и Китая, государственная  инновационная политика является важнейшей  частью социально-экономической политики государства. Именно государство становится ключевым субъектом управления инновационной  деятельностью в рамках проведения эффективной инновационной политики. Органы государственной власти реализуют  мероприятия по реорганизации социально-экономической  среды и модернизации экономики  в целом, что обусловливает выполнение комплекса функций – инициации, организации, формирования и регулирования, уровень комплексности осуществления  которых определяет инновационный  потенциал страны. При этом задачей  государственной инновационной  политики становится формирование эффективного инновационного механизма государственной  поддержки субъектов, занятых в  инновационной сфере.

   Развитие  инновационной сферы в разных странах является неоднородным и  отличается как в целях и формах реализации государственной инновационной  политики, так и в приоритетах  государства при ее формировании. Это связано с тем, что трансформация  государственной инновационной  политики в разных странах зависит  от:

  1. типа социально-экономической системы – национальные инновационные системы (НИС) встроены в социально-экономические системы соответствующих стран, которые оказывают определяющее влияние на формирование и функционирование инновационных систем. На уровне индивидуальных мер имеются значительные расхождения, которые вызваны различием общественных институтов, правовой структуры, политических особенностей и т. д.;
  2. акцента в исследованиях, определяющих специализацию страны, которая характеризуется определенными интеллектуальными ресурсами и научно-техническим потенциалом, определяющими ее специализацию в наиболее перспективных инновационных направлениях;
  3. методов государственной поддержки инновационной деятельности –государство играет определяющую роль в сфере НИОКР. В зависимости от социально-экономической системы используют различные методы и подходы к проведению государственной инновационной политики;
  4. взаимодействия центра и периферии – развитие инновационной сферы может происходить по отраслевому, кластерному, региональному принципам;
  5. взаимодействия государства и бизнес-сектора – активность сотрудничества определяет эффективность НИС;
  6. открытости национальной инновационной системы – НИС формируется в условиях глобализации и развития международного научно-технического сотрудничества, внешнеэкономической деятельности в сфере торговли наукоемкой продукцией.

   Несмотря  на выявленные исследовании различия и особенности проведения государственной  инновационной политики, анализ каждой из исследуемых стран позволяет  выделить множество общих черт в  ее проведении:

    • активное налоговое стимулирование инновационной деятельности;
    • программы поддержки малых инновационных фирм;
    • система защиты интеллектуальной собственности;
    • широкое распространение государственно-частного партнерства;
    • трансфер технологий из государственного сектора в промышленность;
    • поддержка развития венчурного предпринимательства;
    • формирование инновационного климата и инновационной восприимчивости в обществе;
    • четко структурированная стратегия развития на два десятилетия вперед.

         Проведенный анализ позволяет сделать вывод о  том, что из вышеуказанных успешно  апробированных в зарубежных странах  направлений государственной инновационной  политики следует исходить России в  процессе создания и совершенствования  своей инновационной системы. При  этом возможно заимствование таких  мер государственной инновационной  политики, как различные подходы  к налоговому стимулированию (по адресатам, целям, формам, временным рамкам), программы  по поддержке малого и среднего инновационного бизнеса (центры инноваций и трансфера  технологий, сети распространения технологии, информационные сети, льготное кредитование), создание эффективной патентной  системы и ее интенсивное использование  в целях усиления инновационного потенциала и конкурентоспособности  промышленности, создание эффективных  государственно-частных партнерств в сфере НИОКР, схемы передачи технологий, разработанных в государственном  секторе или при финансовой поддержке  государства, промышленным предприятиям с целью повышения их конкурентоспособности, форсайт – прогнозирование.

     Однако, используя опыт государственной  инновационной политики зарубежных стран, Россия должна выбрать свою стратегию  и приоритеты государственной инновационной  политики (с учетом национальной специфики): стратегию лидерства в тех направлениях, где российский научно-промышленный комплекс имеет конкурентные преимущества (отдельные виды наноматериалов, лазерные технологии, атомная, ракетно-космическая, авиационная промышленность); стратегию догоняющего развития в тех направлениях, где допущено значительное отставание (наноэлектроника, нанобиотехнологии, судо- и автомобилестроение); стратегию динамического наверстывания и опережающей коммерциализации результатов НИОКР в сферах, где конкурентные преимущества сочетаются с небольшим отставанием (электронная промышленность).

     В этой главе проанализирован опыт в области государственной инновационной политики на примере США, стран ЕС, Японии и Китая, рассмотрена система прямых и косвенных методов государственного регулирования инновационной сферы, их направления, цели, формы, социально-экономические результаты реализации; выявлены общие подходы и специфические особенности по формированию и реализации государственной инновационной политики в данных странах, а также определен ряд мер государственной инновационной политики, которые Россия может позаимствовать и адаптировать к своим условиям. 
 

Заключение 

     В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как  превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся  в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей  стране на протяжении многих лет разрабатывалась  в рамках экономических исследований НТП.

     В соответствии с международными стандартами  инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или  усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе  к социальным услугам. Инновация  может быть рассмотрена как в  динамическом, так и в статическом  аспекте. В последнем случае инновация  представляется как конечный результат  научно-производственного цикла (НПЦ).

     Разработка, внедрение в производство новой  продукции имеют для фирм важное значение как средство повышения  конкурентоспособности и устранения зависимости фирмы от несовпадения жизненных циклов производимой продукции. В современных условиях обновление продукции идет довольно быстрыми темпами.

     Инновационный функция- одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне. Её целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции. 
 

Список  литературы:

  1. Бондаренко Н.Е. Роль государственной инновационной политики в развитии современной экономики  – 2010.
  2. Бондаренко Н.Е. Формирование национальной инновационной системы России и ее государственное регулирование  – 2009.
  3. Просветов Г.И. Прогнозирование и планирование: 2008.
  4. Кушлин В.И. Траектории экономических трансформаций:2004.
  5. Швырков Ю.М. Государственное индикативное планирование:2007.

Информация о работе Стратегически-инновационная функция государства