Социально-экономическая характеристика категории «инновация»

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 22:52, реферат

Краткое описание

Поиск и использование инноваций непосредственно на предприятиях является актуальной проблемой. Развитие новых технических и организационно-технологических решений, совершенствование основных принципов управления применительно к специфике отечественного рынка создают условия для обновления процессов воспроизводства на предприятиях и дают дополнительный импульс для экономического роста.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Общая характеристика категории «инновация» 3
1.1.Инновация: понятие, классификация, функции 3
ГЛАВА 2. Социально-экономическая характеристика категории «инновация» 7
2.1. Инновация как экономическая категория 7
2.2. Инновация как социальная категория 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Реферат_Инновации как социально-экономическая категория.doc

— 72.00 Кб (Скачать)

     Технические инновации не возникают в отрыве от других процессов в социальной жизни предприятий. Им обычно сопутствуют изменения в организации и управлении, экологии, в области профессиональной учебы работников, безопасности и гигиены труда, агрономии, мотивационной системе работников и т. д. Нельзя провести инновации в области технических условий, инструментов, технологии без учета физических и социально-психологических качеств работников, потому что это не только не ведет к достижению намеченных социально-производственных последствий, но и заранее обречено на неудачу. Продуктовая инновация связана с приданием продукту новых качественных черт, причем они должны восприниматься потребителями как новые. Изменения качественных характеристик могут быть двоякого рода: фактические и фиктивные. Первые порождаются изменением материальных характеристик и приводят к изменению материальной и эмоциональной потребительской стоимости.

     Эмоциональная потребительская стоимость формирует  также нематериальный фактор, каковым  является представление о продукте и его поставщике. Фиктивные изменения вытекают из изменений дифференциации (фиктивной), которые модифицируют эмоциональную потребительскую стоимость продукта, т. е. удовлетворяют непредметные, эффективные требования потребителей. Выделение категории новых продуктов (в понимании фактической дифференциации, связанной с применением таких технических инноваций, которые вызывают возбуждение потребностей, создание преференции потребителей относительно этого продукта) связано с диапазоном инновационных изменений в продукте. В связи с этим можно выделить: радикальные инновации в продукте (новые виды и новые типы продуктов); совершенствование продукта (новые модели продукта, прежде всего в случае модернизации).

     В анализе соотношения продукт—технология существенным является то, что большие возможности кроются в лучшем приспособлении продукта к технологическим процессам, а также в лучшей конструкции, преследующей цель достижения более высокого качествае и большего разнообразия вариантов продукта. Большое значение имеет также расширение объема услуг, связанных с продуктом. Постоянное пополнение и обновление предложения предоставляемых услуг очень часто является одним из главных условий успеха предприятия.

     Основные  направления организационных инноваций  на предприятии направлены на совершенствование: организационной структуры и управления; организации трудовых коллективов; организационной системы материальных элементов; организации протекания процессов. Экономические инновации на предприятии можно определить как положительные изменения в его финансовой, платежной, бухгалтерской и т. д. сферах деятельности. Эти инновации особенно важны в период перехода предприятий к рыночной экономике. Примером экономической инновации может быть внедрение новой системы: финансовой, с тем чтобы деньги стимулировали эффективность хозяйственной деятельности предприятия; оплаты, так, чтобы система оплаты обеспечивала материальную мотивацию всем группам работников, рост эффективности труда, заставляла систематически повышать самостоятельность и ответственность работников, рационализировала структуру занятости; перспективного планирования, учитывающего услоdия разработки стратегии предприятия. Инновации в области управления людскими ресурсами имеют стратегическое, значение в условиях внедрения рыночного хозяйства. Глобализация рынка, быстрое развитие технологий, рост загрязвения окружающей среды — это факторы, осложняющие управление предприятием. В этих условиях работник и его способности к творческому решению проблем выдвигаются на первый план, а технические и структурные решения имеют повышенное значение, если они способствуют использованию активности и творческого потенциала людей. Целью управления людскими ресурсами на современном предприятии является прежде всего достижение конкурентного преобладания предприятия и связь элементов кадровой системы с его стратегией. И вообще стержнем всех современных концепций и положений в области управления является активизация человеческих способностей и умений. Эта активизация необходима для развития инновационности предприятия.

     В управлений людским потенциалом мы имеем дело с двоякого рода инновациями: внешние по отношению к системе управления людским потенциалом, т. е. такие, которые создаются работниками и должны переноситься в другие подсистемы предприятия, а также инновации, источником которых является окружение предприятия и источником которых и местом усвоения является сама система управления человеческим потенциалом. Критерием выделения этих двух типов инноваций является место их возникновения (окружение, система управления человеческим потенциалом) и предназначение (продукт, технологический процесс, другие подсистемы предприятия). Система управления человеческим потенциалом, обретая видение определенного желательного состояния работников предприятия (выработка такого видения — это роль стратегического управления), а также располагая знаниями относительно целей, потребностей, интересов определенных групп работников, имеет задачей создание таких условий, которые способствовали бы усилению благоприятствующих черт, ослаблению противодействия восприятию инновации работником. Это может быть, например, стимулирование с помощью премии, зарплаты, ротации, наказания.

     Примером  инновации из области управления человеческими ресурсами могут  служить разработка и внедрение, в частности: системы усовершенствования кадровой политики; системы профессиональной подготовки и усовершенствования работников; системы социально-профессиональной адаптации вновь принятых на работу лиц; современной организации труда (в частности, творческие группы); системы вознаграждения и оценки результатов труда. Важным мероприятием в области развития инновационности работников является поддержка предприимчивых людей на предприятии. Работников, имеющиих новые задумки и возможности их реализации, можно встретить на каждом предприятии. Эти работники, не находя поддержки у руководства и не обладая необходимыми, возможностями для деятельности, уходят с предприятия или же утрачивают желание творить. Следующей группой являются социальные инновации. Они отчетливо видны в непроизводственной деятельности предприятий, например, социально-бытовые условия жизни работников, условия безопасности и гигиены труда, культурная деятельность, организация свободного времени. Кроме того существует тесная связь технических, организационных и экономических инноваций с социальными инновациями на предприятии.

     Большое значение социальных инноваций, вопреки  — как он утверждает — всеобщему  убеждению, что инновации относятся  к предметам и базируются на точных науках н технике. Можно привести ряд примеров социальных инновации, приводящих к прямо-таки революционным изменениям в жизни общества. Чрезвычайно существенной по причине тяжелых условий труда на предприятии является инновационная деятельность в области безопасности и гигиены труда.

     Развитие  промышленности и технических инноваций существенным образом воздействует на загрязнение окружающей среды. Цели и результаты развития техники следует рассматривать также в экологическом отношений. В будущем экология будет областью активного проявления инновационных процессов. Поэтому теория инновации должна поспевать за практическими решениями в этой сфере. Автор статьи предлагает считать экологическими инновациями на предприятии такие изменения в технике, организационной структуре и управлении предприятием, которые уменьшают или предотвращают его негативное воздействие на окружающую среду

 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

     1. Валдайцев С. В. Антикризисное управление на основе инноваций. М., 2005. С. 199.  
2. Документ был принят Организацией экономического сотрудничества и развития в 1963 г. в итальянском городе Фраскати. Положения «Руководства Фраскати» периодически уточняются, последняя редакция принята в 1993 г. (www.nv–innovations.ru).  
3. Инновационный менеджмент: Учебник. Под ред. С.Д.Ильенковой. - М.: ЮНИТИ, 2005. 327 с.  
4. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. проф. В.А. Швандара, проф. В.Я. Горфинкеля. — М.: Вузовский учебник, 2006. — 382 с.  
5. Медынский В. Г. Инновационный менеджмент. М., 2004.  
6. Социологическая энциклопедия: В 2-х т. Т.2/ Руководитель научного проекта Г.Ю. Семигин; Гл. ред. В.Н. Иванов – М.: Мысль, 2003. С. 456  
7. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник. - М.: Бизнес - школа, 2004. 600 с.  
8. Фукуяма Ф. Доверие. Социальные добродетели и путь к процветанию.– М.: АСТ, Ермак, 2004. С. 52.

Информация о работе Социально-экономическая характеристика категории «инновация»