Специфика управления инновационными проектами

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2011 в 19:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – систематизация и углубление знаний в области инновационной деятельности на основе методик управления проектами.

Первый раздел данной работы включает в себя теоретические основы инновационного проекта, его основные характеристики, функции и методы управления им. Второй раздел отражает специфику и различные подходы к менеджменту в сфере проектов и содержится анализ эффективности реализации инновационного проекта.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Теоретические аспекты управления инновационным проектом:

1.1 Сущность, содержание и структура инновационного проекта….......5 1.2 Классификация и этапы инновационного проекта……..…..……...13

1.3 Функции и методы управления……………………………………....15

2. Специфика управления инновационными проектами:

2.1 Стратегия управления………………………………………………...19

2.2 Оперативное управление……………………………………………..22

2.3 Системный подход в управлении……………………………………24

2.4 Принципы управления инновационным проектом…………..……..28

2.5 Анализ эффективности реализации управления проектом на примере ЗАО «Шоколадная фабрика Новосибирская»………………..……...30

Заключение……………………………………………………………………….32

Список использованных источников…………………………………………...34

Приложение

Файлы: 1 файл

курсовая по инновационному менеджменту.doc

— 363.00 Кб (Скачать)

     2) Методы сетевого планирования и управления:

       В усовершенствованном виде с разнообразным современным программным обеспечением эти методы являются центральным звеном в цепи методов управления проектами, где с их помощью выполняются следующие функции:

     а) моделирование проекта;

     б) Временной анализ проекта;

     в)   Ресурсный анализ проекта;

     г) Распределение ресурсов.

     Мониторинг  проекта — совокупность методов и процедур контроля за ходом выполнения работ проекта. На основе графика работ и отчетов исполнителей осуществляются актуализация данных модели и новые расчеты плана части проекта, оставшейся еще не выполненной. При этом с помощью компьютера ведется учет выполненных объемов, определяется расход ресурсов и затрат, формируются данные для отчетов, анализируется состояние проекта, прогнозируется ход дальнейших работ.

     3)Контроль  затрат:

       Эта часть мониторинга проекта  выделяется в самостоятельный  метод, имеющий развитую информационную  поддержку. Суть метода в том, что по ряду проектных показателей формируются наглядные графики, позволяющие вести непрерывный учет затрат и оценивать развитие проекта, соблюдение бюджета и эффективность фактических затрат.

     4) Методы управления конфликтами:

     В процессе выполнения проекта между  участниками проекта и другими заинтересованными сторонами возникают конфликты. Методы управления конфликтами позволяют их прогнозировать, оценивать и предотвращать. А в случаях их возникновения предлагают правила их разрешения.

     5)Методы управления риском:

           Совокупность методов позволяет определить и оценить риск на разных фазах развития проекта, найти пути его снижения и влияния на основные параметры проекта. В инструментарий методов управления риском входят вероятностные и альтернативные сетевые модели, имитационное моделирование, экспертные системы, теория вероятностей и надежности, робастная технология и др.

     6) Методы управления изменениями:

     В проекте в процессе его подготовки и реализации вносятся многочисленные изменения. Разработаны методы прогнозирования. оценки и зашиты проекта от изменений; процедуры и организационные формы для внесения нений; способы фиксации  изменений, организации документооборота и его корректировки в связи с изменениями.

     7) Методы организации и управления проектами

     Это один из важнейших разделов управления проектами. Он определяет правила построения рациональных организационных форм и структур, ориентированных на выполнение проектов. Устанавливает регламент и взаимоотношения между участниками проекта и командой проекта.

     8) Методы управления контрактами:

     Данные  методы направлены на упорядочение и  систематизацию подготовки, согласования, оформления контрактов, контроль их выполнения и закрытие контрактов. Сюда примыкают методы маркетинга, организация торгов, тендеров, конкурсов и аукционов.

     Эти методы помогают сформировать необходимый  состав команды проекта, организовать его эффективную работу, обеспечить управление персоналом и наладить необходимые коммуникации между участниками проекта.

     Существуют  следующие функции инновационного проекта:

  • Функция управления качеством проекта пронизывает весь жизненный цикл и включает: проектные, организационные и управленческие решения; используемые материалы, оборудование, сырье; и др.
  • Функция управления временем реализуется посредством процессов временного анализа проекта и его частей, календарного планирования работ, контроля графиков выполнения работ, их актуализации и корректировки.
  • Функция управления стоимостью - главной задачей управления стоимостью является соблюдение бюджетных рамок проекта и получение предусмотренной прибыли от его осуществления.
  • Функции управления контрактами и поставками включают процессы выбора стратегии контрактной деятельности: информационно-рекламную работу; определение состава, номенклатуры и сроков работы привлекаемы по контракту субъектов; подготовку контрактных предложений: выбор контрагентов и поставщиков путем торгов конкурсов, тендеров и др; подготовку документации на заключение контрактов; контроль за ходом их выполнения закрытие и расчет по завершенным контрактам.

     Управление проектом в целом зависит от успешной организации взаимодействия всех участников проекта и обеспечения их потребности в информации для осуществления проекта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Специфика управления проектами

     2.1 Стратегия управления 

     Управление  проектами — это процесс определения цели деятельности и организации людей и техники так, чтобы эта цель была достигнута при завершении деятельности.

     Обобщенно цикл управления можно представить  двумя стадиями: разработка инновационного проекта; управление реализацией инновационного проекта (рис.6).[6]

Рис.6. Общая схема цикла управления инновационными проектами

     В начале процесса управления должен быть проведен стратегический анализ с планированием жизненного цикла продукции, который в основном определяет эффективность производства.[3]

     Жизненным циклом продукции - зависимость экономического эффекта, полученного в результате реализации, от времени, затраченного на разработку, освоение и выпуск данной продукции на предприятии, который отражен на рисунке 7.

     

     Рис.7. Жизненный цикл продукции 

     Жизненный цикл, изображенный в виде 8-образной кривой условно подразделяется на 6 этапов:

     0  — исследование, проектирование  и внедрение;

     1  — начальный этап выпуска с  отработкой технологии серийного выпуска;

     2 — выпуск продукции с нарастающим  ростом эффективности;

     3  — замедление роста эффективности;

  1. — понижение эффективности;

         5  — спад эффективности.

     Характер  изменения эффективности технологий показан на рис. 2.2. 

     

     Рис.8. Зависимость результатов технологий от затрат на их       разработку для одного вида продукции

     Аналогично  жизненному циклу продукции цикл спроса можно разделить на несколько  характерных периодов:

     1.  Зарождение  —   интенсивный период становления отрасли, когда несколько фирм конкурируют между собой, стараясь захватить лидерство.

     2.   Ускорение роста — период интенсивного роста прибылей фирм, которые выдержали конкурентную борьбу при условии превышения спроса над предложением.

     3.  Замедление роста, когда предложение начинает превышать спрос.

     4. Зрелость -  достижение насыщение рынка.

      5. Затухание - снижение объема  спроса за счет уменьшения потребления продукта, появления продуктов-заменителей, а также при изменении экономических, демографических, политических и других условий.

     Приведенные примеры показывают, насколько сложно выбрать правильную стратегию при модернизации предприятий с внедрением новой технологии. Поэтому этой части проекта надо уделять особое внимание, так как при неправильно выбранной стратегии можно в результате внедрения проекта затратить большие средства и оказаться с малоперспективной технологией и неконкурентоспособной продукцией. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2.Оперативное управление проектами 

     Модель  оперативного управления проектом на основе обратной связи представлена в Приложении 2.

     В соответствии с изображенной моделью  управления Герольдом Пойцаком предлагается схема взаимосвязи разделов и методов, которая широко применяется в международной практике. Она представлена на таблице 2.

     Таблица 2

     Схема взаимосвязи разделов и методов 

Фазы Виды  управления
Стратегическое Оперативное Инструментальное
1)Начало  проекта Анализ  воздействия внешней среды, участников; определение целей, цен, ограничений; выбор критериев для решения  поставленных целей; заключение контракта Окончательное формулирование проекта, анализ срока  выполнения работ, объема работ; предварительное  определение стоимости работ Организация проекта, ответственность, квалификация и особенности; отбор состава  руководителей, инструкции, нормативы
2)Текущее  управление проектом Управление  заключением контракта, персоналом, организационной структурой, общественными  взаимоотношениями; определение статуса  проекта. Пределы, структуры, нормы, управление ресурсами, затратами и риском; контроль качества и сроков выполнения работ; учет расходов; системы управления производительностью Руководство проектом, технология процесса управления; оценка производительности, культура проекта, система связи
3)Кризис  проекта Изменение оценки целей,  договоров; управление изменениями проекта Повышение эффективности (производительность- время-  затраты) Разрешение  конфликтов, смена или перемещение  персонала
4)Завершение  проекта Сокращение  проекта, передача гарантий; доведение  до конца, завершение дел после сдачи  объекта Оценка  процесса выполнения проекта, документация для завершения проекта, передача опыта Управление  сдачей объекта и передачей собственности, оценка персонала
5)Техническое  управление Управление " продукция-система", которая  реализуется различными методами
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3.  Системный подход в управлении 

     Под системой понимается нечто целое, связанное  из отдельных элементов, которые взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимодействуют. При этом система имеет свойства, которых нет у составляющих ее элементов.

     Любая организация как система может  рассматриваться в трех аспектах: физическом, экономическом и кибернетическом. Физическая система рассматривает все материальные и энергетические связи и зависимости.

     Экономическая система рассматривает все экономические  связи как внутри системы, так  и с внешними организациями. Кибернетическая  система представляет упорядоченную последовательность информационных сигналов. В этой системе должен быть координирующий орган, осуществляющий автономное управление. Информация, поступающая в систему и содержащаяся в ней, должна поддерживать параметры системы в определенных пределах. Для обмена информацией с другими организациями система должна иметь информационные входы и выходы. Эти все свойства имеются во всех кибернетических системах.[9]

     Кибернетическая система управления действует аналогично автомату с обратной связью. При этом управляющая подсистема формирует командно-управляющую информацию и направляет ее в управляемую подсистему для реализации процесса, а по каналам обратной связи получает информацию о результирующем воздействии с целью определения корректирующего воздействия. Четко осуществляемая обратная связь обеспечивает эффективность системы управления процессом. Обратная связь характеризует оценку действия и сравнение его результатов с существующими критериями и стандартами для определения последующего действия. Обратная связь бывает двух видов: положительная и отрицательная. Положительная обратная связь способствует увеличению отклонения результирующего действия от установленных критериев. Отрицательная обратная связь способствует уменьшению отклонения результирующего действия от установленных критериев. Все системы управления для эффективного воздействия используют отрицательную обратную связь.

     На  рис.9 представлена схема системы управления с отрицательной обратной связью. Из схемы видно, что на основании цели процесса выбираются параметры для оценки данной цели и критерии для этих параметров. В результате формируется командно-управляющая информация, которая воздействует на управляемую подсистему в виде процесса. Количественная оценка результирующей деятельности через обратную связь сравнивается с выбранными критериями, стандартами, известными статистическими данными и вырабатывается корректирующее воздействие на командно-управляющую информацию с целью сокращения отклонений результирующего действия от установленных критериев, норм. При этом, если установленные отклонения очень значительны, то необходимо изменить критерии, параметры или даже цель процесса. 

Информация о работе Специфика управления инновационными проектами