Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 21:53, курсовая работа
Ответ на вопрос: существует ли адекватный методический инструментарий для учета и оценки активов, создаваемых осуществлением инноваций, неоднозначен. С одной стороны, инновации всегда приходилось как-то оценивать и учитывать. С другой стороны, и сейчас, несмотря на огромный прогресс, еще не появилось методов оценки и учета, которые удовлетворили бы всех и не имели существенных недостатков при практическом применении. Слишком сложный предмет для анализа и учета – нематериальные активы, создаваемые в результате инновационной деятельности
Введение………………………………………………………………………….3
История исследования финансовых аспектов интеллектуального капитала………………………………………………………………………….8
Финансовая оценка и учет интеллектуальных активов: констатация проблем………………………………………………………………………….11
Классификация методов финансовой оценки интеллектуальных активов …………………………………………………………………………………….12
Методы оценки интеллектуальных активов на основе измерения ценности (стоимости) бизнеса…………………………………………...........14
Модели оценки интеллектуальных активов, основанные на бухгалтерском доходе…………………………………………………………23
Оценка интеллектуальных активов на основе ресурсов и денежного потока…………………………………………………………………………...26
Подходы к составлению отчета об интеллектуальном капитале научных организаций и раскрытие информации по интеллектуальному капиталу (на примере научно-исследовательских организаций)…….....................28
Заключение………………………………………………………………….....38
Список используемой литературы…………………………………………39
Инструменты государственной
поддержки инновационной
В целом, сотрудничество
государства и частных
1. Финансирование создаваемых в странах венчурных фондов с участием государственного капитала4 из государственного бюджета либо внебюджетных фондов. Данные по объему собранных различными государственно-частными формами партнерства финансовых ресурсов приведены в ниже (см. Таблица 7).
Таблица 7. Финансовые ресурсы, аккумулированные в рамках различных форм партнерства государства и венчурного бизнеса, млн. евро [17, с. 85]
Франция |
Ирландия |
Великобритания |
Израиль |
Германия | |
Государственно-частные | |||||
Финансирование из государственного бюджета (1) |
188 |
172 |
29 |
66 |
250 |
Государственное финансирование из внебюджетных фондов (2) |
143 |
- |
29 |
- |
250 |
Участие частных инвесторов (3) |
- |
- |
153 |
- |
- |
Общий объем финансирования (4) |
331 |
172 |
182 |
66 |
500 |
Венчурные фонды, созданные при помощи
государственно-частных | |||||
Объем финансовых ресурсов в управлении (5) |
1718 |
546 |
2449 |
172 |
-5 |
Количество созданных фондов |
45 |
30 |
9 |
10 |
- |
Доля государственного бюджета в объеме ресурсов под управлением венчурных фондов, % |
10,7 |
31,5 |
1,2 |
38,4 |
- |
Доля государственного финансирования в объеме ресурсов под управлением венчурных фондов, % |
19,3 |
31,5 |
2,4 |
38,4 |
- |
Общая доля финансирования венчурных фондов за счет государственно-частных программ сотрудничества, % |
19,3 |
31,5 |
7,4 |
38,4 |
- |
Анализ данных, приведенных в таблице №, позволяет сделать вывод о значительном разнообразии как механизмов сотрудничества государства и частных инвесторов при формировании венчурных фондов, так и объемов финансирования.
2. Участие государственных
и региональных органов власти
в управлении венчурными
формы прямого участия: введение представителей государства в совет директоров управляющих компаний, помощь в решении критических проблем инновационных фирм, содействие коммерциализации результатов НИОКР, лежащих в основе проектов, финансируемых венчурными фондами и т.д.;
формы косвенного участия:
развитие национальных и региональных
сетей венчурных инвесторов; запуск
и управление программами бизнес-
Не претендуя в данном параграфе на полноту охвата всех форм и моделей сотрудничества государства и венчурного капитала для повышения инновационной активности (в частности, не рассматривая интересный и поучительный опыт азиатских стран, а также США), выделим следующие модели такого сотрудничества.
1. Модель «фонда фондов» - государство формирует национальный венчурный фонд (финансирование из государственного бюджета либо внебюджетных фондов), средства которого распределяются впоследствии по регионам, где создаются региональные венчурные фонды с участием частных инвесторов (либо по отраслям, где создаются отраслевые венчурные фонды, также с участием частного капитала). Эта модель является наиболее распространенной в Европе, где с 1994 года действует также Европейский инвестиционный фонд (EIF) – результат партнерства между Европейским союзом и Европейским инвестиционным банком. Для управления средствами Фонда фондов создается управляющая компания, которая может быть полностью государственной (группа Yozma в Израиле в первый период своего существования, Enterprise Ireland в Ирландии), государственно-частной (CDC Enterprises во Франции) либо полностью частной (Westport Private Equity Ltd. в Великобритании). В большинстве стран управляющие компании осуществляют также прямые инвестиции в компании, находящиеся на стадии создания либо раннего развития, выступая в качестве их миноритарных акционеров. Общая схема деятельности по модели «фонда фондов» представлена на Рис. 5.
Рис. 5. Модель «фонда фондов»
Модель «фонда фондов»
получила широкое распространение
во всех странах, правительства которых
ставили целью повышение
Модель «фонда фондов»
получила наибольшее признание в
странах с сильным
2. Модель «пилотного региона» применяется в странах с неравномерным региональным экономическим развитием. В данном случае возможны две стратегии, используемые, как правило, параллельно:
2.1. Государственно-частный
венчурный фонд (с финансированием,
как из государственного
Рис. 6. Модель «пилотного региона» с «рыночным вытягиванием»
Помимо прямого финансирования, региональные власти также используют и косвенные меры поддержки региональных фондов, такие как система гарантий и налоговые льготы. В качестве примера деятельности таких фондов в пилотных развитых регионов можно привести венчурный фонд NEXT, созданный в наиболее развитом районе Италии – Ломбардии. Фонд управляется государственно-частной управляющей компанией Finlombardia, учредителями которой выступают Торгово-промышленная палата Милана, консорциум итальянских банков, в том числе Банк Италии, Правительство Ломбардии и консорциум университетов и центров технологического трансфера региона. Целью фонда является «развитие рынка венчурного капитала в Ломбардии, ориентированного на инновации, коммерциализацию новых технологий, а также повышение конкурентоспособности региона» [18]. На аналогичных принципах действует венчурный фонд FonsInnocat, управляемый государственно-частной компанией Highgrowth в испанской Каталонии (в качестве инвесторов, помимо Правительства Каталонии и банков, выступает ряд предприятий региона, а также региональный Союз инженеров и Европейский инвестиционный фонд) [19].
2.2. Государственно-частный венчурный фонд (и система гарантий для венчурных инвесторов) создается в депрессивном регионе, где венчурный капитал играет роль катализатора для формирования высокотехнологичных инновационных кластеров. Таким образом, происходит «технологическое подталкивание» (technology push) экономического развития депрессивного региона за счет венчурного капитала. Успех такой политики зависит от четкости проработки государственной и региональной экономической, промышленной, инновационной политики. В качестве примеров успешной реализации таких программ можно привести Тулузу во Франции, Сардинию в Италии, Западную Паннонию в Австрии [20].
3. Модель «инвестиционных инновационных компаний», создаваемых и управляемых частными инвесторами, использующими в своей деятельности средства федеральных министерств и ведомств на конкурсной основе. Эти компании действуют на принципах венчурного бизнеса и часто служат катализатором для роста как инновационной активности в регионах, так и внимания к ней со стороны органов регионального управления. Они также выступают посредниками, обеспечивающими доступ малых исследовательских компаний к средствам федерального бюджета при условии участия их в реализации государственных целевых программ. Эта модель в чистом виде получила развитие в США, где ее успешность обусловливается строгой и полной законодательской базой, а также тяготением американской инновационной системы к предпринимательской модели.
Отметим, что рассмотренные модели не противоречивы и могут использоваться в экономике страны одновременно, взаимно дополняя друг друга.
В заключение рассмотрим предпосылки для применения этих моделей в российской экономике.
История развития венчурного бизнеса в России достаточно коротка, однако в ней может быть выделено, на наш взгляд, три этапа (Таблица 8).
Таблица 8. Этапы развития индустрии венчурного капитала в России
№ п/п |
Период |
Характеристика этапа |
Основные процессы |
1. |
1994-1998 |
Становление венчурного бизнеса как участника российского инвестиционного рынка |
Создание 11 региональных венчурных фондов (РВФ), финансируемых ЕБРР и странами-донорами. Приход на российский рынок Международной финансовой корпорации (IFC) и американского Агентства по международному развитию (USAID). Формирование фондов, которые, по сути, являлись фондами прямых инвестиций и не инвестировали в высокотехнологичные старт-апы. Образование Российской ассоциации венчурного инвестирования (РАВИ). |
2. |
1999-2001 |
Посткризисное восстановление и развитие |
Рост интереса к венчурным фондам и венчурному бизнесу со стороны федеральных и региональных органов управления. Учреждение в 2000 г. Венчурного Инновационного Фонда (ВИФ) – некоммерческой организации, призванной формировать ядро системы венчурного инвестирования в высокорискованные инновационные проекты. Рост активности частных инвесторов, в основном, зарубежных. Проведение, начиная с 2000 года, Российских Венчурных Ярмарок – коммуникативных площадок для встречи российских технологических компаний с потенциальными венчурными инвесторами. |
3. |
С 2002 г. |
Развитие и интеграция в мировую индустрию венчурного капитала |
Появление Концепции развития венчурного бизнеса, многие положения которой в настоящее время находятся в стадии реализации. Рост внимания к венчурному бизнесу со стороны федеральных и региональных органов власти, попытки интеграции его в создаваемую национальную инновационную систему. Рост активности российских
инвесторов (при безусловном Первые выходы венчурных фондов из проектов через продажу стратегическим инвесторам. Выход компаний, в которых принимали участие венчурные фонды, на фондовые рынки. |
Динамика венчурных инвестиций за период с 1994 по 2004 гг. представлена на Рис. 7.
Рис. 7. Динамика венчурных инвестиций в России (тыс. долл.) [21, 22]
Хотя статистика по венчурным фондам достаточно противоречива, данные за 2005 г., приведенные журналом «Эксперт», в целом, подтверждают наметившиеся тенденции третьего этапа. Объем венчурных инвестиций составил 62-65 млн долларов США, число сделок – около 16. Наибольшую долю в объеме венчурных инвестиций в 2005 году (22%) занимал сектор программного обеспечения, следом за ним следовал сектор компьютерных игр (21%). Здесь были осуществлены самые громкие сделки – покупка венчурными фондами Norum и «Финам» контрольного пакета компании «Бука», приобретение фондом Ener1 компании Nival, приобретение венчурными фондами Quadriga Capital и Intel компании «Аккела». Также осуществлялись инвестиции в телекоммуникации и в электронику. Интересной тенденцией является и то, что российские венчурные фонды (например, «Русские технологии») стали активно инвестировать в зарубежные компании. Развивается и модель венчурного аутсорсинга (инвестиции осуществляются в российских разработчиков, однако штаб-квартиры создаваемых компаний находятся за пределами России, что удобней для инвесторов с точки зрения законодательства) [23].
Несмотря на то, что создание в России индустрии венчурного бизнеса происходило «сверху вниз», вследствие «административно-политических решений, за которыми стояло стремление привить трансформирующейся экономике страны ростки рыночного хозяйства» [24], до 1999 года никакой государственной поддержки венчурного инвестирования не только не оказывалось, но даже не декларировалось. Первое упоминание о «венчурном способе финансирования» появилось в конце 1999 года [6]. Говорить же о целенаправленном партнерстве государства и венчурного бизнеса для целей роста инновационной активности до недавнего времени не приходилось.
Развитию венчурного бизнеса в России препятствовал целый ряд факторов: общая неразвитость инвестиционного рынка вообще и механизма прямого инвестирования в частности; недостаток финансовых ресурсов; низкий уровень правовой защиты интеллектуальной собственности; большое количество технологий двойного применения, коммерциализация которых сталкивалась с серьезными трудностями; неразвитость инфраструктуры, что не позволяло венчурным инвесторам получить информацию о большей части малых инновационных предприятий; неразвитость законодательства; отсутствие экономических стимулов для привлечения инвестиций в высокотехнологичные предприятия с приемлемым для венчурных инвесторов уровнем риска; недостаток квалифицированных менеджеров для управления как венчурными фондами, так и финансируемыми венчурными капиталом предприятиями. Большинство этих проблем актуально до настоящего времени, однако при активном участии государства в венчурном инвестировании они, по нашему мнению, могут быть преодолены.
Информация о работе Оценка эффективности использования интеллектуальных активов