Специфика управления инновационными проектами

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2011 в 19:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – систематизация и углубление знаний в области инновационной деятельности на основе методик управления проектами.

Первый раздел данной работы включает в себя теоретические основы инновационного проекта, его основные характеристики, функции и методы управления им. Второй раздел отражает специфику и различные подходы к менеджменту в сфере проектов и содержится анализ эффективности реализации инновационного проекта.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Теоретические аспекты управления инновационным проектом:

1.1 Сущность, содержание и структура инновационного проекта….......5 1.2 Классификация и этапы инновационного проекта……..…..……...13

1.3 Функции и методы управления……………………………………....15

2. Специфика управления инновационными проектами:

2.1 Стратегия управления………………………………………………...19

2.2 Оперативное управление……………………………………………..22

2.3 Системный подход в управлении……………………………………24

2.4 Принципы управления инновационным проектом…………..……..28

2.5 Анализ эффективности реализации управления проектом на примере ЗАО «Шоколадная фабрика Новосибирская»………………..……...30

Заключение……………………………………………………………………….32

Список использованных источников…………………………………………...34

Приложение

Файлы: 1 файл

курсовая по инновационному менеджменту.doc

— 363.00 Кб (Скачать)
y">     • механизм реализации проекта и система  мотивации.[16,с.343]

     Механизм  реализации проекта должен включать структуру инновационной организации, положения о ее подразделениях и должностные инструкции, оперативно-календарные планы и сетевые модели (графики), оперограммы управления проектом, планы комплексного обеспечения, контроля, координации и регулирования выполнения заданий, задач и целей проекта.

     Структурная модель областей знаний и компонентов  основных процессов (рис.2) позволяет получить предварительное представление о современной концепции УП. [10]

     Концепция УП может описываться с помощью  таких основных структурных и функциональных компонентов, как:

     1)контекст  управления проектом;

     2)процессы  управления проектом;

     3)основные  функции управления проектом;

     4)методы  управления проектом;

     5)практика  и эффективность управления проектом

     Рис .2 Структура знаний и компонентов УП

     Множество процессов управления проектом, применимых к большинству проектов, может  быть разделено на пять групп, каждая из которых включает один или несколько процессов:

  • процессы инициации — формальное признание того, что проект или его очередная фаза должна быть введена в действие. Они включают все необходимые для этого работы и мероприятия;
  • процессы планирования — разработка плана проекта и действующей организационно-технической системы управления для успешного достижения целей и результатов проекта;
  • процессы выполнения — координация людских и материальных ресурсов для выполнения плана проекта:
  • процессы контроля — отслеживание хода выполнения проекта и достижения целей путем мониторинга, количественной оценки прогресса проекта и осуществления необходимых корректирующих воздействий для ликвидации нежелательных отклонений от плана проекта:
  • процессы закрытия — формальная приемка выполненного проекта или его отдельной фазы, закрытие контрактов и завершение проекта.

     Содержание  основных работ по управлению проектами  отражено в таблице 1. 

     Таблица 1.

     Основные  работы по управлению проектами 

Инициация Планирование Выполнение Контроль Закрытие
1)Инициация  проекта или его фаза 1)Планирование  предметной области 1)Организация  и координация выполнения плана 1)Представление  отчетов о ходе выполнения 1)Административное  завершение проекта
2)Разработка концепции проекта 2)Структурная  декомпозиция проекта
2)Развитие  команды проекта 2)Управление  изменениями
3)Технико-экономическое  обоснование 3)Определение  работ и их взаимосвязей 2)Закрытие  контрактов
3)Распределение  информации 3)Контроль качества
4)Планирование  ресурсов  
4)Оценка  и утверждение проекта 5)Оценка продолжительности  работ  4)Подтверждение  предметной области 4)Контроль выполнения
 
 

       В системе УП реализуются две группы процессов:

  • проектно-ориентированные процессы. Они  связаны с объектом УП, выполняются исполнителями работ проекта и направлены на достижение результатов проекта — создание нового продукта или услуги;
  • процессы управления проектом. Они связаны с субъектом УП, или командой управления проектом и ее деятельностью по описанию, планированию, организации и координации работ в проекте хотя обеспечения успешного завершения проекта.[10]

     Структуризация инновационного проекта – это количество учитываемых при проектировании научных подходов и принципов, применяемых методов менеджмента определяются главным менеджером проекта (проект-менеджером) и членами НТС в зависимости от сложности проблемы, стоимости проекта и состояния факторов внешней и внутренней среды инновационной организации. Разработка инновационного проекта завершается подготовкой проектной документации. Единый состав проектной документации пока не установлен и в каждом конкретном случае ее состав определяется в исходном (технико-экономическом) задании.[16,с.344]

     Структурирование  помогает решить следующие задачи:

  • Разделение объекта на поддающиеся управлению блоки;
  • Распределение ответственности;
  • Оценка необходимых затрат средств, времени, материальных ресурсов;
  • Создание единой базы для планирования, составления смет и контроля за затратами;
  • Увязка работ по проекту с системой ведения бухгалтерских счетов;
  • Переход от общих целей к конкретным заданиям.

     Основными участниками инновационного проекта  являются:

  1. Заказчик – будущий владелец и пользователь результатов проекта (юридические, физические лица);
  2. Инвестор – юридические, физические лица, которые вкладывают деньги (заказчик и инвестор могут совпадать);
  3. Проектировщик – разработчик проекта;
  4. Поставщик – организация, которая обеспечивает материально-техническое обеспечение;
  5. Руководитель проекта – юридическое лицо, которому заказчик делегирует полномочия по руководству работ по проекту: планированию, контролю и координации работ участников проекта;
  6. Команда проекта - специфическая организационная структура, возглавляемая руководителем проекта и создаваемая на период осуществления проекта с целью своевременного достижения плановых показателей.

            Состав и функции  команды проекта зависят от масштабов, сложности и других характеристик проекта. [16,с.344]

     Структуризация  проекта представляет собой дерево ориентированных на продукт компонентов (оборудование, работы, услуги, информация), а также это организация связей и отношений между элементами. Ведь проект возникает, существует и развивается в определенном окружении, которое называется внешней средой. Состав проекта не остается неизменным в процессе его реализации и развития, в нем могут появляться новые элементы или объекты и из его состава могут удаляться. Проект как всякая система может быть разделен на элементы. При этом между ними должны определяться и поддерживаться связи.[1]

     Между проектом и внешней средой осуществляется связь и перемещение элементов, участвующих в работе по его реализации.

     Внешняя среда формируется факторами:

  • Политическими;
  • Экономическими;
  • Социальными;
  • Научно-техническими.

     Проект  тесно связан с научно-техническим обеспечением, а именно достижения в предметной области проекта и привнесение ноу-хау. Проект объединяет знания и опыт по реализации определенных идей, при этом формируется зона реализации проекта, в которой принимаются решения по управлению проектом, и способствует реализации персонала проекта, который является частью трудовых ресурсов вообще. Проект ориентируется на законодательно-правовые основы, что составляет правовую зону проекта, на их основе заключаются контракты и другие правовые документы. Финансирование проекта создает финансовую зону и ориентируется на инвестиционный рынок. Проект объединяет знания и опыт по разработке самого проекта и формирует зону разработки проекта, в которой разрабатывается вся проектная документация.[13] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.2 Классификация и этапы инновационных проектов. 

      Инновационный проект представляет собой сложную  систему взаимообусловленных и  взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей (задач) на приоритетных направлениях развития науки и техники. Уровень значимости проекта определяет сложность, длительность, состав исполнителей, масштаб, характер продвижения результатов инновационного процесса, что влияет на содержание проектного управления.[4] Схема классификации инновационных проектов приведена на рис.4 

Рис.4. Виды инновационных проектов 

       Создание  и реализация проекта включает следующие  этапы:

    1. Формирование инвестиционного замысла (идеи);
    2. Исследование инвестиционных возможностей;
    3. Технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта;
    4. Подготовка контрактной документации;
    5. Подготовка проектной документации;
    6. Строительно-монтажные работы;
    7. Эксплуатация объекта;
    8. Мониторинг экономических показателей

Схема работы создания и реализации проекта  представлена на рисунке 5. 

 
 

Рис. 5 Этапы прохождения проекта 

         Все разделение проекта  на этапы должно быть тщательно продумано. Одной из причин неудач в реализации проекта является нечеткая организация  сотрудничества и согласованности внутри рабочей группы, а также между рабочей группой и организацией.

 

1.3 Функции и методы управления проектом

     Управление  проектом — это управление изменениями, которые должны быть произведены в результате его осуществления.

     К настоящему времени накоплен значительный опыт по различным методам управления проектами. Из формальных методов чаше всего используется известный метол «дерева целей» с описанием, фиксацией целей и их структурной декомпозицией. Для нечетких целей используют технику творческого процесса типа «мозговой атаки», «записи идей», «творческой конфронтации», «систематического структурирования» [7]

     Структурная модель проекта и коды ее структурных  элементов служат информационной основой  для формирования всей документации проекта на протяжении его жизненного цикла.

     1) Методы планирования затрат:

     Эта важнейшая область управления проектом в рыночной экономике тесно связана с ценообразованием и сметным делом. Различают два подхода к планированию затрат: пассивный и активный.

     Пассивный основан на расчете стоимости: по проектам-аналогам (фаза 1): по объемам работ и нормативам (фаза 1—2); на основе расчетной потребности ресурсов и нормативной базы (фаза 2—3).

     Активный  подход основан на минимизации стоимости  проекта за счет варьирования переменными (разные финансовые схемы, интенсивность работ, сроки, способы выполнения и др.) Важное место здесь занимают методы функционально-стоимостного анализа затрат и прибыли проекта, а также определения экономической эффективности проекта с учетом затрат на эксплуатацию.

Информация о работе Специфика управления инновационными проектами