Нововведения в области адаптации персонала в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 18:23, курсовая работа

Краткое описание

Основой нововведения может быть: заказная инновация, разработанная внешней специализированной организацией; собственная инновация, разработанная в результате собственных исследований; проверенная практикой инновация, реализованная в кадровой работе другой организации.
Нововведение в кадровой работе может быть задокументировано и представлено в виде: новой кадровой политики; новой стратегии управления персоналом; новой оргструктуры системы управления персоналом; новом положении, например, об оплате труда или об аттестации персонала; новой схемы функциональных взаимосвязей или функционального разделения труда; нового положения о подразделении или новой должностной инструкции; новой методики формирования кадрового резерва и т.п.

Оглавление

Введение 3

Аспекты адаптации 7

1. Корпоративная адаптация 7

2. Социальная адаптация 8

3. Организационная адаптация. 8

4. Техническая (технологическая) адаптация 9

5. Профессиональная адаптация 9

6. Психофизиологическая адаптация 10

«Системная» адаптация 11

«Адаптация» по принципу «не ждали» 12

Адаптация новых сотрудников подразумевает партнерство 13

Адаптация новых сотрудников: стратегическое мышление 13

Технологии помогают новым сотрудникам стать частью компании 14

«ЖЕЛТЫЕ ЗНАЧКИ» 16

Комплексный подход к успешной адаптации нового сотрудника 17

Инициативы на высшем уровне 18

Рентабельность проекта (среднегодовая рентабельность инвестиций) – является разновидностью индекса доходности, соотнесенного со сроком реализации проекта. Она показывает, какой доход приносит каждый вложенный в проект рубль инвестиций. 21

Заключение 24

Список литературы 25

Файлы: 1 файл

инновац.docx

— 76.20 Кб (Скачать)

   Выгодами, получаемыми компанией с выстроенной системой адаптации, являются:

  • Создание механизма оценки профессиональных и управленческих компетенций сотрудника и его потенциала по итогам работы в первые месяцы;
  • Выявление недостатков существующей в компании системы подбора;
  • Развитие управленческих компетенций наставников и линейных руководителей;
  • Обоснование кадровых решений в отношении как новичка, так и наставников после окончания адаптационного периода;
  • Повышение лояльности сотрудника компании как работодателю.

    Приведем  сравнительную характеристику внешнего и внутреннего источников в таблице  № 1, которая раскрывает основные преимущества и недостатки этих источников.

  внутренние источники внешние источники
преимущества низкие затраты  на привлечение кадров широкие возможности  выбора
появление шанса для служебного роста появление новых  импульсов для развития компании
претендент  знает компанию и наоборот прием на работу покрывает  абсолютную потребность в кадрах
рост  производительности труда повышение мотивации
недостатки ограничения возможности  для выбора кадров более высокие затраты  на привлечение кадров
возможно  появление напряженности или  соперничества  

С набором  персонала связано множество  рисков:

- прием  на работу неквалифицированного  работника ведет за собой еще  множество проблем, таких как  затраты на обучение, адаптацию,  ухудшение рабочих показателей  и т.д.

 
Аспекты адаптации

 

 1.    Корпоративная адаптация

   Для того чтобы начать работать эффективно, человеку необходимо получить ответы на вопросы, связанные с организацией деятельности компании, например:

  • Какое место занимает компания на рынке? Как идут дела? К чему стремится?
  • Каковы стратегические цели и приоритеты компании?
  • Кто является ключевыми клиентами? Кто основными конкурентами?
  • Как осуществляется управление компанией? Кто принимает решения?
  • Какова структура компании? Где какие подразделения расположены?
  • Какова периодичность и технология планирования и отчетности?
  • Какие действуют процедуры, регламенты?
  • Кто и в каком порядке подписывает документы?
  • и т.д.

2.    Социальная адаптация

   Приходя на работу, человек принимает те нормы поведения и общения, которые  существуют в коллективе, включается в систему взаимоотношений с  коллегами. 
На этом этапе он знакомится с «атмосферой компании» – корпоративной культурой. Сотруднику необходимо получить ответы на следующие вопросы:

  • Какой стиль общения принят в коллективе (дружеский, официально-деловой, богемный и т.п.)?
  • Как принято обращаться к сотрудникам, равным по уровню / должности, подчиненным, руководителям?
  • Есть ли в компании какие-то группы, «лагеря», территории? Какие между ними взаимоотношения?
  • С кем обедать? С кем курить?
  • У кого дети такого же возраста? У кого кошки/собаки/рыбки/птички? У кого похожие хобби, увлечения?
  • Что можно / нельзя обсуждать в курилке, за обедом?
  • К кому можно / нельзя обращаться за помощью, советом?
  • и т.д.

3.    Организационная адаптация.

   Обычно  мы проводим на работе большую часть  светового дня. Разумеется, это время  должно быть как-то организовано в бытовом  плане. Существует масса организационных  моментов, с которыми предстоит разобраться  новичку в первые дни / месяцы работы. Например:

  • Где находится туалет? Где можно курить? Где находится столовая?
  • Где можно разместить свои вещи?
  • Как оформить постоянный пропуск?
  • Кто настроит компьютер?
  • Когда и где выдают зарплату?
  • Как здесь пьют чай / кофе? Можно ли принести свою кружку? Можно ли пить кофе на рабочем месте?
  • Можно ли повесить над рабочим столом плакат любимой рок-группы? Семейное фото? Календарь с видами природы?
  • Как заказать канцелярию, курьера, машину, переговорную комнату?  
  • К кому обращаться по поводу неисправностей в компьютере?
  • Где взять положенный корпоративный мобильный? Мед.страховку?
  • Как принято справлять дни рождения? Сколько сдавать на подарки и кому?
  • Во сколько принято уходить домой? Можно ли утром опаздывать?
  • Когда будет отпуск?
  • и т.д.

4.    Техническая (технологическая) адаптация

   В каждой компании используется свой набор  техники и программного обеспечения. Новому сотруднику в период адаптации  придется:

  • Запомнить новый пароль, привыкнуть к новой клавиатуре, настроить почтовую программу, обзавестись привычными закладками в «Избранном», занести нужные контакты в «Адресную книгу».
  • Освоить новую модель телефона, факса, копира, брошюровщика и пр.
  • Разобраться в внутрифирменной системе хранения информации, где что лежит, как называются нужные папки.
  • Освоить специфическое производственное (складское, IT и т.п) оборудование
  • Освоить специфическое программное обеспечение (БД).
  • и т.д.

5.    Профессиональная адаптация

   Данный  аспект адаптации связан непосредственно  с профессиональной стороной деятельности сотрудника в организации. Хватает  ли ему знаний, умений и навыков  или требуется дообучение? Есть ли перспективы у данного работника? Эти вопросы интересуют менеджеров по персоналу и руководителя подразделения. А самому сотруднику необходимо освоить следующие профессиональные аспекты работы:

  • Используемые в компании технологии и техники;
  • Стандарты работы; Документация;
  • Нормы, нормативы, технические требования;
  • Перспективы профессионального и карьерного роста;
  • Возможности обучения, повышения квалификации;
  • Параметры оценки качества работы;

6.    Психофизиологическая адаптация

   Данный  аспект в первую очередь  включает приспособление к определенному, часто отличному от привычного, режиму труда и отдыха. Особое внимание психофизиологической адаптации нужно уделить в следующих ситуациях:

  • Сменный график работы. Если человек никогда не работал по ночам, ему будет объективно тяжело работать посменно или менять время пребывания на работе, к примеру с 8 часов на 12.
  • График работы сдвинут. В некоторых компаниях предлагается график работы с 7:00 до 16:00, в других – с 11:00 до 20:00. Резко переключиться с одного режима работы на другой нередко бывает довольно сложно.
  • Ненормированный рабочий день. К ненормированной работе сложно привыкнуть, если в предыдущей компании график работы сотрудника был нормированным. Необходимость сверхурочной работы нужно обговаривать на собеседовании.
  • Длительные командировки. Для ряда сотрудников длительные разъезды могут стать дополнительным стрессом.
  • Проектная работа. В случае проектной работы сотрудник должен быть готов к пиковым нагрузкам, которые обычно возникают перед сдачей проекта.

В идеале эйчары не только занимаются привлечением и оформлением сотрудника на работу, но и помогают решать трудности, с которыми сталкивается новичок в первые дни на новом месте. К примеру, во многих компаниях практикуются системы адаптационных программ. Это ряд мероприятий, позволяющих новичкам быстрее влиться в коллектив, овладеть нужной информацией, чувствовать себя в компании комфортно с первого рабочего дня.

Как правило, адаптируют «по системе» преимущественно  в крупных компаниях. А в небольших  организациях система адаптации  персонала чаще всего «недоразвита»  или отсутствует. Также программы  адаптации разнятся в зависимости  от того, на какую позицию пришел сотрудник.

Топ-менеджеров, как правило, «курирует» руководство компании. Кроме того, нередко считается, что позиция управленца настолько «самостоятельная», что неприятные нюансы адаптации он способен разрешить сам. Рядовым сотрудникам помогают непосредственный руководитель, коллеги и эйчары.

Об этапах адаптационного процесса в компании имеет смысл поинтересоваться на собеседовании, особенно если вы знаете за собой определенные сложности  с коммуникабельностью.

      Оценка  рисков при найме, отборе и приеме персонала

№ п/п Название рисков Бальная оценка Приоритет риска Вес риска Общая оценка
1 2 3 4 5 6
1 Ошибка в  определении вакансии  
10
 
1
 
0,1
 
1
2 Ошибка при  выполнении отбора 20  
1
 
0,1
 
2
3 Ошибка в  выборе кандидата  
70
 
1
 
0,1
 
7
Итого за этап разработки: 10
4 Ошибки оценивания 50 2 0,075 3,75
Итого за этап организации: 3,75
5 Кадры, не прошедшие  оценку, уход кадров  
60
 
4
 
0,01
 
0,6
Итого за этап внедрения: 0,6
Общая оценка риска по нововведению: 14.35

 
  «Системная» адаптация

Менеджер  по работе с персоналом налогового отдела Группы PR и коммуникаций КПМГ Ольга Лапшинова рассказала нам, что в их компании эйчар встречает новичка в первый рабочий день, знакомит его с отделом, коллегами, руководителем, с рабочим распорядком, основными информационными ресурсами, административными особенностями. С ним проводят регулярные вводные тренинги, постоянно поддерживают контакт, особенно в первые две недели.

В течение  первого месяца все новые сотрудники встречаются с эйчаром, которому можно задать накопившиеся вопросы, а заодно лучше познакомиться друг с другом. Третий этап – двухдневный адаптационный тренинг, на котором с новичками говорят об основах функционирования P&G, о культуре, принципах и структуре компании. Для знакомства с производством компании для них организуется поездка на завод в Новомосковске.

«Новичка  активно вводят в работу: на первые 3 месяца для него составляется подробный  план работы и получения адаптационных  сессий от коллег и непосредственного  руководителя, Как правило, ему также  назначают коллегу-наставника, иногда еще и старшего наставника».

Возможно, адаптация в стиле «возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть по одиночке» отпугнет индивидуалистов, которым не по душе само сочетание «корпоративный дух». Но для тех, кому мил «основательный» западный подход к работе – адаптационный стиль P&G и других подобных компаний – самое то.

 

 «Адаптация» по принципу «не ждали»

Если  компания маленькая и в ней  нет HR-отдела как такового, в роли «пастыря» выступают непосредственный руководитель или коллеги. Или не выступают. Но это намного хуже.

Недоразумения с человеком, который предоставлен сам себе, могут происходить довольно серьезные. Некоторые, удрученные неудачами  первых дней, предпочитают найти себе новое место работы. Как, например, персонаж невеселой истории, свидетелем которой стала консультант Работы.ру Екатерина Лукьянова.

Например, человека приняли на должность руководителя одного из отделов небольшой компании. В качестве рекрутера выступал непосредственно руководитель департамента. И почему-то он не сообщил сотрудникам о том, что на работу выходит их новый начальник, не позаботился о пропуске и рабочем месте для него. Причем сам на работу традиционно приходил в 12 часов дня.

Информация о работе Нововведения в области адаптации персонала в организации