Социально-экономическая характеристика категории «инновация»

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 22:52, реферат

Краткое описание

Поиск и использование инноваций непосредственно на предприятиях является актуальной проблемой. Развитие новых технических и организационно-технологических решений, совершенствование основных принципов управления применительно к специфике отечественного рынка создают условия для обновления процессов воспроизводства на предприятиях и дают дополнительный импульс для экономического роста.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Общая характеристика категории «инновация» 3
1.1.Инновация: понятие, классификация, функции 3
ГЛАВА 2. Социально-экономическая характеристика категории «инновация» 7
2.1. Инновация как экономическая категория 7
2.2. Инновация как социальная категория 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Реферат_Инновации как социально-экономическая категория.doc

— 72.00 Кб (Скачать)

     ВВЕДЕНИЕ 2  
ГЛАВА 1. Общая характеристика категории «инновация» 3  
1.1.Инновация: понятие, классификация, функции 3  
ГЛАВА 2. Социально-экономическая характеристика категории «инновация» 7  
2.1. Инновация как экономическая категория 7  
2.2. Инновация как социальная категория 14  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21  
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

      Введение

     В современных условиях повышения эффективности производства можно достичь преимущественно за счет развития инновационных процессов, получающих конечное выражение в новых технологиях, новых видах конкурентоспособной продукции.

     Поиск и использование инноваций непосредственно на предприятиях является актуальной проблемой. Развитие новых технических и организационно-технологических решений, совершенствование основных принципов управления применительно к специфике отечественного рынка создают условия для обновления процессов воспроизводства на предприятиях и дают дополнительный импульс для экономического роста. 

 

      "Социально-экономическое содержание инновации на предприятии" 

     Современное предприятие, функционируя в сложной общественно-экономической среде, должно постоянно создавать и внедрять различного рода инновации, обеспечивающие его эффективность в рыночной экономике.

     Анализируя  инновационные намерения предприятий, возникает вопрос о предпосылках их необходимости. Следует напомнить, что понятие прогресса и развития имеет чрезвычайно короткую, всего лишь от XVIII века, родословную. Перелом в понимании развития вносят, однако, только работы Дарвина, но на основе гегелевской философии. В наше время произошло столкновение между различными теориями развития. В связи с развитием квантовой физики, открытием необратимых процессов в области физики, с одной стороны, и возникновением в современном мире экологических угроз — с другой, стали возникать и развиваться, философские концепции, ставящие под сомнение прогресс вообше. Достижения науки и как результат экономический и технический прогресс не прибавили людям счастья. Одним изведущих теоретиков концепции сомнения относительно прогресса и развития является И. Хаберманс.

     В то же время в современной науке  есть течение, которое прямо обращено к оптимистическим идеям просвещения. Исходя, из тех же самых предпосылок  развития современной науки, особенно квантовой физики, отмечая угрозу со стороны современного мира, в этих идеях прежде всего заложены огромные творческие возможности человека в его борьбе с двойственностью и творческое соучастие каждой человеческой личности в создании современного мира.

     Развитие, как философская категория предполагает процесс любого рода изменений разнообразных форм материи. Хотя эти изменения всегда каким-то образом направлены, в мире природы они не поддаются оценке — существуют объективно. В общественно-экономической жизни мы оперируем определенной системой ценностей, поэтому выше приведенное понимание развития является недостаточным длятого чтобы определить направление данного процесса развития. Каждый из трех типов процессов развития — прогрессивный, регрессивный и стагнационный — проявляется как своеобразная тенденция, поэтому исследование конкретных процессов развития требует определения доминирующей тенденции в конкретном периоде времени и пространстве. С помощью критерия ценности можно определить направление и характер процесса развития, являющегося объектом исследования.

     В литературе и обыденной жизни  развитие часто отождествляется  с прогрессом (т. е. с типом прогрессивного развития). В связи с этим следует  подчеркнуть разбитие этих прнятий. Развитие является философской категорией, а прогресс — категорией из области этики. Поскольку этическое сознание является продуктом истории, оно, само подвергается изменениям, одни его ценности исчезают, другие же остаются. Это явление характерно и для прогресса. Общество, имея в своем распоряжении материальный потенциал, действуя под влиянием различных условий, создавая и используя инновации, вызывает прогресс (технический, общественный, организационный и т. д,.), оказывающий решающее влияние на темп общественно-экономического развития, уровень жизни и условий труда общества.

     Общественное развитие вынуждает предприятия к проведению постоянных перемен во всех сферах их деятельности. Эти изменения органически включают инновационный процесс. В научной литературе существует большое количество дефиниций инновации, часто заметно отличающихся друг от друга. В целом все согласны в том, что инновация всегда связана с прогрессом. В западной литературе существует два подхода к инновации: широкий и узкий. При широком подходе инновации — это всевозможные изменения внедрения новых или усовершенствованных решений в технику, организацию, процесс снабжения и сбыта, общественную жизнь и т. д.

     Из  этой дефиниции следует технический, экономический и организационный  характер инновации. По мнению Шумпетера, предметом инновации могут быть: продукт, производственный процесс, а также организация, при условии, что они являются новыми и внедрены. На базе дефиниции Шумпетера возник ряд вариантов этого определения, причем они обычно представлены в трех значениях: функциональном, атрибутивном и предметном. При функциональном подходе акцент делается на показе инновации как процесса сознательного осуществления изменений в технике, технологии и организации труда. Такое видение заметно в приведенном определении Шумпетера. Атрибутивный подход, как отмечает Й. Валковский, сводится к менеджерскому подходу, когда инновация рассматривается как одна из возможных реакций предприятия на общественные потребности, или же социальному подходу, когда она становится элементом процесса социально-экономического прогресса.

     Предметный  подход касается целой совокупности изделий, процедур и методов, характеризующихся определенными чертами. Такой подход к инновации характерен для П.Р. Уайтрафельда и Р.Т. Лапье. По мнению последнего, инновация «выражается в: применении новых видов инструментов или же новых принципов пользования инструментом; внедрении нового технологического процесса или новой процедуры; применении нового вида сырья или же материала; использовании нового места или территории, прежде не известных, в осуществлении нового действия.

     Определение «использование нового места в осуществлении  нового действия» Р.Т. Лапье понимает широко, т. е. от отдельного рабочего места  на предприятии до социальных явлений. Ф. Котлер считает, что понятие инновации  относится к любой ценности, воспринимаемой как новое. А. Харман также понимает инновацию широко, отождествляя ее с внедрением новых или существенно улучшенных продуктов в экономику, а также с внедрением новых или существенно улучшенных производственных процессов. Следует особо отметить подход к понятию инновации П.Ф. Дрюкера: «Инновация является специфическим инструментом предприимчивости — действием, предающим ресурсам новые возможности создания богатства». Далее Дрюкер утверждает, что предприниматели с помощью инновации превращают изменение в оказию для начала новой хозяйственной деятельности или же для предложения новых услуг.

     Предприниматели должны целенаправленно искать источники  инновации, искать изменения и их проявления, указывающие на возможность  успешной инновации. Они также должны знать и применять принципы эффективной инновации. П. Ф. Дрюкер недвусмысленно подчеркивает, что «инновация не должна быть технической, она даже не должна быть чем-то материальным». Он является сторонником повсеместного применения социальных инноваций, утверждает, что такого рода инновации значительно более трудны в применении, чем технические. Дрюкер пишет: «Технологии можно импортировать "по 'низким ценам и при минимально культурном риске. Но для того чтобы успешно росли и развивались институты, они должны быть прочно укоренены в культуре». Он утверждает, что инновации — это скорее экономическое или социальное, чём техническое понятие. В польской литературе широкий подход к понятию инновации характерен для Л. Пасечного и Я. Венковского. Они считают инновации открытиями, являющимися следствием находчивости людей, которые приводят к прогрессивным изменениям в определенных положениях вещей. Широкой дефиниции инновации придерживается и М. Хольштейн-Бек. По ее мнению, инновацией является каждая культурная ценность, которая в данных пространственно-временных пределах рассматривается как новация. Ею может быть, например, идея, техническое или технологическое решение, организационная структура при условии, ее применения.

     В научной литературе можно встретить  и более узкое понимание значения инновации. Характерной чертой такого подхода является сведение инновации к техническим проблемам, чаще всего к внедрению новых изделий и новых технологий. К авторам, таким образом трактующим проблему инновации, на Западе относятся Р.Э. Джонстон, Д. Дессен, Д.А. Алле [8]. Из дефиниции, предложенной X. Сформулированная таким образом дефиниция не уточняет, где должно произойти это первое применение, то ли в мировом масштабе, то ли в масштабе данной страны, то ли в масштабах отдельных хозяйственных субъектов.

     Частичный ответ можно найти в интерпретации  понятия инновации, принадлежащей  Э. Хофмайстеру. Он считает, что под  инновацией следует понимать сознательную, направленную на достижение определенной цели волю превращения изобретения  в процесс или метод или же умелое выведение изделия на рынок.

     К польским авторам, разделяющим узкий  подход к понятию инновации, относится  Е. Бырский, который идентифицирует инновацию с промышленным производством, особенно с его техникой, технологией  и изделиями. Ян Муйжель называет инновациями промышленное применение новых технологий. И хотя дефиниция охватывает только изменения в процессе производства, из последующих выводов автора следует, что под инновацией он понимает также изменения в продукте. К. Познаньский под инновацией понимает «изменения в методах производства и продуктах (эвентуально в организации непосредственного производственного процесса), базирующиеся на новых или до этого момента не использовавшихся знаниях». В отличие от предыдущих дефиниций инновации К. Познаньский в своей интерпретации делает упор на сферу создания инновации. Он также считает, что в сфере теории процесс создания изобретения и производственное применение полученных знаний следует трактовать раздельно. Это объясняется прежде всего тем, что часть изобретений никогда не доходит до стадии использования, а также убеждением, что одним из элементарных составных частей технического прогресса являются инновации. Явления инновации имеют место как в том случае, когда они запланированы (заранее продуманы), целенаправленно и сознательно осуществлены для достижения определенных целей и задач, так и тогда, когда, изменения заранее не продуманы, но в конечном счете дают результаты и решения, благоприятные для предприятия. Учет в определении инновации незапланированных изменений необходим из-за возможности осуществления изменения рядовыми работниками спонтанным образом. В противном случае они бы сводились к роли пассивного инструмента в процессе производства.

     И. Паестка прямо заявляет: «Не имеет  значения, что продукты и технологии где-то известны; для данного общества, которое их прежде не знало, они, несомненно, являются инновациями. Для анализа процессов развития более правильным является такое понимание понятия инновации, при котором инновацией является не только то, что является новинкой в мировом масштабе, но и то, что является новшеством для данного общества». Эту аргументацию можно отнести к низшему уровню, т. е. к отрасли промышленности или же к предприятию. Как следует из обзора литературы предмета, понятие инновации имеет много значений. Чаще всего научная литература и хозяйственная практика трактуют инновации на предприятии очень узко, только с технической точки зрения. Обычно анализируемым предметом инновации являются изменения, осуществляемые в сфере производства в области: новых или усовершенствованных изделий (продуктные инновации) и новых или усовершенствованных технологических процессов (технологические инновации). Организационные изменения, имеющие место в сфере производства, чаще всего рассматриваются в совокупности с изменениями в технике.

     Основой классификации инноваций может быть критерий приносимой обществу пользы. В соответствии с этим выделяются инновации: ведущие к сокращению затрат; приводящие к улучшению качества изделий; способствующие увеличению количества производимых продуктов; сберегающие человеческий труд; ведущие к охране окружающей среды (экологические инновации). Особенно важным является деление инноваций с учетом предмета инновации. В этом случае выделяются технические, организационные, экономические, социальные и экологические инновации

     В группе технических инноваций чаще всего выделяются инновации в  производственном процессе (технические) и продуктовые. Инновация в производственном процессе, т. е. изменение в применяемых  данной производственной системой методах  производства, касается правил трансформации факторов производства, находящихся на «входе» системы, а инновация в продукте, представляющая собой усовершенствование уже производимого «предприятием изделия или же расширение ассортиментной структуры за счет нового продукта, появляется на «выходе» системы. В некоторых случаях инновации в продуктах могут оказаться невозможными без. изменений в существующих методах производства, что же касается инноваций в производственном процессе, то они могут принуждать к изменениям в структуре производства. Более того, во многих отраслях промышленности, например, металлургии, химической промышленности просто трудно найти такие изменения в процессах, которые не влияли бы на изменение продуктов.

Информация о работе Социально-экономическая характеристика категории «инновация»